[греч. Βάρβαρος] († 1-я пол. IX в.), мч., «бывший разбойник» (пам. 6 мая, пам. греч. 15 мая). Сохранившиеся версии его жития содержат противоречивые сведения о месте и обстоятельствах его подвижничества. Согласно греч. житию, В. был разбойником в «странах Луканских» (вероятно, обл. Лакония на Пелопоннесе), он погубил более 300 чел., и никто не мог ни изловить, ни одолеть его, т. к. он обладал необыкновенной физической силой. Однажды, глядя на собранное в пещере богатство, он исполнился раскаяния. Оставив своих товарищей, В. пришел в ближайшее селение, где была церковь, и исповедался священнику в своих грехах. Он дал обет Богу не подниматься от земли, пока не будут прощены его грехи, и поэтому передвигался на четвереньках. Пресвитер привел его к себе в дом и показал рабов, скот и собак. В. по своим грехам посчитал себя подобным псу и жил вместе с собаками пресвитера 3 года. Затем в течение 12 лет пасся вместе со скотом, питаясь одной травою. Он был застрелен проезжавшими купцами, принявшими его в густой траве за зверя. Пресвитер предал В. погребению на месте его гибели. Впосл. от его гроба стали происходить многочисленные исцеления, а тело было обретено нетленным и мироточащим. Тогда его честные мощи были перенесены в селение и положены в церкви.
Более подробные сведения о В. содержатся в Слове Константина Акрополита († ок. 1321), изданном А. И. Пападопуло-Керамевсом. Автор называет В. преподобным и мучеником, говорит, что он был «Варвар родом, варвар нравом, варвар лютостью». В. происходил из Африки и был морским разбойником. Когда при визант. имп. Михаиле II Травле (820-829) агаряне захватили о-ва Сицилию и Крит (823), они стали совершать пиратские набеги на прибрежные области Греции, в т. ч. на г. Навпакт в Этолии и на эпирские города Никополь и Амбракию (совр. Арта). Дружина разбойников, к-рой предводительствовал В., при нападении на г. Драгаместо (ныне Карайскакис к северу от Астакоса) потерпела поражение. Мн. разбойники погибли, а В., отличавшийся незаурядной силой, избежал смерти. Оставшись в этой местности, он стал промышлять разбоем и грабежом. Однажды он пришел в Нису, где находился храм вмч. Георгия, в к-ром служил благочестивый иерей Иоанн. В. решил убить его, но во время Божественной литургии увидел в алтаре Младенца Христа и 2 блистающих юношей (ангелов), сослужащих священнику. Раскаявшись в грехах, В. принял Крещение от свящ. Иоанна. В качестве епитимии он заковал себе руки и ноги железными цепями так, что мог передвигаться только на четвереньках, по-звериному, и удалился в горы. Там он подвизался ок. 3 лет, питаясь растениями и терпя зной и холод. Никопольские охотники по ошибке приняли его за зверя и нанесли ему смертельные раны. В. возблагодарил Господа за то, что сподобился мученической смерти. Охотники хотели перенести его тело в Никополь, но оно скрылось в земле, а из-под земли стало обильно изливаться миро, от к-рого происходили мн. исцеления. Маленькая дочь Константина Акрополита, страдавшая от тяжелой болезни, получила исцеление, будучи помазана миром от мощей В.
Слав. версия Жития В. «мироточца, подвизавшегося на Пелагонской горе» была создана в Тырнове в сер. XIV в. Согласно этому источнику, египтянин В., атаман морских разбойников, во время шторма дал обет, что в случае спасения он искупит свою вину. Пиратский корабль, направлявшийся «в Драчьские страны» (совр. Дуррес, Албания), разбился, и все, кроме В., погибли. Сначала В. подвизался в том месте, где его выбросило на берег, но местные жители стали почитать его как святого; ища уединения, он удалился в пустынное место и 3 года жил в пещере, питаясь лесными плодами и творя Иисусову молитву. На месте его прежнего отшельничества возник мон-рь, В. возвратился в него неузнанным и поступил в обитель как новоначальный инок. Когда через нек-рое время он был узнан, то удалился в Пелагонийскую страну (окрестности г. Битола, совр. Македония), где подвизался 22 года, нося вериги. Убит самострелом, поставленным охотниками. Его мироточивые мощи положены Охридским архиеп. Фомой во вновь созданном мон-ре.
Сведения о мощах В. отрывочны и противоречивы. В житии преподобных Варнавы и Софрония (XIII в., BHG, N 2055) говорится, что мощи В. находятся в 3 днях пути к северу от Лариссы, в мон-ре на горе Келлии. Из письма К-польского Патриарха Каллиста I к прп. Феодосию Тырновскому и болг. духовенству (ок. 1361) следует, что от находившихся в Тырнове мощей вмч. Димитрия и В. приготовлялось миро для нужд Болгарской Церкви (Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 436-442). Визант. писатель Иосиф Вриенний († 1430/31) во 2-м томе «Поучений» говорит о «св. Варваре в Элладе», источающем миро рекою. К сожалению, Константин Акрополит не упоминает, где в его время находились мощи В.
В «Великом Синаксаристе» К. Дукакиса отражена поздняя легенда, согласно к-рой В. происходил из обл. Пентаполя (Киренаика), жил в 1-й пол. XVI в., 24 года находился в плену у берберов, а затем подвизался в пещере ок. Воницы. В 1562 г. его мощи были перевезены в Рим. Он скончался 23 июня, а 15 мая празднуется чудо исцеления расслабленного, происшедшее в деревне Потамос на о-ве Керкира во время перенесения его мощей. На Западе считают, что мощи В. находятся в ц. св. Лаврентия в Венеции. Существует мнение, что Варвар из Пентаполя - это др. святой (Ματθαῖος. ΜΣ. Τ. 5. Σ. 432), однако скорее всего речь идет о модификации культа Варвара-разбойника.
В. чтится греч. Церквами как преподобный и именуется мироточцем. Его память отмечается 15 мая. Под этой датой его память появляется в греч. стишных синаксарях и соответственно в слав. стишных прологах, переведенных в 1-й пол. XIV в. (напр., ГИМ Хлуд. № 188, 1370 г.). Под 15 мая в ряде визант. рукописных Миней (Athen. Bibl. Nat. 551, 1385 г.; Ath. Vatop. 1145, 1431 г.) сохранился анонимный канон В. 4-го плагального гласа (Ταμεῖον. N 607). Древнейшее упоминание В. в рус. источниках содержится под 6 мая в Иерусалимском Типиконе 1408 г. Рус. перевод греч. жития В. включен в состав ВМЧ под 6 мая (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 148 (2-я паг.)). В. особо почитался в слав. Македонии: его изображение помещено в нартексе ц. Архангелов в Леснове (1349).
В Минее (МП) помещен тропарь 4-го гласа (общий - ), кондак 3-го гласа: « ». В московских печатных Типиконах 1610 и 1633 гг. тропарь 3-го гласа: « », кондак тот же, но обозначен 2-м гласом и подобном «Вышних». Память В. отмечается также в Чиновнике Московского Успенского собора 1633 г. (Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. С. 50).
По греч. рукописям известен канон В. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, ирмос: «῾Υγρὰν διοδεύσας ὡσεὶ ξυρὰν» ( ), нач.: «Πολλῶν καὶ μεγάλων τῶν δωρεῶν» (Многих и великих даров) (Ταμεῖον. Σ. 200).