Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАКСИМ, ФЕОДОТ, ИСИХИЙ И АСКЛИПИОДОТА
43, С. 112-114 опубликовано: 14 января 2021г.


МАКСИМ, ФЕОДОТ, ИСИХИЙ И АСКЛИПИОДОТА

Мученичество Максима, Феодота, Исихия и Асклипиодота Фракийских. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я треть XI в. (Vat. gr. 1613. P. 39)
Мученичество Максима, Феодота, Исихия и Асклипиодота Фракийских. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я треть XI в. (Vat. gr. 1613. P. 39)

Мученичество Максима, Феодота, Исихия и Асклипиодота Фракийских. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я треть XI в. (Vat. gr. 1613. P. 39)
[Греч. Μάξιμος, Θεόδοτος, ῾Ησύχιος καὶ ᾿Ασκληπιοδότη] († нач. IV в.), мученики Фракийские (пам. 19 февр., 15 сент.; пам. греч. 15 сент., 19 февр.). Мученичество М., Ф. и А. написано на греч. языке и имеет по крайней мере 4 редакции. Одна из них (BHG, N 1240), опубликованная в Acta Sanctorum с лат. переводом, по мнению болландистов, является достоверной и была составлена современником мучеников вскоре после их кончины до прекращения гонений на христиан при имп. Константине I Великом (ActaSS. Sept. T. 5. P. 30). Впосл. И. Делеэ подверг сомнению историчность сведений о М. и пострадавших с ним (Delehaye. 1912. P. 244). Однако В. Велков на основе указанных в тексте топонимов пришел к выводу, что Мученичество отражает реальные исторические события и было создано не позднее 313 г. местными христианами знатного происхождения (Велков. 1964). Др. версия Мученичества (BHG, N 1240b) содержится в Минологии X в., изданном В. В. Латышевым.

Согласно Мученичеству, имп. Максимиан приказал разыскивать христиан по всей империи, предавать их жестоким пыткам и казнить в случае отказа принести жертву идолам. В то время в Маркианополе (ныне Девня, Болгария), столице пров. Вторая Мёзия, были схвачены М. и А., известные благородным происхождением и благочестием, к-рые публично исповедовали Христа и отказались почтить языческих богов. Вскоре туда прибыл префект пров. Фракия Тирид и вызвал на допрос М., к-рый произнес на суде пространную апологию христианства, обличил языческих богов и высмеял приказ императора, за что был подвергнут бичеванию. После этого Тирид вызвал на допрос А. Он уговаривал женщину отречься от Христа, чтобы избежать пыток, которым на ее глазах подвергали М., и спасти себе жизнь. А. осталась непреклонной. Тогда наместник велел бить ее по пяткам, так что потоки крови лились по земле. Среди присутствовавших на допросе был Ф., к-рый открыто обличил жестокость Тирида, после чего его привязали к деревянному столбу и стали строгать все тело. Затем М., Ф. и А. были брошены в темницу. Через 15 дней вместе с Тиридом они прибыли в Адрианополь (ныне Эдирне, Турция) и вновь предстали перед судом, где единогласно отказались принести жертву идолам. Префект приказал сечь их тела, а затем прикладывать к ним раскаленные медные пластины. После этих пыток мучеников вновь отправили в тюрьму. По прошествии немногих дней святых привели в театр на растерзание диким зверям, к-рые не только не причинили им вреда, но и лизали ноги мучеников и преклоняли перед ними головы. Тогда разъяренная толпа стала забрасывать М., Ф. и А. камнями. Тирид отправился вместе с арестованными в Филиппополь (ныне Пловдив, Болгария) и по дороге приказал отрубить им головы в неком месте под названием Салтис в 30 милях от города. Вскоре после кончины мучеников, к-рая, согласно тексту из Минология, последовала 19 февр., префект был поражен молнией на судейском кресле и умер.

Г. Атанасов попытался определить место казни М., Ф. и А. и на основе указания, что в Салтисе находился обильный источник воды, предположил, что святые пострадали в окрестностях совр. Перуштицы. В 1-й пол. IV в. там был построен мартирий в честь М., Ф. и А. и положены их мощи; ок. V в. мартирий был перестроен в Красную церковь (Атанасов. 2011. С. 22-23).

По мнению исследователей, под упомянутым в Мученичестве императором следует понимать Галерия Максимиана (293-311), а кончина мучеников произошла между 305 и 311 гг. (ActaSS. Sept. T. 5. P. 30-31).

В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) память М., Ф. и А. с краткими сказаниями о них, отличающимися друг от друга нек-рыми деталями, содержится под 15 сент. и 19 февр.: в Синаксаре под 15 сент. указаны время и место страданий святых и говорится, что вначале их жестоко избили палками, а затем, доставив в Адрианополь, усекли мечом. Под 19 февр., напротив, ни имя правителя, ни названия городов не обозначены; мучеников подвесили к древу и строгали железными когтями, затем в др. городе отдали на растерзание диким зверям и, наконец, отрубили им головы в лесистых местах. В Минологии под 15 сент. акцент делается на том, что мученики проповедовали Христа и многих обратили к вере; также здесь указывается, что вместе с М., Ф. и А. пострадал некий их родственник, не названный по имени; под 19 февр. в нем упоминаются только М. и Ф. и говорится, что они были сожжены заживо. В ряде греческих стишных Синаксарей (напр.: Paris. gr. 1282, XIV в.) и в печатной Минее (Венеция, 1592) память мучеников отмечена под 17 сент. В Типиконе Великой ц. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 236) и в некоторых визант. Синаксарях (напр.: Mess. 103, XII в.) под 19 февр. вместе с М., Ф. и А. упоминается И. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 15 сент. содержатся память М. и посвященное ему двустишие; под 19 февр. помещено краткое сказание об А., а также память М., Ф. и И. и двустишие, посвященное им.

Из греч. Синаксарей память мучеников перешла под теми же числами в славянские Прологи и Минеи; под 19 февр. они упоминаются вместе с И.; под 15 сент. А. названа мужчиной (Асклепиадотом или Асклиадом) (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 487-488; ВМЧ. Сент. Дни 14-24. Стб. 1201).

Метафрастическая (расширенная) версия Мученичества святых сохранилась на груз. языке под 19 февр. в поздней рукописи Кутаисского историко-этнографического музея (Кут. 1. Л. 77-80, XVI в.). 15 сент. датировано синаксарное упоминание, составленное в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) и включенное им в Великий Синаксарь, к-рый сохранился в рукописях XI в. (Ath. Iver. georg. 30; Hieros. Patr. georg. 24/25; Sinait. iber. 4; НЦРГ. А 97, 193, Н 2211) (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 281-282).

В зап. «исторических» Мартирологах IX в. память М., Ф. и А. отсутствует. Впервые краткое сказание, в к-ром упоминаются только М. и Ф., появляется в Мартирологе П. Галезини под 15 сент.; местом кончины назван Адрианополь, вместо Ф. указан Феодор (Martyrologium sanctae romanae ecclesiae / Ed. P. Galesini. Venetiis, 1578. P. 127v). В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) под 15 сент. приводятся те же место казни и имя Ф., что и выше; также здесь упоминается А., но в форме муж. рода. В совр. редакции Римского Мартиролога память мучеников отсутствует.

Ист.: BHG, N 1239-1240b; MartRom. P. 397; ActaSS. Sept. T. 5. P. 30-37; PG. 117. Р. 49-52, 231 [Минологий Василия II]; Latyšev. Menol. T. 1. P. 106-111; SynCP. Col. 46-47, 52, 475; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 151, Τ. 3. Σ. 286; ЖСв. Сент. С. 307; Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 167, 193; Синаксарь: Жития святых Православной Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3. С. 739.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 48, 284; Т. 3. С. 377-378; Delehaye H. Notes sur un manuscrit grec du musée Britannique // AnBoll. 1906. Vol. 25. P. 496-499; idem. Saints de Thrace et de Mésia // Ibid. 1912. Vol. 31. P. 161-301; Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l'Empire romain. P., 1918. P. 109; Велков В. И. Агиографски данни за историята на Тракия от IV в.: (Passio SS. Maximi, Theodoti et Asclepiodotae) // ИИИ. 1964. Т. 14/15. С. 381-389; он же (Velkov). Roman Cities in Bulgaria: Collected Studies. Amst., 1980. P. 137-149; Sauget J.-M. Massimo, Teodoto e Asclepiodote // BiblSS. Vol. 9. Col. 79-80; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).
῾Αγιολόγιον. Σ. 291; Атанасов Г. 345 раннохристиаянски светци-мъченици от българските земи (I-IV в.). София, 2011.
А. Н. Крюкова

Гимнография

В Типиконе Великой церкви, отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., М., Ф. и А. упоминаются 15 сент. и 19 янв. без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 36, 236).

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М., Ф. и А. не упоминаются, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. № 164, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 52) - 19 февр. содержится богослужебное последование М., Ф. и А., состоящее из канона, цикла стихир-подобнов и седальна. Такой же состав имеет богослужебное последование М. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 418-419). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава, память М., Ф. и А. не зафиксирована.

В древнейших редакциях Иерусалимского устава М., Ф. и А. либо упоминаются 19 февр. вместе с ап. Архиппом (напр., в ркп. Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.- см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 40), либо не упоминаются вовсе (напр., в ркп. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- см.: Lossky. Typicon. P. 192). В первопечатных греч. и рус. изданиях Типикона и в совр. греч. и рус. богослужебных книгах служба М., Ф. и А. отсутствует - под 19 февр. помещена только служба ап. Архиппу.

Богослужебное последование М., Ф. и А., содержащееся в источниках XI-XIII вв., состоит из канона авторства Иосифа Песнописца с акростихом Σεπτοῖς ἀθληταῖς τερπνὸν ἐξᾴδω μέλος. ᾿Ιωσήφ (Досточтимым мученикам радостную воспеваю песнь. Иосифово) 4-го гласа, ирмос: Τριστάτας κραταιοὺς̇ (  ), нач.: Συνόντες τῷ Χριστῷ (Сущии со Христом), цикла стихир-подобнов, седальна и светильна (см.: AHG. T. 6. P. 310-319; см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ταμεῖον ᾿Εκκλησιαστικῆς ποιήσεως // ΕΘ. 1948. Τ. 47. Σ. 31). Также по рукописям известен иной канон М., Ф. и А. с именем автора - Георгия (еп. Никомидийского) - в богородичнах 3-го гласа, ирмос: Τῷ ῾ρυσαμένῳ τὸν ᾿Ισραὴλ ἐκ δουλείας̇ (    ), нач.: Τῆς εὐσεβείας τοὺς κραταιοὺς ὑπερμάχους (Благочестия сильных борцов) (Ταμεῖον. Σ. 168).

Е. Е. Макаров

Иконография

Мартирием этих мучеников считается Красная ц. в Перуштице - единственный археологически известный памятник IV-V вв. в окрестностях древнего г. Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария) в рим. пров. Фракия; его необычный план с сочетанием трифолия и овала исследователи трактуют как мартирий для неск. саркофагов (Бояджиев Ст. Архитектура, първоначално предназначение и преустройства на Червената църква при Перущица // Археология. 1998. № 3/4. С. 24-37; Атанасов Г. 345 раннохристиянски свети-мъченици от българските земи I-IV в. София, 2011. С. 22-23).

Сцена казни 3 мучеников вошла в Минологий Василия II 1-й четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 39). Событие развернуто на 1-м плане, ландшафтный фон составляет небольшая горка, симметричная фигуре размахнувшегося палача. В центре - падающее тело обезглавленного и безрукого средовека, видимо М.; на нем охристого цвета туника с длинным рукавом. Следующим казнят также средовека, в тунике розового цвета, к-рому до того были усечены ладони. Оба мученика с короткими волосами и бородами. Слева в ожидании казни стоит со связанными за спиной руками юная мученица с длинными волосами в сером платье; в подписи к краткому сказанию и миниатюре она названа «A σκληπιοδὸτις».

В той же рукописи под 19 февр. как отдельная сцена представлено сожжение 2 святых, названных М. и Ф. (Fol. 413),- имеются в виду, очевидно, Адрианопольские мученики. Из ярко-красных языков пламени костра встают 2 средовека, воздевшие руки в жесте орантов. У обоих короткие темные волосы, у М. борода клинообразная, у Ф. короткая бородка. М. в темном платье, складки к-рого прописаны золотым ассистом, на Ф. белая туника с длинными рукавами, драгоценная вышивка украшает поручи и верха рукавов. Сцена гибели 3 Маркианопольских мучеников включена в греч. рукопись, исполненную в столичном скриптории,- Минологии на февр. и март (ГИМ. Син. греч. 183. Fol. 91v, 2-я четв. XI в.).

Среди настенных минологиев сцена усекновения головы М. есть в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18), на юж. стороне сев. нефа - под 16 сент., а страдания всех 3 святых (под 19 февр.)- на юж. склоне юж. свода, 2 мученика изображены погрудно, горящими в огне костра. В притворе ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны (1348-1350) под 19 февр. в верхней части юж. пилястры на зап. стене гибель мучеников представлена как их сожжение. В надписи указано, чья память празднуется 19 февр.: «Сты мчнкъ еодотоу Максима и прочимь».

В русском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.), изданном Г. Д. Филимоновым, под 15 сент. есть лишь упоминание имен, разделенное сведениями о др. святых: «И святаго мученика Максима… И святых мученика Феодота и Асклиады» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 47). Под 19 февр.- память 3 мучеников и мч. Исихия: «Вси млады, в двух ризах; Асклипиодотия девица простовласа, в одной ризе. Сентября в 15 день в минеи пишет и мнится, что не о сих святых» (Там же. С. 153). Только с ап. Архипом М. изображается как молодой воин, безбородый и в латах антикизирующего образца, также под 18 февр.- на эмалевой пластине в составе миней (2-я пол. XVIII в., ГИМ) или в античных одеждах, с мученическим крестом - на иконе 40-х гг. XIX в. (частное собрание). В предписаниях, собранных акад. В. Д. Фартусовым (1910), приведены более подробные сведения о внешности святых: «Все болгарского типа; о подобии и летах неизвестно, но по житию видно, что они были не молоды и не стары, а потому лучше изображать св. Максима и Феодота - средних лет, с красивыми бородами средней величины, с проседью, в одеждах людей почтенных и известных добродетелью, святую же Асклиаду писать тоже не моложе средних лет, в скромной одежде болгарских женщин»; к этому тексту добавлено, что с ними пострадал мч. Исихий, его также предлагается писать «болгарского типа, средних лет» (Фартусов. Руководство к писанию. С. 15). Также память 4 мучеников отмечена под 19 февр. (Там же. С. 189).

Лит.: Миjовић. Менолог. С. 260, 276, 287, 333; LCI. Bd. 7. S. 623; Бусева-Давыдова И. Л. Основные проблемы изучения рус. поздней иконописи // Рус. поздняя икона от XVIII в. до нач. XX стол.: Сб. ст. / Ред.-сост. М. М. Красилин. М., 2001. С. 25.
М. А. М.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Гимнография мучеников Иконография мучеников и мучениц Святые Греческих Православных Церквей Мученики Греческих Православных Церквей Максим, Феодот, Исихий и Асклипиодота († нач. IV в.), мученики Фракийские (пам. 19 февр., 15 сент.; пам. греч. 15 сент., 19 февр.)
См.также:
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
ВЕНИАМИН († 424), диак. мч. Персидский, (пам. 13 окт., 31 марта, пам. греч. 5 сент., 10 июня)
ОНИСИФОР И ПОРФИРИЙ (III-IVвв. (?)), мученики (пам. 9 нояб.; пам. греч. 9 нояб., 16 июля)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНТИОХ († нач. IV в. ), врач, мч. Севастийский (пам. 16 июля, греч.15 июля)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
АНТОНИН, НИКИФОР И ГЕРМАН (Антоний; † нач. IV в.), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 13 нояб., греч. 12 нояб.)
АРДАЛИОН (нач. IV в.), мч. (пам. 14 апр., греч. 18 апр.)
АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.)
ВАРВАР «бывший разбойник», мч., (пам. 6 мая, пам. греч. 15 мая)
ВАРЛААМ († 304), мч. Антиохийский (пам. 19 нояб., пам. визант. 16 нояб., пам. арм. 22 нояб.)
ВАСИЛИЙ († ок. 362), мч. Анкирский (пам. 1 янв., греч. 2 янв.)
ГЛИКЕРИЯ мц. Ираклийская (пам. 13 мая)