Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИЕРОФЕЙ
21, С. 377-379 опубликовано: 14 сентября 2011г.


ИЕРОФЕЙ

Сщмч. Иерофей Афинский. «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Сщмч. Иерофей Афинский. «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Сщмч. Иерофей Афинский. «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Успение Пресв. Богородицы. Роспись ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани, Сербия. 1263–1268 гг.
Успение Пресв. Богородицы. Роспись ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани, Сербия. 1263–1268 гг.

Успение Пресв. Богородицы. Роспись ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани, Сербия. 1263–1268 гг.
[греч. ῾Ιερόθεος; лат. Hierotheus], сщмч. (пам. 4 окт.). По преданию, ученик ап. Павла и 1-й еп. Афинский (I в. по Р. Х.). Сведения об И. содержатся гл. обр. в корпусе «Ареопагитик». В трактате «О Божественных именах» автор неск. раз упоминает, что И. был его наставником в богословии (Areop. DN. P. 139, 141, 143), с к-рым они вместе присутствовали при Успении и погребении Пресв. Богородицы (Ibid. P. 143). Упоминание о присутствии сщмч. Дионисия Ареопатита при погребении Богоматери сохранилось и в других, более ранних, источниках; т. о., автор «Ареопагитик» опирался на уже утвердившуюся церковную традицию.

Визант. церковный историк Никифор Каллист (рубеж XIII и XIV вв.) в уста свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского (422-458), вкладывает рассказ об Успении Пресв. Богородицы и взятии Ее тела на небо (Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 14), обращенный к св. имп. Пульхерии в ответ на ее просьбу получить что-либо из мощей Богоматери. Иувеналий ссылается на авторитет сщмч. Дионисия Ареопагита, к-рый якобы лично присутствовал при погребении Богородицы; при этом цитируется вышеуказанное место из соч. «О Божественных именах». Однако в 450 г. Иерусалимский патриарх не мог цитировать этот источник, поскольку «Ареопагитики» появились не ранее 480 г. (Godet P. Denys l'Aréopagite // DTC. Vol. 4. Col. 429-436). Никифор Каллист в данном случае почти дословно пересказывает, не ссылаясь на автора, 2-ю проповедь прп. Иоанна Дамаскина на Успение Пресв. Богородицы, где свт. Иувеналий также приводит цитату из трактата «О Божественных именах» (ср.: BHG, N 1097; CPG, N 8062; PG. 96. Col. 748-753). Источником этих сведений служит т. н. «Евфимиевская история», по всей видимости, представлявшая собой описание Халкидонского Собора (451) и предшествующих ему событий и получившая название по месту, где проходило заседание Собора,- ц. вмц. Евфимии. Предположительное время составления этого источника - 2-я пол. - кон. VI в. или немного позже. Сочинение полемического характера было направлено против монофизитов. Составитель «Евфимиевской истории», вероятнее всего, впервые привел цитату из «Агеопагитик» от лица свт. Иувеналия. Допустимо также предполагать, что рассказ свт. Иувеналия из «Евфимиевской истории» является позднейшей интерполяцией в проповедь прп. Иоанна Дамаскина редактором или переписчиком. В одной из синайских рукописей (Sinait. gr. 491, VIII-IX в.) ответ Иувеналия Пульхерии, извлеченный из «Евфимиевской истории», фигурирует как самостоятельное произведение (CANT, N 104).

Если не считать цитату из «Ареопагитик», речь свт. Иувеналия пересказывает известный с V в. апокриф об Успении Пресв. Богородицы, авторство к-рого приписывалось ап. Иоанну Богослову (Ibid. P. 77, N 100), переведенный на лат. язык и к кон. V в. внесенный в Decretum Gelasianum как отвергаемая Церковью апокрифическая книга.

Образ И. вместе со сщмч. Дионисием Ареопагитом с VI в. становится обязательным атрибутом визант., а впосл. и древнерус. иконографии Успения, где святые обычно представлены стоящими за погребальным ложем Богоматери, сбоку от приемлющего Ее тело Христа.

Эти сведения нашли отражение и в визант. синаксарях (SynCP. Col. 103), в к-рых память И. помещается 4 окт., на следующий день после памяти сщмч. Дионисия Ареопагита. И., подобно сщмч. Дионисию, выступает как член Ареопага, обращенный в христианство проповедью ап. Павла и ставший 1-м епископом Афинским. Это противоречит явному указанию сщмч. Дионисия Коринфского в пересказе Евсевия Кесарийского (Euseb. Hist. eccl. III 4. 10; IV 23. 3), к-рый называет 1-м епископом Дионисия Ареопагита. В синаксарях И. приписывается авторство мн. книг, в т. ч. сочинения «О Великом Таинстве» (по-видимому, Боговоплощения). Автор «Ареопагитик» упоминает об И. как о сочинителе церковных песнопений (Areop. DN. P. 143), к-рые также не сохранились. Синаксарную традицию переняли и слав. Прологи, на их базе свт. Димитрий Ростовский составил заметку в Минеях-Четьих. Однако непонятно, на каких основаниях свт. Димитрий называет И. священномучеником: в визант. и слав. синаксарях нет никаких упоминаний о мученичестве И. В XII в., опираясь на синаксарное сказание, Евфимий Зигабен составил Похвальное слово в честь И.

Имя И. не попало в ранние визант. апостольские списки (Псевдо-Дорофея Тирского и пр.), а также в ранний зап. список Адона Вьеннского (сер. IX в.). Т. о., почитание И. фиксируется только визант. синаксарной традицией с X в. В зап. календарях память И. под 4 окт. появляется с XIV в. в дополнениях к Мартирологу Узуарда, откуда она перешла в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония. Учитывая скудость и противоречивость сведений об И., почерпнутых из довольно поздних источников: корпуса «Ареопагитик» и апокрифов об Успении Пресв. Богородицы,- болландист Корнелий де Бюэй еще в XVIII в. поставил под сомнение историческое существование И. (Buyeus C., de. De Sancto Dionysio Areopagita, episcopo martyre, Athenensis in Graecia, Commentarius Praevius // ActaSS. Oct. T. 4. P. 775-779). Этого же мнения придерживаются нек-рые совр. исследователи (MartRom. Comment. P. 434).

Несомненным остается факт почитания мощей И. на Востоке и на Западе. В Греции глава И. хранится в монастыре его имени близ Мегары, а частицы мощей - в ц. св. Параскевы в Галаксиди (ном Фокида), в ц. вмч. Димитрия в Куварасе (ном Аттика), в монастыре Таксиархов (близ Нафплио), в мон-ре Кехровуниу (о-в Тинос), в ц. вмч. Димитрия на о-ве Идра (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 191). Мон-рь Сандоваль близ Леона в Испании претендовал на обладание главой И. В XVI в. здесь была выставлена для поклонения глава святого с прикрепленной табличкой с греч. надписью: «ΚΕΘΑΛΗ ΙΕΡΟΘΕΟΥ», затем ее торжественно пронесли по окрестностям мон-ря. Однако к этому времени уже никто не мог ответить, каким образом, когда и откуда эта реликвия попала в Сандоваль. В Испании существовало предание, согласно к-рому И., передав управление Афинской Церковью сщмч. Дионисию Ареопагиту, отправился на проповедь христианства в Испанию и основал христ. общину в г. Сеговия, став ее первым предстоятелем. Впервые это предание зафиксировано в Хронике Псевдо-Декстра, где деятельность И. в Испании отнесена к 71 г. по Р. Х. (PL. 31. Col. 239; следует учитывать, что данная хроника - подделка анонимного испанского иезуита XVI в.).

Под именем И. известен сир. апокриф «Книга св. Иерофея», принадлежащий, по всей видимости, перу сир. автора VI в. Стефану бар Судаили.

Ист.: ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Стб. 783; ЖСв. Окт. С. 97; SynCP. Col. 103; Acta SS. Oct. T. 2. P. 325; T. 4. P. 565.
Лит.: Frothingham A. L. Stephen bar Sudaili, the Syrian Mystic, and the Book of Hierotheos. Leyden, 1886; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 307; Bardenhewer. Geschichte. 19242. Bd. 4. S. 280-282; Grumel V. Autour de la question pseudo-dionysienne // REB. 1955. Vol. 13. P. 21-49; BHG, N 751; Sauget J.-M. Geroteo // BiblSS. Vol. 6. Col. 275-276; Holweck. P. 481; Aubert R. Hiérothée 1-2 // DHGE. T. 24. Col. 425-426.
Д. В. Зайцев

Гимнография

Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 60) 4 окт. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 160, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 17; Ягич. Служебные Минеи. С. 23-28) 4 окт. содержится служба И., состоящая из канона, цикла стихир-подобнов и седальна. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 289), последование И. соединяется со службой Октоиха; на утрене поется «Аллилуия», указаны канон И. плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир-подобнов, седален. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 36), И. назначается отпустительный тропарь 4-го гласа Χρηστότητα ἐκδιδαχθείς̇ (  ); служба совершается так же, как и 3 окт. (пам. сщмч. Дионисия Ареопагита).

В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 175), в день памяти И. содержатся те же указания, что и в Мессинском Типиконе. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) 4 окт. даны краткие указания относительно соединения последования И. со службой Октоиха; упоминается кондак И. Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., в день памяти И. может совершаться служба либо с пением на утрене «Аллилуия», либо с пением «Бог Господь» и тропарем; помещен кондак И. 4-го гласа    В исправленном издании московского Типикона 1682 г. был добавлен иной кондак И.- 8-го гласа    служба совершается с пением на утрене «Бог Господь» и тропарем.

Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа   (только в славянских); кондаки: плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τὸν ῾Ιεράρχην $ Αθηνῶν̇ (  ) и 4-го гласа   (только в славянских); канон авторства Феофана плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Τὴν φωσφόρον σου, Παμμάκαρ, μνήμην σέβω. Θεοφάνους (Светоносную твою, всеблаженне, память почитаю); ирмос: ῾Υγρὰν διοδεύσας̇ (  ), нач.: Τὸν οὐρανοφοίτην μυσταϒωϒὸν (   ); цикл стихир-подобнов; самогласен И. (только в славянских); седален; светилен.

Иконография

И. изображается седовласым старцем, с большими залысинами на лбу, с широкой средней длины бородой. Святитель облачен в фелонь (иногда крещатую), омофор, в руках Евангелие. Одно из ранних единоличных изображений И. в храмовой декорации представлено на мозаике в диаконнике кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е-40-е гг. XI в.). Единоличное изображение И. отмечается, как правило, в минейных циклах: на миниатюрах в минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 88. К-поль, 976-1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 256v. К-поль, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 80 об.); в настенной росписи церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1312-1318),- оплечно и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост; на минейных иконах, напр., на иконе «Минея годовая» 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) и на иконе-таблетке на октябрь XIX в. (частное собрание; см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 317, 323), и др.

Священномученики Дионисий Ареопагит и Иерофей Афинский. Фрагмент иконы «Успение Пресв. Богородицы». Кон. XII — нач. XIII в. (ГТГ)
Священномученики Дионисий Ареопагит и Иерофей Афинский. Фрагмент иконы «Успение Пресв. Богородицы». Кон. XII — нач. XIII в. (ГТГ)

Священномученики Дионисий Ареопагит и Иерофей Афинский. Фрагмент иконы «Успение Пресв. Богородицы». Кон. XII — нач. XIII в. (ГТГ)
Сщмч. Иерофей Афинский, святители Гурий Казанский, Варсонофий Тверской. Фрагмент иконы «Минея на октябрь». XIX в. (частное собрание)
Сщмч. Иерофей Афинский, святители Гурий Казанский, Варсонофий Тверской. Фрагмент иконы «Минея на октябрь». XIX в. (частное собрание)

Сщмч. Иерофей Афинский, святители Гурий Казанский, Варсонофий Тверской. Фрагмент иконы «Минея на октябрь». XIX в. (частное собрание)

Сцена мучения И. представлена на иконе из состава лицевого минология на 6 иконах (кон. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

Изображение И. включается в сцену «Успение Пресв. Богородицы» согласно свидетельству, приписываемому очевидцу события сщмч. Дионисию Ареопагиту, к-рый также упоминает о присутствии у одра Богоматери и И. Описание иконографии «Успения Пресв. Богородицы» вошло в Ерминию иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «Вокруг (одра Богородицы.- Авт.)… апостолы, святые иерархи - Дионисий Ареопагит, Иерофей и Тимофей, держащие евангелия, и жены плачущие» (Ерминия ДФ. С. 147). На новгородской иконе из ц. Рождества Пресв. Богородицы Десятинного монастыря (кон. XII - нач. XIII в., ГТГ), относящейся к развитому, т. н. облачному изводу «Успения Пресв. Богородицы», И. изображен у одра Богоматери справа, воскуряющим благовония - с кадильницей (кацеей) в правой руке, рядом с ним сщмч. Дионисий Ареопагит (Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 74. Кат. 11). На И. темная, коричного оттенка фелонь, на фоне которой контрастно выделяется белый омофор. Святой представлен темноволосым средовеком с клиновидной бородой средней длины. Изображение на этой иконе И. как средовека противоречит указаниям греческих и русских иконописных подлинников, единообразно предписывающих изображать святого старцем. Так, в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота в разд. «Святые иерархи» о внешнем виде И. сказано: «старец с длинною бородою» (Ерминия ДФ. С. 160. № 23). Русские иконописные подлинники XVIII - 40-х гг. XIX в. под 4 окт. подчеркивают уподобление И. внешности сщмч. Власия Севастийского: «… аки Власий, у брады на концы космачки, риза крестовая, испод дичь» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 36); «…подобием сед аки Власий…» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 356). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова (1910) отмечен ставший традиционным для иконографии святого тип бороды, «разделенной на концах на пряди», в остальном описание более произвольно: «...типа греческаго, со среднею, с проседью круглой бородой» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 36). На большинстве других изображений И. в сцене «Успение Пресв. Богородицы» (где его образ узнаваем) - старец с сужающейся книзу бородой средней длины, как правило, с Евангелием в руках. Одна из ранних сцен «Успения Пресв. Богородицы» в монументальной живописи, где среди святителей, очевидно, изображен И., представлена в ц. Св. Софии в Охриде, Македония (сер. XI в.).

Лит.: LCI. Bd. 6. Sp. 530; Евсеева. Афонская книга. Кат. № 82. С. 240.
Э. П. И.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Священномученики Русской Православной Церкви Иконография священномучеников Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Гимнография священномучеников Мужи Апостольские, иногда «апостольские отцы», общее название для некоторых раннехристианских авторов кон. I - 1-й пол. II в. Иерофей, ученик апостола Павла и 1-й епископ Афинский (I в.), священномученик (пам. 4 окт.)
См.также:
ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ (I - нач. II в.), еп. Антиохийский, сщмч. (пам. 29 янв., 20 дек.; пам. зап. 1 февр., 17 окт.)
КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.)
АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
АНТИПА (I в.), еп. Пергамский, сщмч. (пам.11 апр.)
АНФИМ еп. Никомидийский, сщмч. (пам. 3 cент., зап. 27 апр., сир. 24 апр.)
АРИСТИОН еп. Александрийский, сщмч. (пам. 3 сент.)
ЕВСЕВИЙ († 379 или 380), еп. Самосаты, сщмч. (пам. 22 июня)
ЕЛЕВФЕРИЙ еп. Иллирийский (?), сщмч. (пам. 15 дек., пам. зап. 18 апр.)
ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)
КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.)
КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля)
КЛИМЕНТ (264 (?) - 312 (?)), еп. Анкирcкий, сщмч. (пам. 23 янв.)
МЕФОДИЙ (ок. 311), еп. Олимпийский (Патарский, Филиппийский), церковный писатель, сщмч. (пам. 20 июня)