(† 250/251), сщмч. (пам. 12 дек.; 16 мая), еп. Иерусалимский (на кафедре с 213). Учился в Александрии у Пантена и Климента Александрийского, посвятившего ему свое соч. «Канон церковный, или Против иудействующих» (не сохранилось). Когда в 202 г. гонение имп. Септимия Севера вынудило Климента покинуть Египет, он направился к А., к-рый был в то время епископом одного из городов Каппадокии (Евсевий. Церк. ист. VI 11; авторы более позднего времени помещают его кафедру во Флавиаде, Киликия). А. претерпел от гонителей мучения, став исповедником Христовым, и провел долгое время в тюрьме. Оттуда он направил послание к Антиохийской Церкви по случаю избрания епископом Антиохийским Асклепиада. Письмо доставил Климент, управлявший кафедрой А. во время его заточения. Через нек-рое время (вероятно, с кончиной Септимия Севера) А. был выпущен из тюрьмы и предпринял паломничество в Иерусалим «для молитвы и ради истории тех мест»; престарелый еп. Иерусалимский Наркисс и жители Св. града были чудесным образом предуведомлены об этом. Наркисс и др. палестинские епископы стали упрашивать А. принять на себя предстоятельство в Иерусалиме. А. согласился и остался в городе в качестве помощника и преемника Наркисса. В одном из писем к жителям г. Антинои А. писал: «Наркисс, который прежде меня занимал епископскую кафедру в этой Церкви и ныне вместе со мною управляет ею своими молитвами, имея от роду почти 116 лет, приветствует вас и вместе со мною умоляет вас, чтобы вы пребывали в единомыслии». Взойдя на Иерусалимскую кафедру, А. много занимался делами просвещения, устроил в Иерусалиме б-ку, где впосл. историк Евсевий Кесарийский находил сочинения, отсутствовавшие в богатой церковной б-ке Кесарии Палестинской. Еще в Александрии А. стал почитателем трудов Оригена; когда в 215 или 216 г., во время егип. похода имп. Каракаллы, ученый был вынужден бежать в Палестину, епископы А. и Феоктист Кесарийский привлекли его к просветительской деятельности и Ориген, не имея священного сана, начал проповедовать в церквах Кесарии и Иерусалима. Это вызвало резкий протест еп. Димитрия Александрийского, отвечая на упреки к-рого А. писал, что любой христианин, способный принести пользу братьям, м. б. приглашен епископом для проповеди, и ссылался на известные ему прецеденты. Конфликт был улажен, и Ориген, повинуясь своему епископу, вернулся в Александрию. Но когда в 231 г., находясь проездом в Кесарии Палестинской, Ориген был при участии А. рукоположен во пресвитера, конфликт стал неразрешимым. В Александрии один за другим были созваны 2 Собора (231, 232), на к-рых Ориген был отлучен и лишен сана. В Палестине, однако, не придали значения этим постановлениям, и Ориген, окруженный почетом, продолжал свою ученую деятельность в Кесарии. По сообщению Евсевия, «и Александр, еп. Иерусалимский, и Феоктист Кесарийский все время прислушивались к нему и как учителю единственному ему уступали толкование Священного Писания и то, что касалось церковного обучения»; в гонение при имп. Деции А. «за Христа предстал в Кесарии вновь перед судом игемона и, во втором своем славном исповедничестве, испытал темницу, будучи увенчан старостью маститой и честными сединами. Он почил в заключении после своего прекрасного и славного свидетельства перед судом игемона» (Евсевий. Церк. ист. VI 27; 39. 2-3). Свт. Дионисий Александрийский также с благоговением говорит о кончине А.: конфликт двух Церквей нисколько не повлиял на отношение к личности святителя. Из произведений А. известны лишь отрывки, приводимые у Евсевия и у блж. Иеронима (De viris illustribus). Это в основном письма, адресованные христианам Антиохии, Антинои Египетской, Оригену и Димитрию Александрийскому.
Изображается как святитель, в саккосе и омофоре, с Евангелием в руках, седовласым с недлинной раздвоенной бородой: в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. O. I. 58. Л. 114) - в рост; в настенном минологии нартекса архиеп. Даниила II, Печская Патриархия ( Косово и Метохия), ок. 1565 г.,- поясное изображение. Мученичество святителя, усечение мечом, представлено в настенных минологиях: в нартексе ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.; в нартексе ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.