Феодор Константинович (1.04.1887, С.-Петербург - 23.05.1929, Ленинград), прот., идеолог «иосифлянства», богослов. Род. в купеческой семье. Закончил реальное уч-ще (1905), 3 курса Ин-та гражданских инженеров, в 1909 г. экстерном - Московскую ДС, в 1913 г.- МДА. Во время учебы в академии был членом «Кружка ищущих христианского просвещения», что сыграло важную роль в становлении А. как мыслителя, тяготевшего к устроению жизни на правосл. началах; с руководителем кружка М. А. Новосёловым А. познакомился по рекомендации проф. С.-Петербургской ДС И. П. Щербова до поступления в МДА. В 1913 г. А. выступил в «Кружке» с докладом «Учение св. Иринея Лионского о воскресении тел» (опубл. под названием «Тело будущее»), в к-ром, проследив отношение к смерти в дохрист. представлениях, основное внимание уделил церковному учению о воскресении.
В «Кружке» А. прослушал курс лекций о Свящ. Писании Ф. Д. Самарина, племянника славянофила Ю. Ф. Самарина, что во многом определило выбор А. темы канд. дис.- «Ю. Ф. Самарин как богослов и философ», защищенной 10 июня 1913 г. Научным руководителем А. был проф. МДА Алексей Иванович Введенский, рецензентами - проф. С. С. Глаголев и свящ. Павел Флоренский, к-рый оказал сильное влияние на формирование основных богословских идей А. (в Архиве о. Павла сохранились ок. 70 писем А.; все опубликованные до 1917 г. работы А. появились в ж. «Богословский вестник», редактором к-рого был о. Павел). По решению Совета МДА А. должен был переработать канд. дисс. в магистерскую и издать в виде монографии, в к-рой он предполагал изложить историю раннего славянофильства. Магистерская дис. не была закончена; в 1930 г., при аресте вдовы А. по делу «Всесоюзного центра «Истинное Православие»», диссертация вместе со всеми рукописями А. была конфискована, в архиве семьи Андреевых сохранились подготовительные материалы.
А. воспринимал славянофильство как основную традицию рус. умозрения. Это представление отражено в рецензии А. на сборник сочинений К. С. Аксакова и особенно в исследовании «Московская Духовная Академия и славянофилы», в к-ром А. раскрыл глубокую внутреннюю связь славянофильства с Православием. А., рассматривая МДА как оплот борьбы с зап. рационалистическими учениями, находит много точек соприкосновения между интересами светских и церковных мыслителей. В ст. «Слово на день поминовения почивших наставников МДА» А. сравнивал рус. ученых Ф. А. Голубинского, А. В. Горского и др. с зап. мыслителями XIX - нач. XX в. (Ф. В. Й. Шеллингом, Г. В. Ф. Гегелем, А. Бергсоном) и отмечал присущее отечественным религ. философам благочестие. Памяти Алексея Введенского А. посвятил работу «Камень, отвергнутый строителями: Сто лет борьбы за онтологизм», в к-рой противопоставлял проникнутую онтологизмом философию Введенского и др. профессоров МДА рационализму Р. Декарта, критицизму И. Канта и его последователей.
В 1913-1918 гг. А. был доцентом МДА по кафедре систематической философии и логики, став преемником скончавшегося Введенского. Рекомендуя А. на эту должность, Глаголев и свящ. Павел Флоренский отмечали помимо научных успехов А. его глубокую религиозность, «его скромность, его возвышенно-идеалистическое направление» (БВ. 1914. № 3. С. 153). Перед утверждением на кафедру А. прочитал пробные лекции «Московские шеллингианцы и «Вертер»» и «Ранние сочинения Канта» (архив семьи Андреевых), в к-рых продемонстрировал умение сравнивать лит. и философские материалы, способность раскрыть религ. своеобразие рассматриваемых философов. В годы преподавания в МДА А. проявил себя твердым сторонником церковности, неизменно поддерживая ректора академии еп. Волоколамского Феодора (Поздеевского) и свящ. Павла Флоренского в их противостоянии группе либералов во главе с М. М. Тареевым.
После Октябрьской революции 1917 г. А. решил целиком посвятить себя Церкви, для него, по его словам, наступило «время самоопределения». В 1918 г. А. сотрудничал в правосл. ж. «Возрождение», где появились его статьи «Памяти Владимира Соловьева» и «Преображение Господне». Вернувшись в Петроград, А. в 1919-1922 гг. преподавал рус. словесность в Михайловском артиллерийском уч-ще, был помощником заведующего Богословско-пастырским уч-щем Щербова и профессором кафедры христ. апологетики Петроградского Богословского ин-та (с 18 июля 1922 зам. проректора). В Богословском ин-те А. прочел за первый учебный год курс лекций по христ. апологетике (81 лекция), в 1921/22 учебном году - 83 лекции по патрологии. Вместе с Н. О. Лосским, а затем с В. С. Серебренниковым руководил философско-апологетическим кружком.
В эти годы А. активно занимался просветительской деятельностью, выступал с лекциями на религиозно-философские темы в Доме ученых, на Василеостровских богословских курсах, на Богословских курсах при эст. церкви, регулярно участвовал в обсуждении докладов на собраниях Златоустовского кружка при Александро-Невской лавре. Весной 1920 г. А. выступил с докладом о Св. Софии, в 1922 г. дискутировал в Доме ученых по проблеме зла с проф. Н. О. Лосским после доклада последнего «О природе сатанинской». Многие лекции и выступления А. были посвящены борьбе с усилившимся в это время влиянием на интеллигенцию униатства. Распространявшееся позже утверждение известного деятеля обновленчества В. Ф. Платонова о «приверженности А. соловьевству» и даже о «проповеди католичества» (Платонов В. Ф. Почему я ушел из Церкви? // Правда о религии. М., 1959. С. 396) является клеветой. А. принимал активное участие в идейной борьбе с обновленчеством.
В это время у А. сложились взгляды, впосл. приведшие к отложению от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского). В письме к свящ. Павлу Флоренскому от 12 окт. 1922 г. А. писал: «Готовлюсь к пастырству, но старцы (оптинские и иные) велят ждать «до умиротворения» церковного, если сможешь, напиши, как ты смотришь на церковные дела. Наша позиция непримиримая (т. е. в отношении к ВЦУ и ее возрожденским исчадиям), практически же автокефальнуем, но готовы и на полный выход из видимой Церкви, если бы она оказалась антиканонической. Иначе говоря, держимся взглядов М. Ал-ча [Новосёлова], который недавно нас тут наставлял» (МФ).
23 июля 1922 г. А. вступил в брак с Натальей Николаевной Фроловской (1897-1970). 17 дек. 1922 г. рукоположен во диакона, 19 дек. 1922 г.- во священника еп. Петергофским Николаем (Ярушевичем), служил в петроградском Казанском соборе, затем в Сергиевском артиллерийском соборе. В 1927 г. возведен в сан протоиерея, в 1927-1929 гг. состоял в клире Воскресения Христова собора («Спас-на-крови»), пользовался огромным авторитетом, его проповеди записывались и распространялись среди верующих. Подход к Церкви как к живому организму, строгая требовательность к себе и окружающим, простота обращения при глубокой образованности - все это привлекало к о. Феодору многочисленных прихожан из интеллигенции. Среди духовных чад о. Феодора были философ С. А. Алексеев (Аскольдов), писатель Б. А. Филиппов (Филистинский), пианистка М. В. Юдина, церковный деятель И. М. Андреев и др.
Как в богословской, так и в пастырской деятельности А. постоянно обращался к святоотеческому учению. Сохранилась запись проповеди А. на тему «О христианском совершенстве по св. Григорию Нисскому, св. Макарию Египетскому, св. Исааку Сирину и св. Серафиму Саровскому» (18 февр. 1927 - архив семьи Андреевых), посвященная значению органов чувств для духовной жизни человека: они «могут быть помощниками в распознавании добра и зла», но только когда сами будут очищены аскетическим подвигом поста и молитвы. Большое значение придавал А. аскетическим творениям свт. Игнатия (Брянчанинова).
В годы священства А. вел богословский кружок для близких учеников, в к-ром много времени уделял вопросам литургики. Результатом занятий стал большой труд А. «Литургика» (не сохранился), к-рый свящ. Павел Флоренский называл «непревзойденным» (Филиппов. С. 326). Один из учеников о. Феодора, Н. А. Александров, упоминает 6 лекций А. по философии библейского канона (архив семьи Андреевых). Для А. было характерно тесное единство научных идей и жизненной позиции, основу к-рой составлял принцип нераздельности веры и знания. Сведения о богословских идеях А. неполны, т. к. основные его труды утрачены.
А. не принял «Декларацию» митр. Сергия от 29 июля 1927 г., был одним из главных деятелей и идеологом «иосифлянства» в 1927-1929 гг. Находя в «Декларации» «противоканонические действия» и выступая против «тесных правовых отношений к неверующей власти», A. написал ответ на «Декларацию» от имени части ленинградского духовенства и мирян (Рус. пастырь. 1996. № 1. С. 78-79), затем - «Отложение» («Почему мы отошли от митрополита Сергия» - Акты свт. Тихона. С. 584-585). Вместе с Новосёловым А. был автором соч. «Что должен знать православный христианин», в к-ром обосновывался разрыв с митр. Сергием и утверждалось, что «христианство и коммунизм взаимно исключают друг друга и борьба между ними неизбежна» (ЦДНИ ВО. Ф. 9323. П. 2. Д. П-24705. Т. 1. Л. 4). В мае 1928 г. на квартире А. прошло организационное собрание «иосифлян», на к-ром присутствовали еп. Димитрий (Любимов), Новосёлов, еп. Алексий (Буй) и прот. Николай Дулов.
А. дважды подвергался арестам: с 14 июля по 31 авг. 1927 г. (освобожден под подписку о невыезде) и с 25 сент. по 7 дек. 1928 г. (освобожден за отсутствием вины). На допросах решительно отказывался идти на компромисс с властями, защищая «священное бесправие». Умер дома от воспаления легких, осложнившегося эндокардитом. Похороны А. прошли при большом стечении народа, собравшегося проститься с почитаемым пастырем. А. погребен на братском кладбище Александро-Невской лавры в С.-Петербурге.