[Греч. Πέτρος ὁ Πατρίκιος] († 854), прп. (пам. 1 июля), Олимпийский, К-польский. Основным источником сведений о П. П. являются сказание, приведенное в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.), в к-ром память П. П. указана под 1 июля (SynCP. Col. 791-794), и сокращенное изложение того же сказания в составе Минология имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под той же датой (PG. 117. Col. 517-518). П. П. был сыном патрикия и стратига Константина. Отец обеспечил ему блестящее образование - как светское, так и религиозное, причем, по-видимому, поначалу учил его лично (как сообщает сказание из Минология имп. Василия II), а затем отдал в школу, где П. П. приобщился к «лучшему, что содержат в себе грамматика и философия».
Достигнув зрелого возраста, П. П. поступил на воинскую службу. В правление имп. св. Ирины (780-790, 792-802) он носил титул патрикия и высокое звание доместика (командующего) схол. После восшествия на престол имп. Никифора I (802-811) П. П. сохранил свое положение и был назначен доместиком новообразованной тагмы иканатов - гвардейского подразделения, состоявшего из молодых сыновей визант. аристократии. Он был женат и имел сына.
После этого П. П., на опыте убедившись в суетности и переменчивости земного счастья, решил оставить мир и удалился на Олимп Вифинский, где 34 года подвизался под рук. прп. Иоанникия Великого. После кончины преподобного (846) П. П. отправился в К-поль. Там он основал ц. во имя св. Евандра (Janin. Églises et monastères. P. 114) и поселился при ней в небольшой келье, в к-рой прожил еще 8 лет. Жена и сын подвижника к этому моменту уже скончались.
П. П. отличался крайним аскетизмом: в любую погоду он ходил босым, носил власяницу, под к-рую надевал лишь рубашку, сплетенную из соломы, проводил ночи в молитве и был чрезвычайно воздержан в пище. Он мирно скончался 1 июля 854 г. (по иным версиям - в 855). После смерти П. П. от его мощей вскоре стали совершаться исцеления.
Очевидно, при ц. св. Евандра, основанной П. П., в скором времени сложилась монашеская община; по крайней мере уже в синаксарном сказании о прп. Лазаре Иконописце сообщается, что после его кончины, датируемой временем ок. 857 г., его мощи были положены в мон-ре св. Евандра (SynCP. Col. 234). Р. Жанен предположил, что П. П. изначально создал именно мон-рь, и отнес его основание к 845 г. (такая датировка является ошибочной, учитывая время кончины прп. Иоанникия). Опираясь на свидетельство Антония Новгородца, исследователь указывал местонахождение обители в районе Галата, по др. сторону Золотого Рога (Janin. Églises et monastères. P. 114).
В «Acta Sanctorum» кончина П. П. ошибочно была отнесена к 865 г. (ActaSS. Iul. T. 1. P. 258); это связано, вероятно, с тем, что при переводе период его подвижничества на Олимпе Вифинском был указан как продолжавшийся 54 года вместо 34 лет (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 243).
Вероятно, П. П. следует отождествить с патрикием Петром, участником заговора против имп. Ирины, привлекшим на сторону заговорщиков офицеров элитных воинских частей; о нем упоминает прп. Феофан Исповедник в «Хронографии» (Theoph. Chron. P. 476). Последний действительно был доместиком иканатов до 807-809 г., когда император формально передал это звание своему 10-летнему внуку Никите (буд. патриарх К-польский свт. Игнатий); однако в действительности командование и после этого продолжал осуществлять Петр (Мохов А. С. Византийская армия в сер. VIII - сер. XI в.: Развитие военно-административных структур. Екат., 2013. С. 112). Он был доверенным лицом имп. Никифора I; так, именно ему было поручено ликвидировать солдатский бунт 809 г. Предположительно, прп. Феофан говорит о нем же как об одном из погибших при нападении болг. хана Крума на лагерь императора и его командиров во время битвы в Вырбишском ущелье 26 июля 811 г. (Theoph. Chron. P. 491).
Это сообщение «Хронографии» ставит под сомнение рассказ о чудесном спасении П. П. Дж. Уортли также отметил общую историческую неправдоподобность этого повествования. Исследователь предположил, что данная легенда могла сложиться в результате ошибочного отождествления 2 значимых фигур в истории мон-ря св. Евандра: патрикия Петра, основавшего церковь в районе Галата до 811 г., и некоего ученика прп. Иоанникия Великого, к-рого, возможно, также звали Петром и к-рый ок. 845-846 гг. создал при этой церкви монашескую общину. Вместе с тем Уортли не исключал, что П. П. в действительности мог выжить после болг. похода и сделаться подвижником: известно, что хан Крум, будучи язычником, пытал своих пленников, принуждая их отречься от Христа; П. П. под пытками мог отступить от веры и быть отпущенным на свободу, а затем, по возвращении на родину, избрать монашество как путь покаяния. В таком случае сказание о чудесном избавлении П. П. могло быть создано монахами обители св. Евандра с целью скрыть грех ее основателя (Wortley J. Legends of the Byzantine Disaster of 811 // Byz. 1980. Vol. 50. N 2. P. 555-557).
Если принять последнюю версию, то не исключено, что именно П. П. был составителем Жития прп. Иоанникия Великого, к-рое сохранилось под авторством мон. Петра (Vita S. Ioannicii auctore Petro Monacho // ActaSS. Nov. T. 2. Col. 384-435 [BHG, N 936]), поскольку П. П. должен был подвизаться на Олимпе тогда же, когда и предполагаемый автор Жития, носил то же имя и был достаточно образован и начитан, чтобы составить агиографический текст. Кроме того, в синаксарном сказании о П. П. особо подчеркнута его связь с прп. Иоанникием.
В позднейшей греч. традиции память П. П. сохранилась под 1 июля. Под той же датой она вошла (со сказанием) в славяно-рус. стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 11. С. 7-8); впосл. сказание о П. П. было внесено в ВМЧ свт. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 294 (2-я паг.)). Его память содержится и в совр. календаре РПЦ.
В зап. традиции почитание П. П. не получило распространения.