Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ НИКОЛО-ВЕЛИКОРЕЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
58, С. 133-135 опубликовано: 21 октября 2024г.


ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ НИКОЛО-ВЕЛИКОРЕЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Преображенский мон-рь. Фотография. 2006 г.
Спасо-Преображенский мон-рь. Фотография. 2006 г.

Спасо-Преображенский мон-рь. Фотография. 2006 г.
(Вятской и Слободской епархии Вятской митрополии), находится в с. Великорецком Юрьянского р-на Кировской обл. С 2014 г. является подворьем Трифонова вятского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря г. Кирова. Основан определением Синода от 24 дек. 2004 г. при приходской ц. Преображения Господня. По преданию, на месте буд. монастыря ок. 1383 г. обретен чудотворный образ свт. Николая Чудотворца. Крестьянин дер. Крутицы Семен Агалаков в лесу, на берегу р. Великой, нашел икону святителя. Одновременно крестьянину той же деревни, Ивану, страдавшему болезнью ног, во сне явился свт. Николай и рассказал об обретенной иконе, Иван приложился к святыне и получил исцеление (Жизнь и чудеса. 1899). Слава о чудесах от иконы стала быстро распространятся, местные жители, «испросиша у началствующих града повеление», начали возводить «церковь малу во имя чудотворца Николая и в ней чудотворный его святый образ поставиша, и бысть паки от того чудотворнаго образа чудес множайше». Но строившаяся церковь чудесным образом трижды переносилась на другое место, находившееся почти в версте от места явления иконы. Увидев в этом Промысл Божий, жители построили здесь холодный храм свт. Николая Чудотворца и поместили в нем икону, а на месте обретения чудотворного образа, где появился св. источник, соорудили часовню. «По времени же довольне пришли священницы из Хлынова града просить икону в Хлынов, после поста и молитвы дали обет приносить икону на явленное ее место» (Верещагин. 1905). Так возникла традиция Великорецкого крестного хода. По переписи 1629 г., в селе значится уже 2 церкви: холодная Никольская и теплая шатровая Преображенская. В 1672 г. архиеп. Вятский и Великопермский Александр (в схиме Андрей) выдал храмозданную грамоту на построение нового деревянного Преображенского храма. 16 мая 1686 г. архиеп. Вятский и Великопермский Иона (Тугаринов) дал «изустный указ» соборному прот. Льву о строительстве нового Никольского храма (1690). Т. о., в кон. XVII в. в Великорецком имелись 2 деревянные церкви и часовня на берегу реки.

В Переписной книге 1710 г. сообщалось, что «...а в той волости погост, а на том погосте церковь теплая во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да другая во имя Николая Чудотворца» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1098). В это время начинает формироваться комплекс построек для приюта паломников и участников Великорецкой ярмарки. В 1727 г. по прошению церковного старосты еп. Вятский и Великопермский Алексий (Титов) выдал грамоту на строительство каменной Преображенской ц. с приделом свт. Николая Чудотворца. Трапезная, «распространенная» приделом, была сделана 2-столпной. Над карнизом устроены 3 закомары, как в XVII в., а завершение храма выполнено в виде курмы. В 1749 г. освящение храма возглавил еп. Вятский и Великопермский Антоний (Илляшевич). В 1768 г. рядом была построена каменная колокольня «со столбами», соединенная с храмом. К 1810 г. на ней висели 12 колоколов. С юж. и сев. стороны к колокольне примыкали палатки, замыкая край храмовой площади (Каптиков. 1990).

Спасо-Преображенский мон-рь в с. Великорецкое. Часовня над св. источниками и ку-пальня. Фотография. 2006 г.
Спасо-Преображенский мон-рь в с. Великорецкое. Часовня над св. источниками и ку-пальня. Фотография. 2006 г.

Спасо-Преображенский мон-рь в с. Великорецкое. Часовня над св. источниками и ку-пальня. Фотография. 2006 г.
В кон. XVIII в., при 1-м губ. архит. Ф. М. Рослякове (1758-1806), начались значительные преобразования архитектурного ансамбля с. Великорецкого, связанные с увеличением числа паломников, прибывавших на праздник явления чудотворной иконы свт. Николая. По указу (1778) еп. Вятского и Великопермского Лаврентия (Барановича) используемый «доселе» способ «путешествия» иконы по р. Вятке упразднялся, а вместо него учреждался сухопутный маршрут крестного хода (см. подробнее: Дудин. 2011). Это определение увеличило численность богомольцев и внесло коррективы в формирование Великорецкого ансамбля. Зодчий Росляков в перспективный архитектурный комплекс включил село, кладбище, площадь с храмами и весь прилегающий ландшафт.

Согласно описи 1810 г., вокруг Преображенского и Никольского храмов имелась деревянная ограда с воротами в 4 направлениях. Главные ворота были каменными, «выстроены… со сводами, и на передней стене выкладены в приличных местах искусным художеством столбы. На верху врат крест железный позлащеный. По обеим сторонам прикалитки две» (ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 99). Внутри ограды располагались также деревянные лавки, амбары и питейный дом «лицом извне церковной ограды». От колокольни шла дорога к часовне, стоявшей в версте, на берегу р. Великой. Эта дорога была разделена на 3 части. Средняя, широкая, в 6 саж., и боковые, узкие, в 4 саж. «По сим прошпектам от колокольницы в четыре ряда довольно часто посажены березы» (Там же. Д. 132). По проекту архит. Рослякова над св. источником была построена каменная Никольская часовня (1800), «круглая изнутри и извне, оштукатурена, покрыта тесом со скалою. А лантирнин ее покрыт железом и выкрашен зеленой краскою... В часовне трои врата… среди часовни большая чугунная водосвятная чаша, в которую течет вода через медного луженного голубя с семи скважинами, т. е. ртом, ушами и нодрями … Для постановки слепцов при водоосвящении на чашу налагается железный обруч, в котором небольшие медные трубки» (Там же. Д. 155). Территория вокруг часовни была благоустроена, сооружен специальный водоотводный канал. К 1813 г. часовню разрушили «от неосновательной кладки фундамента», с 1819 г. на ее месте соорудили новую по проекту губ. архит. Н. А. Андреевского.

Великорецкий крестный ход. Фотография. 2005 г.
Великорецкий крестный ход. Фотография. 2005 г.

Великорецкий крестный ход. Фотография. 2005 г.
24 марта 1822 г. еп. Вятский и Слободской Амвросий (Рождественский-Вещезеров) в ответ на прошение священников, церковнослужителей и старосты крестьянина Г. Старикова благословил строительство новой каменной Никольской ц. Автором проекта стал архитектор Ижевского завода С. Е. Дудин, единственный в Вятской губ. профессиональный представитель столичной архитектурной школы. В основу планировки Великорецкого архитектурного комплекса в 1-й трети XIX в. были положены утвердившиеся в России идеалы классицизма, в соответствии с к-рыми планировка главной храмовой площади приобрела регулярную упорядоченность, застройка - классическое решение, архитектурная композиция подчинялась идее гармоничного звучания единого ансамбля. К строительству приступили в 1824 г. Дудин предложил проект в своем «благородно сдержанном стиле». Более 10 лет продолжалось возведение храма и завершилось после смерти Дудина. Губ. архит. И. Д. Дюссар де Невиль, под наблюдением которого завершалось сооружение, усмотрел в первоначальном проекте «недостаточную торжественность», но его преемник - А. Е. Тимофеев, руководивший строительством, сохранил дух авторского замысла Дудина. Освящение Никольской ц. состоялось в 1839 г. по благословению еп. Вятского и Слободского Неофита (Соснина). В 1846 г. деревянная Никольская ц. была разобрана, перенесена на приходское кладбище и освящена во имя Всех святых.

Одновременно с возведением Никольского храма (с 1826.) под наблюдением архит. Дюссара де Невиля велось строительство и надкладезной Никольской часовни в стиле классической ротонды. В Описи имущества есть сведения о том, что «посреде часовни стоял чугунный котел, огражденный железной решеткой… стены украшали живописные изображения святых, на восточной стене размещался иконостас, у которого и служили молебен. Был он скромен, с колоннами, выкрашенными под мрамор и в некоторых местах покрытых позолоченной резьбой, в середине образ святителя Николая по правую сторону образ Божией Матери, а слева архангела Михаила, и далее образ Николы Можайского» (Безверхова. 1998).

Для богомольцев был построен 90-метровый 2-этажный гостиничный корпус (1830), на 1-м этаже разместились многочисленные лавки, на 2-м - просторные комнаты. На месте разобранной в 1860 г. ветхой каменной колокольни в 1862-1874 гг. возведена новая каменная (45 м) в стиле классицизма. В 1878 г. выяснилось, что ее здание находится в аварийном состоянии и требует реконструкции. Тогда сквозной проезд под колокольней был заложен, и внутри разместили усыпальницу. Углы всего Великорецкого ансамбля «закрепили» 4 двухэтажных дома для причта и церковноприходской школы. Архитектура всех зданий выдержана в классическом стиле.

В 1884 г. на площади перед Никольским храмом была построена небольшая деревянная часовня, названная Александровской.

Декретом советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 23 янв. 1918 г. все здания Великорецкого комплекса были национализированы. 15 мая 1927 г. создана община верующих - двадцатка патриаршей ориентации, с к-рой Шараповский исполком подписал договор о пользовании зданиями и культовым имуществом (ГА Кировской обл. Ф. Р-2169. Оп. 29. Д. 22). Действующим оставался один Преображенский храм и приписанная к нему Никольская часовня на месте явления иконы, остальные здания были переданы в ведение сельсовета. В 1934-1936 гг. храм неоднократно закрывался райисполкомом под предлогом эпидемии брюшного тифа и дизентерии. 16 окт. 1936 г. свящ. Михаил был арестован. В янв. 1938 г. в зданиях Великорецкого комплекса был размещен детский дом, воспитанники к-рого устроили погром в храме, в результате чего стало невозможным проводить богослужения. Постановлением райисполкома от 7 марта 1938 г. Преображенская ц. была закрыта, а 7 мая 1939 г. вышло повторное постановление о закрытии храма, утвержденное Кировским облисполкомом 1 окт. того же года. Здание было передано райисполкому под клуб. Всехсвятская ц. на кладбище была разрушена.

В 1943 г. верующие с. Великорецкого вновь обратились в облисполком с просьбой открыть Преображенский храм. 24 дек. 1946 г. на заседании Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР принято решение об открытии храма. 4 февр. 1947 г. церковная община зарегистрирована уполномоченным Совета при Кировском облисполкоме (Там же. Ф. 421. Оп. 1. Д. 12). Указом еп. Кировского и Слободского Вениамина (Тихоницкого) от 29 янв. 1947 г. настоятелем прихода назначен свящ. В. И. Костин.

9 мая 1959 г. решением исполкома Кировского обл. совета было запрещено паломничество к месту явления иконы свт. Николая. В документе, в частности, говорилось: «...хождение в село Великорецкое в майские и июньские дни в так называемые святые места ежегодно наносит большой материальный ущерб сельскохозяйственной артели «Память Ильича», великорецкой больнице, великорецкому детскому дому, отвлекает трудящихся от летне-полевых работ». 8 июля 1960 г. решением Кировского обл. совета храм был закрыт и передан под хозяйственные нужды колхозу «Память Ильича». Здание часовни на месте явления иконы снесено.

5-6 июня 1989 г. по инициативе архиеп. Кировского и Слободского Хрисанфа (Чепиля) возрожден Великорецкий крестный ход. В 1992 г. открыт приход Преображенской ц., настоятелем назначен свящ. Валерий Конев, в 1994 г.- прот. Александр Зверев. Под колокольней, в помещении бывш. усыпальницы, был устроен храм св. Илии Пророка. На месте явления чудотворного образа устроены деревянная часовня и купальня. В 1999 г. на берегу р. Великой сооружена часовня-алтарь для богослужения в дни Великорецкого крестного хода. Вокруг комплекса возведена каменная ограда.

24 дек. 2004 г. наместником П. Н.-В. м. был назначен игум. Тихон (Меркушев). В основу устава обители был положен устав афонского Русского во имя великомученика Пантелеимона монастыря. Кельи для братии и наместника были устроены за оградой монастырского комплекса, в восстановленном здании бывших торговых рядов построена трапезная. В 2009 г. в П. Н.-В. м. состоялся 1-й постриг. Монастырь имел подсобное хозяйство (сенокосы, пашни, ферму, конюшню, теплицы), столярную, иконописную и др. мастерские. Велись работы по реставрации живописи Преображенской ц., интерьера и иконостаса Никольского храма. В мон-ре хранились святыни: частицы мощей свт. Николая Чудотворца, прмц. вел. кнг. Елисаветы и мч. Варвары, список Великорецкой иконы свт. Николая Чудотворца, именуемый «Житель». В 2009 г. обитель посетил министр культуры России А. А. Авдеев. Ежегодно в П. Н.-В. м. прибывали тысячи паломников - участников Великорецкого крестного хода. К 2011 г. в мон-ре проживали 10 чел. братии. 19 марта 2014 г. по прошению митр. Вятского и Слободского Марка (Тужикова) решением Синода П. Н.-В. м. был преобразован в подворье Трифонова мон-ря г. Кирова.

Арх.: РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1098; ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 99, 132, 155, 170; Ф. Р-2169. Оп. 29. Д. 22; Оп. 44. Д. 5, 109; Ф. 421. Оп. 1. Д. 12; ГАСПИКО. Ф. 1290. Оп. 54. Д. 51.
Ист.: Верещагин А. С., сост. Повести о Великорецкой иконе свт. Николая: Памятники вятской письменности XVII-XVIII вв. Вятка, 1905; Сб. храмозданных грамот на построение церквей Вятской губ. Вятка, 1914.
Лит.: Вятские ЕВ. 1883. № 12; 1873. № 24; Алфавитный указ. церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: Сост. 7 мая 1890 г. Вятка, 1890; Жизнь и чудеса свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мирликийского СПб., 1899; Памятная книжка Вятской губ. и календарь на 1914 г. Вятка, 1913; Каптиков А. Ю. Каменное зодчество рус. Севера, Вятки и Урала XVIII в.: Проблема региональных школ. Свердловск, 1990; Энцикл. земли Вятской. Киров, 1996. Т. 5; Безверхова Л. Б. Великорецкое: История и архитектура. Киров, 1998; Балыбердин А. Г. и др. Великорецкий крестный ход. Киров, 2000; Берхина Т. Вятские пометки. Киров, 2005; Николо-Великорецкий муж. мон-рь // Великорецкая икона свт. Николая: История и современность. Киров, 2008; Дудин А., свящ. Великорецкий крестный ход. Киров, 2011.
Прот. Андрей Дудин
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Преображения Господня Николо-Великорецкий мужской монастырь (Вятской и Слободской епархии Вятской митрополии), находится в с. Великорецком Юрьянского р-на Кировской обл.
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле