Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОРЛОВ
53, С. 277-279 опубликовано: 19 июля 2023г.


ОРЛОВ

Василий Сергеевич (25.01. 1857, с. Никольское (Ржавки) Московского у. и губ. (ныне в составе Зеленоградского адм. окр. г. Москвы) - 10.11.1907, Москва), регент Синодального хора, преподаватель и директор Синодального училища церковного пения. Род. в семье дьячка Никольской ц. В детстве с отцом и 3 братьями пел на церковных службах. После учебы в сельской школе Василий был отправлен отцом в 1865 г. в Москву в Заиконоспасское ДУ, к-рое он был вынужден вскоре оставить, т. к. отец потерял место псаломщика и не мог оплачивать его обучение. Нек-рое время пел в частных московских хорах С. Г. Котова и В. Н. Постникова. Благодаря отличному муз. слуху и неординарному голосу О. в 1870 г. поступил малолетним певчим в Синодальный хор и начал учиться в 4-классном ДУ при хоре: изучал церковное пение у регента хора В. И. Зверева, игру на скрипке у артиста оркестра Большого театра У. Поля и теорию музыки у профессора Московской консерватории Н. Д. Кашкина. Окончил уч-ще летом 1874 г. По свидетельству Кашкина, О. отличался примерным поведением и учился на отлично, окончил курс 1-м учеником, что давало ему право поступления в ДС. Однако Московская и Вифанская духовные семинарии отказали ему в приеме из-за превышения допустимого возраста. Благодаря ходатайству синодального начальства О. зимой 1874/75 г. поступил в Московскую консерваторию в класс гобоя проф. К. Ф. Эзера. Среди преподавателей О. были Н. Г. Рубинштейн (оркестр), П. И. Чайковский (гармония), Кашкин (история музыки), Н. А. Губерт (муз. формы), П. А. Шостаковский, П. Т. Конев (фортепиано), С. И. Танеев (инструментовка), прот. Димитрий Разумовский (история церковного пения). На последнем курсе консерватории О. собрал из рабочих типографии А. И. Мамонтова любительский хор, к-рый исполнил 1-е духовно-муз. сочинение Чайковского - Литургию св. Иоанна Златоуста, что было оценено присутствовавшим автором и слушателями как многообещающее начало хоровой деятельности. В 1879-1882 гг. преподавал в Московском реальном уч-ще. В 1880 г. окончил консерваторию, получив диплом свободного художника. В том же году женился на Е. Н. Лакиер. Преподавал церковное и хоровое (светское) пение в московском Елизаветинском уч-ще (1880-1898), Усачёвско-Чернявском (1886-1899) и Екатерининском ордена св. Екатерины (1884-1894) училищах, в 5-й муж. гимназии (1882-1884, 1893-1899). В 1881 г. получил аттестат 1-го разряда от Придворной певческой капеллы.

В сент. 1882 г. О. был приглашен на место преподавателя хоровых классов при Русском хоровом об-ве (РХО). В кон. 1882 г. О. был также назначен регентом духовно-певч. капеллы РХО, образованной из церковного хора купца Н. А. Смирнова (О. начал работать с этим хором еще в 1880). Капелла состояла из мальчиков и мужчин и должна была петь в концертах, на богослужении и частных требах за плату, большая часть которой шла на нужды РХО. В дек. 1884 г. хор под упр. О. исполнил песнопения всенощного бдения на основе древних распевов в ц. Вознесения Господня («Малое Вознесение») на Б. Никитской ул. В 1885-1887 гг. О. также вел занятия по церковному пению с хором Московского ун-та.

В 1885 г. капелла была отделена от РХО, но О. продолжил работу в ней. В программу духовного концерта капеллы в Малом зале консерватории 17 февр. 1886 г., организацией к-рого занимался Чайковский, вошли и сочинения самого композитора. Концерт прошел успешно, и в апр. того же года по рекомендации Чайковского О. был принят регентом в Синодальный хор. С приходом О. начальство связывало надежды на успех реформирования училища. Первые 3 года работы О. в хоре были осложнены отсутствием у него единомышленников: директор Н. Ф. Добровольский препятствовал реформированию уч-ща, помощник регента Н. И. Соколов, считая себя более достойным должности регента, интриговал против О. и настраивал против него взрослых певчих. С. В. Смоленский писал о том, что большинство взрослых певчих за это время так и не освоили ноты, не слушались регента, были нередки случаи плохого поведения как взрослых певчих, так и мальчиков.

После назначения в 1889 г. Смоленского на должность директора уч-ща и хора О. вместе с ним взялся за исправление положения: самые нерадивые певчие были уволены, остальных заставили подтянуться дисциплинарно, для взрослых певчих были открыты курсы, на к-рых они изучали муз. теорию, сольфеджио, гармонию. С 1889 г. О. начал преподавать в уч-ще: в певч. отделении - сольфеджио и церковное пение, а в регентском - контрапункт строгого стиля, совместную игру струнными квартетами и поочередное регентование ими, чтение хоровой партитуры. В 1892-1893 гг. О. углубленно занимался строгим контрапунктом с Танеевым. Обновленные хор и уч-ще теперь были способны ставить себе совершенно иные задачи как в богослужебном пении, так и в концертной деятельности. Критики отмечали серьезность и разносторонность репертуара, качество звучания, выразительность исполнения хора под упр. О. Деятельность Синодального хора, его новые исполнительские возможности побудили отечественных авторов глубже изучать родные напевы и открывать новые способы их обработки. Духовные песнопения Чайковского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, А. В. Никольского, К. Н. Шведова и др. стали украшением концертных программ и служб Синодального хора, и в этом огромная заслуга О. Постепенно в репертуаре Синодального хора появились принципиально иные песнопения: монографические программы рус. авторов (А. Ф. Львова, Чайковского, А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, Н. А. Римского-Корсакова, А. Т. Гречанинова, С. В. Панченко), крупные циклические произведения, образцы древнерус. пения, духовная музыка композиторов Македонии, Молдавии, Румынии, Сербии. Большой резонанс в муз. кругах имел цикл исторических концертов хора в 1895 г. и выступления в Рязани (1892), С.-Петербурге (1896), Вене (1899), Твери (1904). О. удалось заставить хор повиноваться художественной воле дирижера, о чем свидетельствовали его современники и ученики. Благодаря мастерству О. Синодальный хор рубежа веков стал обладать идеальным хоровым строем (о чем говорил Н. М. Данилин), выразительностью пения, неповторимым умением интонирования слова, хоровым звучанием, по своей однородности напоминающим струнный оркестр, а по монолитности - орган (это подчеркивал Никольский), тембровым, динамическим, штриховым богатством (что отмечал Чесноков).

В 1901 г. О. был назначен директором Синодальных уч-ща и хора, но не оставил и дирижерскую деятельность. Он принимал участие в работе Наблюдательного совета при уч-ще, рецензировал произведения духовной музыки. При нем была начата работа по составлению «Обихода церковного пения», изданного уже после его смерти (1908, 1910. 2 вып.). О. увлеченно работал над осмогласными напевами. При нем были предприняты изменения в программах уч-ща, направленные на сокращение курсов игры на муз. инструментах и внедрение «коллективного метода преподавания», прежде всего в исполнении хоровых партитур на муз. инструментах и в обучении игре на скрипке и фортепиано. Эти новшества привели к снижению уровня муз. образования в уч-ще, вслед. чего самые способные ученики стали уходить в консерваторию. Он сильно переживал из-за появившейся критики в свой адрес, что привело к обострению болезни сердца и скоропостижной смерти. Отпевание О. состоялось в ц. Вознесения Господня («Большое Вознесение»), погребение - на кладбище Новоалексеевского мон-ря. Вскоре после похорон в концерте Синодального хора 16 дек. 1907 г. прозвучали духовно-муз. произведения О.- «Дева днесь» (греческого распева) и догматик «Како не дивимся».

Творческая деятельность О.- одна из признанных вершин отечественного церковного хорового исполнительства рубежа XIX и XX вв. За 20 лет работы в Синодальных уч-ще и хоре О. заложил основы отечественных хоровых дирижерской педагогики и исполнительства нового образца. Через выпускников Синодального уч-ща его наследие было воспринято рус. хоровой школой ХХ в. и используется до наст. времени. Регентское искусство О. стало предметом изучения его учеников - Никольского и Чеснокова, а также др. исследователей рус. церковного певч. искусства.

Лит.: Чижов А. П. Обзор 1-го десятилетия существования Рус. хорового об-ва в Москве: (1878-1888). М., 1890. С. 13, 17-23. Прил. С. 19, 21; Финдейзен Н. Ф. Синодальное уч-ще церк. пения в Москве // РМГ. 1898. № 4. С. 345-349; Л[ипаев И. В.]. В. С. Орлов: Биогр. очерк // Там же. 1903. № 52. С. 1309-1313; [Некр.] // Там же. 1907. № 46. Стб. 1050; [Некр.] // Муз. труженик. 1907. № 26. С. 2-3; [Некр.] // Моск. вед. 1907. № 261, 14 нояб.; [Некр.] // Моск. ЦВед. 1907. № 46/47. С. 1427-1431; № 48. С. 1482-1484; [Некр.] // ПрибЦВед. 1907. № 46, 17 нояб. С. 2037-2038; Памяти B. C. Орлова: Сб. ст. М., 1907; Никольский А. В. В. С. Орлов // ХРД. 1913. № 11. С. 172-177; № 12. С. 195-201; Глухов Л. В. Содержание непрерывного музыкально-пед. образования в пед. и хормейстерской деятельности В. С. Орлова: Канд. дис. М., 1991; он же. В. С. Орлов - выдающийся деятель рус. хоровой культуры и муз. образования. Пермь, 2009; РДМДМ. 1998. Т. 1. С. 165-204 и др.; 2004. Т. 2. Кн. 2. С. 727-796 и др.; Тугаринов Е. С. Великий рус. регент В. С. Орлов. М., 2004.
Е. С. Тугаринов
Ключевые слова:
Протоиереи Русской Православной Церкви Библеисты православные Орлов Николай Дмитриевич (1869 - 1924), протоиерей, кандидат богословия, православный библеист
См.также:
ОРЛОВ Николай Дмитриевич (1869-1924), прот., кандидат богословия, правосл. библеист
АБРЮЦКИЙ Дмитрий Степанович (1796 - 1860), протоиерей
АВРААМИЙ БЕЛОКОПЫТОВСКИЙ (Щёголев Андрей Семенович; 1829 - 1902), прот.
АГГЕЕВ Константин Маркович (1896-1921), прот.
АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)