(† янв. 1613 (?), с. Черевково Сольвычегодского у. (ныне Красноборского р-на Архангельской обл.)), сщмч. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и 19 окт.- в Соборе святых Архангельской митрополии), Черевковский, Сольвычегодский. Основными источниками сведений о П. служат записи чудес у его гроба и краткая служба, посвященная святому. Подробности о жизни П. и об обстоятельствах его трагической гибели, помещенные, в частности, в «Новом Архангельском патерике», восходят к устной традиции многовекового почитания святого. Указание на его мученическую смерть имеется в составленном не позднее посл. четв. XVII в. тропаре П.: «…благодерзновенно обличил еси законопреступных ляхов свирепонаитие, сего ради и томления многа претерпел еси за благочестия исповедание даже до крове…» На основании этого свидетельства свящ. Иоанн Верюжский и др. исследователи сделали заключение, что П. погиб в годы польск. интервенции, в нач. XVII в.
Наиболее ранние чудеса у гроба П., обретенного в 1656 г. около алтаря ц. во имя свт. Николая Чудотворца в с. Черевкове, не были записаны - «чюдеса же те не писаша, занеже достоверно не познаша». Паломники рассказывали о явлении им человека в священнической одежде, который повелевал прийти к его гробу и совершить панихиду. 23 июня 1657 г. Никольская ц. сгорела от удара молнии, но гроб уцелел, а сторож Лаврентий Симеонов видел ночью над ним огненный столп, «оттоле же бываемая чюдеса и писати начаша». В записи чудес, 1-е из которых датируется уже 25 июня 1657 г., сообщается, что явившийся святой сообщил исцеленным свое имя - «Петра себя именуя». Это имя фигурирует и во мн. последующих чудесах; их нумерация, очередность и степень подробности содержания в сохранившихся рукописях очень разные. В текстах описаны исцеления у гроба П. или после молитвенного обращения к нему. По наблюдениям Е. К. Ромодановской, чудеса можно отнести к особой жанровой разновидности, существование к-рой прослеживается в памятниках сибирской и севернорусской агиографии и характеризуется сходной сюжетной завязкой, а также тесной связью лит. текста с деловой письменностью («сказками» и протоколами), при этом герой повествования остается анонимным.
Чудеса П. не получили большого распространения: известны 8 списков текста. Первоначальная редакция с 29 чудесами сохранила прямую речь, имена персонажей и много подробностей об их происхождении (наиболее ранний список этой редакции: РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 36. Л. 63-74, посл. четв. XVII в.; опубл. с разночтениями по списку РНБ. НСРК. Q. 61. Л. 219 об.- 235, кон. XVII - нач. XVIII в., в кн.: Ромодановская. 2005). В списке ОЛДП последнее датированное чудо относится к 1661 г.; 29 чудес перечислены также в рукописи: РГАДА. Ф. 196 (Мазур.). № 1180, кон. XVII в. (24 л.) и в списке 2-й пол. XIX в.: РГБ. Ф. 178. № 4306. Л. 85-98. Более поздние варианты текста, содержащие 44 чуда (напр., список РНБ. Тихан. № 343. Л. 87-121 об., нач. XVIII в. (включает миниатюру с изображением П.)) или 47 чудес, более приближены к агиографическим канонам (к этой редакции относятся, в частности, список «Сказания об иерее Петре», введенный в научный оборот Н. П. Барсуковым (совр. шифр: ГИМ. Барс. № 878, конволют 1-й пол. XVIII в. и кон. XVIII - нач. XIX в., последние чудеса датируются 1717-1718 гг. (42 л.)), и список чудес из собрания Суворовых: ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 97, сер. XIX в., изданный в 2011). В списке из собрания Барсова перечень чудес предваряется вступлением - «Сказанием о чюдесах святого священноиереа Петра новоявленнаго Черевковскаго чюдотворца», написанным на бумаге кон. XVIII - нач. XIX в., текст сопровождается похвалой П. Список РНБ. Тит. № 4408, 2-я пол. XVIII в., содержит только фрагментарную запись чудес (c 29-го по 36-е).
Обе редакции чудес свидетельствуют о существовании «панихидной памяти» или «панихидного празднования» П.: в тексте указывается как на пение панихид у гроба П., так и на служение молебнов святому; в одном из чудес поздней редакции отмечено, что одновременно «певше молебная и понихиду» (Чудеса святаго сщмч. иерея Петра, Черевковского чудотворца. 2011. С. 698).
В 1658 г. по благословению архиеп. Вологодского и Белозерского свт. Маркелла (1645-1663) над гробом П. была сооружена часовня, сгоревшая в пожаре 1687 г. (Копытков. 2007). Гроб, вероятно, был вынесен из огня и помещен под спудом в новой часовне. В нач. XVIII в. в ней был установлен надгробный памятник, который потом заменили ракой, украшенной посеребренной решеткой и позолоченным балдахином. В 1718 г. усердием прихожанина В. А. Калинина на гробницу был изготовлен образ П., о чем сообщается в предпоследнем, 46-м чуде. Записи чудес после 1718 г. неизвестны. В 1731 г. в Черевкове построили каменную ц. во имя Св. Троицы с приделом во имя свт. Николая Чудотворца.
В XIX в. почитание П., с одной стороны, признавалось Вологодскими иерархами: еп. Евгений (Болховитинов) включил имя П. в список Вологодских святых и указал, что почитание П. началось с 1661 г. (в распоряжении еп. Евгения, вероятно, был список ранней редакции чудес святого). Святой был канонизирован в составе Собора Вологодских святых, установленного в 1841 г. по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова): имя П. упоминается в текстах службы и «Молитвы Вологодским святым», составленной по поручению епископа или им самим.
Документы о почитании П. были подвергнуты серьезной проверке. По сведениям свящ. Иоанна Верюжского, в 1854 г. епархия затребовала копию сказания о чудесах П. и изложение было признано сомнительным. В 1859 г. по заказу бывш. черевковского станового пристава Смелкова для надгробной иконы П. изготовили ризу, но 10 окт. 1859 г., во время работ по ее креплению, обнаружили гробницу нач. XVIII в., внешне напоминавшую гроб. Эту раку сочли настоящим гробом с мощами П. и на др. день после возложения ризы совершили водосвятный молебен в часовне, после чего распространились слухи о новом явлении гроба святого. После предпринятых по донесению благочинного Сольвычегодского у. свящ. Николая Аксёнова расследования и освидетельствования места захоронения П. еп. Вологодский и Великоустюжский Христофор своим указом приостановил служение панихид у гроба святого; 10 янв. 1860 г. икону П. под покровом ночи изъяли и перевезли на архиерейское подворье в Вологду.
Однако почитание места погребения П. не прекратилось. Дело было направлено в Синод, к-рый указом от 20 окт. 1860 г. разрешил возобновить панихиды (дело о гробнице П. выявлено В. В. Копытковым в РГИА. Синод. (Ф. 796). Оп. 140. Д. 2002, 1859-1860 гг.). В тексте рапорта об осмотре гробницы, произведенном приходскими священниками Аполлоном Замараевым и Прокопием Чуриным, приведено ее подробное описание и упоминается о том, что часовня над гробницей с разрешения епархиального начальства была поновлена в 1848 г., а также - о многолетней традиции пения панихид над гробом П. Кроме того, сообщается об отсутствии к.-л. «актов» о Житии П. и пересказывается легенда о святом, изложенная впосл. в труде свящ. Иоанна Верюжского: «Из предания же известно, что вышеупомянутый Петр был священник Черевковской церкви; жизнь вел самую благочестивую и был особенно нестяжателен. За исправление мирских треб получал по алтыну, из коего одну долю оставлял для содержания себя и семейства, другую жертвовал в пользу церкви, а остальную отдавал нищим… в преклонных летах во время нашествия ляхов как служитель алтаря Господня и вместе как верный защитник имения церковнаго, во время священнослужения захвачен ляхами и в полном священническом облачении привязан к конскому хвосту и безжалостно влачим по улицам, от чего страдалчески и окончил свою земную жизнь» (РГИА. Ф. 796. Оп. 140. Д. 2002. Л. 13 об.). Отвечая на вопрос о том, существовало ли «дозволение от епархиального начальства» на создание иконы П., священники сочли нужным указать, что это «за давностию времени им неизвестно». Икона осталась в архиерейском доме, а позднее поступила в древлехранилище. В 1877 г. 445 жителей с. Черевкова просили о возвращении иконы, но образ так и не вернули. В наст. время он хранится в Вологодском музее-заповеднике. Список с древнего образа в 2005 г. после торжественного крестного хода был помещен в черевковской часовне (1 окт. в Черевковском приходе празднуется как день сретения иконы П.).
В июле 1911 г. еп. Вологодский и Тотемский Никон при посещении Черевковского прихода разрешил установить новую раку над местом погребения П. Мраморное надгробие появилось в кон. 1913 г. В 1939 г. Троицкий храм в с. Черевкове был закрыт (ныне находится в руинированном состоянии), в часовне располагались разные учреждения, в т. ч. школьный краеведческий музей. В 1989-1990 гг. помещение частично отреставрировали, в июне 1991 г. освятили во имя П. и передали православной общине. С 2000 г. возобновилось празднование памяти П. В 2006 г. игум. Андроник (Трубачёв) составил службу П., к-рая по благословению еп. Архангельского и Холмогорского Тихона (Степанова) стала совершаться в храме в с. Черевкове в дни памяти святого. Имя П. возглашается на литии и на отпусте во время богослужений в храмах Красноборского благочиния и в некоторых др. храмах епархии. Текст акафиста П. утвержден решением Синода от 25-26 дек. 2013 г. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор святых Архангельской митрополии, установленный по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2017 г.
В жизнеописаниях П. не содержится сведений о его внешности, сообщается лишь о его возрасте («давно украшенный сединами»), духовном сане и мученической кончине «в полном священническом облачении»; в описаниях чудес как старец-священник («престарелый священник», «благообразный старец в светлых ризах») он являлся исцеляемым. В 1718 г. на гробницу П. у юж. стены часовни была возложена икона, созданная жителем дер. Козулинской Черевковской вол. В. А. Калининым (очевидно, по его заказу), к-рый получил исцеление после явления ему П. с повелением «написать образ иерея-мученика» (Верюжский. Вологодские святые. 1880. С. 629, 631-633; Копытков. 2007. С. 12, 56-57). В 1859 г. нагробная икона была украшена медным посеребренным чеканным окладом (с серебряным позолоченным венцом), изготовленным на средства бывш. черевковского станового пристава Смелкова. В янв. 1860 г. образ был изъят из храма в связи с отсутствием решения о канонизации святого. Он находился в Вологодском архиерейском доме в специальном хранилище «раскольнических» памятников вместе со старообрядческими иконами, книгами и обветшавшими церковными предметами. В описи, составленной в 1884 г. по распоряжению еп. Вологодского и Великоустюжского Израиля (Никулицкого), под № 263 значится «изображение иерея Петра Черевковского» (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. хр. 15613А. Л. 17 об.). С 1896 г. икона экспонировалась в открывшемся в Вологде епархиальном древлехранилище, позднее поступила в собрание ВГИАХМЗ.
Дальнейшее развитие иконографии П. было связано с подготовкой его прославления в нач. XXI в. В 2005 г. сделаны обмеры и фотосъемка находившегося под потемневшей олифой (до реставрации) и чеканным окладом нагробного образа. На основе этих материалов выпускниками иконописной школы при МДА И. И. и В. А. Шишкановыми в древнерус. традициях был выполнен аналойный образ П. Святой представлен с более тонкими чертами лика и укороченной по сравнению с оригиналом бородой, в его правой руке - 8-конечный крест (подчеркнут мученический чин П.), на груди - наперсный крест. Вскоре иконописцами ТСЛ были созданы еще 2 иконы местночтимого святого - предназначавшаяся для раки П. и аналойная (2006, С. А. Вергилес), к-рые ориентированы не только на раннюю икону, но и на миниатюру 1-й четв. XVIII в. При отсутствии устойчивой иконографии П. разработанный в ТСЛ образ святого приобрел черты облика прп. Сергия Радонежского. В 2015 г. во ВГИАХМЗ реставратором И. Н. Федышиным выполнена копия нагробной иконы 1718 г. Все совр. иконы святого находятся в действующем храме во имя П. (с. Черевково Красноборского р-на Архангельской обл.). Резной по дереву образ П. находится на фронтоне притвора храма. П. включен в состав святых, изображенных на иконе «Святые земли Красноборской», созданной в древнерус. традициях по заказу прот. В. И. Кобылина выпускником иконописной школы при МДА С. А. Ширинкиным (2009, ц. Св. Троицы в с. Красноборск Архангельской обл.). П.- 2-й слева, в одном ряду с прп. Нифонтом Телеговским, прп. Сергием Малопинежским, сщмч. Зосимой Трубачёвым, над ними арх. Михаил как небесный покровитель Архангельской епархии.