Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАВЕЛ
53, С. 730-733 опубликовано: 23 сентября 2023г.


ПАВЕЛ

Сщмч. Павел Светозаров, прот. Фотография. Нач. XX в.
Сщмч. Павел Светозаров, прот. Фотография. Нач. XX в.

Сщмч. Павел Светозаров, прот. Фотография. Нач. XX в.
Михайлович Светозаров (21.05.1867, с. Картмазово Судогодского у. Владимирской губ.- 10.05. 1922, г. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново)), сщмч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Род. в семье диакона. После учебы в Муромском ДУ поступил в 1881 г. во Владимирскую ДС, которую окончил в 1887 г. В том же году поступил в МДА. В 1891 г. окончил академию и получил ученую степень кандидата богословия за соч. «Семен Денисов как историк раскола». Был назначен законоучителем в мужскую гимназию в г. Шуе (до 1907). 24 июня 1892 г. обвенчался с Софией Евлампиевной Правдиной, дочерью настоятеля шуйского Воскресенского собора прот. Е. И. Правдина. 2 авг. того же года рукоположен во иерея к шуйскому Воскресенскому собору. Также был учителем (с 1892), а затем законоучителем (с 1907) жен. гимназии. В 1906 г. овдовел, самостоятельно воспитывал оставшихся без матери 8 детей. 8 апр. 1907 г. возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Воскресенского собора в связи с уходом за штат прежнего настоятеля - его тестя прот. Правдина. С 1907 по 1917 г. П. также занимал должности благочинного, председателя Шуйского уездного отделения Владимирского епархиального училищного совета, был представителем духовенства на земских собраниях и в заседаниях Шуйской городской думы (с 1908).

Награждался набедренником (1894), скуфьей (1898), камилавкой (1901), наперсным крестом от Синода (1906), орденами св. Анны 3-й (1911) и 2-й (1916) степени.

После установления советской власти и издания декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», запрещавшего преподавание основ религии в общеобразовательных учреждениях, П. стал проводить уроки Закона Божия в Воскресенском соборе. Он был одним из самых известных священников в Шуе, и представители советской власти сразу же обратили на него внимание. В первый раз П. был арестован в 1919 г. и заключен в тюрьму по обвинению в неподчинении распоряжениям Совнаркома. В 1921 г. он был снова арестован и содержался неск. месяцев в шуйской тюрьме как политически неблагонадежный в связи с Кронштадтским восстанием. Неоднократно его арестовывали на короткие сроки за проповеди.

7 марта 1922 г., после начала в стране антирелиг. кампании по изъятию церковных ценностей, в Воскресенский собор впервые явились члены уездной Шуйской комиссии по учету и сосредоточению церковных ценностей. 11 марта П. получил офиц. извещение от комиссии, в котором говорилось, что она приступит к работе в соборе 13 марта в 11 ч. утра и приглашает представителей прихода к участию в составлении описи церковных ценностей. В воскресенье, 12 марта, в 7 ч. вечера, состоялось собрание верующих для избрания представителей от прихожан в уездную комиссию по церковным ценностям. Собрание проходило под надзором начальника уездной милиции, его помощника и милицейского агента. На собрании П. сказал, что сам он отдавать имеющие богослужебное значение церковные предметы не будет, т. к. это святотатство и нарушение церковных канонов, но при изъятии ценностей правительственной комиссией сопротивления оказывать не намерен. 13 марта служба закончилась в 11 ч. утра. Прихожан в соборе было немного, но к 12 ч. люди стали прибывать, и, когда явились члены комиссии, храм был заполнен. Члены комиссии не смогли провести опись и изъятие ценностей; они удалились, сообщив, что придут в следующий раз 15 марта. Представителей прихода, избранных в комиссию по церковным ценностям, тем же вечером вызвали к начальнику уездной милиции. Здесь им объявили, что все они несут ответственность за то, что после службы в храме остался народ; им было приказано впредь храм после богослужения запирать, а ключи отдавать на хранение кому-нибудь из служащих церкви. Представителям прихода было объявлено, что 15 марта комиссия вопреки назначенному ранее в собор не придет и о ее приходе заранее объявлено не будет. Вечером 13 марта состоялось экстренное собрание президиума уездного исполкома, на котором было решено «восстановить чрезвычайные меры, связанные с военным положением, на котором губерния объявляется постановлением ВЦИКа от 12 мая 1920 г., а потому: 1) Воспретить всякие публичные незаконные сборища как в городе, так и в уезде; 2) Лиц, способствующих и подстрекающих к беспорядкам… немедленно арестовывать и предавать суду Ревтрибунала; 3) Все настоящие дела должны рассматриваться без промедления; 4) Начальнику гарнизона и начальнику милиции… к лицам, нарушающим установленный порядок… применять решительные меры вплоть до применения оружия». Это постановление уездных советских властей определило дальнейшие события в Шуе.

В среду 15 марта у Воскресенского собора на площади с утра стал собираться народ, в основном женщины. Перед приходом членов комиссии по церковным ценностям милиция получила приказ разогнать собравшуюся у собора толпу. Для этого было послано 8 конных милиционеров. Они стали разгонять собравшихся нагайками, однако люди не расходились: некоторые начали выламывать из плетня колья, чтобы обороняться, из толпы полетели в милиционеров поленья. Начальник милиции послал за подкреплением. Присланные к собору 14 вооруженных красноармейцев попытались разогнать толпу, но тоже потерпели неудачу. Люди требовали, чтобы милиционеры и красноармейцы отошли от собора. Вскоре к собору подъехали 2 автомобиля частей особого назначения с пулеметами, был открыт огонь. Стреляли сначала поверх голов, а потом и по людям. Были убиты мученики Николай Малков, Авксентий Калашников, Сергий Мефодиев и мц. Анастасия; многих ранили. Увидев падающих от выстрелов, народ стал разбегаться. Между тем служба в храме подходила к концу. Помня, что власти обещали не производить изъятия 15 марта, П. вышел на амвон и сказал: «Никакой комиссии сегодня не будет, вы можете спокойно разойтись по домам». Выступили и представители комиссии по церковным ценностям из прихожан, уговаривая всех разойтись. Но после произошедшего у стен храма никто не верил, что изъятия не будет. В храме собралось больше 300 молящихся. П. вышел из храма и пошел к своему дому, находившемуся на соборной площади. К тому времени толпу перед храмом уже разогнали. Тела убитых положили на паперть собора и никого к ним не допускали. Свящ. Николай Широкогоров отслужил по просьбе прихожан молебны Божией Матери, свт. Николаю Чудотворцу и мч. Иоанну Воину, а затем прихожане - члены комиссии по церковным ценностям - попросили людей разойтись. Трупы были увезены, раненых доставили в больницу. Изъятие церковных ценностей в этот день не производилось. Со стороны верующих пострадали 22 чел., из них 4 были убиты. Из красноармейцев ни один не был убит или тяжело ранен. 17 марта П. вызвали для допроса к уездному уполномоченному ГПУ, где он был арестован.

19 марта 1922 г. В. И. Ленин в связи с событиями в Шуе обратился с директивным письмом в Политбюро ЦК РКП(б), в к-ром потребовал жестких карательных действий в отношении правосл. духовенства. Ленин предложил послать в Шую представителя центральной власти для проведения массовых арестов по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, после чего дать «детальную директиву судебным властям... чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе, как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров... Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше» (Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 143). На заседании Политбюро 20 марта 1922 г. при участии Л. Б. Каменева, И. В. Сталина, В. М. Молотова, Л. Д. Троцкого, А. Д. Цюрупы и А. И. Рыкова было принято решение поддержать предложения Ленина. В тот же день в Шую была отправлена следственная комиссия во главе с членом ВЦИК П. Г. Смидовичем. 23 марта комиссия составила заключение о происшедшем, признав действия местных властей против собравшейся у храма толпы «правильными, но недостаточно энергичными». Следственная комиссия предложила «губернии и уездным властям принять меры к тщательным расследованиям… дело передать для окончательного разбора и примерного наказания в Ревтрибунал». Проведение «расследования» было возложено на Иваново-Вознесенский губотдел ГПУ.

Следствие с самого начала стремилось доказать наличие в Шуе заговора священнослужителей, к-рые якобы имели своей целью организовать сопротивление изъятию церковных ценностей и вызвать народное восстание. После многочисленных допросов членов уездной администрации и рабочих шуйской мануфактуры было установлено, что никакого заговора в Шуе не существовало, тем не менее подготовка к открытому судебному процессу, к-рому придавалось большое пропагандистское значение, была продолжена. Вместе с П. по следственному делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей проходили шуйские священники сщмч. Иоанн Рождественский, Иоанн Лавров, Александр Смельчаков (священники Лавров и Смельчаков были впоследствии освобождены, когда полностью признали за советской властью правоту изъятия церковных ценностей и заявили, что церковные каноны, оценивающие такие изъятия как святотатство, им неизвестны), староста Воскресенского собора Александр Парамонов и еще 20 мирян, в т. ч. мч. Петр Языков. После окончания следствия к суду были привлечены 19 чел. Подсудимые были доставлены в губ. центр - г. Иваново-Вознесенск, где состоялся Шуйский процесс. Судебные заседания выездной сессии Верховного ревтрибунала ВЦИК в составе зам. председателя Верховного ревтрибунала А. В. Галкина, члена Верховного ревтрибунала Н. М. Немцова, председателя Иваново-Вознесенского губ. ревтрибунала С. Ф. Павлова и обвинителя И. А. Смирнова проходили в здании местного театра с 21 по 25 апр. 1922 г.

Во время судебного процесса П. отказался признать себя виновным, сказав, что не препятствовал изъятию. Суд настойчиво пытался узнать, получал ли П. инструкции от своего епархиального начальства и считает ли для себя обязательными распоряжения патриарха. В ответ П. заявил: «Никаких инструкций от своего непосредственного начальства я не получал. Послания главы Церкви Патриарха Тихона считаю обязательными для исполнения. Мне было ясно, что ценности отдавать нужно, но я не мог их передавать своими руками. Могут брать - мы препятствовать не будем, но отдавать их своими руками мы не должны». Согласно оглашённому 25 апр. 1922 г. в 18 ч. 15 мин. приговору, П. вместе со свящ. Иоанном Рождественским и с мирянином Петром Языковым был приговорен к расстрелу. Немедленно шуйскими верующими было послано ходатайство во ВЦИК о помиловании осужденных. Рассмотрев дело, Президиум ВЦИК принял решение о помиловании приговоренных к расстрелу по Шуйскому делу. Председатель ВЦИК М. И. Калинин обратился за разрешением на помилование в Политбюро. 2 мая Сталин распорядился опросить членов Политбюро относительно предложения о помиловании. Каменев, Рыков и М. П. Томский высказались за помилование, Ленин, Троцкий, Сталин и Молотов проголосовали за расстрел. 4 мая на заседании Политбюро смертный приговор был официально утвержден. На следующий день Президиум ВЦИК в соответствии с распоряжением Политбюро утвердил приговоры.

10 мая председатель Иваново-Вознесенского ревтрибунала Павлов отправил телеграмму председателю Верховного ревтрибунала Н. В. Крыленко: «Приговор над Светозаровым, Языковым, Рождественским приведен в исполнение 10 мая 1922 г. в 2 часа утра». Предположительно местом расстрела стала окраина г. Иваново-Вознесенска близ городской Дмитровской тюрьмы, где содержались приговоренные. По одним данным, расстрелянных похоронили в общей безымянной могиле на месте казни, по другим - на пустыре за 1-й городской больницей.

П. вместе с др. Шуйскими мучениками был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Арх.: НИОР РГБ. Ф. 172. Карт. 373. Ед. хр. 5865; ГАИО. Ф. 858. Оп. 2. Д. 15; ГАРФ. Ф. Р-1005. Оп. 1. Д. 377. Т. 1; ГАВО. Ф. 454. Оп. 1. Д. 455; Ф. 556. Оп. 109. Д. 378, 613; РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 2. Д. 48; АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 24.
Лит.: Баделин В. И. Золото Церкви. Иваново, 1995; Дамаскин. Кн. 2. С. 37-53; он же (Дамаскин (Орловский), архим.). Новомученики и исповедники Иваново-Вознесенские. М., 2018; Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 120-121, 140-144; Кн. 2. С. 10-11; Петров С. Г. Изъятие ценностей Рус. Церкви в 1922 г. // Гуманитарные науки в Сибири. 2001. № 2. С. 15-19; Иереи Шуйского у. Владимирской губ. (ХIХ в.- 1918 г.): Ист.-генеалогич. справ. Иваново, 2003; ЖНИР. Апр. С. 267-288; Ставровский Е. С. Святые земли Шуйской. М., 2007. С. 60-64.
Архим. Дамаскин (Орловский)
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) Священномученики Русской Православной Церкви Собор святых Ивановской митрополии (7 июня) Собор новомучеников и исповедников Радонежских Павел Михайлович Светозаров (1867 - 1922), протоиерей, священномученик (пам. 27 апр., в Соборе Ивановских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
См.также:
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)
АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1892 – 1938), прот., сщмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Ивановской митрополии)
АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых)
БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
БОРИС Александрович Семёнов (1900 - после 1931), диак., сщмч. (пам. 10 нояб., Собор Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.)
ЕВФИМИЙ Сергеевич Тихонравов (1881-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
ИАКОВ Алексеевич Зяблицкий (1878-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых)
ИОАНН Александрович Доброхотов (1870-1938), прот., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ИОАНН Петрович Коржавин (1866-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых)