Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОЛАЙ
50, С. 268-271 опубликовано: 14 ноября 2022г.


НИКОЛАЙ

Священноисп. Николай (Могилёвский), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Фотография. 1955 г.
Священноисп. Николай (Могилёвский), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Фотография. 1955 г.

Священноисп. Николай (Могилёвский), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Фотография. 1955 г.

(Могилёвский Феодосий Никифорович; 27.03.1877, с. Комиссаровка Верхнеднепровского у. Екатеринославской губ.- 25.10.1955, Алма-Ата), священноисп. (пам. 26 авг., 12 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Из семьи псаломщика (впосл. протоиерея). В 1892 г. окончил Екатеринославское ДУ и поступил в Екатеринославскую ДС. По окончании семинарии был назначен 7 авг. 1898 г. на должность псаломщика к Свято-Духовской ц. с. Самарского Ростовского округа обл. Войска Донского, однако 25 сент. того же года его перевели на должность учителя второклассной церковноприходской школы в с. Васильево-Петровское того же округа. С 18 сент. 1901 г. учитель, с 11 янв. 1902 г. старший учитель второклассной церковноприходской школы с. Романкова Екатеринославского у. и губ.

С течением времени у Феодосия Могилёвского окрепло давно обдумываемое намерение принять монашество. 10 февр. 1904 г. он поступил послушником в Нилову Столобенскую в честь Богоявления мужскую пустынь на оз. Селигер. Исполнял разные послушания: носил воду, рубил дрова, был кассиром на пассажирском пароходе, перевозившем паломников, потом стал наставником в подготовительной школе для иноков, готовящихся к принятию священного сана. 6 дек. 1904 г. принял монашеский постриг с именем Николай. 27 мая 1905 г. рукоположен в Богоявленском храме Ниловой пуст. Тверским архиеп. Николаем (Налимовым) во диакона, 9 окт. того же года Старицким еп. Александром (Головиным) в Твери - во иерея. С 1906 г. исполнял обязанности благочинного Ниловой пуст. В 1907 г. поступил в МДА, во время учебы исполнял обязанности благочинного академического духовенства. В июле 1909 г. был участником состоявшегося в Троице-Сергиевой лавре съезда монашествующих как представитель Ниловой пуст. В 1911 г. окончил академию с присвоением ученой степени кандидата богословия за соч. «Учение аскетов о страстях». 1 авг. того же года назначен на должность помощника инспектора МДА. 10 дек. 1912 г. стал инспектором Полтавской ДС с возведением в сан игумена. 4 апр. 1915 г. переведен с сохранением должности инспектора в Черниговскую ДС. 10 окт. 1916 г. назначен заведующим Иркутской церковно-учительской семинарией и одновременно настоятелем Князь-Владимирского мон-ря, при к-ром размещалась семинария; был возведен в сан архимандрита. 12 июня 1917 г. избран учебной корпорацией ректором Черниговской ДС, одновременно являлся настоятелем Елецкого Успенского мон-ря в Чернигове. Как представитель духовных учебных заведений участвовал во Всеукраинском православном церковном Соборе 1918 г. в Киеве.

В нояб. 1918 г. на 3-й сессии Всеукраинского Собора решением собрания архиереев избран к епископскому служению. Хиротония, намеченная на 4 дек. того же года в киевском Михайловском монастыре, не состоялась, т. к. Н. заболел сыпным тифом и провел 2 месяца в больнице при Киево-Печерской лавре. Соборное решение было исполнено только 26 окт. 1919 г. Хиротонию Н. во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии, совершили в Чернигове Черниговский и Нежинский еп. Пахомий (Кедров; впосл. архиепископ) и его викарий Новгород-Северский еп. Иоанн (Доброславин). В периоды отсутствия еп. Пахомия Н. временно управлял Черниговской епархией. Когда Чернигов в окт. 1919 г. был занят войсками ген. А. И. Деникина, Н. потребовал от их военного командования принять меры по недопущению евр. погромов; по некоторым сведениям, укрыл, спасая от смерти, не успевшего выехать из города большевистского комиссара. В 1921 г. Н. был назначен епископом Сосницким, викарием Черниговской епархии. В 1922 г. в г. Борзна Черниговской губ. активизировались сторонники «самосвятской» Украинской автокефальной православной церкви В. Липковского. Состоявшийся в конце того же года в Борзнах съезд духовенства и мирян посчитал необходимым для успешного противодействия «самосвятам» постоянное присутствие в городе правосл. архиерея и избрал на эту должность Н., который согласился переехать в Борзны, но не смог этого сделать. Видимо, в это время он стал именоваться епископом Борзнянским и Сосницким.

Священноисп. Николай (Могилёвский), еп. Фотография. После 1919 г.
Священноисп. Николай (Могилёвский), еп. Фотография. После 1919 г.

Священноисп. Николай (Могилёвский), еп. Фотография. После 1919 г.

В февр. 1923 г. в Чернигов прибыл назначенный на Черниговскую кафедру обновленческим Высшим церковным управлением Александр Мигулин. Заблуждаясь относительно принадлежности прибывшего к канонической Церкви, местное духовенство во главе с Н. и Глуховским еп. Матфеем (Храмцовым) приняли Мигулина в кафедральном Спасо-Преображенском соборе, «как подобало встречать епархиального архиерея» (с этим, очевидно, связано встречающееся в лит-ре утверждение о присоединении Н. к обновленцам). Уже на следующий день Н. вызвал к себе представителей городского духовенства и дал им разъяснение, что новоприбывший «архиерей» является обновленцем, к-рого он не может признать правящим епископом, поэтому он запрещает духовенству епархии общение с ним. По призыву Н. клирики кафедрального собора Чернигова покинули свой храм, где стал служить обновленческий «епископ». Вскоре храм перестали посещать и верующие. Кафедральным собором православной Черниговской епархии стал храм Елецкого Успенского монастыря, в к-ром служил Н. Однако власти по требованию обновленцев передали им Елецкий мон-рь. Н. вместе с монашеской общиной покинул обитель, вскоре был выслан властями в Москву.

19 авг. 1923 г. патриарх Московский и всея Руси свт. Тихон назначил Н. епископом Каширским, викарием Тульской епархии. С 1 нояб. того же года Н. временно управлял Тульской епархией, пребывая по-прежнему в Москве (видимо, в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника монастыре). 16 апр. 1924 г. был арестован, находился в заключении в Бутырской тюрьме. 21 мая постановлением Коллегии ОГПУ его дело было прекращено, Н. освободили из-под стражи. 8 мая 1925 г. он вновь был арестован, но вскоре освобожден под подписку о невыезде, поскольку в июле того же года встречался в Москве с прибывшим с Украины прот. Богдановичем, посланцем Полтавского архиеп. Григория (Лисовского; впосл. митрополит) и дал негативную оценку предложениям о предоставлении Украинской Церкви автокефалии. Был приговорен к году исправительных работ, но, видимо, освобожден от наказания. Выступил решительным противником участия представителей Патриаршей Церкви в организованном обновленцами в 1925 г. «Третьем Поместном Соборе», предписал настоятелям и приходским советам Тульской епархии не вступать ни в какие переговоры по этому поводу. В апр. 1926 г. поддержал заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского; впоследствии патриарх Московский и всея Руси), подписав в числе 25 архиереев суждение об одобрении принятых им мер канонического прещения против руководителей григорианского раскола. С июня того же года пребывал недолго на покое в Ниловой пуст.

16 сент. 1927 г. митр. Сергий назначил Н. епископом Орловским и Севским. Во время управления Н. Орловской епархией проводилось массовое закрытие храмов властями. Только в г. Орле к маю 1931 г. верующие лишились 9 храмов из 19, действовавших в 1928 г. Зимой 1929/30 г. были сняты и сданы в лом цветного металла колокола со всех орловских церквей. Начались массовые репрессии против священнослужителей. В апр. 1931 г. Н. подал прошение об увольнении на покой. Впосл. на допросе он называл одной из причин своего ухода трудности, к-рые он испытывал из-за необходимости платить большие налоги. Покинув должность правящего архиерея, Н. продолжал нелегально руководить церковной благотворительной деятельностью, помогал «страдальцам за веру» - «принимал у себя и оказывал приют репрессированным Советской властью... пересылал деньги через близких родственников находившимся в ссылке». Благословлял организацию при приходских храмах нелегальных монашеских общин из насельников закрытых мон-рей, тайные пострижения в монашество. 27 июля 1932 г. был арестован и отправлен в тюрьму в Воронеже, где располагалось управление органов ОГПУ в Центральночернозёмной обл. Проходил по следственному делу «контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви»» вместе со священномучениками Курским и Обоянским архиеп. Дамианом (Воскресенским) и его викарием Рыльским еп. Иоанном (Пашиным). Всего по групповому делу были арестованы 413 чел., в т. ч. 236 священнослужителей и монашествующих. Н. обвиняли в том, что он «явился руководителем и организатором контрреволюционной церковно-монастырской организации «Ревнители Церкви», направлял контрреволюционную деятельность на борьбу против Сов. власти и колхозного строительства. Для пополнения рядов контрреволюционеров организовал два подпольных монастыря, проводил пострижение в монашество». 7 дек. 1932 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР к 5 годам лишения свободы. Отбывал срок заключения в Алатыре, в Саровском и Темниковском ИТЛ.

В 1937 г. освобожден из заключения. Числился на покое. Проживал в г. Егорьевске Московской обл., затем в г. Киржач Ивановской (ныне Владимирской) обл. По приглашению патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) неск. раз приезжал в Москву, участвовал в богослужениях в московских храмах, выполнял поручения местоблюстителя. В нач. 1941 г. был возведен в сан архиепископа. В марте того же года во время приезда в Патриархию правосл. архиереев из присоединенных к СССР Зап. Украины, Зап. Белоруссии и Прибалтики Н. в беседах с нек-рыми из приехавших сообщил о тяжелом положении Церкви в Советском Союзе. 27 июня 1941 г. был задержан (официально арестован 2 авг. того же года) по обвинению в антисоветской агитации. Н. отрицал, что вел с приезжавшими в Москву архиереями «антисоветские клеветнические разговоры о положении религии в СССР». Сказал следователю на допросе: «Правда, я в беседе говорил, что большинство епископов в СССР находятся в тюрьмах и ссылках, но я считаю, что это не клевета, а, по моему убеждению, действительное положение». В связи с эвакуацией центральных органов госбезопасности переведен в тюрьму в Саратове. 12 окт. 1941 г. особым совещанием при НКВД СССР приговорен «как социально-опасный элемент» к 5 годам ссылки в Казахскую ССР. Был этапирован в г. Актюбинск (ныне Актобе), весной 1942 г. переведен на вольное проживание в г. Челкар (ныне Шалкар) Актюбинской обл. Первый год ссылки жил в коровнике, нищенствовал, страдал от недоедания и болезней, пока его после пребывания в больнице не приютил местный мусульманин-татарин. С 1943 г. Н. стал служить как иерей сначала в жилищах у верующих, потом в организованном в поселке молитвенном доме в честь Вознесения Господня (зарегистрирован в 1946). 19 мая 1945 г. постановлением особого совещания при НКВД СССР Н. был досрочно освобожден из ссылки. 5 июля того же года постановлением Синода РПЦ назначен правящим архиереем Алма-Атинской и Казахстанской епархии.

Священноисп. Николай (Могилёвский), митр. Алма-Атинский. Икона. 10-е гг. XXI в.
Священноисп. Николай (Могилёвский), митр. Алма-Атинский. Икона. 10-е гг. XXI в.

Священноисп. Николай (Могилёвский), митр. Алма-Атинский. Икона. 10-е гг. XXI в.

Н. прибыл в Алма-Ату 26 окт. 1945 г. В то время там действовала всего одна небольшая Казанская ц. на окраине города. Он немедленно стал ходатайствовать о возвращении верующим кафедрального Вознесенского собора, на что местные власти ответили категорическим отказом. Тогда Н. добился передачи общине верующих Никольского храма, который стал кафедральным собором. Был начат срочный ремонт храма,- с ободранными стенами, сорванными куполами, полностью уничтоженным иконостасом. Уже в апр. 1946 г. в храме было совершено первое богослужение. В нач. 1947 г. Н. сообщал в письме духовному другу о результате своих трудов: «Собор наш Никольский приведен в прекрасный вид внутри. Два престола ко дню Рождества Христова освящены (Никольский, главный, и в честь святой Варвары - боковой), третий, в честь святого Пантелеимона, скоро предполагаем освятить. Иконостасы, художественная живопись... исполнены лучшими художниками и мастерами своего дела, в нашей возможности. Собор внутри «красавец» - по общему мнению... Снаружи нет колокольни, а пять куполов поставлены. В храме тепло - паровое отопление. Хор чудный... Хоры красивые. Электричества - море. Зато и обошелся он нам в 130 000 и еще надо до 30 000 прибавить». Также в Алма-Ате были приобретены здание для епархиального управления и домик для проживания архиерея. Н. много внимания уделял открытию новых приходов. Он совершал частые и длительные поездки по епархии, освящал восстановленные и новопостроенные храмы. В Казахстане, где к 1940 г. не осталось ни одного действовавшего храма, а к моменту назначения Н. правящим архиереем было открыто лишь неск. церквей, в сер. 50-х гг. ХХ в. насчитывалось уже 55 зарегистрированных правосл. общин. В 1947 г. Н. награжден правом ношения креста на клобуке. С 1951 г., оставаясь правящим архиереем Алма-Атинской епархии, также временно управлял Семипалатинской епархией. Т. о., под его управлением оказались все приходы на территории Казахстана. В февр. 1955 г. возведен в сан митрополита.

Н. служил благоговейно и неспешно, требовал от клириков не только строгого исполнения богослужебного устава, но и понимания смысла богослужений. Старался сам служить как можно чаще, во время торжественных служб нередко руководил общенародным пением в храме; в будние дни, если не служил, молился в алтаре или становился на клирос - читал, канонаршил, пел и регентовал. После службы один раз в неделю учил желающих церковному пению, создав т. о. народный хор. Каждую службу Н. сопровождал поучениями, его проповеди всегда выслушивались верующими с большим вниманием и доверием. Важное значение придавал исповеди, считая неполную исповедь корнем всех бед. Часто исповедовал, особенно новоначальных верующих. Почитался своими духовными детьми как великий молитвенник и прозорливый старец. В авг. 1955 г. тяжело заболел и не смог больше посещать храм. По субботам в его доме служили всенощную, по воскресеньям - литургию. В промежутках между приступами болезни он продолжал заниматься церковными делами, заботился о передаче дел по управлению епархией, вел по этому поводу телефонные переговоры с Ташкентским и Среднеазиатским еп. Ермогеном (Голубевым; впосл. архиепископ). 25 окт. в 5-м часу дня, когда над Н. читали отходную молитву, он тихо скончался. 28 окт. еп. Ермоген отпел почившего в кафедральном Никольском соборе г. Алма-Аты. Н. был похоронен на городском кладбище, до к-рого всю дорогу (ок. 7 км) гроб несли на руках. За гробом, по подсчетам милиции, следовали до 40 тыс. верующих.

Н. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 8 сент. того же года честные мощи Н. были обретены на городском кладбище и перенесены в Никольский собор г. Алматы (Алма-Ата).

Лит.: А. И. Тридцатилетие служения в епископском сане // ЖМП. 1950. № 1. С. 61; Афанасий (Кудюк), иером. Митр. Алма-Атинский и Казахстанский Николай: (Некр.) // Там же. 1955. № 12. С. 11-13; Исаакий (Виноградов), архим. Светлой памяти Митр. Алма-Атинского и Казахстанского Николая (к годовщине со дня кончины) // Там же. 1956. № 10. С. 11-13; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 192-194; Святитель Николай, Митр. Алма-Атинский и Казахстанский / Сост.: В. Королёва. М., 2000; Макарий (Веретенников), архим. Патерик новоканонизированных святых: Священноисп. Николай (Могилёвский), митр. Алма-Атинский // АиО. 2004. № 2(40). С. 219-247; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в Православной
Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 255, 362; «Тихий свет лампады негасимой...»: Священноисповедник Николай, митр. Алма-Атинский и Казахстанский / Сост.: В. Королёва. М., 2015; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 405-406; Священноисп. Николай (Могилёвский) / Сост.: О. Рожнёва. М., 2016.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) Новомученики Русской Православной Церкви (см. также - Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви) Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви (см. также - Новомученики Русской Православной Церкви) Митрополиты Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) Священноисповедники Русской Православной Церкви Собор Липецких святых (10 сент.) Собор новомучеников и исповедников Радонежских Николай (Могилёвский Феодосий Никифорович; 1877 - 1955), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, священноисповедник (пам. 26 авг., 12 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
См.также:
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АЛЕКСАНДР Ленидович Орлов (1875-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 окт., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)
АЛЕКСАНДР Яковлевич Вислянский (1870 – 1930), сщмч., сщмч. (пам. 21 февр., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых)
ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
ВЛАДИМИР Григорьевич Хираско (1874 - 1933.), прот., священноисп. (пам. 15 окт., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ГЕОРГИЙ Александрович Богоявленский (1883-1938)свящ., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Воронежских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Белгородских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
ГЕОРГИЙ Александрович Троицкий (1873-1931), свящ., священноисп. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.)
ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович;1865-1937), архиеп. Воронежский и Задонский, сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
ИЗМАИЛ Николаевич Базилевский (1881 - 1941), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ИЛИЯ Михайлович Громогласов (1869 - 1937),прот., сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
ИОАНН Григорьевич Алешковский (1888 - 1398), священник, священномученик (пам. 4 февр., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников, исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ИОАНН Александрович Кочуров (1871-1917), прот., сщмч. (пам. 31 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых, в Соборе святых Эстонской земли)
ИОАНН Васильевич Калинин (1854 (по др. данным, 1860 или 1861-1951), свящ. , священноисп. (пам. 18 апр., 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
КИРИЛЛ (Смирнов Константин Иларионович; 1863 - 1937), митр. Казанский и Свияжский, сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Воронежской митрополии, в Соборе Казанских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
КОНСТАНТИН Васильевич Разумов (1869 - 1937(?), свящ., священноисп. (пам. 31 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Ивановской митрополии)