Согласно Житию, по достижении совершеннолетия или минимально допустимого возраста рукоположения («достиже свершеннаго възраста») П. был рукоположен «от тамо сущаго святителя диаконом и презвитером, та же и архимандритом бысть» (История Пермской епархии. 1996. С. 96). Слова «тамо сущаго святителя» указывают на архиерея, в епархиальном подчинении к-рого находился мон-рь, где подвизался П. Учитывая как ярославское происхождение П., так и его предполагаемую связь с мон-рем прп. Кирилла Белозерского, можно допустить, что этим архиереем являлся один из Ростовских и Ярославских епископов 1-й трети XV в.: свт. Григорий, свт. Дионисий Грек или свт. Ефрем
.Нек-рое время до архиерейской хиротонии П. был архимандритом московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря. Точное время начала настоятельства П. здесь неизвестно. П. М. Строев относил его предположительно к 1440 г. (Строев. Словарь. С. 235). В 1435 г. архимандритом Чудова монастыря был еще Феофан (АСЭИ. Т. 3. № 34. С. 58). Нельзя исключать, что именно при П. в Чудовом мон-ре были возведены каменные ц. в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех (1437) и трапезная (между 1409 и 1459) (о времени постройки этих зданий см.: Ратомская Ю. В. Архитектура Чудова и Вознесенского мон-рей в XIV-XVIII вв. // Чудов и Вознесенский мон-ри Моск. Кремля. М., 2016. С. 51-52).
Согласно свидетельству иером. Пахомия Логофета, П., будучи архимандритом, составил Житие основателя Чудова мон-ря Московского свт. Алексия, митрополита всея Руси. Это не сохранившееся или не выявленное до наст. времени Житие использовалось Пахомием Логофетом при составлении его редакции Жития свт. Алексия: «Прочаа же и достовернииша навык от самаго того писаниа архимандрита Питирима, иже последи бысть Перми епископ» (Кучкин. 1967. С. 246). Также Пахомий Логофет сообщает, что П. «нечто мало о святомь списа и канон тому въ хвалу изложи» (Там же). Весьма вероятно, что П. был автором 2 Служб: на день памяти свт. Алексия (12 февр.) и на день обретения его мощей (20 мая). На это указывают характерные книжные приемы: совпадение начальных слов тропарей с начальными словами ирмосов и посвящение 3-го тропаря каждой песни канона Пресв. Троице (Карбасова. 2014. С. 85). В научной лит-ре высказывалось предположение, что П. написал сочинения, посвященные свт. Алексию, ок. 1448 г. (Меняйло В. А. Иконы Чудова мон-ря Московского Кремля: Кат. М., 2015. С. 15). Однако в источниках никаких указаний на год их создания нет, и к этому времени П. уже был епископом. С именем П. связывалось и создание одной из поздних редакций «Повести о Петре и Февронии Муромских», что не имеет под собой к.-л. оснований (Буланин. 1989. С. 194).
В Житии П. повествуется, что в качестве архимандрита он «многых богоподвижных инок общежительства и ины обители многы вздержая и наказуи и уча истинному Божию пути». По мнению Д. Г. Давиденко, П. «имел некоторые полномочия в отношении не только того монастыря, который возглавлял, но и иных обителей… Фактически он был администратором мон-рей (по крайней мере, общежитийных) на какой-то территории» (Давиденко. 2011. С. 55).
Еще в XIX в. было высказано предположение, что П. в 1440 г. крестил вел. кн. Московского Иоанна III Васильевича (Шляпкин. 1894. С. 139). К кон. ХХ в. эта гипотеза стала восприниматься как непреложный факт (Буланин. 1989. С. 193). Однако С. В. Стрельников убедительно показал, что П. не мог принимать участие в крещении княжича (Стрельников С. В. Кто крестил Ивана III // Российское гос-во в XIV-XVII вв.: Сб. ст. СПб., 2002. С. 64-67; известие о крещении читается только в Типографской летописи, при этом сан П. и мон-рь его служения не указаны; тем не менее издатели Типографской летописи в именном указателе отождествили П. с епископом Пермским, хотя ни в одном др. источнике о крещении П. Ивана III Васильевича не сообщается; при этом заслуживающая доверия «Повесть о Ростовском Борисоглебском монастыре» прямо свидетельствует, что крещение совершил игумен этого монастыря).
Согласно Вычегодско-Вымской летописи кон. XVI - нач. XVII в., П. был поставлен во епископа в 6952 (1443/44) г. после кончины сщмч. Герасима (Ɨ 1442/43) (Вычегодско-Вымская летопись. 1958. С. 261). Данному свидетельству как будто бы противоречит более раннее Житие П., в к-ром указывается, что его архиерейская хиротония состоялась «рукопо[ло]жением Ионы митрополита Киевскаго и всея Руси» (История Пермской епархии. 1996. С. 96), к-рый был возведен на митрополичью кафедру в 1448 г. Однако после отстранения и последующего бегства из Москвы митр. Исидора в 1441 г. именно свт. Иона в сане епископа Рязанского являлся местоблюстителем митрополичьей кафедры и совершал иерархические действия от имени первосвятителя. Вместе с собором епископов он вполне мог рукоположить нового владыку, а автор Жития П. мог опустить формальные подробности статуса свт. Ионы. В историографии высказывались предположения о поставлении П. кем-либо из вост. патриархов (Абеленцева. 2009. С. 178. Примеч. 171), а также о том, что после хиротонии и как минимум до кон. 1448 г. он оставался в Москве (Буланин. 1989. С. 193). Возможно, одной из причин архиерейского возвышения П. стало его участие в «деле» митр. Исидора, после отстранения находившегося под стражей в Чудовом мон-ре. Еще одной причиной могли быть тесные связи П. с великокняжеской семьей. Епископы Пермские со времен основания кафедры являлись сторонниками вел. князей и помогали им в проведении экспансии на сев.-вост. рубежах. Считается даже, что в XV в. Пермская епархия имела характер полунезависимого феодального гос-ва, а пермские владыки выступали «вассалами» вел. князя Московского (Тарасов А. Е. Избрание архиереев в Рус. Церкви XV-XVI вв.: Регион. аспект // Ист., филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов, 2012. № 12. Ч. 3. С. 186-190).
В качестве епископа Пермского П. продолжал начатую его предшественниками христианизацию края, одновременно расширяя пределы епархии. Он крестил коми-зырян в районе Удоры (р. Вашка); это событие в Вычегодско-Вымской летописи помещено под 6952 (1443/44) г.: «игуменов и попов им дал, святей храмы тамо воздвиг» (Вычегодско-Вымская летопись. 1958. С. 261). П. основал Троицкий мон-рь в Вендинге (впервые упом. в 1485), обозначивший крайний предел Пермской епархии в Удорской земле (Рогачев. 2013. С. 35). Активная миссионерская деятельность дает основания предполагать прекрасное знание П. языка коми и его целенаправленную подготовку к христианизации коми-зырян (Котылев. 2013. С. 21). В сер. XIX в. в архиве церкви в с. Палевицы (ныне Сыктывдинский р-н, Республика Коми) были обнаружены грамоты «за греческою подписью», автором к-рых М. И. Михайлов считал П. (Михайлов. 1851. С. 76). Впосл. эти грамоты не изучались, их местонахождение в наст. время неизвестно.
По мнению мн. исследователей, П. являлся последовательным противником и одним из главных обвинителей кн. Дмитрия Георгиевича Шемяки (Верюжский. Вологодские святые. С. 334; Зимин А. А. Витязь на распутье. М., 1990. С. 144, 150; Абеленцева. 2009. С. 218; Давиденко. 2011. С. 55). 29 дек.1447 г. он был среди архиереев, подписавших соборное определение, адресованное Шемяке, в к-ром иерархи грозили ему отлучением от церкви в случае отказа от примирения с вел. кн. Василием II Васильевичем Тёмным (АИ. Т. 1. С. 75. №. 40). Согласно Вычегодско-Вымской летописи, в 6958 (1449/50) г. верные Шемяке вятчане разграбили храмы Пермской епархии, находившиеся на реках Сысоле, Вычегде, Выми, и безуспешно осаждали епархиальный центр Усть-Вымь, а в 6960 (1451/52) г. кн. Дмитрий Георгиевич заточил П. в устюжскую темницу и «мучал ево тамо, а владыка не убоялся тово Шемяки, проклятое слово не взял» (Вычегодско-Вымская летопись. 1958. С. 261). О том, что П. пострадал от некоего не названного по имени князя, осквернившего руки «братоубииственою кровию» (намек на Шемяку), писал и агиограф Пахомий Логофет (Кучкин. 1967. С. 246).
15 дек. 1448 г. П. был участником проходившего в Москве Собора рус. епископов и духовенства, на к-ром свт. Иона был возведен в сан митрополита Киевского и всея Руси (ПСРЛ. Т. 25. С. 270).
В 6963 (1454/55) г., согласно Вычегодско-Вымской летописи, П. предпринял миссию в Великую Пермь, крестив коми-пермяков, проживавших в Чердыни на р. Колве. Нек-рые исследователи ставят под сомнение успех этого крещения, полагая, что крещен мог быть только местный князь (Головчанский. 2007. С. 104-105). На обратном пути П. был убит вогулами (манси) «в месте зовемый Кафедраил на реке на Помосе» (Вычегодско-Вымская летопись. 1958. С. 262). В большинстве источников датой смерти (памяти) П. называется 19 авг., а в наиболее раннем из них, Житии П.,- 15 авг. По мнению И. А. Шляпкина, П. не мог путешествовать в день праздника Успения Пресв. Богородицы, поэтому более предпочтительной является дата 19 авг. (Шляпкин. 1894. С. 141). Позднее «Сказание о Пермских епископах» свидетельствует, что П. был убит неподалеку от Усть-Выми вогульским кн. Асыкой во время всенародного молебна, к-рый он проводил после воскресной литургии на мысу, образованном в месте слияния рек Вымь и Вычегда. Согласно «Сказанию», тело П. оставалось непогребенным 40 дней «в августе и в сентябре месяцех хранимо во обрубе», т. е. деревянном срубе (История Пермской епархии. 1996. С. 72-73).
П. был погребен в кафедральной Благовещенской ц. Усть-Выми, рядом со своим предшественником по Пермской кафедре сщмч. Герасимом.
В собрании ГИМ находится один из древнейших рус. списков «Ареопагитик», датируемый Н. П. Лихачёвым 1440-1450 гг.; Лихачев Н. П. Палеогр. значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Ч. 1. С. 247. № 2367-2370). Согласно вкладной записи, относящейся, вероятнее всего, к XVI в. (ГИМ. Увар. № 264. Л. 23-30), рукопись была вложена в Благовещенскую ц. Усть-Выми П. (о рукописи см.: Строев П. М. Рукописи слав. и рос., принадлежащие купцу И. Н. Царскому. М., 1848. С. 25; Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-рос. рукописей собр. гр. А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 1. С. 101). Если рукопись действительно принадлежала П., это несомненно говорит о его высоком уровне образованности.
Краткое Житие П., более соответствующее проложной памяти, не получило широкого распространения. По мнению Д. М. Буланина, оно могло быть составлено Пахомием Логофетом по заказу свт. Ионы († 8 нояб. 1470), преемника П. на Пермской кафедре (Буланин. 1988). Рукопись РНБ. Кир.-Бел. № 275/532, содержащая древнейший из 2 известных списков Жития, могла принадлежать старцу Паисию (Ярославову) (Прохоров Г. М., ред. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский: Сочинения / Изд. подгот.: Г. М. Прохоров. СПб., 2005. С. 14), нек-рое время подвизавшемуся в Кирилло-Белозерском мон-ре. Возможно, Паисий являлся родственником П. или был наслышан о нем во время пребывания в Кирилло-Белозерской обители.
В XIX в. в лит-ре распространяется утверждение, что память П. была установлена в 1522 г. Основанием для этого стало, видимо, киноварное указание на гибель П., помещенное под 19 авг. в основном тексте месяцесловной части Устава 7030 (1521/22) г.: «В тъж день убиен бысть владыка Питирим Прьмскы от безбожных вогулич» (РГБ. Рум. № 446. Л. 198; Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 715). Согласно записи на л. 2 об., данная рукопись была вложена в Кирилло-Белозерский мон-рь епископом Пермским и Вологодским Алексием (на кафедре с 9 апр. 1525), который в 1520-1525 гг. являлся игуменом этой обители. Возможно, рукопись писалась для Алексия в период его игуменства и отражает местное почитание П., существовавшее в Кирилло-Белозерском мон-ре не позднее нач. XVI в.
В XVI в. П. уже почитался как священномученик, но, вероятно, не как чудотворец, о чем свидетельствует вкладная запись на рукописи «Ареопагитик», вложенной П. в Благовещенскую ц. Усть-Выми (см. выше): «Cиa книга святого Благовещения на Устьвыми, глаголемая святый Дионисий Ареопагит, а положил cию книгу священномученик епископ Питирим, убиены от нахожениа сыроядцов вогуличь за православную вepy, идеже лежитъ многострадалное и тръпеливое тело его».
В 1607 г. по распоряжению царя Василия Иоанновича Шуйского и патриарха сщмч. Ермогена Вологодский и Великопермский еп. Иоасаф написал ростовую икону Пермских епископов Ионы, Герасима и П. Икона находилась над гробницей святителей в Усть-Выми. По-видимому, вскоре после создания образа была установлена их общая память (29 янв.) и начата запись чудес, причем древнейшее чудо относится к 20 янв. 1609 г. «Чудеса иже во святых отец наших великих чудотворцов, епископов Усть-Вымских и Великопермских Герасима и Питирима, Ионы» известны в ряде списков, старший датируется рубежом XVII и XVIII вв. и содержит описание чудес за 1609-1646 гг. (РГБ. Ф. 173.I. № 202. Л. 292-301). В наиболее полной редакции памятника описано 44 чуда, происшедшие в 1609-1646, 1675-1716, 1817-1842 гг. В 1649-1653 гг. ц. во имя святителей Герасима, П. и Ионы была построена при Вологодском архиерейском доме. В Усть-Выми существовал храм во имя Трех Пермских святителей (упом. в переписных листах 1628-1646 гг.), упраздненный к кон. XVII в. (с 1678 известен придел во имя Трех Пермских святителей в Благовещенской ц.).
Сохранились сведения о поездках к месту погребения Герасима, П. и Ионы архиепископа Вологодского и Великопермского Маркелла (1650), архиепископа Вологодского Иосифа (в нач. XVIII в.) и еп. Великоустюжского и Тотемского Боголепа (1724) (Суворов. 1865; История Пермской епархии. 1996. С. 93).
К нач. XVIII в. подробные сведения о жизни Ионы, Герасима и П. были утрачены даже в Усть-Выми. Не позднее 1717 г. усть-вымский свящ. Евтихий отправил в Вологду архиерейскому дьяку Спиридону Стефановичу челобитную с просьбой прислать сведения о святителях, включая записи о чудесах, поскольку «приходящие к чудотворцам богомольцы о том деле осуждают, что мы не ведаем» (История Пермской епархии. 1996. С. 92). 5 февр. 1745 г. проводилось обследование надгробия святителей Герасима, П. и Ионы в Усть-Выми, погребенных «при Благовещенской каменной церкви, на северной стране, в деревянном приделе... под спудом» (Там же. С. 92-95). В грамоте об освидетельствовании мощей, проводившемся комиссией во главе с игуменом Теплогорской пуст., указывалось, что письменных данных о жизни и деятельности Герасима, П. и Ионы найти не удалось, за исключением надписи на иконе 1607 г. и записки о смерти свт. Ионы в 1471 г. (Там же. С. 93-94). Появление преданий о жизни П., как и ряда др. Пермских владык, к-рые отразились в работах М. Михайлова и свящ. И. Верюжского, видимо, следует связать с деятельностью собирателей пермской старины не ранее кон. XVIII в.
В опубликованных А. Н. Власовым материалах по розыску мощей Герасима, П. и Ионы есть указание, что служба П. как священномученику совершалась по общей Минее 19 авг. Под 19 авг. память П. указана и в приходо-расходных книгах Вологодского архиерейского дома XVII в. (Суворов, 1868. С. 11). Общая служба 3 Пермским святителям была составлена в 1678 г. дьячком Ляльской церкви Григорием Гилевым (?) (О мощах устьвымских Герасима, Питирима и Ионы // История Пермской епархии. 1996. С. 94-95). О широком распространении икон с изображением Пермских епископов Стефана, Герасима, П. и Ионы в XVIII в. свидетельствует «Опись церквей Яренского уезда 1772 г.» (Котылева. 2011).
Память П. отражена в ряде синодиков и месяцесловов. В ростовском синодике 1642 г. (возможно, составлен при кафедральном Успенском соборе) памятям Пермских владык отведено больше места, чем мемориям архиереев к.-л. др. кафедр (за исключением Ростовской), причем запись, касающаяся П., сопровождается панегириком (РГБ. Ф. 344. № 99. Л. 31 об.- 32). В месяцеслове 3-й четв. XVII в. «убиение Питирима епископа Пермского, иже на Усть-Выми нового чюдотворца» помещено под 19 авг. (РНБ. Погод. № 637. Л. 482 об.).
Существует Служба Собору епископов Великопермских и Устьвымских (под 29 янв.: Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 480-494). В 1916 г. был одобрен акафист Пермским святителям.
Благовещенский собор в Усть-Выми был разрушен в 1936 г. В 1996 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) освятил каменную часовню во имя 3 Пермских святителей, построенную на месте древней Всехсвятской часовни. В часовне, в наст. время являющейся частью усть-вымского во имя архангела Михаила мужского монастыря (возобновлен в 1996), под спудом покоятся мощи 3 Пермских епископов, в т. ч. П., над погребением установлена рака.
О времени появления первых икон П. существуют различные мнения. Основываясь на Вычегодско-Вымской летописи, М. И. Михайлов полагал, что икона святителей Герасима, П. и Ионы существовала уже в кон. XV - нач. XVI в. («…И над их Св. чудотворными мощами, по их кончинах, вскоре устроена бысть Св. церковь во имя их великих Святителей… и Св. икона написана» - Михайлов. 1851. С. 344). Однако в др. источниках выражается сомнение по поводу столь раннего почитания святых: «Прочитавши подпись на гробничной иконе Угодников наших сделанную, всякий удостоверится, что это первая икона, и прославление их началось не ранее начала семнадцатого столетия…» (Церк.-ист. и стат. описание Усть-Вымской Благовещенской ц. Яренского у. 1854 г. // ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 183. Л. 92-93; см. также: Голубинский. Канонизация святых. С. 121-122).
На ростовом образе 3 Пермских святителей, находившемся на их гробнице в ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Усть-Выми, имелась надпись: «Лета 7115 (1607. - Авт.) месяца июня в 6 день При Благочестивейшем царе и Великом князе Василие Иоанновиче всея России самодержце и При святейшем Ермогене Патриархе Московском и всея России написан бысть сей образ трех Святителей Герасима, Питирима и Ионы пермских чудотворцев повелением их, Епископом Иосафом Вологодским и Великопермским и положен сей образ на гробнице их великих чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы в славу святыя Троицы Отца и Сына и Святыя Духа аминь» (цит. по: Плаксина. 2011. С. 141-142). Очевидно, икона была первой, созданной после установления местного празднования святым в 1606 г., причем, как отмечалось, «собственной кисти бывшего тогда на кафедре епархии Пермской и Вологодской Архиепископа Иоасафа» (ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 183. Л. 93). Однако сведения о его иконописных работах отсутствуют и сам характер текста надписи (воспроизводился в неск. редакциях) оставляет сомнения в авторстве иерарха (Плаксина. 2011. С. 144-145, 147).
История бытования иконы реконструирована Н. Е. Плаксиной. Одно из наиболее ранних упоминаний об иконе содержится в дозорной грамоте Яренского у. 1608 г.: «Да на городище ж часовня, а в часовне лежат пермские епископы Герасим, Петирим и Иона, а над ними гробницы, а на гробницах покров крашенина синя… да образ Пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы, а над ними во облаце образ Воплощение Пресвятой Богородицы писан на золоте, а у образа цата серебряна золочена, да 3 гривны серебрены белы» (цит. по: Там же. С. 142); в 1646 г. образ находился уже во вновь построенной ц. Трех святителей Пермских. По сведениям описи церквей Яренского у. 1772 г., образ был помещен в приделе Всех святых, пристроенном в 1749 г. к каменной Благовещенской ц. (освящен в 1764; гробница была устроена в 1766 на средства купца И. Я. Курочкина). В описи содержатся сведения об изменениях в иконографии и драгоценном уборе иконы, подвергшейся поновлению (вместо образа Божией Матери «Воплощение» написан образ Св. Троицы): «…над мощами угодников святыя их образа на одной дце венцы серебряные чеканные цати басмянные серебряные позлащенные над ними в облаце написан образ Живоначальной Пресвятой Троицы писан на золоте» (Котылева. 2009. С. 18). Во время поновления образа в 1811 г. иконописцем из Кослана Яковом (Иаковом) Поповым (ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 183. Л. 93) были допущены неточности в копировании текста надписи. Свящ. Иоанн Верюжский в 1880 г. воспроизвел надпись на надгробной иконе («в серебряном басманном окладе») в Благовещенской ц. иначе, что, возможно, объясняется использованием записи митр. Евгения (Болховитинова), сделанной до поновления образа («…написан бысть сей св. образ трех святителей Герасима, Питирима и Ионы, в славу св. Троицы, Отца и Сына и св. Духа, повелением их, смиренным епископом Иоасафом вологодским и великопермским и положен бысть сей образ на гробницех их…» - Верюжский. Вологодские святые. С. 327-328). В 1908 г. на гробнице по-прежнему находилась «старинная икона в человеческий рост», современники отмечали, что «лики на иконе очень выразительны, прекрасно сохранились» (Лебедев В. Устьвым // Вологодские ЕВ. 1908. № 21. Приб. С. 482-483).
В фотоархиве ИИМК РАН сохранился снимок иконы 1607 г., сделанный иконописцем А. Н. Зелениным в 1907 г. (Плаксина. 2010. С. 69). Исследователями отмечены тесная постановка фигур, одухотворенность ликов и эффектные орнаменты на облачениях, что выдает руку высокопрофессионального мастера, работавшего в традициях годуновской эпохи. Судя по стилистическим особенностям живописи, образ был создан одним из лучших вологодских иконописцев, исполнявших заказы Вологодского архиерейского дома (Биланчук, Преображенский. 2017. С. 16-17. Ил. 13). Тогда же Зелениным была выполнена рабочая копия образа в размер оригинала, написанная в масляной технике на холсте, наклеенном на деревянную основу (Пермский краевед. музей; см.: Плаксина. 2010. С. 18-19). Особое внимание мастер уделил письму ликов, доличное прописано основным красочным тоном, зафиксирован орнаментальный декор фелоней, фон и позем намечены, на фоне и полях сделаны карандашные пометки с размерами и характеристиками изображения. На П. красный подризник, серо-зеленая фелонь с орнаментальным мотивом в виде цветка, бледно-розовый омофор, архиерейская шапка с опушкой, в руках Евангелие; карандашные пометы Зеленина: «борода черн[ая] черточки и посвѣтлѣе». Вторая, завершенная, копия мастера (с надписью на нижнем поле) запечатлена на фотографии 1907 г. (фотоархив ИИМК РАН; см.: Там же. С. 12; местонахождение иконы неизвестно).
Кроме того, на фотографии сени над гробницей Пермских святителей 1840 г. видны их живописные изображения в 4 медальонах, поддерживаемые резными фигурами ангелов (фотоархив ИИМК РАН).
В описи имущества усть-вымских церквей 1769 г. кроме надгробной иконы упоминаются только 2 образа Пермских святителей: икона «Вседержителя с предстоящим Богоматерию и Иоанном Предтечею а внизу на той же дьске святителеи Стефан, Герасим, Питирим, Иона устьвымские чюдотворцы» при царских вратах на юж. стороне местного ряда 2-рядного иконостаса придела Всех святых каменной Благовещенской ц., а также икона 3 святителей Пермских, которая размещалась на сев. стороне иконостаса ц. свт. Стефана Пермского (ГААО. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1682. Л. 8-9). В описи имущества усть-вымской Благовещенской ц. 1771 г. кроме надгробной иконы значится и др. старинный образ подобной иконографии, переживший пожар 1662 г., из иконостаса «прежнего деревянного храма», хранившийся «за ветхостью» в особой палатке при ц. арх. Михаила (ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 183. Л. 98-98 об.). Свящ. Иоанн Верюжский сообщил о др. «древней» иконе святителей в ц. Вознесения Усть-Выми (Верюжский. Вологодские святые. С. 328. Примеч. 1). «Старинная» и «опершавшая» икона (с «выемкой» в доске) 4 святителей Стефана, Герасима, Питирима и Ионы находилась в палатке при Вознесенской ц. (Бурцев Е. На реке Выми: (Археол. разведка) // Богатства Севера. 1920. № 5. С. 19).
Из письма от 15 февр. 1690 г. приказчика Сереговского усолья И. А. Шергина к яренскому воеводе П. М. Скрябину (заказчику иконы) известно, что в это время иконописец Григорий (предположительно Григорий Анкиндинов Тырин из Усть-Выми) начал писать икону «Усть-вымских чудотворцев» (Архив гостей Панкратьевых. 2001. С. 196). Она предназначалась, вероятно, для деревянной ц. святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, к-рая строилась или уже была построена по благословению архиеп. Вятского и Великопермского Ионы в Еренском городке (Плаксина. 2018. С. 321-322).
Согласно текстам иконописных подлинников посл. четв. XVII - сер. XIX в. (под 19 авг.), существовало неск. традиций изображения П., причем в более ранних рукописях описан его образ в архиерейской мантии и схиме: «…клобук черн, мантия со источниками и схима, брада аки Власиева, надсед» (ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 151 об.). Позднее указывались 2 варианта облачения: «…на главе клобук черн, надсед, брада Власиева или покороче, а пошире, мантия пестра, с полосами, испод дич, в схиме, в руках свиток, а инде пишут на главе шапка святительска» (БАН. Строг. № 66. Л. 137 об.; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 206 (назван Вологодским); Большаков. Подлинник иконописный. С. 129); «…надсед, брада аки Власиева покороче и пошире, на главе клобук черной, мантия со источники, испод дикой. Инии пишут в ризах святительских и во омофоре, в руках Евангелие, на главе шапка» (РНБ. Собр. СПбДА. А.II.54. Л. 38 об.; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 67). По форме длинной клинообразной бороды (в отличие от округлой бороды у святителей Герасима и Ионы) П. уподоблялся сщмч. Власию Севастийскому. Иногда его внешность сопоставлялась с обликом свт. Ионы, митр. Московского: «…в шапке, аки Иона митрополит, риза святительска празелень, испод бакан, амфор и Евангелиие» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 206). На иконах он представлен, как правило, в епископском богослужебном облачении - подризнике, епитрахили, фелони, омофоре, митре, реже - в архиерейской мантии и клобуке (или митре).
Существовала устойчивая традиция изображения в одной композиции 3 Пермских святителей. Наиболее ранним известным произведением является монументальная икона сер. XVII в. (ЦМиАР), очевидно, восходящая к надгробному образу, но никакого дополнительного сюжета в верхней части композиции нет: святые написаны прямолично, в рост; П.- в центре, в архиерейской шапке (митре), зеленом подризнике, красно-коричневой фелони с ромбовидным орнаментом, светлом омофоре, с палицей, в левой руке - большое Евангелие на красном плате, правая - в двуперстном благословении. У него лик со впалыми щеками, короткие густые волосы, большая, острая на конце борода почти без проседи.
Сохранилось неск. близких по иконографии и стилю исполнения икон Пермских святителей нач. XX в. (Соликамский краевед. музей, Чердынский краевед. музей им. А. С. Пушкина, ПГХГ, Успенский жен. мон-рь в Перми, Иоанно-Богословский мон-рь в Чердыни, ц. Похвалы Пресв. Богородицы в пос. Орёл (Усольский р-н Пермской обл.), частное собрание). Распространение икон подобного типа, вероятно, связано с поездкой Зеленина в Усть-Вымь по поручению Пермской епархии для того, чтобы сфотографировать древние образы и написать с них копии для Белогорского Николаевского мон-ря. В 1907 г. он выполнил аналойную икону 3 Пермских святителей (ПГХГ). Святые представлены фронтально на темном фоне, фигура П. (в зеленом подризнике, красной фелони, митре, с омофором и палицей, в руке - архиерейский жезл) помещена в центре композиции. В 1913 г. Зеленин написал для Крестовоздвиженского собора Белогорского мон-ря икону Пермских святителей, творчески переработав иконографию древнего усть-вымского образа (Спешилова Е. А. Алексей Несторович Зеленин: Художник, иконописец, педагог. Пермь, 2006. С. 32). Созданные в Пермском крае иконы Пермских святителей на золотых чеканных фонах, повторяющие иконографию образа Зеленина, дополнены изображением на облаках Господа Вседержителя (вместо образа Божией Матери «Знамение» на ранней иконе и Св. Троицы в поновительском слое живописи на ней). Возможно, их писали в иконописной мастерской Белогорского мон-ря. Эта иконография воспроизведена в росписи кон. XX в. ц. вмц. Варвары в мон-ре в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Печоре (Республика Коми).
Работой местного мастера, очевидно, является образ 2-й пол. XIX в. (Нац. музей Республики Коми): в руках П. крест и Евангелие. Др. образ святителей 1910 г. (частное собрание), согласно надписи на обороте, был подарен церковью свт. Иоанна Златоуста в с. Отеве Соликамского у. Пермской губ. местной церковноприходской школе в память ее 25-летия. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание) с др. порядком расположения образов святителей в композиции - П. изображен крайним справа, с жезлом в руке, его лик не соответствует описаниям в подлинниках и более ранним вариантам иконографии: у святого длинные, спускающиеся на плечи темные волосы и короткая округлая борода без седины. Близкий к этому вариант иконографии представлен на иконе кон. XIX - нач. XX в. (Чердынский краевед. музей им. А. С. Пушкина), предположительно созданной в мастерской А. В. Федосеева (с. Покча, Чердынский у.).
Традиция совместного изображения 3 Пермских святителей вместе со свт. Стефаном издавна существовала на землях древней Пермской епархии (Перми Вычегодской). Одно из ранних документальных свидетельств содержится в письме 1684 г. приказчика Шергина к московскому гостю И. Д. Панкратьеву с просьбой «выменить или подрядить» (по-видимому, для церквей Сереговского усолья) 20 «осмилистовых» икон и в их числе образ «Стефана, Герасима, Питирима, Ионы епископов пермских» (Архив гостей Панкратьевых. 2001. С. 146). Судя по описи церквей Яренского у. 1772 г., в это время иконы 4 Пермских святителей и хоругви с их образами были широко распространены (22 иконы, изображений 3 святителей всего 4; именовались «усть-вымскими и великопермскими чудотворцами»). На иконах 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. образ П. (по иконографии близок к изображениям в числе 3 святителей) помещали, как правило, в центре, по левую руку от свт. Стефана Пермского. На образе кон. XIX - нач. ХХ в. (ПГХГ) святители изображены без митр, П. держит перед грудью Евангелие. На иконе сер.- 2-й пол. XIX в. фигура П. в небольшом развороте к центру расположена 2-й справа (Усть-Вымское межпоселенческое музейное объединение), на др. иконе работы того же мастера (частное собрание) - образ П. крайний слева, с книгой, раскрытой на тексте: Лк 12. 32; в верхней части икон - благословляющий Господь Вседержитель в облаках. На иконе сер. XIX в. (ц. Казанской иконы Божией Матери микрорайон Кочпон, Сыктывкар) П., как и др. святители, изображен в саккосе, омофоре, митре, с палицей и панагией; вверху - ангелы несут образ Господа Саваофа и икону Божией Матери «Споручница грешных».
На фотографии Зеленина 1907 г. (фотоархив ИИМК РАН) П. изображен среди припадающих к Господу Вседержителю на престоле на иконе «Деисус, с Пермскими святителями» 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. из придела Всех святых Благовещенской ц. в Усть-Выми. П.- в коленопреклоненном молении, справа от Иисуса Христа (в левой части композиции), рядом со свт. Стефаном Пермским. На иконе «Господь Вседержитель, с припадающими Пермскими святителями» посл. четв. XVII - 1-й пол. XVIII в. (Яренский краевед. музей) коленопреклоненный П. показан справа, напротив свт. Стефана Пермского, правая рука поднята для крестного знамения, левой он прижимает к груди Евангелие. На нем зеленая с узорочьем фелонь с красным исподом, архиерейская шапка. Образ такой иконографии («Вседержителя с великопермскими святителями») назван в описи имущества яренской ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 1887 г. (размещался в алтаре на горнем месте - см.: Яренский краевед. музей. КП 1947; Ф. 1. Д. 84. Л. 13 об.).
К ранней группе относятся изображения П. в сонме Вологодских чудотворцев, предстоящих в молении Господу Вседержителю, на неск. иконах 2-й пол. XVII-XIX в. На вологодских иконах П. показан с клинообразной бородой со значительной проседью, облачен в мантию с источниками, на голове черный клобук или митра; реже изображался в подризнике и фелони, борода имела более округлую форму и меньшую длину. Один из ранних примеров - образ П. (верхний в правой группе) рядом с др. Пермскими святителями на иконе этого извода 3-й четв. XVII в. (под записью) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком монастыре близ Вологды (ВГИАХМЗ; упом. в описи имущества мон-ря 1675 г.- ОПИ ВГИАХМЗ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1. Л. 2 об.). На иконе 1-й четв. XVIII в. из вологодской ц. равноапостольных Константина и Елены (ВГИАХМЗ) в верхнем регистре представлены все Великопермские святители: слева - Стефан, Антоний Вологодский и Иона, справа - П. и Герасим. У П. окладистая округлая борода до середины груди, на нем епископское богослужебное облачение, руки простерты в сторону Спаса. На иконе 2-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери (ВГИАХМЗ) П. изображен в правой части композиции, крайним справа в 6-м ряду сверху, с длинной бородой, в клобуке и мантии с источниками, без атрибутов в руках, рядом с др. Пермскими святителями. На иконе «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» 2-й пол. XVIII в. предположительно работы великоустюжского мастера (ВУИАХМЗ) П.- в молении в левой части композиции, с длинной, густой, раздвоенной на конце бородой, облачен в черный клобук (с воскрилиями), малиновую рясу и темно-вишневую архиерейскую мантию, скрепленную в нижней части (с правой стороны симметрично П. помещен образ свт. Герасима). На др. великоустюжской иконе того же времени (ВУИАХМЗ) святитель изображен слева, борода окладистая, с небольшой проседью, ладони рук сложены перед грудью (рядом выше - свт. Иона).
В ряде случаев, судя по именующим надписям, в памятниках этой иконографии П. изображали дважды, в разных облачениях, указанных в подлинниках, по-видимому воспринятых вологодскими иконописцами как описания 2 святых (основанием для данного предположения служит использование различных прорисей, не восходящих к одному ошибочному прототипу). На иконе сер.- 3-й четв. XVII в. (50-60-е гг. XVII в.?) из вологодской Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье (ВГИАХМЗ; см.: Иконы Вологды. 2017. С. 496-506. Кат. 66) П. изображен в 2 симметрично расположенных группах Пермских святителей: в верхней части слева (П., Антоний Вологодский и Стефан) и справа (Иона, Герасим и П.). В первом случае он в черном клобуке и мантии, с длинной, узкой на конце бородой, а во втором - в зеленом подризнике, красной фелони с золотым узором, в омофоре и митре, обеими руками держит Евангелие; борода широкая, лопатообразная, до середины груди. На 2-й иконе из того же храма, датируемой XVIII в. (ВГИАХМЗ), П. предстоит Спасителю в левой части композиции в 3-м ряду сверху (между прп. Кириллом Белозерским и свт. Стефаном Пермским, в клобуке и мантии, с длинной седой бородой, без атрибутов) и в верхнем ряду справа (с прп. Феодосием Тотемским и свт. Ионой Пермским, в богослужебном облачении, в левой руке - Евангелие; у П. короткие волнистые волосы и широкая борода до середины груди со значительной проседью). На иконе 1-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Преображения на Болоте (ВГИАХМЗ) П. показан в левой части композиции в 4-м ряду сверху (между преподобными Иоасафом Каменским и Григорием Авнежским, одет в клобук и мантию) и в правой части композиции, во 2-м ряду сверху (с довольно широкой седой бородой и волнистыми волосами, в богослужебном облачении, без атрибутов в руках; над П. прп. Иона). В верхней части обеих групп (судя по надписям на окладе), в 2 иконографических типах П. представлен также на иконе (ок. 1776?) из иконостаса верхней ц. прор. Илии в Засодимье под Кадниковым.
Единоличных образов П. известно немного: ростовое фронтальное изображение святителя со слегка раздвоенной на конце бородой, облаченного, вероятно, в длинную полосатую мантию, омофор и епитрахиль (или схиму), голова покрыта митрой, руки сложены под мантией. Этот образ П. включен в серию рисунков акварелью и тушью из собрания по иконографии рус. святых кн. М. А. Оболенского (№ 102, Красноярский краевой краевед. музей). На современной иконе (кафедральный собор во имя свт. Николая Чудотворца в Душанбе) П. показан прямолично по пояс, в фелони, омофоре и архиерейской шапке с меховой опушкой, в левой руке держит Евангелие, перстосложение правой руки - именословное. У него лопатообразная борода до середины груди, вьющиеся волосы лежат шапкой вокруг головы.
В Софийском соборе в Вологде (1686-1688, артель Д. Г. Плеханова) П. предположительно изображен в алтарной части (юж. стена диаконника): его ростовой прямоличный образ в богослужебном облачении с Евангелием в руке помещен между изображениями святителей Антония Вологодского и Герасима Пермского.
В числе Пермских и Устюжских святых П. (в молении, в зеленой фелони (с красной подкладкой) и белом омофоре, в архиерейской шапке, в левой руке держит Евангелие на плате) представлен в левом клейме на иконе «Свт. Стефан Пермский, с Деисусом и избранными святыми», происходящей из ц. Рождества Христова урочища Цилиба Ленского р-на Архангельской обл. (1717, ЦМиАР). На иконе «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми» сер.- 3-й четв. XVIII в. (Вознесенская ц. с. Ыб) П. изображен в числе Пермских святителей, предстоящих Господу Вседержителю в верхнем клейме, крайним слева, рядом со свт. Стефаном Пермским. На иконе «Избранные святые» кон. XVIII - нач. XIX в. из яренской Преображенской ц. (Яренский краевед. музей) П. (с крестом в левой руке) предстоит в левой группе святых в верхнем регистре, напротив свт. Ионы Пермского (в нижнем ряду - святители Григорий, папа Римский, и Герасим Пермский, блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские). Образ «Необоримая Стена и Покров России, с избранными святыми» (1866, Чердынский краевед. музей им. А. С. Пушкина) создан в с. Покча Пермской губ., согласно надписи, «в память избавления от злоумышленного покушения на жизнь царя-освободителя Александра II» как вклад в ц. Благовещения Пресв. Богородицы ее прихожанина крестьянина В. И. Федосеева. Представленные святые прославились апостольским и миссионерским служением: П. изображен с ап. Андреем Первозванным, равноап. вел. кн. Владимиром, блгв. кн. Александром Невским (небесный покровитель имп. Александра II), равноапостольными Кириллом и Мефодием, др. Пермскими святителями и избранными преподобными. Голова П. не покрыта, его одежды богослужебные, он поддерживает Евангелие обеими руками.
В составе композиции «Собор русских святых» образ П. (в архиерейской шапке) встречается, в частности, в группе святителей на поморских иконах кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., восходящих к образу 30-х гг. XVIII в. каргопольского мастера Даниила Матвеева из местного ряда иконостаса Богоявленской соборной часовни Выговской пуст. (МИИРК, ГТГ, ГИМ, старообрядческие и частные собрания), на иконе XIX в. из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл., на образе 1814 г. письма мастера-старообрядца П. Тимофеева (ГРМ) и др. Вместе со святителями Стефаном Пермским и Феодосием Черниговским П. изображен в клейме иконы «Собор русских святителей» 60-х гг. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). П.- средовек, его голова не покрыта, в правой руке держит крест, левая лежит на груди; назван: «с. Петеримъ мч(н).».
В XX в. традиция изображения П. в группе святых была продолжена на келейной иконе свт. Афанасия Ковровского «Все святые, в земле Русской просиявшие» (П. в крещатой фелони, омофоре и митре; длинная, сужающаяся на конце борода с проседью, короткие волосы с сединой), созданной в 1934 г. мон. Иулианией (Соколовой) (ТСЛ), на ее авторских повторениях 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ) и на списках кон. XX - нач. XXI в., напр. на иконах из ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве (1994, Н. Е. Алдошина) и из ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках в Вологде (2005, иконописец Н. В. Масюкова). П. изображен среди уральских чудотворцев в разработанной мон. Иулианией композиции «Собор святителей, в земле Российской просиявших» 50-х гг. XX в. (митрополичьи (патриаршие) палаты ТСЛ). Образ П. включен в совр. композиции «Собор святых, в земле Пермской просиявших» (напр., работа иконописной мастерской «Добро», Свято-Троицкий Стефанов муж. мон-рь в Перми), «Собор особо чтимых святых земли Пермской» (Белогорский Николаевский мужской мон-рь), «Собор святых, в земле Коми просиявших» (кафедральный собор свт. Стефана Пермского в Сыктывкаре). Современные произведения с образом П. находятся, напр., в Усть-Вымском во имя арх. Михаила мон-ре, в местном ряду иконостаса ц. во имя прор. Илии с. Кослан и ц. в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» пос. Усогорск (Удорский р-н Республики Коми, иконописец О. М. Бакланова). П. изображен в числе Пермских святителей, встречающих крестный ход с иконой Св. Троицы («Зырянской»), на образе «Чудо от иконы Св. Троицы, нарицаемой Зырянской» (1997, иконописец Г. С. Тонков, частное собрание), посвященном приезду патриарха Московского и всея Руси Алексия II на празднование 600-летия со дня успения свт. Стефана Пермского. Выполнены прориси и книжные иллюстрации, напр. работа пермского худож. А. Т. Амирханова для кн.: Какорин А. Г., свящ. Свящ. седмерица св. просветителей Пермской страны (XIV-XVII вв.). Пермь, 1996. (Пенаты; Вып. 1).