Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МУРОМСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
47, С. 744-751 опубликовано: 29 марта 2022г.


МУРОМСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Муромской и Вязниковской епархии Владимирской митрополии), находится в г. Муроме Владимирской обл. Время основания мон-ря на посаде, на юж. окраине города, неизвестно. Впервые М. П. м. упоминается в летописной записи 6 сент. 1096 г., повествующей о междоусобице, вспыхнувшей между кн. Олегом Святославичем, сыном черниговского князя, и кн. Изяславом Владимировичем, сыном блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха (ПВЛ. С. 108). Тело погибшего кн. Изяслава было положено «в монастыри святаго Спаса» в Муроме. Церковная традиция связывает возникновение обители с местом проживания блгв. кн. Глеба (см. ст. Борис и Глеб) (см.: Титов. 1902. С. 9; Травчетов. 1903. С. 112; Мисаил (Смирнов). 1996. С. 3). Однако в «Повести о водворении христианства в Муроме», вошедшей в состав Жития св. кн. Константина Муромского, говорится, что кн. Глеб, к-рому не удалось крестить муромцев, «оттъеха от града 12 поприщ на реку Ишню и тамо пребываше до преставления святаго отца его» (Повесть о водворении христианства. 1860. С. 229). Поэтому нельзя считать, что М. П. м. является преемником бывш. княжеской усадьбы. Возможно, на месте, где впосл. возник мон-рь, в кон. XI в. находилась резиденция одного из князей черниговской династии или их посадника; за пределами еще языческого Мурома мог проживать духовник князя (или посадника), при дворе которого имелась небольшая домовая церковь. По данным археологии, в частности раскопок 1996 г., холм, где стоит М. П. м., был заселен уже в XI в. (Михайлова, Чернышев. 2001. С. 242-244). Е. Е. Голубинский полагал, что мон-рь был учрежден кем-то из представителей местного монашества, отмечая при этом, что основание обители в крае, находившемся на большом расстоянии от традиц. мест, где распространялось христианство, следует рассматривать как явление исключительное (Голубинский. История РЦ. Т. 1. С. 497). Вероятно, в XI в. территория М. П. м., еще не входившая в городскую черту, представляла собой загородную резиденцию князя или посадника и была под его защитой.

Монастырские акты до XVI в. не сохранились, видимо погибли в Смутное время, что косвенно подтверждается описью архива обители 1721 г. (РГАДА. Ф. 248. Кн. 126. Л. 417-417 об.; Маштафаров. 2000. С. 45). Сведения о Преображенской ц. и обители сохранились в актах Троице-Сергиева мон-ря (напр.: АРГ, 1505-1526). В монастырской вкладной книге за XVI в. имеется всего 2 записи. В 1515 г., при архим. Кирилле, некто из рода муромских бояр Кравковых пожертвовал в мон-рь «двести ульев пчел» и тысячу «четвертей ржи овса тож». В 1551/52 г., при архим. Рафаиле, Василий Есипов, сын Кровков («во иноцех Матфей»), вложил в М. П. м. 100 р. и 50 четв. ржи или овса за погребение на монастырском кладбище (Мисаил (Смирнов). 1996. С. 12; Добрынкин. 1892. С. 31). В июле 1552 г., во время Казанского похода, Муром посетил царь Иоанн IV Васильевич Грозный. По преданию, царь дал торжественный обет - построить в Муроме каменные храмы в случае успешного завершения военного похода. Главный храм обители, вероятно, воздвигли в 1554 г., поскольку именно в том году М. П. м. к завершению строительства собора получил от царя щедрый дар - с. Кудрино. Аналогом храма мог стать Богоявленский собор Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря, возведенный ок. 1554/55 г. (Седов Вл. В. К вопросу об одной типологической группе в архитектуре сер. XVI в. // ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 202).

В Смутное время, в 1615-1616 гг., М. П. м. подвергся опустошительному набегу польско-литов. отряда А. Ю. Лисовского; были ободраны серебряные оклады икон, разорена ризница. Во время правления Михаила Феодоровича Романова (1613-1645) по царской грамоте из приказа Большого дворца М. П. м. получил пожертвования. В соборе поставили образ Божией Матери «Умиление», обложенный басменным серебром и украшенный резным позолоченным венцом с ожерельем; образ Св. Троицы в серебряном окладе; украшенные басменным серебром иконы Рождества Христова, прп. Варлаама Хутынского, Божией Матери «Одигитрия». Монастырскую ризницу пополнили 2 зеленые ризы, расшитые золотыми нитями, и полотняный стихарь. В книгохранилище передали 4 новые печатные Минеи (за июнь, авг., окт. и дек.).

На рубеже XVI и XVII вв. М. П. м. занимал большую территорию: с севера на юг его границы простирались на 104 саж. (224 м), а с запада на восток - на 80 саж. (свыше 170 м). По площади это был самый крупный мон-рь города.

Собор в честь Преображения Господня (Спасский собор). 1554 (?) г. Фотография. 1900-е гг.
Собор в честь Преображения Господня (Спасский собор). 1554 (?) г. Фотография. 1900-е гг.

Собор в честь Преображения Господня (Спасский собор). 1554 (?) г. Фотография. 1900-е гг.
Согласно самому раннему описанию (Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. 2010. Л. 89 об.- 97 об.), на территории М. П. м. стояла 5-главая кирпичная ц. в честь Преображения Господня с приделом во имя ап. Иоанна Богослова, к к-рой примыкала кирпичная колокольня с 6 колоколами (самый большой, благовестный, весил 27 пудов (ок. 440 кг)). Второй монастырский кирпичный храм с трапезной, хлебней и поварней был освящен в честь Покрова Пресв. Богородицы. На св. воротах с сев. стороны М. П. м. находилась кирпичная ц. во имя прп. Кирилла Белозерского. Спасский и Покровский храмы окружало древнее монастырское кладбище. Свободное пространство занимал огород. Вокруг мон-ря была деревянная ограда «в заметы».

Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. 80-е гг. XVII в. Фотография. 2017 г.
Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. 80-е гг. XVII в. Фотография. 2017 г.

Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. 80-е гг. XVII в. Фотография. 2017 г.
М. П. м.- единственная обитель Мурома, где в нач. XVII в. имелось 3 кирпичных храма и каменные хозяйственные постройки, что свидетельствует о состоятельности мон-ря и о повышенном внимании к нему царственных особ. В соборе насчитывалось 11 икон, многие в серебряных окладах с золочением. Позолоченные царские врата иконостаса в нач. XVII в. были обложены «железом немецким» (Там же. Л. 90), богослужебные предметы (кадило, потир, лжица, блюдца) были серебряными; напрестольный крест украшен серебром и позолочен, напрестольное Евангелие помещено в серебряный оклад с позолотой. В монастырской ризнице хранились церковные облачения, расшитые золотом и серебром по черному бархату. Это были богатые дары царской семьи и состоятельных вкладчиков.

М. П. м. принадлежали постройки, находившиеся за пределами обители, на посаде. В нач. XVII в. на средства обители на территории Муромского кремля была построена деревянная приходская ц. во имя арх. Михаила, вокруг к-рой располагалось небольшое кладбище. Земельный участок, занятый храмом и кладбищем, составлял 15,5×11 саж. (33,4×23,7 м). В 1614 г. по челобитной грамоте архим. Левкия Михаило-Архангельской ц. дали в ругу баню на берегу р. Оки (Там же. Л. 12, 13). Также обители в Муромском кремле принадлежал двор размером 9×5 саж. (19×10,5 м), предназначавшийся для осадного времени.

К 30-м гг. XVII в. М. П. м. полностью оправился от потрясений Смутного времени: «монастырь и на монастыре церкви, а в церквах Божией милосердия образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все монастырское строение государево, а иное мирское, многих обротчиков» (Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. 2010. Л. 142 об.).

Во 2-й пол. XVII в. мон-рь оказался причастен к церковному расколу. Архим. Антоний (1658-1665) активно выступил против церковных реформ патриарха Московского и всея Руси Никона, написал сочинение о сложении перстов для крестного знамения. Хорошо зная боярыню Ф. П. Морозову, архим. Антоний отправил царю челобитную и «тетради на новоисправленные книги» (Макарий. История РЦ. Кн. 7. Т. 12. С. 131). В 1666 г. архим. Антония обвинили в ереси, низложили и привезли в Москву на церковный Собор, на к-ром обсуждались вопросы, связанные с расколом (ДАИ. 1853. Т. 5. С. 458). Как свидетельствует грамота Собора от 30 мая, Антоний «пришед в чувство, ятся котвы покаяния», т. е. раскаялся; он признал себя виновным в том, что писал челобитную государю и др. «тетради на новоисправленные книги» «от неведения и от ненаучения». Старец Антоний просил прощения, давал обещание впредь следовать Символу веры, совершать все церковные службы и творить келейное правило по новоисправленным печатным книгам, уверяя, что признаёт Восточных патриархов и всех русских архиереев православными и во всем им повинуется. Участники Собора простили старца Антония, но, лишив титула архимандрита, сослали в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь «ради совершенного исправления». В 1685 г. в М. П. м. были направлены монахи Прохоровой пуст., находившейся близ совр. с. Мошок Владимирской обл.

В нач. XVIII в. М. П. м. находился в упадке. В грамоте, датированной 21 июня 1725 г., так описывается монастырское начальство: «...прежде бывший того монастыря архимандрит Герасим, не проча тому монастырю прибыли, в безумии своем продал монастырские земли немалое число, а по нем и... архимандрит Матвей, будучи в том монастыре, чинил немалое расхищение и крестьянам разорение: монастырский хлеб распродавал и пропил, а иным награждал родственников своих и менял на вино и монастырскими деньгами корыстовался. И от такова де их нестроения и монастырскому имению расхищения тот монастырь пришел в оскудение и монахов в нем осталось малое число, и те престарелые и дряхлые, и в том монастыре для монастырского управления и крестьян охранения стало быть некому» (Мат-лы для истории. 1901. С. 45). Желая искоренить беспорядки и злоупотребления, Синод приписал мон-рь к Рязанскому архиерейскому дому и направил в обитель наместника. Еп. Рязанский и Муромский Сильвестр (Холмский) предложил открыть в стенах обители школу «для учения священнических детей» (Смирнов. 1901. С. 298).

В 1763 г. в М. П. м. приехал ревизор - поручик Тобольского полевого мушкетерского полка Ф. С. Сенявин (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 519). Согласно его рапорту, никаких ранних документов в архиве мон-ря не сохранилось. На территории стояли 3 каменных храма: собор Преображения Господня, теплая Покровская ц. и надвратный храм прп. Кирилла Белозерского. Под Покровской ц., как и ранее, находились хлебня, поварня и 3 кладовые палатки. Упоминается каменная колокольня с 7 колоколами и «при той колокольне русские часы боевые», т. е. куранты. В XVII-XVIII вв. «часы боевые» были только на колокольне муромского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря. Сенявин подробно описал настоятельский корпус - 1-ю кирпичную гражданскую постройку Мурома. Первый этаж каменного здания занимали 4 кладовые палатки (9×6 саж.; 19×12,7 м), 2-й - 5 келий. Настоятель также имел 4 деревянные кельи, «о двух апартаментах» (6×3 саж; 12,7×6,3 м). В 1763 г. в мон-ре было 7 братских келий в небольшом деревянном корпусе с сенями, 2 деревянные житницы и 2 сушила для хранения сена. Ограда оставалась деревянной - «забрана бревнами длиной на 80, поперек на 16 сажен» (170 на 34 м). Вдоль стен был разбит сад (6.5 га), спускавшийся к реке, «в котором яблони, вишни, малина и овощ садится всякой». В саду стояла деревянная солодовня, внизу - ветхая баня. Опись Сенявина зафиксировала близ мон-ря двор (23×20 саж.; 49×42,5 м), «а в нем конюшня, сарай и прочее деревянное ж, длиной 23 шириной 20 сажен».

По показаниям архим. Филарета, с 1744 г. М. П. м. владел большим земельным участком в С.-Петербурге (на 8-й линии Васильевского о-ва) (225×225 саж.; 479×479 м), на котором стояли изба (4×4 саж.; 8,5×8,5 м), погреб «с напогребницею» (4×3 саж.; 8,5×6,3 м), баня с предбанником (4×2,5 саж.; 8,5´ 4,3 м), колясочный сарай (7×4 саж.; 14,9×8,5 м). Впосл. «оный двор,- сказано в документе,- пришел в ветхость и большую часть строений растащили». Как видно из архивных бумаг, участок пустовал, здесь жил только сторож. На его содержание мон-рь ежегодно тратил до 30 р.

К 1763 г. школа, располагавшаяся не́когда при обители, прекратила существование. Мон-рь служил местом заключения лиц духовного звания. Так, в 1763 г. «под крепким караулом» содержался некий «большой колодник Филарет Феофанов», присланный из Рязанской духовной консистории. Архимандриту обители было предписано держать его до тех пор, «пока [не] придет в совершенное состояние ума» (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 519. Л. 10 об.).

В 1764 г. М. П. м. был отнесен к 3-му классу с игуменским управлением, лишился большей части прежних владений и переведен на гос. содержание. На рубеже XVIII и XIX вв. была упразднена ветхая надвратная ц. прп. Кирилла Белозерского, находившаяся на сев. стороне деревянной ограды и выходившая на площадь. Церковь разобрали, а престол перенесли в нижний этаж теплого Покровского храма, где ранее располагались хозяйственные помещения. В память древнего храма на месте его алтаря монастырским иждивением воздвигли небольшую каменную часовню, сохранявшуюся до 30-х гг. XX в.

Церковь во имя прп. Кирилла Белозерского над зап. воротами мон-ря. 1807–1811 гг. Фотография. 2012 г.
Церковь во имя прп. Кирилла Белозерского над зап. воротами мон-ря. 1807–1811 гг. Фотография. 2012 г.

Церковь во имя прп. Кирилла Белозерского над зап. воротами мон-ря. 1807–1811 гг. Фотография. 2012 г.
В 1807-1811 гг., при архим. Вениамине, в М. П. м. построена кирпичная ограда. 10 окт. 1810 г. приступили к возведению новых св. ворот, но строительство из-за финансовых трудностей не удалось довести до конца. В описи 1846 г. упоминаются недостроенная церковь и колокольня (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 110. Д. 139). Со 2-й пол. XIX в. недостроенное здание надвратной церкви использовалось под хранение архива Муромского духовного правления (упразднен в 1869). В 1887 г. архим. Мисаил (Смирнов) писал, что «архив может быть отнесен к числу очень хорошо сохраненных архивов. Нет в нем рукописей очень древних, но довольно принадлежащих к XVII столетию... архивные бумаги разобраны и переплетены, а это очень много облегчает труд изыскателя древностей» (Мисаил (Смирнов). 1996). В этом была немалая заслуга муромского краеведа, помощника смотрителя местного духовного уч-ща и действительного члена Владимирской губернской ученой архивной комиссии Н. П. Травчетова. Кроме архива в здании надвратной церкви хранилась б-ка. Из древних книг в М. П. м. имелись лицевой синодик и вкладная книга мон-ря (XVII в.).

К сер. XIX в. в сводах и стенах Преображенского собора обнаружили большие трещины. 13 апр. 1882 г. указом Владимирской духовной консистории во избежание несчастных случаев совершение богослужений в храме было прекращено (ГА Владимирской обл. Ф. 571. Оп. 1. Д. 21. Л. 2). Стараниями архим. Мисаила (Смирнова) собор был восстановлен, Покровская ц. обновлена, а также в 1885 г. полностью отремонтированы палаты настоятеля, в к-рых к нач. XX в. кроме келий располагалась б-ка Муромского отделения Братства св. блгв. кн. Александра Невского. В 1891 г. на территории М. П. м. соорудили кирпичное 3-этажное здание братского корпуса. Из-за нехватки средств в 80-х гг. XIX в. не удалось полностью отстроить кирпичную ограду. Тогда лишь ограничились исправлением обветшавших мест и покраской зап. стены. На сев.-зап. углу ограды вместо старой башни была сооружена 8-гранная часовня с шатровым завершением (1891). Архим. Мисаил был награжден орденами св. Анны 3-й (5 апр. 1883) и 2-й (14 июня 1893) степени; св. кн. Владимира 4-й (6 мая 1903), 3-й (6 мая 1906) степени. Архим. Мисаил написал неск. краеведческих сочинений, посвященных муромским мон-рям.

С 1907 по 1912 г. М. П. м. управлял на правах настоятеля 2-й викарий Владимирской епархии еп. Муромский Евгений (Мерцалов). Для настоятельских келий архиерея выделили 2-й этаж братского корпуса. В 1911 г. в вост. части здания устроили и 6 марта 1911 г. освятили небольшую домовую ц. во имя Семи мучеников Херсонесских. Для устройства 5-метрового иконостаса пришлось разобрать потолок между 2-м и 3-м этажом здания. Последние дореволюционные годы М. П. м. связаны с настоятельством (1912-1918) еп. Муромского Митрофана (Загорского; Ɨ 1919).

Архитектура и внутреннее убранство

Собор в честь Преображения Господня. 1554 г. (?). Фотография. 2015 г.
Собор в честь Преображения Господня. 1554 г. (?). Фотография. 2015 г.

Собор в честь Преображения Господня. 1554 г. (?). Фотография. 2015 г.
Отличительной чертой 4-столпного 3-апсидного крестово-купольного Преображенского собора (1554?) было отсутствие строгой симметрии плана здания. Общая длина храма (с апсидами) 16,9 м, ширина 14,9 м. Средняя толщина стен колеблется от 1,45 до 1,5 м. Подкупольное пространство (3,97×4,12 м) немного вытянуто по оси «север-юг» и соответствует плану четверика. Четыре столпа храма находятся на расстоянии 2,64 м от боковых стен. В сечении они близки к квадрату (средние размеры 1,24×1,25 м). Столпы заметно смещены к алтарю, поэтому ширина вост. поперечного нефа (1,55 м) существенно меньше ширины западного поперечного нефа (2,43 м). Глубина средней апсиды составляет 3,2 м, юж. апсиды - 2,6 м и сев. апсиды - 2,3 м. Фасад храма разделен 3 пилястрами, переходящими в полукруглые закомары. Средние пилястры смещены к западу и не совсем точно соответствуют расположению внутренних столпов. Центральные закомары на северной, западной и южной стенах здания имеют квадратные ниши - киоты для икон. По всему периметру храма под закомарами проходит т. н. поребрик - ряд кирпичей, поставленных ребром к лицевой поверхности стены. Такой же декоративный поясок имеется и на центральной главе собора. Барабаны собора лишены к.-л. вертикальных элементов.

Преображенский собор освещался через узкие щелевидные оконные проемы. На северном, южном и западном фасадах здания располагались перспективные, т. е. уходящие в толщу стены, порталы. Такой технический прием осуществлялся с помощью специальных лекальных кирпичей, имевших полукруглую поверхность. Архивольты (верхние части) порталов имели традиц. килевидное завершение.

Особой чертой архитектуры собора является различие диаметров восточных и западных глав (последние имеют меньший объем). Этот строительный прием был широко распространен в рус. зодчестве в сер. XVI в. и, вероятно, впервые был применен при строительстве владимирского Успенского собора. В описи 1636/37 г. в соборе упомянуты 12 образов (не считая иконостаса). Четыре иконы имели серебряные оклады, уцелевшие после литовского разорения 1615-1616 гг. (Чернышев. Муромский Спасский мон-рь. 2006. С. 33). У исследователей нет единого мнения, каким был первоначальный иконостас собора. В нач. XVII в. царские врата, обитые «железом немецким», были позолочены. На уровне деисусного чина иконостаса находилось небольшое медное паникадило. В 30-х гг. XVII в. в соборном храме имелся придел во имя ап. Иоанна Богослова, в иконостасе к-рого «двери Царские и сень и столбцы на празелени» (Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. 2010. Л. 136). В ризнице Преображенского собора хранились церковные облачения: 11 риз, 5 стихарей, 2 епитрахили, 3 ораря, а также палица с поясом и 5 полотенец - «все шиты золотом да серебром... и разными шелками».

В нач. XVII в. кроме собора на территории М. П. м. находилась кирпичная Покровская ц., внутреннее убранство к-рой отличалось изысканностью. Изящный резной иконостас был покрыт позолотой. Среди икон на золотом фоне написаны «Покров Пресв. Богородицы» в особом киоте (монастырской трапезной) и образ Божией Матери «Одигитрия». Небольшая кирпичная ц. прп. Кирилла Белозерского была освящена над входными воротами обители. Несмотря на малые размеры, ее интерьер также свидетельствовал о богатстве М. П. м.: иконы тяблового золоченого иконостаса были написаны «на золоте», а напрестольное Евангелие и крест украшены серебром (Там же. Л. 140). Иконы преподобных Кирилла Белозерского и Варлаама Хутынского украшали серебряные золоченые оклады.

В 1636/37 г. в обители (перед трапезной) имелись погреб с каменным выходом и 3 сушильных амбара, за ними - конюшенный двор с избой и клетью. Монастырская кухня (поварня) была деревянной. В писцовой книге 1636/37 г. упоминаются 2 житницы, наполненные хлебом, а также 2 сарая с кирпичами.

В 80-х гг. XVII в. по инициативе митр. Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова), происходившего из древнего муромского рода, в М. П. м. развернулись широкомасштабные строительные работы. В XVII в. Чертковы имели вотчины, расположенные в окрестностях Мурома. На выделенные митр. Варсонофием средства (2150 р.) в короткий срок возвели кирпичные 2-этажную Покровскую ц. с трапезной и «подкеларней» и каменные палаты настоятеля (впосл. настоятельский корпус). Покровский храм - единственная 2-этажная церковь Мурома. Судя по описанию вкладной книги XVII в., нижний этаж палаты использовался для хозяйственных нужд с «кладовой», погребом и ледником. Настоятельский корпус - 1-я кирпичная гражданская постройка города, сохранившаяся без серьезных изменений. Некогда интерьер палат украшала красивая старинная изразцовая печь, ровесница постройки (разобрана в 20-х гг. XX в.).

Материальное состояние

Муромский Преображенский мон-рь. Фотография. Кон. XIX в.
Муромский Преображенский мон-рь. Фотография. Кон. XIX в.

Муромский Преображенский мон-рь. Фотография. Кон. XIX в.
М. П. м. зависело от пожертвований и средств, поступавших от хозяйственной деятельности обители. Первые сведения о вкладах в М. П. м. датированы нач. XVI в. В 1515 г. боярин Кравков пожертвовал 200 ульев и 1 тыс. четвертей ржи. В сер. XVI в. главным ктитором М. П. м. стал царь Иоанн IV Васильевич Грозный. В нач. XVII в. мон-рь обладал обширными земельными владениями. В Унженском стане Муромского у. обители принадлежали небольшие села Орлово, Кортома, Меленка и Выползово, деревни Матвеевская, Высокое, Телицыно, Барослова, Михайлово, пустоши Абрамово, Шелово, Гозеево, Босылево (Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. 2010. Л. 277). В Куземском стане Муромского у. обитель владела дер. Климово и пустошью Терёшкина. В Дубровском стане мон-рю принадлежали деревни Столбища и Михалёво. Там же находились дер. Опалева и пустошь Точки, принадлежавшие некогда муромскому помещику А. Р. Черткову и в 10-х гг. XVII в. подаренные мон-рю (Там же. Л. 277 об.). В Замотренском стане находилась пустошь Татарова. В 1-е десятилетие XVII в. помещик Н. И. Макаров дал в мон-рь «вклад по душе» - полдеревни Макаровой. В 1620 г. общая площадь земельных владений М. П. м. оценивалась в «1025 четвертей с третником в поле, а в дву потому ж», причем часть земли не использовалась («лесом поросло») из-за событий Смутного времени (Там же). Кроме земли монастырь владел сенными покосами и заливными лугами, сдававшимися в аренду.

Среди благотворителей М. П. м. было немало ремесленников и торговцев, живших на посаде, в Кудринской слободе, тоже принадлежавшей обители. В 1623/24 г. в слободе находились 65 дворов, в к-рых проживали 70 чел. муж. пола. Они платили мон-рю оброк в размере 13 р. 21 алтына и 4 денги. Среди ремесленников были калачники, сапожники, мясники, хлебники, портные, плотники, холщевники, а также мастера др. специальностей. В 1646 г. в Кудринской слободе М. П. м. насчитывалось 79 дворов и 297 чел. муж. пола. Из Кудринской слободы вышел известный муромский купец, член гостиной сотни Федор Лукьянов Веневитов (Веневитинов), владевший в 30-х гг. XVII в. соляными варницами в Ст. Русе и в Соли Камской. В сер. XVII в. по Соборному уложению 1649 г. Кудринскую слободу у мон-ря отобрали, а ее жителей приписали к посаду. В XVI-XVII вв. основными вкладчиками М. П. м. были местные бояре и дворяне. Среди них наиболее значимыми и влиятельными являлись А., С. и В. Столыпины, И. Пансырев, митр. Рязанский и Муромский Авраамий († 1708), стольник В. И. Чертков, помещики Дурасовы, купец П. П. Самарин.

В 1741 г. М. П. м. принадлежали 1238 чел. муж. пола. Под пашнями находилось 444 дес. земли. С сенокосных угодий получали 310 копен сена. Монастырские крестьяне ежегодно доставляли в обитель натуральный налог: 4 пуда 27 фунтов коровьего масла, 2040 яиц, 435 аршин холста, 51 четв. 4 четверика хмеля, 42 овчины и 103 саж. дров. М. П. м. сдавал крестьянам в аренду земли, получая доход в размере 31 р. 15 к. Существовала и такая статья дохода, как выдача замуж крестьянских девок. В год она приносила мон-рю 4 р. 26 к. За продажу скота с монастырских крестьян взимался налог 13 р. 23 к. Т. о., денежный доход М. П. м. в 1741 г. составил 205 р. 64 к.

По ревизии 1744 г., мон-рю принадлежали 1265 крестьян и бобылей, 1973 четв. земли, сенокосные угодья на 2200 копен, 108 дес. леса, «да лесу же, что ныне пашня, 10 верст». Сверх того мон-рь владел озерами Боровым и Розвановым, к-рые сдавались в аренду Спиридону Герасимову, крестьянину с. Шиморского; в аренду также сдавались 233 четв. земли сенных покосов на 80 копен, 27 дес. леса (РГАДА. Ф. 281. Оп. 3. Д. 519). Многие деревни, принадлежавшие в XVII в. монастырю, в описании Ф. С. Сенявина 1763 г. названы пустошами, т. е. нежилыми местами. Вероятно, эти имения у обители отобрали в годы правления Петра I Алексеевича.

В 1764 г., после реформ имп. Екатерины II Алексеевны, М. П. м. лишился бо́льшей части своих владений. К 1887 г. среди них значились: покосная дача Подберёзная пустошь («Забела») в 10 верстах от города (17 дес. и 1407 кв. саж. отдавались в аренду за 190 р.); покосная дача Мезецкие луга («Пирогово») в 6 верстах от М. П. м. (12 дес. и 2087 кв. саж). За рыбные ловли общие с муромским Благовещенским и Троицким мон-рями близ о-ва Конюш 3 мон-ря получали 60 р. Водяная мельница близ с. Дуброва принадлежала муромским Преображенскому и Благовещенскому мон-рям; земля 1200 кв. саж. при ней отдавалась в аренду за 500 р.; Обители принадлежала лесная дача «пустошь Колово» (27 дес. и 23013 кв. саж.). В 1887 г. М. П. м. владел денежными средствами: штатной суммой 711 р. 42 к.; в банковых билетах 19847 р.; на содержание церквей и братии выдавалось 304 р. 45 к.; в доход братии 598 р. 54 к.; «молитвословные» деньги составляли 1821 р. 99 к.

Братия монастыря

Первые сведения о численности монашествовавших относятся к 1623/24 г.: «Да на монастыре ж келья архимандрита Левкея, да келья келарская, да келья казначеева, да 18 келей братцких жилых, а в них братии 25 человек. Да в монастыре ж 20 человек служебников да 6 келей братцких же пустых» (Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. 2010. Л. 94 об.). В документах 1678 г. указаны архимандричья, строительская кельи и 13 братских келий (Док-ты по истории Муромского посада. 2011. Л. 27). По ведомости 1741 г., архимандрит получал годовое жалованье в размере 10 р. и 5 четв. хлеба. Если до 1741 г. в М. П. м. проживали 2 священника (жалованье 6 р.), 2 диакона (жалованье 4 р.), пономарь (жалованье 1 р.) и 2 клирошанина (жалованье 2 р.), то по архиерейскому указу с 1741 г. число священников возросло до 4 (жалованье 12 р. и 20 четв. хлеба); диаконов осталось двое (жалованье 6 р. и 10 четв. хлеба); пономарь стал получать дополнительно 5 четв. хлеба, а клирошане (их было двое) - по 10 четв. хлеба. Монастырским хозяйством ведал эконом, получавший ежегодно 3 р. и 5 четв. хлеба. В 1741 г. в М. П. м. проживали 10 рядовых монахов (жалованье 10 р. и 50 четв. хлеба), послушники (хлебодар, конюх, огородник и погребной чашник), на содержание к-рых выделялось по 1 р. и по 5 четв. хлеба, а также служители-миряне: 2 псаломщика, конюх, ясельничий, 2 хлебника, квасовар и пивовар. У архимандрита работали собственный повар и 2 истопника. Монастырские храмы охраняли 2 сторожа. 10 чел. значились «слугами для всяких рассылок» (ОДДС. Т. 21. Прил. 4. Стб. 1181-1186).

По описи Сенявина в 1763 г. в М. П. м. проживали архим. Филарет, наместник иером. Сильвестр, казначей иером. Евагрий, 8 иеромонахов и иеродиакон (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 519. Л. 3 об.). В приходно-расходных книгах за 1765 г. имеются данные о монахах обители и средствах, выдаваемых из гос. казны на их содержание (Там же. Оп. 6. Д. 1997). 8 февр. архим. Филарет получил 75 р., казначей иером. Алексий - 11 р., иеромонахи Сильвестр, Зосима, Евагрий, Иосиф, иеродиаконы Павел и Досифей - по 6 р. 50 к. Пономарь иером. Александр, просфорник иером. Исаакий, а также иеромонахи Димитрий, Никита получали каждый по 4 р. Подьячему П. Зиновьеву выдали 9 р. 50 к. Служителям (Д. Панову, В. Короткову, А. Шмелёву, А. Котлову, П. Гурьеву, Л. Завьялову, Е. Гусеву и Ф. Котлову) выдали по 4 р. В М. П. м. проживали 25 чел.: архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 17 послушников, в 1903 г.- 22 чел.: архимандрит, 3 иеромонаха, 3 иеродиакона и 15 послушников (Травчетов. 1903. С. 126).

Святыни, церковные древности, некрополь

Иконостас Преображенского собора. Фотография. 1928 г.
Иконостас Преображенского собора. Фотография. 1928 г.

Иконостас Преображенского собора. Фотография. 1928 г.
Главной святыней М. П. м. является чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная и освященная в Русском мон-ре во имя вмч. Пантелеимона на Афоне и привезенная в обитель в 1878 г. архим. Антонием (Ильеновым). Также в мон-ре почитаются частица мощей прп. Илии Муромца, икона прп. Кирилла Белозерского, написанная в Троице-Сергиевой лавре, икона прп. Серафима Саровского, написанная инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященная на раке преподобного, «фрагмент смоковницы» Закхея из г. Иерихона, переданный в М. П. м. ИППО.

Несмотря на древность обители, в кон. XIX в. в ризнице хранилось немного старинных предметов. Серебряные и позолоченные напрестольные кресты (XVII в.) находились в зап. части Покровского храма в особых шкафах. На кресте самого раннего изготовления имелась надпись: «Лета 7146(1638) сотворенъ с(е)й кр(ес)тъ в Сп(а)совъ м(о)н(ас)тырь что в Муроме при архимандрите Мисаиле мастер Логинъ». Др. серебряный и позолоченный крест был врезан в образ, имел частицы мощей вмч. Димитрия Солунского, сщмч. Игнатия Богоносца, прп. Мины Великого и св. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских. На его оборотной стороне была отчеканена надпись: «Лъта 7201 (1693) марта построенъ сей кр(ес)тъ Го(спо)д(е)нъ с мощми Спасова мон(ас)тыря, что во градъ Муромъ вкладч(и)ка стол(ь)ника Василия Ивановича Черткова при архимандрите Авр(аме)». К 2017 г. эти кресты хранились в Муромском музее. В мон-ре находилась также «белая среброкованная шапка», подаренная 4 авг. 1691 г. архим. Авраамию митрополитом Рязанским и Муромским (Мисаил (Смирнов). 1996. С. 12). В соборе находилось старинное медное 3-ярусное 21-свечное паникадило XVII в. Оно имело герб, а шандалы были выполнены в форме крупных листьев. В XIX в. в б-ке хранились лицевой синодик (ныне в ОР ГИМ) и вкладная книга, оба XVII в. (Чернышев. Муромский Спасский мон-рь. 2006. С. 60).

Между Спасским собором и Покровской ц. было старинное кладбище. На рубеже XIX и XX вв. некрополь считался местом захоронения дворян, купцов, духовенства, а также рядовых горожан. 12 июня 1929 г. постановлением Президиума Муромского горсовета на основании заключения санитарной комиссии кладбище было закрыто, т. к. находилось в центре города. В советские годы здесь устроили солдатский плац (разобран во 2-й пол. 90-х гг. XX в.).

1918-2017 гг.

8 июля 1918 г. в Муроме началось белогвардейское восстание под предводительством бывш. полковника царской армии Н. П. Сахарова. Еще 2 февр. 1918 г. Муромский еп. Митрофан (Загорский), проживавший в М. П. м., в муромской ц. св. Иоанна Предтечи на собрании купечества и офицерства произнес проповедь, в к-рой критиковал декрет об отделении Церкви от гос-ва, было прочитано и открыто обсуждалось послание патриарха Московского и всея России свт. Тихона о посягательстве советской власти на Церковь. На основании сведений о собрании 3(4?) июля 1918 г. местный военный комиссар Лашков произвел обыск у проживавшей в обители семьи Сахаровых. В ларе под иконами было найдено ок. 130 тыс. р. кредитными билетами. Они принадлежали матери Сахарова и достались ей по наследству. Представители власти конфисковали деньги, бездоказательно обвинив еп. Митрофана в финансировании готовящегося заговора. Но остановить восстание не удалось. 8 июля 1918 г. власть в городе перешла к контрреволюционерам. 9 июля в городском соборе был отслужен благодарственный молебен об освобождении Мурома от большевиков. Участие в богослужении принимал и еп. Митрофан - последний настоятель мон-ря. Однако вскоре заговорщики, лишенные поддержки, покинули город. Большевики начали расследование о контрреволюционном выступлении в Муроме. Еп. Митрофан переехал в муромский Троицкий жен. мон-рь, где 19 сент. 1918 г. был арестован, посажен в городскую тюрьму и 22 февр. 1919 г. осужден. Признав его виновным в контрреволюционным заговоре, Владимирский губ. революционный трибунал постановил еп. Митрофана «за старостью от наказания освободить, лишив, однако, права проживания в Муроме и Муромском уезде», а М. П. м., «как очаг контрреволюционных сил, закрыть» (Красная книга ВЧК. 1989. С. 128-132, 152). Еп. Митрофана выслали в Рязань, где он вскоре скончался.

В марте 1922 г. в Муроме создали подкомиссию по изъятию церковных ценностей. 18 мая из обители вывезли 11 серебряных окладов икон, 3 кадила, 8 лампад, 3 сосуда, 3 креста и 2 бархатные, шитые жемчугом ризы общим весом 1 пуд 5 фунтов 59 золотников 48 долей серебра; 23 мая - 2 серебряные ризы с окладами из жемчуга и драгоценных камней общим весом 1 пуд 103 золотника; т. о., было вывезено ок. 35 кг «драгметалла».

29 июля 1925 г. Владимирская губ. комиссия издала распоряжение о передаче имущества обители Муромскому музею (МИХМ. Охрана памятников. Научный архив № 207), что и было осуществлено 24 сент. того же года. 16 февр. 1926 г. губ. музей разрешил Муромскому музею «продажу без торгов немузейного имущества б. Спасского монастыря». 22 окт. 1926 г. группа верующих из дер. Прудищи выкупила за 150 р. иконостас из архиерейской домовой церкви. Постепенно городской музей стал сдавать церковные помещения в аренду разным лицам и организациям. Бумаготкацкая фабрика «Красный луч» заключила договор на сдачу в аренду одного из монастырских корпусов за 100 р. в месяц. К авг. 1927 г. фабрике принадлежали уже 2 корпуса (Там же).

В нояб. того же года Муромский музей получил разрешение заключить договор аренды с 41-м стрелковым полком. 20 янв. 1928 г. комиссия в составе инженера Ф. П. Засухина, архит. А. В. Зворыкина, а также представителей музея и 41-го стрелкового полка произвела осмотр колокольни при Покровской ц., состояние к-рой признали аварийным. Колокольню постановили снести. В марте 1928 г. администрация музея (формальный владелец объекта) и руководство 41-го стрелкового полка подписали условия использования зданий и сооружений М. П. м.: командование полка обязывалось содержать постройки в надлежащем виде и проводить текущий ремонт. 30 марта 1928 г. оформили акт сдачи-приемки помещений.

Документ от 14 апр. 1928 г. свидетельствует о внутреннем убранстве храмов обители: «Комиссией в составе зав. музеем местного края Квасова С. П., зав. отделом искусства Муромского музея Тагунова С. В., академика живописи Куликова И. С., представителя от УОНО Бушуевой, представителя от УоРО Лаврова П. П. были осмотрены все иконы, вывезенные из бывшего Спасского [Преображенского] монастыря. В результате просмотра комиссия нашла необходимым оставить все иконы из иконостаса холодного Спасского храма и некоторые иконы из других иконостасов в количестве... (не указано.- В. Ч.) штук, которые должны быть описаны и хранимы, как экспонаты. Остальные же иконы, не имеющие музейной, а также и материальной ценности, ввиду отсутствия покупателей, а также ввиду отказа работников музея заниматься их продажей - уничтожить, в количестве 108 штук разного размера» (Чернышев. Муромский Спасский мон-рь. 2006. С. 82). Согласно документу от 27 дек. 1928 г., «иконостасы, выломанные из Спасского монастыря и сложенные во дворе музея под открытым сараем, ввиду своей громадности занимали много места, заносились снегом, в силу чего смывалась позолота. Во избежание потери их ценности в виде позолоты, все золоченые части иконостасов были отломаны и сложены особо, а части, не имеющие позолоты, были перепилены на дрова, которых вышло 7 погонных сажен» (Там же).

Постройки М. П. м. ветшали. 30 марта 1929 г. командир 41-го стрелкового полка Л. Ф. Керцелли поставил в известность директора музея С. П. Квасова, что колокольня, «в силу угрозы падения», 1 апр. будет снесена, что и было осуществлено. 18 сент. того же года Горсовет распорядился сдать 150-пудовый колокол, некогда служивший украшением монастырской звонницы, в «Рудметаллторг». 15 февр. 1930 г. Муромский окружной исполком постановил передать жилые постройки М. П. м. горсовету (ГАНО. Ф. 1684. Оп. 1. Д. 149).

Во 2-й пол. 30-х гг. XX в. здания мон-ря переданы военному ведомству. 14 нояб. 1938 г. краеведческий музей обратился с заявлением к заведующему Муромским гороно с просьбой оказать помощь в «немедленной передаче музею всех строений бывшего Спасского монастыря» (МИХМ. № 207) и получил отрицательный ответ. В 1937 г. на территории М. П. м. действовали курсы усовершенствования командного состава (КУКС). В 1941-1963 гг. в стенах обители располагалось училище связи, в 1963-1975 гг.- полк связи, а с 1975 по 20 дек. 1994 г.- учебный полк связи. 30 авг. 1960 г. постановлением Совета министров РСФСР памятники архитектуры М. П. м. были поставлены на гос. охрану.

В советские годы на территории бывшего мон-ря были выстроены две 2-этажные казармы (находились к востоку от собора; разобраны в 2004), 3-этажный учебный корпус (севернее Покровской ц.; в 2004/05 гг. после реконструкции размещен Паломнический центр), здание столовой (к северу от надвратной церкви; ныне монастырская пекарня), гаражи (примыкали к юж. ограде мон-ря; разобраны в 2003), подсобные помещения и мастерские. Преображенский собор использовался как хозяйственный склад, а 2-й этаж Покровской ц.- как спортивный зал.

В апр. 1990 г. по инициативе Муромского филиала Советского фонда культуры было составлено открытое письмо жителей Мурома в поддержку передачи мон-ря РПЦ. Активную роль в этом процессе сыграл председатель правления Фонда культуры Д. С. Лихачёв. 8 окт. 1990 г. он обратился к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой ходатайствовать перед Мин-вом обороны о выводе из М. П. м. воинской части и о возвращении монастырских построек Церкви. В дек. 1994 г. воинская часть была передислоцирована, и 31 янв. 1995 г. Управление юстиции Владимирской обл. зарегистрировало религ. объединение «Свято-Спасский мужской монастырь» как подворье муромского Благовещенского муж. мон-ря. Весной 1995 г. последние подразделения воинской части покинули территорию обители. 23 апр., на Пасху, в стенах М. П. м. состоялся 1-й за мн. годы молебен. 6 июня 1995 г. решением Синода мон-рь был возрожден как самостоятельная обитель.

10 окт. 1995 г. архиеп. Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) назначил наместником монастыря иером. Кирилла (Епифанова; Ɨ 2011). В 2017 г. наместником являлся иером. Симеон (Нестеров). В 2000-2009 гг. М. П. м. был капитально отреставрирован, на его территории построены патриаршая резиденция, храм прп. Сергия Радонежского над вост. воротами, неск. часовен и др., освящена ц. свт. Василия, еп. Рязанского, в настоятельском корпусе; разбиты цветники, зимние сады, оборудован фонтан.

Арх.: Опись, учиненная Федором Сенявиным муромскому Спасову мон-рю (1763 г.) // РГАДА. Ф. 281. Оп. 3. Д. 519; Летопись муромского Троицкого мон-ря // МИХМ. Инв. № М-9793; ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 110. Д. 139; Ф. 571. Оп. 1. Д. 21; ГАНО. Ф. 1684. Оп. 1. Д. 149.
Ист.: Повесть о водворении христианства в Муроме // Кушелёв-Безбородко. Памятники. 1860. Вып. 1. С. 229-238; ДАИ. Т. 5; Смирнов А. В. Мат-лы для истории Владимирской губ. Владимир, 1901. Вып. 1; Краткий справочник по г. Мурому. Муром, 1911; Кучкин В. А. Мат-лы для истории рус. города XVI в.: (Выпись из писцовых книг г. Мурома 1566 г. и муромская сотная 1573/74 г.) // АЕ за 1967 г. М., 1969. С. 291-315; Красная книга ВЧК. М., 19892. Т. 1; ПВЛ. СПб., 1996; Маштафаров А. В. Муромские мон-ри и церкви в док-тах XVI - нач. XVII в. // РД. 2000. Вып. 6. С. 43-89; Шумаков С. А. Обзор «Грамот Коллегии экономии». М., 2002. Вып. 5: Мат-лы по Владимиру, Гороховцу, Мурому, Суздалю, Юрьев-Польскому и Вологде / Сост.: Л. И. Шохин; Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. / Сост.: В. Я. Чернышев. Владимир, 2010; Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. / Сост.: В. Я. Чернышев. Владимир, 2010; Док-ты по истории Муромского посада 2-й пол. XVII в. / Сост.: В. Я. Чернышев. Владимир, 2011.
Лит.: Мисаил (Смирнов), архим. Муромский Спасский мон-рь. Владимир, 1887, 1996; Добрынкин Н. Г. Памятники древней письменности Спасского мон-ря в г. Муроме. Владимир, 1892; [Добронравов В. Г.]. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1897. Вып. 4. С. 543; Титов А. А. Ист. обозрение г. Мурома // Тр. Владимирской УАК. 1902. Кн. 4. Прил. С. 1-99; Травчетов Н. П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903; Косаткин В. В., прот. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1; Макарий. История РЦ. Кн. 7. Т. 12; Михайлова Л. А., Чернышев В. Я. Нек-рые итоги раскопок в Спасо-Преображенском мон-ре г. Мурома // Уваровские чт., 3-и. Муром, 2001. С. 242-244; Чернышев В. Я. Становление муромских купцов гостиной сотни по док-там 1622-1624 гг. // Рубикон: Сб. науч. работ молодых ученых. Р.-н/Д., 2004. Вып. 29. С. 23-27; он же. Муромский Спасский мон-рь. М., 2006; он же. Социоэкономическая история Мурома XVII в.: Дис. М., 2006; он же. Муромские колокола. Муром, 2013; он же. «Боевые часы в колокола» муромского Благовещенского муж. мон-ря // Православный звон: Прошлое, настоящее, будущее: Мат-лы 2-й науч.-практ. конф. М., 2014. С. 251-260; Некрополи г. Мурома: (Мат-лы для изучения истории и генеалогии муромских семей кон. XVIII - нач. ХХ в.) / Авт.-сост.: В. Я. Чернышёв. Владимир, 2011.
В. Я. Чернышев
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Владимирская митрополия Русской Православной Церкви (с 16 июля 2013 г.) Муромский в честь Преображения Господня мужской монастырь (Муромской и Вязниковской епархии Владимирской митрополии)
См.также:
МУРОМСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Муромской епархии Владимирской митрополии)
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (С.-Петербургской и Ладожской епархии)
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА С-Петербургской митрополии
АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Москве на лев. берегу Яузы, осн. ок. 1358 г.
БЕЛЁВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Тульской епархии (с 1525 г.)
БЕЛЫЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Новгороде, осн. в нач. XIV в.
БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ Владимирской и Суздальской епархии