Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОЗИЯ
52, С. 485-487 опубликовано: 29 мая 2023г.


ОЗИЯ

[евр.   греч. ᾿Οζίας], 10-й царь иудейский (VIII в. до Р. Х.). Вероятно, имя  (букв.- «Моя сила - Господь»; вариант: «Сила - есть Господь») было его тронным именем (полученным при воцарении), а при рождении он был назван Азария (евр.   - букв. «Господь помог» - Kuntz. 1992. P. 777; ср.: Cogan, Tadmor. 1988. P. 165). Согласно 4 Цар 15. 1-2 и 2 Пар 26. 1, 4, О., сын Амасии ( ), воцарился в Иерусалиме в возрасте 16 лет и царствовал 52 года. Имя его матери - Иехолия ( ), она родом из Иерусалима. Предполагаемые годы царствования: 792/1-740/39 до Р. Х. (Thiele. 1983. P. 107-125), 787/6-736/5 (Na'aman. 1986. P. 71-92), 802/801-750/749 (Kolberg. 2010. P. 286-289); 810-758 (Gertoux. 2015. P. 8). О. упоминается в родословной Иисуса Христа (Мф 1. 8-9).

Свидетельством неоспоримого авторитета в Иудее династии царя Давида является провозглашение О. народом иудейским своим царем (4 Цар 14. 21; 2 Пар 26. 1). Существует т. зр., согласно к-рой первые годы столь продолжительного правления он являлся соправителем своего отца Амасии, находившегося после сокрушительного поражения при Бейт-Шемеше (Вефсамисе) от израильского царя Иоаса в заточении в Самарии, возможно, на протяжении 15 лет (ср.: 4 Цар 14. 2, 17, 23, 27 (= 2 Пар 25. 25); см.: Na'aman. 1986. P. 71-92; Cogan, Tadmor. 1988. P. 154, 159; Тантлевский. 2007. C. 297 сл.). О. стал единоличным правителем Иудеи в 768/7 г., когда Амасия, бежавший из Иерусалима, был убит заговорщиками при попытке скрыться в Лахише (Лахисе) (см.: 4 Цар 14. 19; 2 Пар 25. 27; см., напр.: Thiele. 1944. P. 147-155; ср.: далее, напр.: Kolberg. 2010. P. 286).

Царь Озия, пораженный проказой. 1635 г. Худож. Рембрандт (Чатсуорт-Хаус, Дербшир, Англия)
Царь Озия, пораженный проказой. 1635 г. Худож. Рембрандт (Чатсуорт-Хаус, Дербшир, Англия)

Царь Озия, пораженный проказой. 1635 г. Худож. Рембрандт (Чатсуорт-Хаус, Дербшир, Англия)

Правление О. характеризовалось значительными военными успехами и экономическим подъемом в Иудее, изображенными в Библии как следствие того, что царь делал «угодное в очах Господа, все, как делал и Амасия, отец его; и обращался он к Богу во дни Захарии, разумевшего в видениях ( ) Божиих (в некоторых рукописях:   - «поучавшего (его) страху Божию».- И. Т.); и в те дни, когда он обращался к Господу, способствовал ему Бог» (2 Пар 26. 4-5; см. также: 4 Цар 15. 3; 2 Пар 26. 7). О. отвоевал и обстроил Эйлат ( ), провел успешную военную кампанию против филистимлян: захватил Геф ( ), Иавнею ( ) и Ашдод ( ; Азот), разрушил их стены и построил города (по-видимому, укрепленные пункты) в р-не Ашдода и Филистии, открыв т. о. Иудее выход к Средиземному м. (4 Цар 14.22; 2 Пар 26. 2, 6). Царь провел успешную кампанию против арабов у юж. пределов Иудеи; аммонитяне платили О. дань (2 Пар 26. 7-8).

Военные успехи О. сопровождались укреплением Иерусалима и перевооружением иудейской армии, численность к-рой, согласно 2 Пар 26. 9, 12-15, составляла 2600 глав поколений и 307500 воинов. Предполагается, что реальная численность армий иудейских царей могла отличаться от упоминаемых в исторических ветхозаветных книгах в меньшую сторону (напр., в самой большой из известных нам ассир. армий Салманасара III (ок. 859-824 гг. до Р. Х.) в походе против Дамаска она составляла 120 тыс. воинов; см.: ANET. P. 280а; The Context of Scripture. 2003. Vol. 2. P. 267). Однако указанная внушительная численность иудейской армии времен О., вероятно, имела целью отразить суть выполненных им преобразований и свидетельствовала о военном влиянии Иудейского царства под его руководством (см., напр.: Fouts. 1993. P. 377-387; Wenham. 1967. P. 19-53). По мере освоения Негева, где проходили караванные пути, появляются селения, возводятся укрепленные пункты, обнесенные казематными стенами и частично укрепленными массивными башнями, что выявили проводившиеся здесь раскопки (см.: Cohen. 1979. P. 61-79; Cohen, Yisrael. 1995. P. 223-235; Lapp. 1976. P. 25-42). Исследования археологов свидетельствуют о возведении или обновлении подобных фортификационных сооружений в VIII в. до Р. Х. и на др. территориях (см., напр.: Ortiz. 2009. P. 261-281). Согласно 2 Пар 26. 10, при О. развиваются земледелие, садоводство и скотоводство, повсеместно создаются водоемы. Это, в частности, подтверждается результатами раскопок в Негеве. Высказывается мнение о том, что обнаруженные признаки оседлого земледелия - водосборы, ирригационные системы, открытые и закрытые искусственные водоемы и цистерны объемом до неск. сотен кубических метров, разделенные на террасы культивируемые земли - могли стать лишь результатом скоординированной гос. политики по обеспечению расположенных вдоль караванных путей селений и укрепленных пунктов, а значит - контроля над территорией, включающей земли от Беэр-Шевы до Эйлата. Датировка археологических находок позволяет предполагать, что они относятся к периоду правления О. (Evenari, Aharoni, Shanan, Tadmor. 1958. P. 231-268).

Ок. 750 г. до Р. Х. О. заболел проказой и в соответствии с законами о ритуальной чистоте (см.: Лев 13. 46; 4 Цар 7. 3; ср.: Числ 12. 10-15) должен был жить за пределами Иерусалима, а его сын Иоафам (евр.  ) стал соправителем Иудеи (см.: 4 Цар 15. 5; 2 Пар 26. 21; см.: Thiele. 1944. P. 147-155; ср.: далее, напр.: Albright. 1945. P. 16-22; Kolberg. 2010. P. 288-289; Na'aman. 1986. P. 71-92). Согласно 2 Пар 26. 16-20, заболевание О. и фактическое отстранение его от единоличного правления в Иудее были связаны с попыткой О. узурпировать нек-рые священнические функции и противостоянием священству (ср.: 4 Цар 15. 3-5; см. также: Ios. Flav. Antiq. IX 10. 4 [223-227]).

С периодом регентства Иоафама связан один из дискуссионных вопросов относительно возможного упоминания О. в анналах ассир. царя Тиглатпаласара III (Феглафелласар; 745-727 гг. до Р. Х.). На одном из предполагаемых фрагментов анналов Тиглатпаласара III (традиц. обозначение K 6205) было предложено чтение [i]z-ri-ia-u KUR ia-u-di, а в др. строке - [az-ri-i]a-a-u KUR ia-u-da-a-a, что, возможно, означает «Азария Иудейский» (см.: Kyle McCarter. 1974. P. 5). Однако в последнее время возобладало мнение, что этот фрагмент относится не к эпохе Тиглатпаласара III, а к более позднему периоду, что исключает упоминание в нем О. (Texte aus der Umwelt des Alten Testaments. Gutersloh, 1984. Bd. 1. Lfg. 4. S. 370; The Context of Scripture. 2003. Vol. 2. P. 285, not. 10). Указанный фрагмент не был включен в новейшее издание надписей Тиглатпаласара III: в текстах, считающихся достоверными анналами этого царя, упоминается имя   без указания страны этого правителя (Tadmor H., Yamada S. The Royal Inscriptions of Tiglath-Pileser III (744-727), and Shalmaneser V (726-722), Kings of Assyria. Winona Lake, 2011. Vol. 1. N 13:2, 10; 31:7; The Context of Scripture. 2003. Vol. 2. P. 285), т. е. вне всякой связи с Иудеей. Ряд исследователей полагают, что правитель   был царем одного из арам. гос-в, а не Иудеи. Вместе с тем Х. Тадмор отмечает, что это имя в аккадских источниках - иудейское (Tadmor. 1994. P. 273).

Плита из гробницы царя Озии. 130 г. до Р. Х.— 70 г. по Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим)
Плита из гробницы царя Озии. 130 г. до Р. Х.— 70 г. по Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим)

Плита из гробницы царя Озии. 130 г. до Р. Х.— 70 г. по Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим)
Ассир. источники данного периода отрывочны и не позволяют точно синхронизировать упоминаемые в них события с библейским повествованием. Однако ряд исследователей рассматривают О. и Иоафама в качестве властителей наиболее сильного и влиятельного гос-ва региона, к-рые могли возглавить коалицию сиро-палестинских царей, направленную против резко усилившейся Ассирии во главе с Тиглатпаласаром III (см.: Haydn. 1909. P. 182-199; Thiele. 1944. P. 155-163; idem. 1983. P. 139-162; Tadmor. 1962. P. 114-122; Tomes. 1993. P. 55-71; далее см., напр.: Galil. 2000. P. 511-520; ср., однако: Otzen. 1979. P. 253; Ahlström. 1993. P. 625). При этом исследователи сходятся во мнении, что упоминаемый в 4 Цар 15. 19-20 в связи со сбором дани в пользу Ассирии израильским царем Менаимом ( ) ассир. царь Фул ( ) тождествен Тиглатпаласару III (см., напр.: Thiele. 1983. P. 139-140; см. также: 1 Пар 5. 26). Библейское повествование свидетельствует о внутренних конфликтах, постигших коалицию в период единоличного правления Иоафама: согласно 4 Пар 15. 37, происходят столкновения с арамейскими и израильскими царями, среди к-рых упоминаются сир. царь Рецин и израильский царь Факей ( ). При этом в анналах Тиглатпаласара III в качестве ассир. данников этого периода приводятся имена Рецина и Менахема (см.: Thiele. 1944. P. 155-163), а царь Иудеи в перечне ассир. данников отсутствует, что может свидетельствовать о противостоянии Иоафама участникам антиассир. союза, вероятно, разгромленного ассир. царем.

О. умер в возрасте 68 лет и, согласно 4 Цар 15. 7, был похоронен «с отцами его в городе Давидовом». В более позднем тексте 2 Пар 26. 23 указывается, что «похоронили его с отцами его на поле царских гробниц». Иосиф Флавий сообщает, что «похоронен он был отдельно, в своих садах» (Ios. Flav. Antiq. IX 10. 4 [227]). Приведенные сведения не позволяют установить изначальное местоположение гробницы О. Однако имя царя упоминается на небольшой известняковой плите размером 35´ 34 см и толщиной 6 см, обнаруженной профессором Иерусалимского ун-та Э. Л. Сукеником в 1931 г. в коллекции Русского археологического музея при Спасо-Вознесенском мон-ре на Масличной горе в Иерусалиме. Надпись на арам. языке, палеографически датируемая 130 г. до Р. Х.- 70 г. по Р. Х., гласит: «Сюда принесены кости Озии, царя иудейского.- Не открывать!». Впервые же плита с надписью была обнаружена еще в 1871 г. архим. Антонином (Капустиным) (см.: Чехановец, Вах. 2017. С. 9-18; Albright. 1931. P. 8-10). В настоящее время плита хранится в Музее Израиля в Иерусалиме (инв. № 68. 56. 38). Кто и по какой причине перезахоронил останки О., неизвестно.

Имя царя О. упоминается пророками Амосом и Захарией (Ам 1. 1, Зах 14. 5) в связи с сильным землетрясением, к-рое, по оценкам исследователей, произошло в Иудее ок. 750 г. до Р. Х. (см.: Austin, Franz, Frost. 2000. P. 657-661; ср.: Bunimovitz, Lederman, Manor. 2009. P. 136). Иосиф Флавий связывает землетрясение в Иудее с имевшим место конфликтом О. со священниками и беззаконием «относительно Бога», за что царя и постигла проказа (Ios. Flav. Antiq. IX 10. 4 [225-226]).

Лит.: Haydn H. M. Azariah of Judah and Tiglath-Pileser III // JBL. 1909. Vol. 28. N 2. P. 182-199; Albright W. F. The Discovery of an Aramaic Inscription Relating to King Uzziah // BASOR. 1931. N 44. P. 8-10; idem. The Chronology of the Decided Monarchy of Israel // Ibid. 1945. Vol. 100. P. 16-22; Thiele E. R. The Chronology of the Kings of Judah and Israel // JNES. 1944. Vol. 3. N 3. P. 137-186; idem. The Mysterious Numbers of the Hebrew Kings. Grand Rapids, 1983; Evenari M., Aharoni Y., Shanan L., Tadmor N. H. The Ancient Desert Agriculture of the Negev: III. Early Beginings // IEJ. 1958. Vol. 8. N 4. P. 231-268; Tadmor H. The Southern Border of Aram // Ibid. 1962. Vol. 12. N 2. P. 114-122; idem. The Inscriptions of Tiglath-Pileser III, King of Assyria: Crit. ed., with introd., transl. and comment. Jerus., 1994; Wenham J. W. Large Numbers in the Old Testament // Tyndale Bull. 1967. Vol. 18. P. 19-53; Kyle McCarter P. «Yaw, Son of ‘Omri»: A Philological Note on Israelite Chronology // BASOR. 1974. N 216. P. 5-7; Lapp N. L. Casemate Walls in Palestine and the Later Iron II Casemate at Tell el-Ful (Gibeah) // Ibid. 1976. N 223. P. 25-42; Cohen R. The Iron Age Fortresses in the Central Negev // Ibid. 1979. N 236. P. 61-79; Otzen B. Israel under the Assyrians: Power and Propaganda / Ed. M. T. Larsen. Cph., 1979; Na'aman N. Historical and Chronological Notes on the Kingdoms of Israel and Judah in the 8th Cent. B. C. // VT. 1986. Vol. 36. P. 71-92; idem. Azariah of Judah and Jeroboam II of Israel // Ibid. 1993. Vol. 43. P. 227-234; Cogan M., Tadmor H. II Kings. N. Y., 1988; Kuntz K. J. Uzziah // ABD. 1992. Vol. 6. P. 777-779; Ahlström G. W. The History of Anciet Palestine from the Palaeolithic Period to Alexander's Conquest. Sheffield, 1993; Fouts D. M. A Defense of the Hyperbolic Interpretation of Large Numbers in the Old Testament // JEthS. 1993. Vol. 40. N 3. P. 377-387; Tomes R. The Reason for the Syro-Ephraimite War // JSOT. 1993. Vol. 59. P. 55-71; Begg C. T. Uzziah (Azariah) of Judah According to Josephus // Estudios Biblicos. 1995. Vol. 53. P. 5-24; Cohen R., Yisrael Y. The Iron Age Fortresses at En Haseva // BiblArch. 1995. Vol. 58. N 4. P. 223-235; Austin S. A., Franz G. W., Frost E. G. Amos's Earthquake: An Extraodinary Middle East Seismic Event of 750 b. c. // Intern. Geology Review. 2000. Vol. 42. N 7. P. 657-671; Galil G. A. New Look at the Inscriptions of Tiglath-pileser III // Biblica. 2000. Vol. 81. N 4. P. 511-520; The Context of Scripture / Ed. W. W. Hallo. Leiden; Boston, 2003; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 20072; Bunimovitz S., Lederman Z., Manor D. W. The Archeology of Border Communities: Renewed Excavations at Tel Beth-Shemesh, Part 1: The Iron Age // NEA. 2009. Vol. 72. N 3. P. 114-142; Ortiz S. M. Urban City Planning in the 8th Сent.: Study of the Recent Excavations at Tel Gezer: (Reading Between the Lines: Uzziah's Expansion and Tel Gezer) // Review and Expositor. 2009. Vol. 106. P. 361-381; Kolberg B. Redating the Hebrew Kings. Brisbane, 2010; Gertoux G. Jonah vs King of Nineveh: Chronological, Historical and Archaeological Evidence. [S. l.,] 2015; Чехановец Я., Вах К. О происхождении иерусалимской надписи ветхозаветного царя Озии // Иерусалимский правосл. семинар. 2017. № 7. С. 9-18.
И. Р. Тантлевский, Ю. А. Снисаренко
Ключевые слова:
Ветхозаветные персоналии Цари Иудеи Озия, 10-й царь иудейский (VIII в. до Р. Х.)
См.также:
АВИЯ второй царь Иудеи после разделения царств
АМАСИЯ 9-й царь Иудейского царства (ок. 800-783 гг. до Р.Х.)
АМОН царь Иудеи (642-640 гг. до Р.Х.)
АНТИГОН II (МАТТАФИЯ) ХАСМОНЕЙ царь и первосвященник Иудеи (39-37 гг. до Р. Х.)
АСА царь иудейский (911-870 гг. до Р. Х.)
АХАЗ (ок. 735 - 715 гг. до Р.Х.), 12-й царь Иудеи