Монтан, лукий (луций), флавиан, иулиан, викторик и др. мученики [лат. Montanus, Lucius, Flavianus, Iulianus, Victoricus] († 259), мученики (пам. зап. 24 февр., 23 мая), пострадали в Карфагене (близ совр. г. Тунис).
Впервые Мученичество было опубликовано кёльнским картузианцем Лаврентием Сурием, к-рый использовал одну известную ему рукопись. Сурий поместил Мученичество под 24 февр., разделил текст на 4 параграфа и на полях разместил отсылки к библейским текстам (Surius L. De probatis Sanctorum historiis. Coloniae Agrippinae, 1570. T. 1. P. 1031-1036). Впосл. текст, опубликованный Сурием, претерпел 4 переиздания с различными изменениями и уточнениями (1576, 1581, 1617, 1875 гг.). Будущий кард. Ц. Бароний опубликовал Мученичество в «Церковных анналах» под 262 г., используя, по его собственным словам, текст, изданный Сурием, и «более древние рукописи» (Baronius C. Annales ecclesiastici. R., 1594. T. 2. P. 572-578). Впосл. Франки де Кавальери опроверг данное утверждение, показав, что кардинал не располагал средневек. манускриптами (Franchi de' Cavalieri. 1898. P. 56-62, 100-102). Новые публикации Мученичества с привлечением дополнительных рукописей осуществили болландист Г. Хенскенс в 1658 г., к-рый впервые разделил текст на 24 главы (ActaSS. Febr. T. 3. P. 455-459), и маврист Т. Рюинар (Ruinart Th. Acta primorum martyrum sincera et selecta. P., 1689. P. 233-242). Первое критическое издание подготовил Франки де Кавальери (Franchi de' Cavalieri. 1898), к-рому спустя 10 лет посчастливилось открыть наиболее раннюю рукопись, содержащую Мученичество (Karlsruche. Bad. Landesbibl. Aug. 32; ок. 840 г.). Исследователь провел коллацию рукописи с изданием и сделал важные критические замечания, которые опубликовал отдельно, что вызывало неудобства при их использовании (Franchi de' Cavalieri. 1909. Р. 1-31, 111-114). Издание и текстологические уточнения, сделанные Франки де Кавальери, легли в основу более поздних публикаций (Lazzati. 1956; The Acts. 1972), из которых «классической» принято считать работу Г. Музурилло. Новое критическое издание с привлечением всех известных рукописей осуществил Дольбо. Также были выполнены переводы Мученичества на англ., испан., итал., франц. (Dolbeau. 1983) и рус. языки.
Повествование можно разделить на 2 части, которые различаются по лит. стилю и жанру. Первая часть - это соборное послание находящихся в заточении христиан к единоверцам, записанное Ф., к-рый получил хорошее образование, был оратором и имел учеников среди язычников. В прологе объясняется цель послания: оставить буд. христианам истинное свидетельство величия Божия и увековечить в памяти потомков страдания, к-рые мученики претерпели ради Господа (Actus et visio martyrum Luci Montani. 1. 1). Вторая часть Мученичества представляет собой хронику (Monceaux. 1902. P. 171), в к-рой рассказывается о суде над 5 христианами, составившими послание, и об их мученической кончине. Это повествование было написано по просьбе Ф. анонимным автором (Actus et visio martyrum Luci Montani. 12. 1), к-рый использовал не только свидетельства близких мученикам людей, но, возможно, и офиц. документы, напр., протокол допроса Ф. (Dupuis. 2003. P. 254). Высказывалось предположение о том, что анонимным автором 2-й части Мученичества является диак. Понтий - ученик сщмч. Киприана Карфагенского и составитель его Жития (D'Alès A. Le diacre Pontius // RechSR. 1918. T. 8. P. 319-378), однако впосл. данная гипотеза не нашла поддержки среди исследователей.
При лит. анализе Мученичества неоднократно указывалось на наличие параллелей между ним и др. агиографическими произведениями Сев. Африки III в., напр. Мученичеством святых Перпетуи и Фелицитаты (BHL, N 6633-6635; CPL, N 32; см. напр.: Delehaye. Passions. P. 55-57). Прежде всего это касается композиции произведений, в к-рых большое место уделено рассказу о видениях мучеников и описанию тюрьмы, тогда как о допросах подсудимых и их пытках говорится крайне лаконично. Также большинство исследователей признают, что в Мученичестве М., Л., Ф., И., В. и др. заметно влияние учения сщмч. Киприана Карфагенского (см., напр.: Dolbeau. 1983. P. 40). Кроме того, Дольбо указал на наличие параллелей между Мученичеством и «Беседой о мученичестве Доната и Адвоката» (Sermo de passione Donati et Aduocati; BHL, N 2303b; CPL, N 719) и предположил, что Мученичество имело 2 редакции: 1-я редакция (семья α), предназначенная для чтения во время богослужений в «официальной Церкви», была создана на основе 2-й (семья β), в которой содержатся элементы донатизма (Dolbeau. 1983. P. 62-64). Впосл. Ж. П. Буо подверг критике данную т. зр. и попытался проследить этапы написания Мученичества. 1-я часть (соборное послание) была написана заключенными в февр. 259 г.; летом того же года вскоре после кончины святых был составлен общий текст Мученичества; ок. сер. IV в. донатисты использовали его при создании своего рода Мартиролога; в VI в. редакция из Мартиролога донатистов была переработана для богослужебных чтений 23 мая в «официальной» Церкви Карфагена (этот вариант Мученичества содержится в рукописях семьи α); Мартиролог донатистов получил распространение в Европе, и редакция Мученичества, содержащаяся в нем, была включена в зап. средневек. легендарии под 24 февр. (Bouhot. 1984. P. 363-364).
После народного восстания, к-рое подняла необузданная толпа, желавшая убить презида, во время жестокого преследования христиан были схвачены М., Л., Ф., И., В., Примол, Рен и оглашенный Донатиан. Последний, приняв крещение в темнице, тотчас скончался. Примол, к-рый был крещен за неск. месяцев до ареста, также умер в заключении. Презид хотел сжечь заживо арестованных, но по воле Божией пламя в печи потухло, не причинив им никакого вреда. Тогда М., Л., Ф., И., В. и их спутники были отведены в тюрьму, где их посещали единоверцы и где Рен сподобился во сне видения, в к-ром ему было открыто, что Сам Христос сопутствует Своим рабам. На следующий день христиан отвели к прокуратору, исполнявшему обязанности умершего проконсула, и подвергли закрытому допросу. После этого их снова бросили в темницу, где в течение мн. дней они страдали от жажды и голода, вкушая скудную тюремную пищу и малопригодную для питья воду. Тогда пресв. Виктору, находившемуся среди заключенных, явился Христос в образе юноши, ободрил его и предсказал доблестную кончину за веру. Вскоре после этого Виктор принял мученический венец. Др. видения удостоилась женщина по имени Квартиллозия: ночью во сне перед ней предстал ее сын, к-рый за 3 дня до этого пострадал за Христа вместе со своим отцом. Мальчик вошел в темницу, сел на краю резервуара с водой и сказал, что Бог видит страдания арестованных. После этого в тюрьму вошел юноша необычайно высокого роста, державший в руках 2 пиалы, наполненные молоком. Он также заверил заключенных, что Господь помнит о них, и дал им пить из сосудов, при этом жидкость в пиалах не убывала, а юноша предсказал, что вскоре им будет дана и 3-я чаша. На следующий день благодаря заботе пресв. Лукиана к М., Л., Ф., И., В. и их спутникам пришли иподиак. Геренниан и оглашенный Януарий и, словно 2 наполненные чаши из видения Квартиллозии, снабдили их пищей, без к-рой заключенные находились уже 2 дня. Заканчивается послание арестованных рассказом о видении М., к-рый в то время имел разногласия с И. Во сне перед М. предстали сщмч. Киприан и еп. Левкий, и М. увидел внутри себя некий сор. Проснувшись, М. понял, что должен очистить свою душу, прекратить ссоры, избегать конфликтов; он призвал братию пребывать в мире и любви. Во 2-й части Мученичества анонимный автор повествует о том, что после долгих месяцев, проведенных в темнице, М., Л., Ф., И. и В. были доставлены в преторий к президу, где на допросе единодушно исповедовали Христа. Всем им, за исключением Ф., был вынесен смертный приговор. Ф. же вновь отвели в тюрьму, поскольку толпа, пытаясь против воли арестованного спасти его от казни, утверждала, что он обманно выдает себя за диакона. Перед казнью, у места проведения к-рой собрались не только христиане, но и многочисленные язычники, М., Л., И. и В. дали наставления своим единоверцам. М. просил Бога, чтобы Ф. на 3-й день последовал за ними. Затем М. разорвал ткань, которой обычно завязывали глаза осужденным, отдал одну половину палачам и просил через 2 дня завязать ею глаза Ф. Также он просил оставить место в могиле для Ф. После этого М., Л., И. и В. были усечены мечом. Когда Ф. вели в тюрьму, он утешал свою мать, которая горевала из-за того, что сын не сподобился принять мученическую кончину вместе со своими товарищами. На 3-й день Ф. был доставлен на допрос к президу в преторий и, несмотря на слезные уговоры своих соучеников принести жертву идолам ради спасения жизни, смело обличил заблуждения язычников и исповедовал Христа. Презид пытался обличить Ф. в том, что он ложно называет себя диаконом, но, не добившись успеха, вынес святому смертный приговор. Незадолго до исполнения приговора Ф. рассказал анонимному автору 2-й части Мученичества, что он также был удостоен от Бога видений: ему являлись сщмч. Киприан, епископы Павел и Суккес и ободряли накануне предстоящей мученической кончины. Перед смертью мученик дал наставления собравшимся на месте его казни, призвав их к миру и любви, а также советовал назначить пресв. Лукиана епископом.
Место описываемых событий в Мученичестве не обозначено, однако очевидно, что святые пострадали в Карфагене вскоре после мученической кончины сщмч. Киприана Карфагенского, казненного 14 сент. 258 г., согласно 2-му эдикту имп. Валериана (253-260), к-рым предписывалось преследовать епископов, пресвитеров и диаконов, а также всех знатных христиан. В отличие от большинства исследователей Т. Д. Барнс предположил, что умерший проконсул, о к-ром говорится в Мученичестве и под к-рым следует понимать Галерия Максима, осудившего на казнь сщмч. Киприана, скончался не от болезни, а в результате ран, полученных во время восстания. Участниками, а возможно, и организаторами этого восстания были христиане Карфагена (Barnes. 2010. P. 91-92). Епископы Левкий, Суккес и Павел, представшие в видениях М. и Ф., известны как участники Карфагенского Собора 256 г. Первый занимал епископскую кафедру Тевесты (ныне Тебесса, Алжир) и пострадал ок. 258-259 гг. в Карфагене, 2-й был епископом Аббир-Германикианы, 3-й - Оббы (ныне Дахмани (Эбба-Ксур), Тунис; Sententiae episcoporum numero LXXXVII de haereticis baptizandis. 16, 31, 47 / Ed. G. F. Diercks. Turnhout, 2004. P. 35-37, 55-57, 73). Епископы Суккес и Павел упоминаются в письмах сщмч. Киприана (Cypr. Carth. Ep. 57, 67, 70): именно Суккесу сщмч. Киприан адресовал свое предпоследнее письмо с разъяснениями о 2-м эдикте имп. Валериана (Idem. Ep. 80). На основании трактата Оптата, еп. Милевского († 2-я пол. IV в.), «Против донатиста Пармениана» можно предположить, что пресв. Лукиан, к-рого Ф. перед казнью предложил назначить епископом, действительно возглавлял кафедру Карфагена после смерти Ф. (Optat. Contr. Parmen. I 19).
Почитание мучеников не получило широкого распространения. Возможно, после VI в. мощи М. и некоего святого покоились в алтаре базилики, располагавшейся в Хеншир-эль-Бегер недалеко от Тевесты, о чем свидетельствуют найденные там надписи (CIL. T. 8. N 10665, 17607). В XI в. мощи Л. могли находиться в мон-ре Сан-Микел-де-Куша (Сен-Мишель-де-Кюкса; PL. 141. Col. 1449).
В Карфагенском календаре (1-я пол. VI в.) под 23 мая обозначена память М. и Л., под 25 мая упоминаются Ф. и некая Септимия (Mabillon J. Vetera analecta. P., 1682. T. 3. P. 398). В Иеронимовом Мартирологе под 23 мая содержится память М., Л., Виктора, И., В. и Донитиана с указанием «в Африке» (MartHieron. P. 268; MartHieron. Comment. P. 269); под 24 февр. в Иеронимовом Мартирологе содержатся имена Ф., В. и И. (в искаженной форме - Туллиан), под к-рыми болландисты предложили понимать мучеников, пострадавших вместе с М. и Л. (MartHieron. P. 113; MartHieron. Comment. P. 114-115). В зап. «исторических» Мартирологах IX в. память мучеников не обозначена. Возможно, имена М. и Ф. содержатся в литаниях из аббатства Корби (см.: Coens M. Recueil d'études bollandiennes. Brux., 1963. P. 308, 310. (SH; 37)). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память М., Л., Ф., И., В. и пострадавших с ними под 24 февр., назвав мучеников учениками сщмч. Киприана (MartRom. P. 75). В совр. редакции Римского Мартиролога память и краткая заметка о святых перенесены на 23 мая (MartRom (Vat.). P. 282).