[Нем. Beck] Ханс Георг (18.02. 1910, Шнайцльройт, окр. Берхтесгаден, Бавария - 25.05.1999, Унтерфиннинг), один из крупнейших византинистов XX в. С 1920 г. учился в гимназиях аббатства Шайерн, затем (1925-1929) южнобаварского бенедиктинского мон-ря Этталь. С 1930 г. студент Мюнхенского ун-та Людвига-Максимилиана, изучал философию, католич. богословие, византиноведение и классическую филологию. В 1930-1931 гг. жил в Риме, где занимался прежде всего схоластиками. Среди учителей Б.- К. Г. Хубер, Э. Шварц, Р. Пфайффер, Ф. Й. Дёльгер и М. Грабманн. Под рук. последнего Б. защитил дис. на степень д-ра богословия (1936) на тему «Прови́дение и предопределение в богословской литературе византийцев». В 1949 г. получил степень д-ра богословских наук; его дис. «Кризис византийского образа мира в XIV в.» была посвящена творчеству Феодора Метохита. Kак приват-доцент и позднее (с 1956) как внештатный профессор Б. продолжил византиноведческие исследования в Мюнхенском ун-те. В 1958 г. в качестве генерального секретаря он подготовил XI Международный конгресс византинистов в Мюнхене. В 1959 г. возглавил кафедру византиноведения и новогреч. филологии Мюнхенского ун-та, став преемником Дёльгера. В 1962-1963 гг. Б. был деканом философского фак-та Мюнхенского ун-та, в 1965-1968 гг.- вице-президентом Немецкого исследовательского об-ва, где отвечал за состояние гуманитарных дисциплин, в 1968 г.- членом Научного совета правительства ФРГ. В кон. 60-х гг. ХХ в. основал Немецкий исследовательский междисциплинарный центр в Венеции (Centro Tedesco di Studi Veneziani), президентом к-рого оставался с 1970 по 1984 г. В 1964-1977 гг. был главным редактором 2 византиноведческих периодических изданий (Byzantinische Zeitschrift и Das byzantinische Archiv). Стремясь помочь диссертантам в публикации их работ, основал серию Miscellanea Byzantina Monacensia, в рамках к-рой издавались книги по богословской и историко-церковной тематике. Награжден Большим федеральным крестом «За заслуги» (1981) и баварским орденом Максимилиана за достижения в науке и иcкусстве (1988). С 1962 г. действительный член Баварской АН, где руководил комиссиями по изданию греч. грамот и патристике; с 1966 г. чл.-кор. Австрийской АН, с 1975 г. иностранный член Афинской АН, с 1977 г. иностранный член Британской академии и Королевской Бельгийской академии, с 1988 г. член Американского философского об-ва.
Основными сферами научных интересов Б. были богословие и история Церкви в Византии. В 1940 г., после смерти А. Эрхарда (автора разд. «Богословие» в труде К. Крумбахера «История византийcкой литературы», 1897), Б. было предложено написать отдельную монографию по истории визант. богословия. Он активно стал заниматься этим проектом с 1951 г., а в 1959 г. увидел свет его фундаментальный труд «Церковь и богословская литература в Византийской империи», не утративший своего значения и по сей день. В отличие от очерка об отдельных жанрах богословской лит-ры Эрхарда книга Б. содержит самостоятельные части, посвященные «имперской Церкви» и ее организации, литургии (в ее сир., егип. и к-польском вариантах) и агиографии, богословию византийцев (на основных этапах его эволюции) и собственно истории богословской лит-ры византийцев. Обращаясь в этой работе к истории богословской науки, Б. подчеркивал, что «вклад (России.- И. Ч.) в богословскую византинистику в это время (XIX - нач. XX в.- И. Ч.) много значительнее, чем это повсеместно допускается». Кн. «История православной Церкви в Византийской империи» (1980), объединившую в существенно переработанном виде опубликованные им в 1962-1973 гг. визант. разделы «Справочника по истории Церкви» (Handbuch der Kirchengeschichte / Hrsg. H. Jedin), отличают от предшествующих трудов Б. не только изменение ряда оценок конкретных событий и персонажей, но и эволюция в понятийном аппарате, напр., переход от искусственного понятия «византийская Церковь» к понятию «православная Церковь в империи», отказ от определения «Великая схизма 1054 г.» в пользу представления о том, что «формальный раскол между двумя Церквами едва ли может быть констатирован» в 1054 г. (Geschichte der Orthodoxen Kirche. S. 147). В круг научных интересов Б. входили и отдельные темы, связанные с историей Церкви и богословием, отразившиеся в статьях о монашеской хронике (1965), «О Церкви и клире в государственной жизни Византии» (1966), «Образование и богословие в раннесредневековой Византии» (1966), о политических нормах визант. миссионерства (1967), в докладах, прочитанных на заседаниях Баварской АН, о соотношении визант. иконы с правосл. богословием и народным благочестием (Von der Fragwürdigkeit der Ikone, 1975), о проповедях свт. Григория Богослова (Rede als Kunst und Bekenntnis: Gregor von Nazianz, 1977), «Византийцы и их потусторонний мир» (1979). Занимаясь богословской и церковно-исторической проблематикой, Б. не избегал нетрадиц. постановки известных в науке вопросов и обращения к темам, казавшимся маргинальными, как это было в случае с его последней кн. «Об обхождении с еретиками: вера простых людей и власть богословов» (1993).
Наряду с богословской и церковно-исторической проблематикой социальная история Византии принадлежала к излюбленным темам его творчества, при этом Б. обращался уже в 60-х гг. ХХ в. к вопросам, к-рые разрабатывались почти исключительно учеными социалистических стран: напр., социальная история столицы Византийской империи. В истории визант. лит-ры Б. особенно привлекали проблемы ее доступности для населения империи, чему посвящен написанный им разд. «История рукописной традиции византийской литературы» в сб. «Рукописная традиция античной литературы и Библии», а также ст. «Читательский круг византийской народной литературы» (Leserkreis der byzantinischen Volksliteratur, 1975). Занятия визант. лит-рой на народном языке увенчались изданием «Истории византийской народной литературы» (1971). Б. также занимал вопрос о том, как сами византийцы относились к собственной (в т. ч. богословской) лит-ре: опубликованная им в серии изданий докладов заседаний Австрийской АН ст. «Литературное творчество византийцев» с подзаголовком «Пути к его пониманию» (1974) содержала не только призыв оценивать «каждую литературу… по ее наилучшим достижениям», но и признание в том, что постижение визант. лит-ры предполагает «преодоление многовековых предубеждений», к-рые со времен раскола христ. Европы на рубеже XII-XIII вв. сделали визант. лит-ру малопонятной для Запада.
Будучи концептуально мыслящим исследователем, Б. пытался решать вопрос о тех параметрах, к-рые определяли Византию как самобытное историческое явление в истории христ. гос-в средневековья. В его докладе на Международном конгрессе византинистов в Афинах (1976) была впервые сформулирована (опубл.: Византинистика сегодня. 1977), а позже развернута обстоятельнее (в кн. «Византийское тысячелетие», 1978) концепция «политической (в аристотелевском смысле государственной.- И. Ч.) ортодоксии», предполагающая гос. (т. е. имп.) ответственность за чистоту правосл. веры и благоденствие империи и одновременно легитимацию имп. власти Православием. Наряду с развернутым изложением проявлений и форм бытования этого феномена в визант. об-ве «Византийское тысячелетие» содержит и обобщающие очерки, посвященные богословию, монашеству, вере византийцев.