Зафириос [Зафириос Зафиропулос Смирнский; греч. Ζαφείριος Ζαφειρόπουλος ὁ Σμυρναῖος] (ок. 1775-1800, Смирна, ныне Измир, Турция - 1851, Афины), мелург, кодикограф, учитель церковного пения. Отец З. Апостолис Зафиропулос Пелопоннесский, известный в музыковедческой лит-ре как «протопсалт Смирнской Церкви», писатель и кодикограф, род. ок. сер. XVIII в. в Триполи и перед восстанием переселился в Смирну, где с 80-х гг. XVIII в. начал заниматься музыкой. Он «был воспитан на народные средства» в школе в Ханье, у Георгия Критского. В источниках отмечается, что с 1817 г. З. работал в этой школе и «как учитель музыки получал солидное жалованье». К этому периоду относится певч. рукопись Ath. Iver. 2004 (Доксастарий протопсалта Иакова), выполненная З. в 1815 г. (см. ремарку: «Рука Зафириоса Смирнского 1815 [года] месяца июля 15» - Fol. 182). З. покинул Смирну после греч. восстания, поселившись, как и мн. малоазийские беженцы, на Эгине. На о-вах Аргосароникос он занимался педагогической деятельностью частным образом и в рамках службы в приюте. Из учеников З. в этот период известны свящ. Георгий Иоанну Манос, иеродиак. Симеон из Спеце, Адамантис Иоаннидис, Александр Константину Пелопоннесский. После убийства И. Каподистрии (1831) З. переехал «и перевез свою большую семью» в Нафплион, начав служить протопсалтом «в главе церквей Нафплиона», т. е. в соборе св. Георгия. В марте 1837 г. З. переехал из Нафплиона в Афины, где был назначен учителем визант. музыки в Певческую школу, учрежденную указом кор. Оттона. Свящ. Синод рекомендовал З. и его помощника иеродиак. Феоклита Реондакиса как людей «известных и музыкальным мастерством, и благочестием, и талантами, и церковным опытом». С этого времени и до конца жизни З. жил и работал в Афинах: преподавал «в училище, в Ризарио, в школе Общества по распространению знаний» и пел в организованном им большом хоре на правом клиросе кафедрального собора св. Ирины на ул. Эола.
Переезд З. из Смирны в Афины, вероятно, был сознательным и объясняется его стремлением из вост. человека стать греком и гл. обр. европейцем. Он не только стал называть себя по-другому (в рукописях этого периода он характеризуется как «самый главный музыкант Греции господин Зафириос А. Зафиропулос» или как «учитель церковной музыки в королевском Училище господин Зафириос Зафиропулос»), но и изменил муз. стиль своих сочинений. Наиболее известные произведения З.: цикл гласовых подобнов, великое славословие на 4-й плагальный глас, херувимская и причастен литургии Преждеосвященных Даров («Ныне силы» на 1-й глас τετράφωνος и «Вкусите и видите» на 2-й плагальный глас), «Достойно есть» на 1-й плагальный глас, матима богородична «О Владычице Всепетая» на 1-й плагальный глас, молебный гимн на встречу короля и на важнейшие праздники «Боже, суд Твой» на 4-й плагальный глас и песнь на важнейшие праздники «Господи, силою Твоею возвеселится царь» на 4-й плагальный глас. В 1842 г. З. опубликовал в Афинах в типографии Х. Анастасиу критическое исследование муз. системы Георгия Лесбосского, в 1853 г. там же в типографии Х. Н. Филадельфевса были выпущены переработанные и исправленные З. издания пространного и краткого Анастасиматариев лампадария Петра Пелопоннесского.