Николай [франц. Nicolas Ozoline] (род. 26.05.1942, Брауншвейг, Германия), протоиерей Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви, богослов, искусствовед, иконописец. По окончании средней школы О. поступил в 1959 г. в Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского в Париже и записался на курсы иконописания к Л. А. Успенскому (до кончины Успенского О. оставался его учеником и ближайшим сотрудником). В 1960 г. Успенский послал О. на учебу в Сорбонну к А. Грабару. В 1964 г. О. защитил канд. соч. «Место иконы в домостроительстве спасения» и получил диплом кандидата богословия в Свято-Сергиевском Богословском ин-те, в 1968 г. получил диплом кандидата богословия в МДА.
В 1966 г. О. женился на Е. П. Калюжной (в то время также работавшей в артели Успенского) и был рукоположен во диакона Сурожским митр. Антонием (Блумом) на Трехсвятительском подворье в Париже. В 1968 г. архиеп. Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин) рукоположил О. во пресвитера и назначил настоятелем рус. прихода в Нидерландах (г. Гаага). О. изучил язык страны и ввел его в качестве второго богослужебного языка. Параллельно он изучает в ун-те Лейдена древнехрист. искусство и древнее искусство Нубии.
В 1971 г. митр. Антоний (Блум) отозвал О. обратно в Париж и назначил секретарем Экзархата и вторым священником в Трехсвятительском храме. Митр. Антоний оставался на должности экзарха в течение 3 лет и оказал огромное духовное влияние на О. В 1974 г. протопресв. Александр Шмеман и прот. Иоанн Мейендорф пригласили О. преподавать историю правосл. литургического искусства в Свято-Владимирской ДС в Нью-Йорке. Одновременно он был назначен настоятелем храма свт. Николая в Стратфорде (шт. Коннектикут) Православной Церкви в Америке. К концу 1-го учебного года О. решает вернуться во Францию. Архиеп. Георгий (Тарасов) назначил его настоятелем двух Свято-Никольских приходов: в Лилле и Булонь-Бийанкуре. В 1976 г. О. впервые участвовал в литургической конференции в Свято-Сергиевском ин-те с докладом «Аналогия и взаимодополняемость слова и образа». В 1979-1980 гг. там же читал курс «Введение в богословие православной иконы». В 1985 г. защитил в Сорбонне докт. дис. «Православная иконография Пятидесятницы: Об истоках и эволюции византийского извода». Эта работа впосл. была переведена и издана на русском (2001), румынском (2002), сербском (2007) и греческом (2010) языках.
В 1986 г. О. становится приглашенным профессором в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке; в том же году избран профессором новосозданной кафедры правосл. иконологии в Свято-Сергиевском ин-те. После кончины ректора прот. Алексия Князева О. поручают также преподавание пастырского богословия и гомилетики. В 1991 г. назначен священником и ключарем храма прп. Сергия в Свято-Сергиевском ин-те при еп. Михаиле (Стороженко), ставшем для О. наставником и другом.
В 1995 г. архиеп. Сергий (Коновалов) назначил О. инспектором Свято-Сергиевского ин-та; он оставался в этой должности вплоть до избрания деканом в 2012 г. С 1992 по 2002 г. преподавал как приглашенный профессор в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном ун-те в Москве на фак-те церковного искусства, где участвовал в выработке программы и методов иконоведения.
В 1998 г. в бухарестском изд-ве «Анастасия» опубликован сборник 12 статей О. «Лицо Бога, лицо человека» (на румын. языке); впосл он регулярно посещал Румынию, читал лекции в церковных и светских учебных заведениях, дважды получил степень почетного доктора (honoris causa): в июне 2006 г. в Академии изящных искусств в Клуже-Напоке (Трансильвания) и в мае 2012 г. на фак-те правосл. богословия в Университете имени Овидия (Констанца).
В 1994 г. во время Международной конференции правосл. богословских школ патриарх всея Румынии Феоктист наградил О. нагрудным патриаршим крестом за деятельность по обучению румын. студентов в Свято-Сергиевском ин-те. В 2008 г. Великим постом в связи с сорокалетием рукоположения архиеп. Гавриил (де Вильдер) удостоил О. права ношения митры. В 2012 г. совет преподавателей Свято-Сергиевского ин-та избрал О. деканом сроком на 2 года.
В 2004 г. по представлению Президента Французской Республики О. становится кавалером национального ордена «За заслуги» (l'Ordre national du Mérite) по совокупности научной и педагогической деятельности. В 2005 г. О. удостоен Ордена Искусств и литературы (l'Ordre des Arts et des lettres) за деятельность на франц. телевидении (с 1985). За 33 года под его руководством в эфир вышло ок. 500 передач о Православии не только во Франции, но в Бельгии, Греции, России, Румынии, Швейцарии и др. странах.
В 2012 г. архиеп. Гавриил (де Вильдер) назначил О. настоятелем прихода во имя Христа Спасителя в Аньер-сюр-Сен. В 2015 г. указом архиеп. Иова (Геча) О. назначен настоятелем Свято-Сергиевского храма и духовником Свято-Сергиевского ин-та.
Труды О. внесли заметный вклад в формирование совр. иконоведения. Он приложил много сил для распространения труда Успенского «Богословие иконы Православной Церкви», посвятил ему неск. статей, содержащих глубокий анализ его творчества. Заметное место в работах О. занимает изучение проблем и методов рус. иконографической школы. Он связывает богословие иконы с др. разделами правосл. богословия - триадологией, христологией, пневматологией, сотериологией, литургикой, историей Церкви, пастырским богословием, гомилетикой и сравнительным богословием. Икона в трудах О. приобретает универсальное богословское значение, раскрывающее мн. вопросы и проблемы христ. вероучения. В частности, О. показывает особенности католич. понимания церковного образа и его принципиальное отличие от богословия иконы в Православии, при этом возводит начало расхождения в трактовке значения христ. образа к католич. учению о Filioque.
Заметный вклад О. внес в изучение правосл. иконографии. Его кн. «Православная иконография Пятидесятницы» получила признание богословов и иконоведов, переведена на неск. языков. Др. тема исследований О.- «описуемость неописуемого» в истории правосл. богословия иконы, особенности терминологии при обсуждении проблемы и ее значение для правосл. понимания призвания и роли иконы в Церкви. О. принадлежат также труды о визант. иконе, особое место занимают статьи об эпохе иконоборчества в Византии. Ряд исследований О. посвящен парижской иконографической школе и ее отдельным представителям, а также об-ву «Икона» в Париже и «открытию иконы» католиками, протестантами и Западом в целом. О. принадлежат работы об иконоведах и богословах рус. Зарубежья: Успенском, В. Н. Лосском, Грабаре, протопресв. Иоанне Мейендорфе, протопресв. Александре Шмемане, иноке Григории (Круге) и др.