(Яроцкий Прокопий Григорьевич; 8.07.1821, г. Лубны Полтавской губ.- 17.04.1893, Киев), прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры. Основным источником сведений о П. является его жизнеописание, составленное в 1910 г. «путем многочисленных опросов и бесед с лицами, близко знавшими» подвижника, в т. ч. с насельниками Киево-Печерской лавры. Автором жизнеописания (изд. в 1911) является прот. В. И. Зноско († 12 дек. 1940), дядя еп. Митрофана (Зноско-Боровского).
П. род. в многодетной состоятельной мещанской семье, занимавшейся торговлей скобяным товаром, имел 5 братьев, любил подолгу молиться в храмах, посещал Мгарский в честь Преображения Господня мужской монастырь. В 1831 г., после смерти отца, когда торговые дела Яроцких пошатнулись, Прокопий был отдан матерью на воспитание старшему брату Григорию, проживавшему в Киеве, и определен в Киево-Подольское духовное уч-ще. Но отрок учился плохо, был нелюдимым и замкнутым, часто сбегал с уроков в лавру, что влекло за собой замечания начальства и вводило в недоумение сродников. Вскоре он был уволен из уч-ща и определен писцом в Киевскую городскую управу, где старший брат служил секретарем.
В 1837 г. наместник Киево-Печерской лавры, вероятно архим. Серафим (Покровский; ок. 1781-1855), принял 16-летнего юношу «на временное послушание». Здесь Прокопий трудился в т. ч. «клирошанином» в храмах Ближних пещер. Через неск. лет он заболел и, пребывая в братской больнице, сподобился чудесного видения: Божия Матерь укорила его в малодушии и пообещала Свою помощь в монашеском житии. Наместник (1844-1852) архим. Лаврентий (Макаров; † 2 июля 1876), узнав об этом видении, благословил оставить Прокопия в лавре. 23 марта 1850 г. указом митр. Киевского и Галицкого свт. Филарета (Амфитеатрова) он был зачислен в обитель действительным послушником. Среди духовных наставников П. упоминаются иеросхимонахи прп. Парфений (Краснопевцев), келья к-рого находилась у Ближних пещер, и прп. Феофил (Горенковский).
Трудясь на клиросном послушании, Прокопий не раз подвергался издевательствам братии, завидовавшей его звучному баритону и насмехавшейся над его добродетелями. Однажды его «силою напоили» вином и, «подобно сыну Ноя, поглумились над ним», после чего подвижник решил «наказать свою плоть за такой поступок» и в течение 2 суток постился и молил Бога о прощении ему «невольного согрешения» (Прп. Паисий. 2007. С. 24-25). После этого события монашеское делание преподобный стал совмещать с проявлениями юродства. Так, во время богослужений в храме он никогда не читал «по книге», а, «положив ее кверху буквами, поворачивался на восток» и «читал на память». При каждом обращении к Пресв. Троице и Божией Матери подвижник заменял местоимение «Ты» на «Вы» (Там же. С. 30-31). Приходил на богослужение босой или в сапоге на одну ногу, протирал клиросные перила подрясником, чем смущал братию. В 1853 г. за «непонятное поведение» в храме Прокопий был освобожден от клиросного послушания и переведен «записчиком» в Голосеевский в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь. Здесь преподобный после беседы с митр. Филаретом (Амфитеатровым) нек-рое время служил его келейником, читал святителю молитвенное правило.
31 окт. 1854 г. по благословению митр. Филарета начальник Голосеевской пуст. иеросхим. Моисей (Бокутович; † 1874) постриг Прокопия в рясофор с именем Паисий. В дек. того же года П. уехал в отпуск на родину. Вернулся 10 нояб. 1855 г. и был направлен в Ближние пещеры на клиросное послушание, но, чтобы избежать похвал, вскоре его оставил. При наместнике (1852-1862) архим. Иоанне (Петине; Ɨ 1889) у подвижника отобрали келью, он стал скитаться по киевским монастырям, изредка приходил в лавру только на богослужения («ставши в церкви около клироса, принимался умышленно бормотать бессвязные слова»), ночевал в кельях друзей-монахов, на чердаках, в сторожках, банях. В 1867 г. П. был определен в Китаевский киевский во имя Святой Троицы мужской монастырь (приписной к лавре), получил маленькую келью, проходил послушание на кухне. Часто подавал прошения об увольнении «в отпуск» и на покой по состоянию здоровья; посещал родные места и Мгарский мон-рь. В 1879 г. П. был помещен в Китаевскую братскую богадельню, где сам, будучи немощным, ухаживал за страждущими братьями.
П. считал, что христианину прежде всего необходимо «очистить... внутреннее», тогда «и внешнее чисто будет», одевался в лохмотья, на голове носил грязную повязку, а на ногах - дырявые валенки или сапоги без подошв. В руках неизменно держал палку, обмотанную тряпкой. Если кто-то дарил П. рясу, он сначала пачкал ее в грязи, отрезал кусок полы или раздирал в неск. местах и только потом надевал, а подрясники и белье, в т. ч. подаренное родственниками, отдавал нищим. За каждую поданную ему милостыню клал земные поклоны, поминая жертвователей поименно (Там же. С. 42-44). Питался в разных обителях, в основном остатками с братского стола, смешивая в тарелке всю еду; то, что не съедал сразу, складывал в горшочек и прятал «про запас». Терпел насмешки, получал плевки, бывал неоднократно бит, но молился за обидчиков. Не любил, когда к нему обращались «отец» или «батюшка», называл себя «старичком-дурачком», а офиц. прошения подписывал «Паяций». К каждому встречному П. обращался «душечко» или «душко». Грехи, тайные намерения и помыслы собеседника «переводил на себя» и обличал, словно свои собственные. Согласно жизнеописанию, за такое смирение Господь прославил его дарами молитвы, прозорливости и исцелений, наделил сострадательной любовью к людям, к-рую преподобный скрывал под покровом юродства. Однажды иером. прп. Алексий Киево-Печерский (Шепелев), служивший литургию во Введенской ц. Ближних пещер и причащавший прихожан, «даже отступил с Дарами в алтарь от страха»: лицо подходившего в Причастию П. «сияло неземным светом!». Духовник лавры иеросхим. Николай (Цариковский; 1829-1899) говорил, что П. «Богови приносит душевную жертву, а людям оказывает помощь человеческую» (Там же. С. 137).
Преподобный предсказал голод в Самарской губ., убийство имп. Александра II Николаевича, скоропостижную смерть ген.-губернатора Юго-Западного края А. Р. Дрентельна (1820-1888) (это произошло на параде по случаю открытия в Киеве памятника гетману Б. Хмельницкому в июле 1888), кончину митр. Киевского и Галицкого Платона (Городецкого), назначения наместника (1878-1884) архим. св. Илариона (Юшенова; † 18 янв. 1904) епископом Полтавским, свт. Иоанникия (Руднева) - митрополитом Киевским и др. события (Там же. С. 110-120). Лаврский наместник (1884-1892) архим. Иувеналий (Половцев) первоначально считал П. «авантюристом», но, когда убедился в его прозорливости, стал уважать преподобного и неизменно испрашивал его молитв. Архим. Иувеналию П. также предсказал архиерейское служение (Там же. С. 121-126). Своему племяннику А. Г. Яроцкому преподобный предрек рождение сына Василия. Старший брат блаженного старца Г. Г. Яроцкий настолько проникся его добродетельной жизнью, что незадолго до смерти по обету поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. Мать святого до своей кончины лежала в больнице лаврской странноприимницы, и он ухаживал за ней, «как за малым ребенком, на руках выносил... на двор подышать чистым воздухом» (Там же. С. 128-132).
П. скончался в братской больнице Киево-Печерской лавры. Прощание и панихиды по усопшему в Николаевской больничной ц. проходили при огромном стечении киевлян, в день приходили до 15 тыс. чел. Отпевание преподобного совершил экклесиарх Успенского собора лавры архим. Валентин. П. похоронен на братском кладбище в Преображенском скиту (не сохр.) Китаевской пуст. В 1894 г. по инициативе архим. Валентина вместо деревянного креста на могиле П. был установлен гранитный памятник с помещенными на нем краткими биографическими сведениями. К нач. XXI в. территория кладбища (т. н. Корчеватского) находится в исторической местности Мышеловка (г. Киев).
В 1999 г. П. был прославлен решением Синода УПЦ, 10 февр. 2011 г. включен в Собор Киевских святых. 30 нояб. 2017 г. Архиерейский Собор РПЦ благословил его общецерковное почитание.
Известны неск. изображений П. в иконописи, созданных на основе этого эстампа. На иконе (нач. 10-х гг. XXI в.) из Николо-Тихвинского жен. мон-ря в Киеве, исполненной в визант. традициях, блаженный представлен прямолично вместе с подвижниками Голосеевской пуст.- свт. Филаретом (Амфитеатровым), митр. Киевским, и прп. Алексием (Шепелевым). П. стоит справа, босой, в простой рясе оливкового цвета, персты правой руки сложены в двуперстном жесте, в левой - высокий посох-клюка; надпись: «ΟΑΓΙΟς ПАИСIЙ». У святого благородные правильные черты лица, впалые щеки окаймляет средней величины русая борода с небольшой проседью, раздвоенная на конце; на высоком с залысиной лбу повязка-очельник. На 2 иконографически близких иконах «Собор новопрославленных Печерских святых» (Киево-Печерская лавра, Голосеевская пуст.) П. написан вместе с преподобными, подвизавшимися в Китаевской и Голосеевской пустынях: Парфением (Краснопевцевым), Досифеем, Алексием (Шепелевым) и юродивым Феофилом (Горенковским). Композиция появилась в связи с прославлением этих святых в 1993 г. Пятеро подвижников показаны на фоне Успенского собора лавры (Великая Печерская ц.), в руках ангелов в небесах - Печерская (Свенская) икона Божией Матери. Фигура П. с благоговейно склоненной влево головой помещена крайней справа; он изображен средовеком с большой проплешиной на голове, борода округлая, темная, средней величины. На П. серая ряса, на голове повязка, правая рука лежит на груди, в левой - клюка. Образ П. входит в композицию «Собор Полтавских святых».