Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАИСИЙ
54, С. 220-222 опубликовано: 25 октября 2023г.


Содержание

ПАИСИЙ

(Яроцкий Прокопий Григорьевич; 8.07.1821, г. Лубны Полтавской губ.- 17.04.1893, Киев), прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры. Основным источником сведений о П. является его жизнеописание, составленное в 1910 г. «путем многочисленных опросов и бесед с лицами, близко знавшими» подвижника, в т. ч. с насельниками Киево-Печерской лавры. Автором жизнеописания (изд. в 1911) является прот. В. И. Зноско († 12 дек. 1940), дядя еп. Митрофана (Зноско-Боровского).

П. род. в многодетной состоятельной мещанской семье, занимавшейся торговлей скобяным товаром, имел 5 братьев, любил подолгу молиться в храмах, посещал Мгарский в честь Преображения Господня мужской монастырь. В 1831 г., после смерти отца, когда торговые дела Яроцких пошатнулись, Прокопий был отдан матерью на воспитание старшему брату Григорию, проживавшему в Киеве, и определен в Киево-Подольское духовное уч-ще. Но отрок учился плохо, был нелюдимым и замкнутым, часто сбегал с уроков в лавру, что влекло за собой замечания начальства и вводило в недоумение сродников. Вскоре он был уволен из уч-ща и определен писцом в Киевскую городскую управу, где старший брат служил секретарем.

В 1837 г. наместник Киево-Печерской лавры, вероятно архим. Серафим (Покровский; ок. 1781-1855), принял 16-летнего юношу «на временное послушание». Здесь Прокопий трудился в т. ч. «клирошанином» в храмах Ближних пещер. Через неск. лет он заболел и, пребывая в братской больнице, сподобился чудесного видения: Божия Матерь укорила его в малодушии и пообещала Свою помощь в монашеском житии. Наместник (1844-1852) архим. Лаврентий (Макаров; † 2 июля 1876), узнав об этом видении, благословил оставить Прокопия в лавре. 23 марта 1850 г. указом митр. Киевского и Галицкого свт. Филарета (Амфитеатрова) он был зачислен в обитель действительным послушником. Среди духовных наставников П. упоминаются иеросхимонахи прп. Парфений (Краснопевцев), келья к-рого находилась у Ближних пещер, и прп. Феофил (Горенковский).

Прп. Паисий (Яроцкий). Литография. 1911 г.
Прп. Паисий (Яроцкий). Литография. 1911 г.

Прп. Паисий (Яроцкий). Литография. 1911 г.
Трудясь на клиросном послушании, Прокопий не раз подвергался издевательствам братии, завидовавшей его звучному баритону и насмехавшейся над его добродетелями. Однажды его «силою напоили» вином и, «подобно сыну Ноя, поглумились над ним», после чего подвижник решил «наказать свою плоть за такой поступок» и в течение 2 суток постился и молил Бога о прощении ему «невольного согрешения» (Прп. Паисий. 2007. С. 24-25). После этого события монашеское делание преподобный стал совмещать с проявлениями юродства. Так, во время богослужений в храме он никогда не читал «по книге», а, «положив ее кверху буквами, поворачивался на восток» и «читал на память». При каждом обращении к Пресв. Троице и Божией Матери подвижник заменял местоимение «Ты» на «Вы» (Там же. С. 30-31). Приходил на богослужение босой или в сапоге на одну ногу, протирал клиросные перила подрясником, чем смущал братию. В 1853 г. за «непонятное поведение» в храме Прокопий был освобожден от клиросного послушания и переведен «записчиком» в Голосеевский в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь. Здесь преподобный после беседы с митр. Филаретом (Амфитеатровым) нек-рое время служил его келейником, читал святителю молитвенное правило.

Прп. Паисий (Яроцкий) в гробу. 1893 г. Литография. 1911 г.
Прп. Паисий (Яроцкий) в гробу. 1893 г. Литография. 1911 г.

Прп. Паисий (Яроцкий) в гробу. 1893 г. Литография. 1911 г.
31 окт. 1854 г. по благословению митр. Филарета начальник Голосеевской пуст. иеросхим. Моисей (Бокутович; † 1874) постриг Прокопия в рясофор с именем Паисий. В дек. того же года П. уехал в отпуск на родину. Вернулся 10 нояб. 1855 г. и был направлен в Ближние пещеры на клиросное послушание, но, чтобы избежать похвал, вскоре его оставил. При наместнике (1852-1862) архим. Иоанне (Петине; Ɨ 1889) у подвижника отобрали келью, он стал скитаться по киевским монастырям, изредка приходил в лавру только на богослужения («ставши в церкви около клироса, принимался умышленно бормотать бессвязные слова»), ночевал в кельях друзей-монахов, на чердаках, в сторожках, банях. В 1867 г. П. был определен в Китаевский киевский во имя Святой Троицы мужской монастырь (приписной к лавре), получил маленькую келью, проходил послушание на кухне. Часто подавал прошения об увольнении «в отпуск» и на покой по состоянию здоровья; посещал родные места и Мгарский мон-рь. В 1879 г. П. был помещен в Китаевскую братскую богадельню, где сам, будучи немощным, ухаживал за страждущими братьями.

П. считал, что христианину прежде всего необходимо «очистить... внутреннее», тогда «и внешнее чисто будет», одевался в лохмотья, на голове носил грязную повязку, а на ногах - дырявые валенки или сапоги без подошв. В руках неизменно держал палку, обмотанную тряпкой. Если кто-то дарил П. рясу, он сначала пачкал ее в грязи, отрезал кусок полы или раздирал в неск. местах и только потом надевал, а подрясники и белье, в т. ч. подаренное родственниками, отдавал нищим. За каждую поданную ему милостыню клал земные поклоны, поминая жертвователей поименно (Там же. С. 42-44). Питался в разных обителях, в основном остатками с братского стола, смешивая в тарелке всю еду; то, что не съедал сразу, складывал в горшочек и прятал «про запас». Терпел насмешки, получал плевки, бывал неоднократно бит, но молился за обидчиков. Не любил, когда к нему обращались «отец» или «батюшка», называл себя «старичком-дурачком», а офиц. прошения подписывал «Паяций». К каждому встречному П. обращался «душечко» или «душко». Грехи, тайные намерения и помыслы собеседника «переводил на себя» и обличал, словно свои собственные. Согласно жизнеописанию, за такое смирение Господь прославил его дарами молитвы, прозорливости и исцелений, наделил сострадательной любовью к людям, к-рую преподобный скрывал под покровом юродства. Однажды иером. прп. Алексий Киево-Печерский (Шепелев), служивший литургию во Введенской ц. Ближних пещер и причащавший прихожан, «даже отступил с Дарами в алтарь от страха»: лицо подходившего в Причастию П. «сияло неземным светом!». Духовник лавры иеросхим. Николай (Цариковский; 1829-1899) говорил, что П. «Богови приносит душевную жертву, а людям оказывает помощь человеческую» (Там же. С. 137).

Преподобный предсказал голод в Самарской губ., убийство имп. Александра II Николаевича, скоропостижную смерть ген.-губернатора Юго-Западного края А. Р. Дрентельна (1820-1888) (это произошло на параде по случаю открытия в Киеве памятника гетману Б. Хмельницкому в июле 1888), кончину митр. Киевского и Галицкого Платона (Городецкого), назначения наместника (1878-1884) архим. св. Илариона (Юшенова; † 18 янв. 1904) епископом Полтавским, свт. Иоанникия (Руднева) - митрополитом Киевским и др. события (Там же. С. 110-120). Лаврский наместник (1884-1892) архим. Иувеналий (Половцев) первоначально считал П. «авантюристом», но, когда убедился в его прозорливости, стал уважать преподобного и неизменно испрашивал его молитв. Архим. Иувеналию П. также предсказал архиерейское служение (Там же. С. 121-126). Своему племяннику А. Г. Яроцкому преподобный предрек рождение сына Василия. Старший брат блаженного старца Г. Г. Яроцкий настолько проникся его добродетельной жизнью, что незадолго до смерти по обету поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. Мать святого до своей кончины лежала в больнице лаврской странноприимницы, и он ухаживал за ней, «как за малым ребенком, на руках выносил... на двор подышать чистым воздухом» (Там же. С. 128-132).

П. скончался в братской больнице Киево-Печерской лавры. Прощание и панихиды по усопшему в Николаевской больничной ц. проходили при огромном стечении киевлян, в день приходили до 15 тыс. чел. Отпевание преподобного совершил экклесиарх Успенского собора лавры архим. Валентин. П. похоронен на братском кладбище в Преображенском скиту (не сохр.) Китаевской пуст. В 1894 г. по инициативе архим. Валентина вместо деревянного креста на могиле П. был установлен гранитный памятник с помещенными на нем краткими биографическими сведениями. К нач. XXI в. территория кладбища (т. н. Корчеватского) находится в исторической местности Мышеловка (г. Киев).

В 1999 г. П. был прославлен решением Синода УПЦ, 10 февр. 2011 г. включен в Собор Киевских святых. 30 нояб. 2017 г. Архиерейский Собор РПЦ благословил его общецерковное почитание.

Лит.: Зноско В., свящ. Христа ради юродивый старец Паисий, рясофорный инок Киево-Печерской лавры. К., 1911, 1992; То же, изм. загл.: Прп. Паисий Киевский, Христа ради юродивый. Серг. П., 2007; Крайняя О. А. Св.-Троицкий Китаевский мон-рь. К., 2004; Благословенная душа: Жизнь, труды и подвиги прп. Парфения Киевского. М., 2008. С. 178-180; Патерик Печерский. К., 2009. Т. 2.
Д. Б. К.

Иконография

Прп. Алексий (Шепелев), свт. Филарет (Амфитеатров) и прп. Паисий (Яроцкий). Икона. Нач. 10-х гг. XXI в. (Николо-Тихвинский мон-рь, Киев)
Прп. Алексий (Шепелев), свт. Филарет (Амфитеатров) и прп. Паисий (Яроцкий). Икона. Нач. 10-х гг. XXI в. (Николо-Тихвинский мон-рь, Киев)

Прп. Алексий (Шепелев), свт. Филарет (Амфитеатров) и прп. Паисий (Яроцкий). Икона. Нач. 10-х гг. XXI в. (Николо-Тихвинский мон-рь, Киев)
Литографированный портрет П. был опубликован в 1911 г. (разрешение Киевского духовно-цензурного комитета от 17 авг. 1910; Христа ради юродивый старец Паисий. 1911. Вкл.; воспроизведен на обложке переизд.: Прп. Паисий Киевский, Христа ради юродивый. Серг. П., 2007). Блаженный представлен в возрасте средних лет, стоящим в профиль на фоне построек Киево-Печерской лавры (Успенский собор и колокольня). Облик подвижника соответствует сохранившимся описаниям его внешности: на нем ветхая ряса или свитка с поясом, голова повязана широкой повязкой «наподобие главотяжца (убруса)», на ногах дырявые валенки или сапоги без подошв, в руке железная палка с изогнутой рукоятью (Христа ради юродивый старец Паисий. 2008. С. 32-36). Он невысокого роста, крепкого телосложения, черты лица некрупные, на голове лысина, борода короткая. На др. литографии в той же книге П. изображен после смерти лежащим в гробу в иноческой одежде (на голове клобук) под темным покрывалом, борода короткая с проседью, руки на груди.

Известны неск. изображений П. в иконописи, созданных на основе этого эстампа. На иконе (нач. 10-х гг. XXI в.) из Николо-Тихвинского жен. мон-ря в Киеве, исполненной в визант. традициях, блаженный представлен прямолично вместе с подвижниками Голосеевской пуст.- свт. Филаретом (Амфитеатровым), митр. Киевским, и прп. Алексием (Шепелевым). П. стоит справа, босой, в простой рясе оливкового цвета, персты правой руки сложены в двуперстном жесте, в левой - высокий посох-клюка; надпись: «ΟΑΓΙΟς ПАИСIЙ». У святого благородные правильные черты лица, впалые щеки окаймляет средней величины русая борода с небольшой проседью, раздвоенная на конце; на высоком с залысиной лбу повязка-очельник. На 2 иконографически близких иконах «Собор новопрославленных Печерских святых» (Киево-Печерская лавра, Голосеевская пуст.) П. написан вместе с преподобными, подвизавшимися в Китаевской и Голосеевской пустынях: Парфением (Краснопевцевым), Досифеем, Алексием (Шепелевым) и юродивым Феофилом (Горенковским). Композиция появилась в связи с прославлением этих святых в 1993 г. Пятеро подвижников показаны на фоне Успенского собора лавры (Великая Печерская ц.), в руках ангелов в небесах - Печерская (Свенская) икона Божией Матери. Фигура П. с благоговейно склоненной влево головой помещена крайней справа; он изображен средовеком с большой проплешиной на голове, борода округлая, темная, средней величины. На П. серая ряса, на голове повязка, правая рука лежит на груди, в левой - клюка. Образ П. входит в композицию «Собор Полтавских святых».

Лит.: Христа ради юродивый старец Паисий (в мире Прокопий Григорьевич Яроцкий), рясофорный монах Киево-Печерской лавры (скончавшийся в 1893 г.) / Сост.: свящ. В. И. Зноско. К., 1911, 2008; Благословенная душа: Жизнь, труды и подвиги прп. Парфения Киевского / Сост.: И. Хрулева. М., 2008. С. 178-180, 310. Вкл.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Собор Киевских святых (28 июля) Паисий (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, преподобный (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых) Собор Полтавских святых
См.также:
АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Cобор всех святых, в Малой России просиявших)
АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)
ЕРАЗМ (кон. XI-XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 24 февр.; 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)
ИГНАТИЙ († ранее 1434), Киево-Печерский, архим., прп. (пам. 20 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)
ИОАНН Многострадальный, пещерник (XII в.), прп. (пам. 18 июля, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских прп. отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских прп. отцов, в Ближних пещерах почивающих)
ПАРФЕНИЙ (Краснопевцев Петр Иоаннович; 1792-1855), прп. Киевский, Алексинский (пам. 17 марта и 15 июля - в Соборе Киевских святых)
АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф