Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛЕОН
40, С. 441-442 опубликовано: 21 мая 2020г.


ЛЕОН

(Леонт, Лев), митр. Переяславский (Переяславля Русского) (ок. 1069/70 (?) - до 1076). Л. известен по единственному упоминанию - в заголовке полемического антилат. трактата «Λέοντος μητροπολίτου τῆς ἐν ῾Ρωσίᾳ Πρεσθλάβας» («Леон(т)а, митрополита Преславы в Росии», т. е. Переяславля Русского).

Временная титулярная митрополия в Переяславле, стольном городе переяславского и ростовского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича, была открыта ок. 1069/70 г. (А. В. Назаренко; по мнению А. Поппе - ок. 1060, по Я. Н. Щапову - после 1072), и Л. стал, вероятно, ее 1-м главой (см. Переяславская митрополия). На 1076 г. приходится наиболее поздняя из возможных дат поставления следующего после Л. Переяславского митр. Ефрема.

Небольшой трактат Л. известен в 11 полных списках; русского перевода, как и в случае с полемическим сочинением Киевского митр. Ефрема, не обнаруживается. Авторство Л. предполагал М. Д. Присёлков (идея которого о перенесении в 70-х гг. XI в. митрополии из Киева в Переяславль, однако, неудачна) и надежно обосновано Поппе; мнения о принадлежности сочинения Леону (Леонту), мнимому Киевскому митр. нач. XI в. (Е. Е. Голубинский, А. Н. Попов, А. С. Павлов, Н. К. Никольский, В. А. Мошин и др.), или архиеп. Охридскому Льву (Б. Леб, Х. Г. Бек и др.) следует признать устаревшими.

Трактат Л. составлен в популярном жанре вопросов-ответов (ἐρωταποκρίσεις), для антилатинской полемики, однако, нетипичном. В формулировках вопросов, которые именуются возражениями, а ответы на них - опровержениями, усматривается влияние ответного послания папы Льва IX к К-польскому патриарху Михаилу I Кируларию, написанного в 1053 г. кард. Гумбертом, еп. Сильва-Кандидским (PL. 143. Col. 744C - 769D). Т. о., трактат Л., возможно, написан в качестве опровержения аргументов папы Льва, т. е. до поставления Л. на Переяславскую митрополию. Действительно, никаких специфически рус. реалий в тексте нет в отличие, напр., от сочинения митр. Ефрема, с которым трактат Л. сближается хронологически. Неоднократные обращения Л. к «римлянам, сиречь латинянам» позволяют предполагать, что текст был зачитан на каком-то диспуте с представителями Западной Церкви, что также говорит против его написания на Руси.

Трактат состоит из 20 глав (по рубрикации в издании В. Н. Бенешевича), большинство из которых (13) направлены против совершения богослужения на опресноках, упоминание о которых вынесено и в заглавие («περ ἀζύμων»). Из других спорных тем затронуты: пост латинян по субботам помимо Страстной (гл. 14); полная литургия («τελεία ἀναφορά») во время Великого поста (главы 15-17); расторжение законных браков священнослужителей (гл. 18); употребление в пищу удавленины, объясняемое Л. как результат «смешения» (ἐπιμιξία) с «вандалами», т. е., видимо, влиянием франков или лонгобардов, во власти которых над Римом Л. видит и причину возможного отсутствия у латинян «неповрежденных книг» (гл. 19), и, наконец, исхождение Св. Духа не только от Бога Отца, но и от Сына (Filioque) (гл. 20). Такое тематическое распределение может служить еще одним доводом в пользу датировки трактата ближе к сер. XI в., когда вопрос об опресноках действительно находился в центре полемики. Вместе с тем в отличие от своих источников - сочинений Никиты Стифата и архиеп. Льва Охридского - автор трактата выводит вопрос об опресночной евхаристии за пределы собственно ритуальных расхождений, ибо, по мысли Л., служащий на опресноках «не исповедует Христа Богом и человеком и не признает плоть Его обоженной» (гл. 13); т. о., Л. бросает тень несторианства на христологию «латинян».

Изд.: Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878. С. 115-132; ПДРКП. Ч. 2. Вып. 1. С. 73-101. (РИБ. Т. 36) [с рус. пер.].
Лит.: Попов А. Н. Историко-лит. обзор древнерус. полемич. сочинений против латинян (XI-XV вв.). М., 1875. С. 27-45; Чельцов М. В. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в XI-XII вв. СПб., 1879. С. 9-12, 50-56, 128-131; Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 1. С. 853-854; Никольский Н. К. Мат-лы для повременного списка рус. писателей и их сочинений: (X-XI вв.). СПб., 1906. С. 43-47, 506; Приселков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 132-133; Leib B. Deux inédits traités Byzantins sur les azymes au début du XIIe siècle // OrChr. 1924. Т. 2. P. 133-263; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 608-609; Мошин В. Послание рус. митр. Леона об опресноках в Охридской рукописи // Bsl. 1963. Т. 24. N 1. P. 81-105; Poppe A. Uwagi o najstarszych dziejach kоścioła na Rusi // Przegląd Historyczny. Warsz., 1964. R. 55. N 4. S. 557-572; idem. Le traité des azymes Λεοντος μητρ. της έν Ρωσία Πρεσθλάβας: quand, ou et par qui a-t-il été écrit? // Byz. 1965. T. 35. P. 504-527 (= Poppe A. The Rise of Christian Russia. L., 1982. P. 504-527 (Pag. 7)); он же (Поппэ А.). Рус. митрополии К-польской патриархии в XI ст.: 3. Послание об опресноках // ВВ. 1969. Т. 29. С. 95-104; Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 56-58; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 80, 161, 427, 428, 444; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси, 988-1237. М., 19962. С. 280-282; Бибиков М. В. Byzantinorossica: Cвод визант. свидетельств о Руси. М., 2004. Т. 1. С. 327-331; он же. Лев // Древняя Русь в средневек. мире: Энцикл. М., 2014. С. 447; Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне. М., 2009 (по указ.).
А. В. Назаренко
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Леон (Леонт, Лев), митрополит Переяславский (Переяславля Русского) (ок. 1069/70 (?) - до 1076)
См.также:
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский