(† до 1569), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Катромского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря на юго-зап. берегу оз. Катромского (ныне урочище Озерки Харовского р-на Вологодской обл.). Упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых» с условной датой преставления: «Преподобный Ануфрий иже на Катарме озере строитель монастыря в лето 7000» (РГБ. ОИДР. № 212. Л. 166 об.). По предположению свящ. И. П. Верюжского, О. был пострижеником Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. Катромский мон-рь известен с 1531/32 г.: в этом году кн. Иван Данилович Пенков, прозванный Хомяк, передал обители дер. Конечную и еще 18 деревень, а также починок в Карачуновской вол. Это указание содержится в позднейшей жалованной несудимой грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 18 июля 1569 г. (опубл.: Савваитов. 1856. С. 35-41; РГАДА. ГКЭ по Вологде. № 32/2603). В ней также упомянуто о 2 утраченных документах - духовной кн. И. Д. Пенкова-Хомяка 1539/40 г. с завещанием Никольскому Катромскому мон-рю своих вотчин и данной кнг. Анны Иосифовны Пенковой (вдовы кн. Василия Даниловича Пенкова) с сыном Иваном Васильевичем на рыбные ловли монастырю в Катромском оз. от 7 июня 1549 г. (Черкасова. 2012. С. 51). К 1569 г. О. уже преставился. В это время игуменом мон-ря был Варлаам, который ходатайствовал перед царем Иоанном IV о выдаче новых жалованных и несудимых грамот мон-рю взамен утраченных. Царь пожаловал 19 деревень, 1 починок, рыбные ловли в Катромском оз. и в р. Ниве Вологодского у. Грамота подтверждена царями Феодором Иоанновичем (8 февр. 1585), Борисом Феодоровичем Годуновым (4 марта 1599), Михаилом Феодоровичем (8 янв. 1616); новая несудимая грамота мон-рю была выдана 6 авг. 1621 г. царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом (Романовым) и подтверждена 24 марта 1677 г., в царствование Феодора Алексеевича, а также 12 марта 1687 г., в царствование Иоанна V Алексеевича, Петра I Алексеевича и Софии Алексеевны. Согласно писцовым книгам 1628-1630 гг., в обители были 2 деревянные церкви: холодная во имя свт. Николая Чудотворца, теплая во имя Всех святых с трапезной, а также 6 келий. Все убранство храмов пожертвовал в обитель кн. И. Д. Пенков. За монастырем числилось 586,5 дес. пашенной земли, 24 крестьянских двора (где проживали 34 чел.), 12 дворов бобыльских (13 чел.) и 3 пустых двора; на р. Катроме находились мельница («колеса немецкие») и «толчея» (Сторожев. 1909. С. 383-385). Церковь во имя Всех святых была перестроена в 1630 г. К 1666 г. в обители поставили Никольскую ц. взамен сгоревшей в 1663 г. Всехсвятской.
По ведомостям 1744 г., мон-рю принадлежали 168 крестьян. Обитель упразднена в 1764 г., ее угодья (рыбные ловли и мельница) были переданы Успенской Семигородной пуст., а земли - крестьянам Карачуновской вол. 29 апр. 1803 г. пожар уничтожил древние храмы и др. постройки Катромского мон-ря. В 30-х гг. XIX в. место погребения основателя обители стало объектом почитания. Согласно рапорту благочинного свящ. Иоанна Ржаницына, направленному в авг. 1834 г. Вологодскому еп. Стефану (Романовскому), в праздничные дни число паломников к могиле О. достигало 1 тыс. чел. В окт. того же года он представил епископу записку о 26 чудесах О., составленную на основе рапортов священников карачуновской Преображенской ц. В 1832 и 1834 гг. крестьянин Иван Никитин с одобрения благочинного ходатайствовал перед владыкой о разрешении построить каменную церковь с колокольней на месте бывш. обители, для чего жители обязались собрать по подписке необходимые средства. Однако еп. Стефан запретил Иоанну Ржаницыну священнослужение на год и отдал его под суд. Молебны и панихиды на могиле О. также не благословлялись. Несмотря на противодействие владыки, Иван Никитин поставил небольшую часовню над погребением О. и гостиницу для паломников. В рапорте от 2 июля 1835 г. новый благочинный свящ. Клеоник Яблоков сообщал: «Оная часовня и по сие время не снята, и народ в бесчисленном количестве повсядневно стекается на оное место для богомоления так, что в 12 число истекшего июня, на память преподобнаго Онуфрия Великаго, народу было около 4000...» Священник считал, что уничтожение часовни вызовет у населения сильное возмущение. Крестьянин Никитин, к-рого вызвали в Вологодскую консисторию для объяснений, рассказал, что он установил часовню после чудесного явления ему свт. Николая Чудотворца и О. Кроме того, он представил 2 списка, в к-рых были перечислены имена исцелившихся людей с кратким описанием чудес (в одном списке значилось 12 имен, в другом - 18); сам крестьянин был свидетелем 12 исцелений. Указом от 25 сент. 1835 г. Синод восстановил в служении свящ. Иоанна Ржаницына, разрешил монахам Семигородной пуст. совершать молебны свт. Николаю и панихиды в память об О. в часовне, устроенной над погребением подвижника. Упраздненный мон-рь был приписан к Семигородной пуст. В 1867 г. часовня, стоявшая на месте сгоревшей Никольской ц., была преобразована в церковь. В следующем году рядом с ней возвели каменный 5-главый двухэтажный храм. 28 сент. 1869 г. престол из деревянной церкви перенесли в новый храм. Верхний храм был освящен во имя блж. Николая ((Николы) Кочанова) и прп. Онуфрия Великого, нижний храм - во имя свт. Николая Чудотворца. Мощи О. и его преемника, игум. Варлаама, находились под спудом в часовне, с правой стороны от церкви; над погребениями подвижников поставили двойную раку. В мон-ре была продолжена запись чудес от мощей О., большая часть которых связана с исцелениями от разных болезней.
Имя О. включено в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым; 1808-1813; впосл. митрополит). Память «преподобнаго Онуфрия, начальника Кастромскаго монастыря в Кадникове уезде Вологодскаго» указана под 12 марта (БАН. Дружин. № 736. Л. 43 об., конволют XVIII - нач. XIX в.; опубл.: Романова. 2017. С. 517) и 12 июня (БАН. Дружин. № 736. Л. 62; № 131. Л. 214 об., 2-я пол. 10-х гг. XIX в.; опубл.: Романова. 2017. С. 533) в «Полном месяцеслове» выговского киновиарха Ф. П. Бабушкина. О. упомянут под 12 июня в старообрядческом иконописном подлиннике 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 172). Святой канонизирован в составе Собора Вологодских святых. Первоначально празднование Собору Вологодских и Белозерских святых было установлено в янв. 1756 г. по благословению еп. Вологодского и Белозерского Серапиона (Лятошевича; 29 окт. 1753 - дек. 1761) (Указ о праздновании Собору // ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. хр. 2051. Л. 4-5). Празднование подтверждено еп. Вологодским Иннокентием (Борисовым), к-рый 5 окт. 1841 г. освятил в честь Собора Вологодских святых крестовую церковь архиерейского дома, им же были составлены тропарь, кондак и молитва Вологодским чудотворцам.
В 1919 г. все имущество мон-ря, кроме церкви, часовни и одной кельи, было передано коммуне; в келье проживал единственный монах, «заведующий монастырем». Согласно воспоминаниям очевидца событий К. Смирнова, представители революционной власти искали место погребения О., чтобы его вскрыть, но не обнаружили. 26-27 янв. 1926 г. Кадниковская уездная комиссия по ликвидации мон-рей приняла решение о закрытии Катромской обители. Жители соседних деревень Дедово и Ляпшево, пытаясь сохранить мон-рь, создали приходскую общину и неоднократно ходатайствовали перед Кадниковским исполкомом о ее регистрации и передаче общине монастырских храмов. При этом заявление было возвращено без рассмотрения, а в другой раз верующих обвинили в причинении ущерба монастырским зданиям (ГАВО. Ф. 343. Оп. 1. Ед. хр. 653. Л. 10, 16, 32). В 1936 г. Харовский райисполком передал строения мон-ря в аренду на 10 лет Институту эволюционной морфологии и палеозоологии АН СССР, однако фактически здания пустовали и разрушались. К 2018 г. Никольский храм Катромского монастыря находится в руинированном состоянии. В 2000 г. еп. Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко; ныне архиепископ Песоченский и Юхновский) освятил храм во имя О. в г. Харовске Вологодской обл. (церковь построена в 1990, освящена 7 янв. 1991 в честь Воскресения Христова, после реконструкции переосвящена). Престольный праздник прихода - 12 июня (25 н. с.), день памяти О. Ежегодно летом проходят организованные паломничества к месту подвигов святого, совершаются молебны.
О. упоминается без описания внешности под 12 июня в текстах иконописных подлинников с XVIII в. (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 58). Ранних изображений О. в наст. время не выявлено. Поясной образ преподобного (в монашеском одеянии, голова покрыта островерхим куколем, в руке свиток, борода длинная окладистая) находится в нижнем ряду на Вологодской иконе Божией Матери, с Вологодскими чудотворцами (ок. 2002, вологодский иконописец А. М. Зубов) из иконостаса придела прп. Кирилла Новоезерского в вологодской ц. во имя блгв. вел. кн. Александра Невского.
Две сходной иконографии иконы с поясным образом О. (храмовая и аналойная, обе - нач. XXI в.) находятся в ц. во имя Онуфрия в Харовске.