[Греч. Μελχισεδέκ, ἐπίσκοπος Ραιδεστοῦ], еп. Редестский, греч. ученый, учитель пения, мелург и кодикограф. В 1615 г. и в 20-30-х гг. XVII в. занимал епископскую кафедру г. Редеста (ныне Текирдаг, Турция), был одним из ведущих деятелей К-польской Церкви этого периода. Согласно надписям в некоторых рукописях (напр.: Andros. Nikolaou. 38. Fol. 202, 2-я пол. XVII в.), он был учителем мелурга Георгия Редестского. Сохранились 2 автографа М.: рукопись 1615 г. Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 304 и часть Анфологии 1618 г. Taxiarch. 1 (Fol. 62-202v).
О М. (гл. обр. о его муз. деятельности) написано достаточно много (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). 1936. Σ. 70; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας; Idem. 1999; Κορακίδης. 1984; Jakovljević. 1988; Στάθης. 1989; Герцман. 1996, 1999; ᾿Αναστασίου. 2005). В лит-ре имеются сведения о его происхождении, детстве, образовании и епископском служении (Γεδεών. 1907. Σ. 668; Γερμανός. 1935. Σ. 113; Σταμούλης. 1940. Σ. 162; Γριτσόπουλος. 1953. Σ. 186; Ναυκράτιος (Τσουλκανάκη). 1978).
Особый интерес для совр. музыковедов представляет великое славословие М. на 1-й плагальный (5-й) глас (в числе наиболее ранних списков - Lesb. Leim. 258. Fol. 18v - 21, 20-40-е гг. XVII в.; 284. Fol. 93-96; 350. Fol. 122-126v; 286. Fol. 76-79v, все 3 рукописи - нач. XVII в.; Bodl. Jesus College. 33. Fol. 88-90v, 1635 г.; Ydra. Iliou. 630. Fol. 108v - 111v, нач. XVIII в.; БАН. РАИК. № 35. Л. 197-201, 1-я пол. XVIII в.), являющееся хронологически первым (датируется ок. 1620) полностью распетым произведением этого жанра (Δραγούμης. 2009; Στάθης. 2011). Это славословие может иметь в рукописях определение «большое» (μεγάλη - Ath. Doch. 386. Fol. 261v, сер. XVII в.; Taxiarch. 2. Fol. 66, 1682 г.; 3. Fol. 108v, ок. 1700 г.; Lesb. Leim. 459. Fol. 175v, ок. 1700 г., и др.), сопровождаться ремаркой «константинопольское» (πολιτική - Ath. Xeropot. 100. Fol. 184-187v, сер. XVII в.) или «как поется в Константинополе» (Ath. Xeropot. 328. Fol. 18-34, кон. XVII - нач. XVIII в.), соединяться с «песненными» Трисвятыми мон. Геннадия из Анхиала (напр.: Lesb. Leim. 285. Fol. 92v - 98v, 1-я треть XVII в.; 253. Fol. 141v - 144, 1725-1740 гг.; 258. Fol. 18v - 21v, 1-я пол. XVII в.; Ath. Iver. 993. Fol. 62-63, сер. XVII в.), Константина из Анхиала (Ath. Doch. 324, Fol. 76-79v, 1686 г.; Ath. Iver. 951. Fol. 46-47v, 2-я пол. XVII в.; Lesb. Leim. 238. Fol. 201v - 202v, ок. 1700 г.), иером. Гавриила из Анхиала (Ath. Iver. 970. Fol. 98-99v, 1686 г.; 987. Fol. 243-244v, после 1731 г.) и др. мелургов; и наоборот, Трисвятое из произведения М. могло использоваться с др. славословиями того же гласа - напр., Германа, митр. Нов. Патр (Ath. Paul. 35. P. 477-485, кон. XVIII в.). Славословие М. изложено в нотации Нового метода хартофилаксом Хурмузием (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 704. Fol. 228v - 230, 1819 г.).