Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕТР ПАТРИКИЙ
56, С. 98-99 опубликовано: 24 апреля 2024г.


ПЕТР ПАТРИКИЙ

[Греч. Πέτρος ὁ Πατρίκιος] († 854), прп. (пам. 1 июля), Олимпийский, К-польский. Основным источником сведений о П. П. являются сказание, приведенное в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.), в к-ром память П. П. указана под 1 июля (SynCP. Col. 791-794), и сокращенное изложение того же сказания в составе Минология имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под той же датой (PG. 117. Col. 517-518). П. П. был сыном патрикия и стратига Константина. Отец обеспечил ему блестящее образование - как светское, так и религиозное, причем, по-видимому, поначалу учил его лично (как сообщает сказание из Минология имп. Василия II), а затем отдал в школу, где П. П. приобщился к «лучшему, что содержат в себе грамматика и философия».

Достигнув зрелого возраста, П. П. поступил на воинскую службу. В правление имп. св. Ирины (780-790, 792-802) он носил титул патрикия и высокое звание доместика (командующего) схол. После восшествия на престол имп. Никифора I (802-811) П. П. сохранил свое положение и был назначен доместиком новообразованной тагмы иканатов - гвардейского подразделения, состоявшего из молодых сыновей визант. аристократии. Он был женат и имел сына.

Прп. Петр Патрикий. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia
Прп. Петр Патрикий. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia

Прп. Петр Патрикий. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia
В 811 г., когда имп. Никифор отправился в масштабный поход на Болгарию, нанеся хану Круму ряд поражений и разорив г. Плиску - столицу Болгарского гос-ва, П. П., очевидно, был одним из командующих визант. армией. Согласно синаксарному сказанию, в одном из сражений император был убит, а П. П. взят в плен вместе с нек-рыми высокопоставленными офицерами и архонтами. Когда он находился в заключении, ожидая казни, ему явился ап. Иоанн Богослов, чудесным образом освободил его от уз и доставил на родину.

После этого П. П., на опыте убедившись в суетности и переменчивости земного счастья, решил оставить мир и удалился на Олимп Вифинский, где 34 года подвизался под рук. прп. Иоанникия Великого. После кончины преподобного (846) П. П. отправился в К-поль. Там он основал ц. во имя св. Евандра (Janin. Églises et monastères. P. 114) и поселился при ней в небольшой келье, в к-рой прожил еще 8 лет. Жена и сын подвижника к этому моменту уже скончались.

П. П. отличался крайним аскетизмом: в любую погоду он ходил босым, носил власяницу, под к-рую надевал лишь рубашку, сплетенную из соломы, проводил ночи в молитве и был чрезвычайно воздержан в пище. Он мирно скончался 1 июля 854 г. (по иным версиям - в 855). После смерти П. П. от его мощей вскоре стали совершаться исцеления.

Очевидно, при ц. св. Евандра, основанной П. П., в скором времени сложилась монашеская община; по крайней мере уже в синаксарном сказании о прп. Лазаре Иконописце сообщается, что после его кончины, датируемой временем ок. 857 г., его мощи были положены в мон-ре св. Евандра (SynCP. Col. 234). Р. Жанен предположил, что П. П. изначально создал именно мон-рь, и отнес его основание к 845 г. (такая датировка является ошибочной, учитывая время кончины прп. Иоанникия). Опираясь на свидетельство Антония Новгородца, исследователь указывал местонахождение обители в районе Галата, по др. сторону Золотого Рога (Janin. Églises et monastères. P. 114).

В «Acta Sanctorum» кончина П. П. ошибочно была отнесена к 865 г. (ActaSS. Iul. T. 1. P. 258); это связано, вероятно, с тем, что при переводе период его подвижничества на Олимпе Вифинском был указан как продолжавшийся 54 года вместо 34 лет (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 243).

Вероятно, П. П. следует отождествить с патрикием Петром, участником заговора против имп. Ирины, привлекшим на сторону заговорщиков офицеров элитных воинских частей; о нем упоминает прп. Феофан Исповедник в «Хронографии» (Theoph. Chron. P. 476). Последний действительно был доместиком иканатов до 807-809 г., когда император формально передал это звание своему 10-летнему внуку Никите (буд. патриарх К-польский свт. Игнатий); однако в действительности командование и после этого продолжал осуществлять Петр (Мохов А. С. Византийская армия в сер. VIII - сер. XI в.: Развитие военно-административных структур. Екат., 2013. С. 112). Он был доверенным лицом имп. Никифора I; так, именно ему было поручено ликвидировать солдатский бунт 809 г. Предположительно, прп. Феофан говорит о нем же как об одном из погибших при нападении болг. хана Крума на лагерь императора и его командиров во время битвы в Вырбишском ущелье 26 июля 811 г. (Theoph. Chron. P. 491).

Это сообщение «Хронографии» ставит под сомнение рассказ о чудесном спасении П. П. Дж. Уортли также отметил общую историческую неправдоподобность этого повествования. Исследователь предположил, что данная легенда могла сложиться в результате ошибочного отождествления 2 значимых фигур в истории мон-ря св. Евандра: патрикия Петра, основавшего церковь в районе Галата до 811 г., и некоего ученика прп. Иоанникия Великого, к-рого, возможно, также звали Петром и к-рый ок. 845-846 гг. создал при этой церкви монашескую общину. Вместе с тем Уортли не исключал, что П. П. в действительности мог выжить после болг. похода и сделаться подвижником: известно, что хан Крум, будучи язычником, пытал своих пленников, принуждая их отречься от Христа; П. П. под пытками мог отступить от веры и быть отпущенным на свободу, а затем, по возвращении на родину, избрать монашество как путь покаяния. В таком случае сказание о чудесном избавлении П. П. могло быть создано монахами обители св. Евандра с целью скрыть грех ее основателя (Wortley J. Legends of the Byzantine Disaster of 811 // Byz. 1980. Vol. 50. N 2. P. 555-557).

Если принять последнюю версию, то не исключено, что именно П. П. был составителем Жития прп. Иоанникия Великого, к-рое сохранилось под авторством мон. Петра (Vita S. Ioannicii auctore Petro Monacho // ActaSS. Nov. T. 2. Col. 384-435 [BHG, N 936]), поскольку П. П. должен был подвизаться на Олимпе тогда же, когда и предполагаемый автор Жития, носил то же имя и был достаточно образован и начитан, чтобы составить агиографический текст. Кроме того, в синаксарном сказании о П. П. особо подчеркнута его связь с прп. Иоанникием.

В позднейшей греч. традиции память П. П. сохранилась под 1 июля. Под той же датой она вошла (со сказанием) в славяно-рус. стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 11. С. 7-8); впосл. сказание о П. П. было внесено в ВМЧ свт. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 294 (2-я паг.)). Его память содержится и в совр. календаре РПЦ.

В зап. традиции почитание П. П. не получило распространения.

Ист.: BHG, N 2365a; PMBZ, N 6046; SynCP. Col. 791-794; PG. 117. Col. 517-518; Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Т. 4. Л. 221 об.- 222; ЖСв. Июль. С. 11-12; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1 Σ. 10-11; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 11. Σ. 13-14 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 6. С. 12-13).
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 196; Т. 3. С. 243; Janin R. Pietro, patrizio di Constantinopoli // BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 684-685; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 392; PBMZ, N 6046, 6065.
П. А. Пашков
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Петр Патрикий († 854), Олимпийский, Константинопольский, преподобный (пам. 1 июля)
См.также:
АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную)
АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)
АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)
АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АВРААМИЙ «игумен Спасский, иже в Ярославле», прп. (пам. 23 сент.)