Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИУЛИАН
28, С. 515-520 опубликовано: 11 октября 2016г.


ИУЛИАН

[франц. Julien] (IV в.?), мч. (пам. зап. 26, 28 или 30 авг.), пострадал в сел. Бриват (ныне г. Бриуд, Франция). Мученичество (Passio) И. известно в неск. редакциях. Древнейшая (BHL, N 4540; изд.: MGH. Scr. Mer. T. 1. P. 879-881) составлена, вероятно, в посл. четв. V или в нач. VI в. и предназначалась для чтения в день памяти И. К этой редакции восходят более поздние версии Мученичества, в к-рых почти не содержится дополнительных сведений об И. (см.: Leclercq. 1927. Col. 400-401). Так, в одной из версий (предположительно VI в.- BHL, N 4542; изд.: PL. 71. Col. 1103-1106) история И. изложена в общих чертах и со значительными сокращениями. Повествование о кончине И., основанное на его Мученичестве, включено в соч. «Страдание и чудеса святого мученика Юлиана» (Greg. Turon. De passione et virtutibus sancti Iuliani martyris. 1), к-рое составляет 2-ю ч. «Книги о чудесах» Григория Турского. Об И. и его почитании в Галлии упоминают Сидоний Аполлинарий, Венанций Фортунат и др. авторы V-VI вв.

Реликварий с мощами и икона мч. Иулиана в крипте ц. св. Иулиана в Бриуде
Реликварий с мощами и икона мч. Иулиана в крипте ц. св. Иулиана в Бриуде

Реликварий с мощами и икона мч. Иулиана в крипте ц. св. Иулиана в Бриуде
Согласно Мученичеству (редакция BHL, N 4540), христианин И. жил в г. Вьенна и состоял на военной службе под началом трибуна Ферреола, также христианина. Узнав о том, что презид Криспин намерен преследовать христиан, Ферреол посоветовал И. покинуть город и искать убежище. И. пришел в обл. Арверния (ныне Овернь) и поселился у престарелой вдовы неподалеку от языческого святилища. Когда воины обнаружили, где скрывается И. и стали допрашивать вдову, мученик вышел к ним и велел им исполнить приказ императоров. И. встал на колени и произнес молитву. Воины отрубили ему голову и забрали ее с собой для устрашения христиан, живших во Вьенне. Рядом с местом расправы над И. язычники поклонялись идолам. Два старика унесли тело мученика и похоронили его в сел. Бриват, за это благое дело им была возвращена телесная сила и крепость. Вскоре после гибели И. через Бриват проезжала богатая дама из Испании, к-рая направлялась к имп. двору в г. Треверы (ныне Трир, Германия) к мужу, по приказу императора его должны были предать смертной казни. Старики, похоронившие тело И., посоветовали ей попросить мученика о помощи. Женщина обещала построить часовню над могилой И., если ее муж останется в живых. По прибытии в Треверы она встретила мужа, к-рый получил от императора прощение и был освобожден в то время, когда жена молилась на могиле И. По обещанию они построили в Бривате ораторий (cellolam oratorii) и, пока были живы, посылали туда дары. Со временем почитание И. получило распространение, христиане построили над могилой мученика базилику, в которой совершались чудесные исцеления. В прологе Мученичества утверждается, что И. считался покровителем г. Арверн (Клермон; ныне Клермон-Ферран) и одноименной области, «...хотя он и не был в этом городе, спасаясь от мученической смерти, но Христос сделал его заступником за наши прегрешения, чтобы и городу, и народу было даровано попечение столь славного мученика».

Более поздние тексты Мученичества, представленные редакцией BHL, N 4542 и в повествовании Григория Турского, в нек-рых деталях расходятся с ранней версией. В редакции BHL, N 4542 сохранена лишь общая канва сюжета, добавлены рассуждения о причинах бегства И. от гонителей, риторические похвалы мученику и проч. У Григория Турского рассказ о гибели И. открывается рассуждением о путях праведников в ВЗ и в современном ему мире, в повествовании также присутствует мотив оправдания бегства И. из Вьенны (о трибуне Ферреоле в связи с этим событием не упом.). В поздней версии Мученичества есть название селения, где укрывался И.,- Виницелла; на месте казни мученика находился источник, в к-ром палачи омыли отрубленную голову, вода из источника получила целительную силу. У Григория Турского рассказы о чудесном источнике, о стариках, похоронивших И., и о спасении богатого испанца выделены в отдельные главы, отсеченная голова И. была передана Ферреолу (после его мученической кончины голову положили в могилу трибуна).

Исследователи неоднократно отмечали связи между преданием об И. и Мученичеством св. Ферреола Вьеннского. В ранней версии Мученичества Ферреола (BHL, N 2911) сообщается, что в нач. IV в., во время «великого гонения», преследование христиан в г. Вьенна проводил презид Криспин. Воин Ферреол отказался принести жертву богам и исповедал веру во Христа, после чего был брошен в темницу. Чудесно освободившись от оков, Ферреол решил бежать из города и перешел р. Рона, но затем был настигнут и убит. В этой версии Мученичества нет упоминаний об И., а Ферреол представлен как простой воин. В более поздней версии (BHL, N 2912) утверждается, что гонители, настигнув Ферреола близ Вьенны, отвели его в Бриват и казнили на том же месте, где был предан смерти И.

Исследователи неоднократно поднимали вопросы о степени исторической достоверности Мученичества И. и об интерпретации отдельных сведений, к-рые в нем содержатся. Они отмечали отсутствие в тексте датировки гибели И. и упоминаний об исторических лицах. Недостоверными считались утверждения составителей Мученичества о том, что И. был казнен без суда и следствия и что его казнь произошла в обл. Арверния, которая не принадлежала к юрисдикции г. Вьенна. Авторы XVIII-XIX вв. были склонны не придавать значения этим деталям, т. к. Мученичество, по их мнению, было составлено через много лет после гибели И. и его составитель мог не обладать всей необходимой информацией.

Л. С. Тиймон одним из первых указал, что изложенные в Мученичестве И. сведения не поддаются однозначной интерпретации. В соответствии с традиц. т. зр. кард. Цезаря Барония, Т. Рюинара и др. авторов, Тиймон счел возможным датировать гибель И. нач. IV в. Исследователь предположил, что Мученичество было составлено в сер. или в кон. V в., и указал на параллели между этим произведением и Мученичеством св. Ферреола (BHL, N 2911-2912) (Tillemont. 1702. P. 699-701). Болландист Й. Стилтинг не видел веских оснований для того, чтобы отнести гибель И. к нач. IV в. Он указал на то обстоятельство, что И., согласно Мученичеству, погиб незадолго до того как император, живший в Треверах, приговорил к смерти испанца. По мнению Стилтинга, составитель Мученичества подразумевал узурпатора Магна Максима (383-388), чья резиденция находилась в Треверах. Григорий Турский именовал Максима «треверским императором» (imperator Trevericus; в Мученичестве - imperator Trevericae civitatis). Т. о., И. скорее всего был казнен в годы правления имп. Юлиана Отступника (360-363). Вместе с тем Стилтинг отметил, что в Мученичестве И. говорится об императорах во множественном числе (quod uobis a principibus uestris praeceptum est), а в Мученичестве Ферреола упоминается о гонении на христиан по всей империи (per uniuersas prouincias). На этом основании болландист счел возможным связать гибель И. с «великим гонением» и предположил, что мученик пострадал в 304 г., «когда гонение было наиболее жестоким» (ActaSS. Aug. T. 6. P. 170).

Попытку радикального решения проблемы достоверности Мученичества И. предпринял Э. Ш. Бабю. По его мнению, сохранившаяся версия Мученичества является переработкой первоначальной редакции (составлена ранее 3-й четв. V в.), в которой сообщалось только о казни И. в Бривате и о сооружении оратория на его могиле. Исследователь отверг традиц. датировку гибели И., указав, что в период «великого гонения» в Галлии при Констанции I Хлоре христиан не казнили за веру. С т. зр. Бабю, упомянутым в Мученичестве «треверским императором» скорее всего был Магн Максим, в правление к-рого И. был казнен. По мнению исследователя, И., сторонник ереси присциллиан, погиб в 385 г., во время гонения, начатого Максимом. По приказу узурпатора в Треверах были казнены неск. видных присциллиан, в т. ч. некий Армений (Арменций?) Юлиан, о к-ром упоминали Сульпиций Север и блж. Иероним Стридонский (Hieron. De vir. illustr. 123; Sulp. Sev. Chron. II 51. 2-3). По сведениям Сульпиция, тела казненных увезли в Испанию, где возникло почитание этих мучеников. Осуждение присциллиан по надуманным обвинениям и др. жесткие меры Магна Максима послужили поводом к разногласиям среди епископов и к церковному расколу в Галлии (т. н. фелицианская схизма). По мнению Бабю, тело И. вывезли в Аквитанию и похоронили в сел. Бриват, испан. присциллиане посещали его могилу и построили над ней ораторий. Отсутствие среди галльских епископов единства по вопросу об отношении к присциллианам могло способствовать возникновению местного почитания И. В V в. на основе отрывочных воспоминаний о захоронении И. в Бривате и о строительстве оратория было составлено Мученичество, автор к-рого попытался представить И. как мученика эпохи гонений на христиан. Впосл. первоначальная версия Мученичества была дополнена сведениями, заимствованными из предания о св. Ферреоле Вьеннском.

Гипотеза Бабю была отвергнута А. Леклерком (Leclercq. 1927. Col. 405-407), возражения против нее сформулировал П. Франки де Кавальери, к-рый исследовал Мученичество И. как лит. памятник. По мнению Франки де Кавальери, предположение Бабю о существовании несохранившейся первоначальной редакции текста было необоснованным, тогда как отождествление И. с присциллианином, казненным при Магне Максиме, основано на домыслах и не дает удовлетворительного объяснения истории формирования легенды. Франки де Кавальери рассматривал Мученичество И. в контексте агиографического творчества в Галлии в V в. По мнению исследователя, Мученичество в значительной степени основано на агиографических топосах, к-рые восходят к Мученичеству св. Генесия (BHL, N 3304), составленному в нач. V в. в Арелате (ныне Арль). Противоречия между должностными обязанностями героя и его религ. убеждениями, спор между мучеником и гонителем, бегство мученика и погоня за ним, арест мученика и немедленная расправа были заимствованы составителем 1-й редакции Мученичества св. Ферреола, которую Франки де Кавальери датировал сер. V в. Дальнейшее развитие агиографических преданий было связано с обретением мощей св. Ферреола, которое предпринял Вьеннский еп. Мамерт (ок. 463 - до 474). Об этом событии упоминал Сидоний Аполлинарий в послании к Мамерту (Sidon. Apol. Ep. VII 1. 7), более подробные сведения приведены Григорием Турским (Greg. Turon. Virt. Iul. 2). Согласно Григорию, берег, на к-ром находилась старая базилика св. Ферреола, подмывали воды р. Рона, и храм начал разрушаться. Мамерт приступил к строительству новой базилики для мощей мученика. При раскопках обнаружили 3 гробницы, среди к-рых не удалось определить гробницу Ферреола. Но старожилы указали на предание: вместе с мучеником была похоронена голова И., принесенная палачами во Вьенну. Гробница, в которой нашли 2 черепа, была признана захоронением Ферреола и перенесена в новый храм. Франки де Кавальери предположил, что легенда о захоронении головы И. вместе с останками Ферреола была создана для того, чтобы объяснить наличие среди мощей мученика др. черепа. Эта легенда получила отражение в послании Сидония Аполлинария, в стихотворной надписи в апсиде базилики св. Ферреола, текст к-рой привел Григорий Турский, и во 2-й редакции Мученичества Ферреола, составленной вскоре после перенесения мощей мученика. Позднее (по мнению Франки де Кавальери, в нач. VI в.) было составлено Мученичество И., его автор не располагал достаточными сведениями о святом и использовал ряд сюжетов из Мученичества Ферреола (бегство мученика, его преследование гонителями, казнь без суда и др.). Т. о., наличие в Мученичестве И. недостоверных подробностей и логических противоречий объясняется тем, что большинство сведений были заимствованы из Мученичества Ферреола, составитель к-рого в свою очередь использовал Мученичество св. Генесия Арелатского.

Совр. исследователи в основном согласились с выводами Франки де Кавальери (напр.: Beaujard. 2000. P. 134-136, 208-209), но предложили различные интерпретации сведений, содержащихся в Мученичестве И. Так, по мнению А. Файара, И. и Ферреол жили при имп. Юлиане Отступнике и прибыли в Бриват из Вьенны с намерением разрушить языческое святилище, за это они были арестованы и приговорены к смерти. Существует предположение, что И. пострадал при имп. Деции (249-251) (см.: BiblSS. Vol. 6. Col. 1191). Выдвигались также различные версии относительно личности упомянутого в Мученичестве Криспина, презида (в более поздней версии консулария) Вьеннской пров. Упоминание о президе Криспине содержится в Мученичестве св. Сабиниана, просветителя г. Трикассы (ныне Труа), составленном не позднее IX в. (BHL, N 7438). Однако события, описанные в Мученичестве Сабиниана, относятся ко времени правления имп. Аврелиана (270-275). Известно также о некоем наместнике Криспине, к-рый упоминается под 353 г. (PLRE. T. 1. P. 231-232; Heinzelmann M. Gallische Prosopographie, 260-527 // Francia. 1982/1983. Bd. 10. S. 588).

В Мученичестве И. упоминается о том, что в окрестностях Бривата существовало языческое святилище. Более подробно об этом писал Григорий Турский: там находился «большой храм, где почиталось изображение Марса и Меркурия, стоявшее на очень высоком столбе». По молитве некоего пресвитера, посетившего Бриват, над селением разразилась страшная гроза, язычники, убоявшись Божия гнева, приняли крещение и разбили статуи богов (Greg. Turon. Virt. Iul. 5-6). По мнению Бабю, некоторые обычаи, существовавшие в VI в. в Бривате и описанные Григорием Турским (напр., благословение скота в базилике), восходили к обрядам, которые совершались в древнем святилище. При раскопках баптистерия в Бриуде была обнаружена статуэтка человека, восседающего на престоле, который предположительно отождествляется с галльским божеством Кернунном (Gauthier F. Découverte de la statue d'un divinité antique remployée dans le baptistère de Brioude (Haute-Loire): Une représentation de Cernunnos? // Revue archéol. du centre de la France. 2006/2007. T. 45/46. (http://racf.revues.org/843 [Электр. ресурс]).

К XIII-XV вв. относятся эпитомы Мученичества И., включенные в сборники Иакова из Варацце (Iacopo da Varazze. Legenda Aurea / Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 1998. P. 210-211), Петра Наталиса (Petr. Natal. CatSS. VII 131), Б. Момбрицио (Mombritius B. Sanctuarium seu vitae sanctorum. P., 1910. T. 2. Р. 91) и др. В XIX в. во Франции издавались книги и брошюры для народного чтения с пересказом Мученичества и чудес И., приводились молитвы, гимны, литании и проч. (напр.: La vie et les miracles de saint Julien, patron de la ville de Brioude, et de saint Ferréol, martyrs, compagnons. Brioude, 1828; Vie et miracles de saint Julien, patron de l'église paroissiale de Brioude. Brioude, 1833; Vie de saint Julien martyr. Toulouse, 1861).

Почитание

К V-VI вв. относятся сведения о распространении и укреплении почитания И. в обл. Арверния, а затем и во всей Галлии. По свидетельству Григория Турского, празднование памяти И. 28 авг. было установлено в 1-й пол. V в. св. Германом, еп. Автиссиодурским (Осерским), во время посещения Бривата (Greg. Turon. Virt. Iul. 29). Однако эти сведения вряд ли достоверны. Григорий Турский также упоминал о том, что имп. Авит (455-456), происходивший из знатного арвернского рода, будучи лишен власти, бежал в Бриват, чтобы укрыться от врагов. В пути он скончался и был похоронен близ могилы И. (Idem. Hist. Franc. II 20). Упоминания о почитании И. содержатся в соч. Арвернского еп. Сидония Аполлинария (470 - до 490), зятя имп. Авита. Сидоний сообщал о чудесах, которые совершались у могилы мученика (Sidon. Apol. Carmina. XXIV 16-19), и об обретении во Вьенне головы И., к-рого он называл «нашим покровителем» (послание к Мамерту (474) - Idem. Ep. VII 1. 7). В послании к Аполлинарию (472) предположительно говорится о паломничестве арвернских аристократов к гробнице И. (Ibid. IV 6. 1-3).

Приблизительно в это время над могилой И. была построена базилика, в сооружении к-рой принял участие дукс Викторий, наместник вестгот. кор. Эвриха (466-484) (Greg. Turon. Hist. Franc. II 20; Idem. Virt. Iul. 9; Fredegarius Scholasticus. Chronicae. III 13 // MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 98). При археологических раскопках остатки этого храма не были обнаружены, но в 2002-2006 гг. к востоку от базилики исследованы остатки баптистерия VI в. и погребения в саркофагах, относящиеся к эпохе Меровингов (в т. ч. 2 датированные эпитафии 550 и 534 (или 597)).

Согласно Григорию Турскому, в годы правления кор. Гундобада (ок. 474-516) Бриват подвергся нападению бургундов, которые разграбили селение и захватили жителей в плен. Благодаря заступничеству И. некий Иллидий победил варваров и освободил пленных. Впосл. кор. Гундобад по настоянию супруги возместил ущерб, нанесенный базилике, послав в Бриват богатые дары (Greg. Turon. Virt. Iul. 7-8). Во время нападения на Арвернию франк. кор. Теодориха I (511-534) жители Бривата вместе с имуществом заперлись в базилике. Воины ворвались в храм и разграбили его, но их постигла кара. Узнав об этом, король велел казнить грабителей, возместил нанесенные убытки и запретил учинять насилие и расправу на расстоянии 7 миль от храма (Ibid. 13; Idem. Hist. Franc. III 12).

Григорий Турский писал, что в VI в. базилика была богато украшена, за алтарем находилась гробница И., окруженная решеткой и увенчанная крестом с драгоценными камнями. Вокруг гробницы были развешаны дорогие ткани и занавеси (Greg. Turon. Virt. Iul. 20). В храме нередко оставляли больных и увечных, надеясь на их исцеление, здесь скрывались преступники и люди, попавшие в опалу (Idem. Hist. Franc. IV 13, 46). Григорий упоминал, что духовенство храма возглавляли архипресв. Публиан и хранитель (martyrarius) Прозерий, после смерти которого управление принял диак. Урбан (Idem. Virt. Iul. 15, 22, 46b). Средства на содержание базилики поступали от «множества» земельных владений, часть земель передавалась в аренду (Ibid. 15). Так, Битуригский (Буржский) еп. Тетрадий (упом. в 506 и 511) подарил базилике виллу, которую впосл. захватил франк Сигивальд, поселившийся в Арвернии по указанию кор. Теодориха (Ibid. 14; Idem. Hist. Franc. III 16). Значительные средства поступали от паломников, жертвовавших храму скот (Idem. Virt. Iul. 31). В окрестностях Бривата паслись церковные стада, И. следил за животными (Ibid. 17; Idem. Hist. Franc. IX 30).

По свидетельству Григория Турского, ко дню поминовения И. в Бривате собирались многочисленные паломники и присутствовали на вигилии в честь мученика (Idem. Virt. Iul. 10, 15, 18, 21, 23, 28), посещали св. источник, рядом с ц. св. Ферреола (Ibid. 26). Большинство паломников приходили из Арвернии, но нек-рые прибывали из дальних мест. Так, в Бриват совершали паломничество аббат Аредий († 591), основатель мон-ря близ г. Лемовики (ныне Лимож), и монахи из его обители (Ibid. 28; Idem. Hist. Franc. X 29; Vita Aridii. 13 // MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 586-587). Венанций Фортунат называл И. известным галльским святым (Venant. Fort. Carm. VIII 3) и упоминал об особом почитании его арвернцами (Ibid. X 10).

Церковь св. Иулиана в Бриуде. IX–XII вв., сер. XIX в.
Церковь св. Иулиана в Бриуде. IX–XII вв., сер. XIX в.

Церковь св. Иулиана в Бриуде. IX–XII вв., сер. XIX в.
По мнению Р. Ван Дама, Арвернские епископы не оказывали должного внимания почитанию И., первоначально оно развивалось в среде сельского населения, а впосл. среди местной знати (Van Dam. 1993. P. 43-45). Особым усердием в почитании И. отличались члены аристократического рода, из к-рого происходил Григорий Турский. Его отец с родственниками и домочадцами ежегодно совершал паломничество в Бриват ко дню памяти И., старший брат Петр получил там исцеление от лихорадки, сам Григорий - от головной боли (Greg. Turon. Virt. Iul. 24-25). Во время моровой язвы (571) Григорий Турский искал в Бривате убежища. Вскоре после рукоположения во епископа он совершил паломничество ко гробнице И. (Ibid. 34). Указывая на особую привязанность Григория к памяти мученика, Венанций Фортунат называл его воспитанником (alumnus) И. (Venant. Fort. Carm. V 3). Так именовал себя и сам Григорий Турский (Greg. Turon. Virt. Iul. 2), к-рый прилагал усилия для распространения почитания И. по всей Галлии. Вероятно, в нач. 80-х гг. VI в. он завершил «Страдания и чудеса святого мученика Юлиана», сведения для этого сочинения он собирал уже давно. Родственники епископа также способствовали распространению почитания мученика. Его дядя, Галл (впосл. епископ Арвернский; 525-551), во время нападения франков совершил паломничество к гробнице И. (Greg. Turon. Virt. Iul. 23). Для избавления города от моровой язвы (543) еп. Галл учредил пешее паломничество жителей города в Бриват во время Великого поста (Idem. Hist. Franc. IV 5; Idem. Vit. Patr. VI 6). Преемник Галла еп. Каутин (551-571) посещал Бриват 2 раза в год - в дни Великого поста и в день памяти И. (Idem. Hist. Franc. IV 13; X 8).

В сочинениях Григория Турского приведены сведения о распространении почитания И. в VI в. Некий житель г. Ремы (ныне Реймс) построил церковь во имя И. и привез из Бривата реликвии мученика (Idem. Virt. Iul. 32). Знатная дама Викторина основала на своей вилле близ г. Сантоны (ныне Сент) храм во имя И. и поместила в нем реликвии, которые привлекали паломников (Ibid. 47). В мон-ре аббата Аредия была сооружена церковь во имя И., где хранились привезенные из Бривата реликвии, в т. ч. сосуд с водой из источника, воск от свечей и прах от гробницы мученика. От этих реликвий совершались чудеса (Ibid. 41-45). Храму во имя И. (ныне ц. Сен-Жюльен), построенному монахами в г. Туроны (ныне Тур), Григорий Турский подарил реликвии мученика и описал происходившие от них чудеса (Ibid. 34-39). В домашнем оратории еп. Григория хранились реликвии неск. святых, в т. ч. И. (Idem. Glor. conf. 20). Григорий Турский и Венанций Фортунат упоминали также о реликвиях И., хранившихся в сельских храмах, напр. в сел. Гаудиак (ныне Жуэ-ле-Тур) (Idem. Virt. Iul. 40). В VI в. храм во имя И. (ныне ц. Сен-Жюльен-ле-Повр) существовал в г. Паризии (ныне Париж) (Idem. Hist. Franc. VI 17; IX 6). На рубеже VI и VII вв. упоминалось о церкви св. И. в Автиссиодуре (Gesta pontificum Autissiodorensium. 19 // Bibliothèque historique de l'Yonne / Éd. L.-M. Duru. Auxerre, 1850. T. 1. P. 329).

Сведения о почитании И. после VI в. немногочисленны. Среди гробниц святых, которые ювелир Элигий (еп. Новиомага (ныне Нуайон) в 641-659) украсил золотом, серебром и драгоценными камнями, была гробница И. (Vita Eligii. I 32 // MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 688). В Житии св. Прейекта, еп. Арвернского († 665), упоминается о том, что он в детстве молился И. (Passio Praeiecti. 4 // MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 228).

Об основании капитула каноников при базилике И. сообщается в грамоте имп. Людовика Благочестивого, датированной 825 г. Согласно грамоте, в VIII в. базилика была разорена и сожжена сарацинами, к-рые якобы совершили набег на Овернь. Гр. Беренгарий восстановил храм и находившееся близ него укрепление Викториак, поселил 34 каноника при храме и 20 каноников в Викториаке, снабдив их земельными владениями и другим имуществом. По прошению графа имп. Людовик освободил каноников от всех налогов и повинностей (Cartulaire de Brioude: Liber de honoribus sancto Juliano collatis / Éd. H. Doniol. Clermont-Ferrand; P., 1863. N 339). В 893 г., во время паломничества в Сантьяго-де-Компостела, Римский папа Формоз якобы посетил Бриуд и подчинил капитул непосредственно Папскому престолу (об этом сообщается в печатном Бревиарии 1514 или 1518 г. из Бриуда (Clermont-Ferrand. Bibl. municip. I 724. Fol. 57v)). Несмотря на то что эти сведения недостоверны (грамота имп. Людовика - подделка XI в.), основание капитула и перестройка базилики действительно относятся к IX в. Так, под 846 и 849 гг. упоминается гр. Бернард, светский аббат бриудского капитула. В грамотах Пипина Аквитанского, датированных 836 г. (Cartulaire de Brioude. N 340), и кор. Карла Лысого (874) (Ibid. N 334), к-рые, вероятно, являются подлинными, говорится о «монастыре» (monasterium) св. И.

Сооружение новой базилики в Бриуде обычно связывают с деятельностью Гильома I Благочестивого, герц. Аквитании (893-918), светского аббата капитула. Часть стен каролингского храма была впоследствии использована при сооружении романской базилики. В 1963 г. при археологических раскопках в нефе базилики были обнаружены фрагменты гробницы Гильома I, в 1972 г. найдены остатки главного алтаря с киворием и фрагменты черно-белой напольной мозаики. Гробница И. находилась в полуподземной ротонде, размещавшейся за главным алтарем (впосл. верхняя часть ротонды была разобрана, нижняя превращена в крипту). Благодаря покровительству герц. Гильома I и его сына Гильома II Младшего (918-926), также светского аббата базилики, материальное положение капитула значительно улучшилось. После того как династия герцогов Аквитании пресеклась, каноникам покровительствовали графы Лиона и виконты Жеводана. Бриудский капитул способствовал распространению почитания И. Так, в X в. в г. Клермон существовали 2 церкви во имя И., освященные в честь мученика алтари находились в кафедральном соборе, в ц. Пресв. Девы Марии (Нотр-Дам-дю-Пор) и в ц. св. Кассия (Libellus de ecclesiis Claromontanis // MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 456, 457, 464, 466).

В XI-XII вв. базилика И. стала центром укрепленного города с 4 приходскими церквами. Во 2-й пол. XI - кон. XII в. на месте старого храма строили 3-нефную базилику с деамбулаторием и башней над средокрестием. Базилика св. И. в Бриуде - самая крупная романская церковь в Оверни (длина 77 м, высота центрального нефа 22,2 м). В зап. части нефа и в капелле св. Михаила сохранились росписи, выполненные вскоре после постройки храма. Святыней базилики оставалась гробница И., там же находились гробницы мч. Илпидия и исп. Арконция, к-рых отождествляли со старцами, захоронившими тело И. Вокруг базилики располагались палаты каноников, капеллы, кладбище, приходская ц. Богоматери. В состав капитула принимались в основном представители знати. Должность прево капитула обычно занимали сыновья или др. родственники графа Оверни, деканами были представители семейства де Меркёр. В результате вражды между этими родами в Бриуде происходили военные столкновения между сторонниками прево и декана. Кор. Франции Людовик VII (1137-1180) неоднократно посещал Бриуд, вмешиваясь в конфликты между капитулом и местной знатью с целью установить контроль над обл. Овернь, в 1158 г. он подтвердил привилегии капитула. Позиции каноников укрепились после включения Оверни в состав домена франц. короля (1212), в 1223 г. капитул выкупил у графа Оверни права и имущество в Бриуде, став, т. о., единственным сеньором города. Сосредоточение власти в руках капитула, превратившегося в аристократическую корпорацию, привело в XIII-XV вв. к столкновениям между канониками и горожанами. Об экономической мощи капитула свидетельствует составленный на рубеже XI и XII вв. большой картулярий, или «Книга привилегий св. Юлиана» (Liber de honoribus sancti Iuliani) (сохр. 454 грамоты; в кон. XIII в. составлен малый картулярий (Liber Viridis)). В 1049 г. по указанию Римского папы Льва IX число каноников было сокращено до 80 чел., в 1426 г.- до 54 чел. В соответствии с привилегией, выданной в 1346 г. Римским папой Климентом VI, каноники получали дворянское достоинство. Среди членов капитула были св. Одилон Клюнийский (ок. 962-1048/1049), св. Роберт из Тюрланда (ок. 1001-1067), основатель аббатства Ла-Шез-Дьё в Оверни, и Пьер Роже де Бофор (впосл. папа Римский Григорий XI; 1370-1378).

После X в. значение Бриуда как места паломничества к гробнице И. уменьшилось, основным паломническим центром в Оверни стал г. Ле-Пюи (ныне Ле-Пюи-ан-Веле), где почиталась чудотворная статуя Богоматери. Во время паломничества в Ле-Пюи Бриуд посетили папы Римские Урбан II (в 1095) и Каллист II (в 1119). В 1254 г. для поклонения мощам И. прибыл кор. Франции Людовик IX Святой, ок. 1370 г. паломничество в Бриуд совершил дофин Карл (впосл. кор. Карл VI), получивший исцеление по молитвам к И.

В XVII в. в Бриуде и окрестностях возникли монашеские обители, в т. ч. мон-рь минимов у источника на месте мученической кончины И. (1606). На средства декана Гуго IV де Колланжа (1664-1713) в базилике был установлен резной барочный алтарь и позолоченные реликварии с мощами святых И., Ферреола, Илпидия и Арконция. К кон. XVIII в. во Франции насчитывалось более 800 храмов, освященных во имя И. (DHGE. T. 28. Col. 510), в наст. время известны 300 церквей и 93 поселения, названных в честь мученика (Baudoin J. Grand livre des saints: Culte et iconographie en Occident. Nonette, 2006. P. 293). Во время Французской революции капитул был упразднен (1790), ряд церквей и монастырей в Бриуде разрушены, храм св. И. стал приходской церковью (с 1801 в составе еп-ства Ле-Пюи-ан-Веле). В XIX в. почитание И. было восстановлено, издавались книги и брошюры, посвященные мученику. В 1847 г. папа Римский Пий IX даровал отпущение грехов паломникам, к-рые посещали Бриуд в день памяти И. (Vie de saint Julien martyr. Toulouse, 1861. P. 55-56). В 1855 г. в храм св. И. были торжественно внесены мощи св. Илпидия. В сер. XIX в. храм реставрировали и частично перестроили. В 1957 г. папа Пий XII присвоил церкви св. И. в Бриуде достоинство малой базилики, после чего храм был вновь отреставрирован. В наст. время в крипте базилики находится реликварий с мощами И., на месте казни мученика близ Бриуда - св. источник. Частицы мощей И. хранятся и в др. храмах Франции, в т. ч. в Париже, в ц. Сен-Жюльен-ле-Повр.

Литургическое почитание

Память И. под 28 авг. указана в Иеронимовом Мартирологе (MartHieron. Р. 112). Вероятно, она была внесена в кон. VI в. при составлении галльской редакции Мартиролога (по Л. Дюшену). Однако в нек-рых рукописях и переработанных версиях Мартиролога память И. отсутствует, вероятно потому, что 28 авг. совершалось также поминовение блж. Августина и рим. мч. Гермета, тогда как И. был мало известен за пределами Галлии. Под 28 авг. память И. указана в мартирологе нач. IX в. из Лиона (Paris. lat. 3879; Quentin. 1908. P. 139, 176) и в др. франк. мартирологах IX в., составленных Флором Лионским (PL. 96. Col. 1023-1025), Адоном Вьеннским (PL. 123. Col. 341) и Узуардом (PL. 124. Col. 407-412). Кард. Цезарь Бароний внес память И. в Римский Мартиролог (Martyrologium Romanum, ad novam kalendarii rationem et ecclesiasticae historiae veritatem restitutum. R., 1583. P. 151), однако поминовение святого не было включено в рим. литургические книги и совершалось только в некоторых диоцезах Франции. В наст. время память И. совершается 26 авг. в архиеп-стве Клермон-Ферран (в соответствии с литургическим календарем 1974) и 30 авг. в еп-стве Ле-Пюи-ан-Веле (в соответствии с календарем 2001). В базилике св. И. в Бриуде память мученика празднуется 28 авг., в этот день совершается месса у источника, где, по преданию, святой был обезглавлен.

С IX в. известно о почитании 2 стариков, к-рые, согласно Мученичеству, похоронили тело И. В грамотах из картулярия капитула св. И. названы их имена - Илпидий и Арконций. В позднейших источниках сообщается, что Илпидий стал отшельником и впосл. был убит язычниками, Арконций оберегал могилу И. В настоящее время память св. Илпидия совершается в епископствах Манд (16 июня) и Ле-Пюи-ан-Веле (17 июня) (Cubizolles. 2005. P. 32-33).

Ист.: BHL, N 4540-4542d; CPL, N 1030-1031; ActaSS. Aug. T. 6. P. 169-188; Munding E. Das Verzeichnis der St. Galler Heiligenleben und ihrer Handschriften in Codex Sangall. no. 566. Beuron, 1918. S. 1, 3-4, 159-161; Gregorius Turonensis. De passione et virtutibus sancti Iuliani martyris // MGH. Scr. Mer. T. 1. P. 562-584; MartHieron. Comment. P. 472-473; MartRom. Comment. P. 365-366.
Лит.: Branche J. La vie des saincts et sainctes d'Auvergne et de Velay. Le Puy-en-Velay, 1652. P. 408-420, 506-518; Tillemont. Mémoires. T. 5. P. 279-285, 696-701; Talairat G., de. Notice historique sur l'église et le chapitre de Brioude. Le Puy-en-Velay, 1829; Résie, comte de [Aubert L.-E., d'.] Histoire de l'Église d'Auvergne. Clermont-Ferrand, 1855. T. 1. P. 123-137; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908; Besse J.-M. Abbayes et prieurés de l'ancienne France. Ligugé; P., 1912. T. 5: Province ecclésiastique de Bourges. P. 263, 265-266, 272-274; Babut E. Ch. S. Julien de Brioude // RHLR. N. S. 1914. Vol. 5. P. 97-116; Maître L. Les apôtres et confesseurs des Arvernes, d'après Grégoire de Tours et les monuments // Rev. d'histoire de l'Église de France. 1914. Vol. 5. P. 353-364; Leclercq H. Julien de Brioude // DACL. 1927. Fasc. 30/31. Col. 399-412; Franchi de'Cavalieri P. S. Genesio d'Arelate, S. Ferreolo di Vienna, S. Giuliano di Brivas // Idem. Note agiografiche. Vat., 1935. T. 8. P. 203-229. (ST; 65); Lemerle-Baudot A., Baudot M. Grand cartulaire de chapitre Saint-Julien de Brioude: Essai de restitution. Clermont-Ferrand, 1935; Griffe É. La Gaule chrétienne à l'époque romane. P., 1947. T. 1. P. 94, 99, 107-108, 111-112; T. 3. P. 233-234, 277; Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Brux., 1933 2. P. 343-344, 350-351; Mathon G. Giuliano di Brioude // BiblSS. Vol. 6. Col. 1191; Magnou-Nortier E. Contribution à l'étude des documents falsifiés: Le diplôme de Louis le Pieux pour Saint-Julien de Brioude (825) et l'acte de fondation de la monastère Sauxillanges par le duc Acfred (927) // Cah. civ. méd. 1978. Vol. 21. P. 313-339; Cubizolles P. Le noble chapitre Saint-Julien de Brioude. Brioude, 1980; idem. S. Julien de Brioude martyr. Brioude, 1987; idem. Le diocèse du Puy-en-Velay des origines à nos jours. Nonette, 2005. P. 30-33, 112-113; Fayard A. L'énigme de S. Julien ou les deux martyrs de Brioude. Brioude, 1982; Pietri L. Prosopographie d'un pèlerinage: Saint-Julien de Brioude (Ve-VIe siècles) // Mélanges de l'École française de Rome: Moyen âge, temps modernes. 1988. T. 100. N 1. P. 23-38; Courtillé A. Auvergne et Bourbonnaise gothiques. Nonette, 1990. T. 1. P. 395-433; Van Dam R. Saints and Their Miracles in Late Antique Gaul. Princeton, 1993; Aubert R. Julien de Brioude // DHGE. T. 28. Col. 509-510; Beaujard B. Le culte des saints chez les arvernes aux Ve et VIe siècles // L'Auvergne de Sidoine Apollinaire à Grégoire de Tours: Histoire et archéologie / Éd. B. Fizellier-Sauget. Clermont-Ferrand, 1999. P. 5-22; eadem. Le culte des saints en Gaule: Les premiers temps. D'Hilaire de Poitiers à la fin du VIe siècle. P., 2000; Berger J. «Societas Ecclesiae Sancti Juliani Brivatensis»: Usages de texte, de chanoine à l'historien: [Diss.] Lyon, 2004; Courtillé A. et al. Brioude et la basilique Saint-Julien. Nonette, 2004; S. Julien et les origines de Brioude: Actes du colloque intern., 22-25 sept. 2004 / Éd. A. Dubreucq et al. Brioude, 2007; Brioude aux temps carolingiens: Actes du 2e colloque intern. organisé du 12 au 15 sept. 2007 à Brioude / Éd. A. Dubreucq et al. Brioude, 2010.
А. А. Королёв
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Мученики Римско-католической Церкви Почитание святых в Римско-католической Церкви Иулиан, (IV в.?), мученик (пам. зап. 26, 28 или 30 авг.)
См.также:
ГОРГОНИЙ И ДОРОФЕЙ († 303), мученики Никомидийские (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. зап. 9 сент.)
ИОАНН И ПАВЕЛ († 362?), мученики (пам. зап. 26 июня)
КЛАР мч. (пам. зап. 1 июня); по преданию, 1-й еп. г. Альбига (Франция)
КОРДОВСКИЕ МУЧЕНИКИ христиане, казненные в IХ-X вв. в г. Кордова (Испания), столице мусульм. гос-ва Андалус
ЛЕОДЕГАРИЙ (ок. 616 - 2. 10. 677/9, еп. г. Августодун (ныне Отён, Франция) (ок. 663 - не ранее 675), мч. (пам. зап. 2 окт.)
ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ (Лионские) († 177) (пам. зап. 2 июня), галльские христиане, пострадавшие в г. Лугдун (ныне Лион, Франция) во время правления рим. имп. Марка Аврелия
МАВРИКИЙ [Мауриций] (кон. III - нач. IV в.?), мч. (пам. зап. 22 сент.)
МАРИАН И ИАКОВ († 259), мученики (пам. зап. 6 мая), пострадали в Ламбезисе