[Кит.- «престарелый мудрец/престарелый младенец/старик-младенец/учитель Лао»], древнекит. философ, основоположник даосизма (наряду с Хуан-ди). Сведения о Л.-ц. малочисленны и недостоверны, часть совр. ученых считает личность Л.-ц. легендарной. Синологи, к-рые характеризуют Л.-ц. как историческую личность, основываясь на текстологическом анализе, полагают, что он жил не раньше IV-III вв. до Р. Х. Идеи Л.-ц. оказали влияние на развитие не только даосизма, но и всей китайской философии.
Наиболее ранние сведения о Л.-ц. содержатся в гл. «Тянься» («Поднебесная») трактата «Чжуан-цзы» и гл. «Жизнеописание Лао-цзы» в «Исторических записках» Сыма Цяня (II-I вв. до Р. Х.). Согласно им, Л.-ц. звали Ли Эр, Лао Дань или Ли Боян. Он род. в кон. VII в. до Р. Х. в дер. Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царства Чу (ныне пров. Хэнань), был хранителем б-ки в царстве Чжоу. Там состоялась его встреча с Конфуцием, который был младше его. Конфуций почтительно беседовал с ним и был восхищен мудростью и знаниями Л.-ц. Затем Л.-ц. ушел со службы и поселился в уединении. В конце жизни, разочаровавшись в возможности реализации своего учения в Китае, на буйволе белой масти Л.-ц. отправился на Запад. Был задержан на пограничной заставе ее начальником Инь Си (Гуань Инь-цзы) и по его просьбе написал трактат из 2 частей «Дао дэ цзин», в к-ром изложил свое учение.
В эпоху правления династии Хань (206 г. до Р. Х.- 220 г. по Р. Х.) личность Л.-ц. была мифологизирована. Он был объявлен воплощением Дао, существовавшим прежде Неба и Земли. С этого времени складывается традиция почитания его под именем Лао-цзюнь («престарелый государь»). Согласно ей, Л.-ц. неоднократно воплощался на Земле как мудрый наставник государей, в т. ч. и «Желтого императора» Хуан-ди. В 165 г. имп. Хуан-ди (132-168) приказал совершить жертвоприношение на родине Л.-ц.- в уезде Ку, а год спустя - во дворце.
Во II в. возникло учение «Чжэнъи [дао]» («[Путь] Истинного единства»), основанное Чжан Даолином (Чжан Лин, жил между 34 и 156). Считалось, что Л.-ц. (Лао-цзюнь) явил ему откровение и назначил его своим наместником на Земле с титулом «Небесный наставник» (тяньши), к-рый передается по наследству в роде Чжан. Школа существует до наст. времени.
В эпоху проникновения буддизма в Китай (первые века по Р. Х.) распространилась доктрина «просвещение варваров» (хуа ху). Считается, что она возникла в буддийской среде с целью придания буддизму кит. происхождения. Существует неск. ее версий: согласно одной из них, Л.-ц. проповедовал свое учение Будде, к-рый видоизменил его, согласно другой - Л.-ц. был отцом Будды. По мере распространения и развития буддизма в Китае доктрина была в значительной степени забыта. В рамках концепции «Трех учений» (сань цзяо) конфуцианство, даосизм и буддизм имеют равную мировоззренческую ценность и дополняют друг друга.
В эпоху Шести династий (229-589) Л.-ц. наряду с Изначальным Небесным владыкой (Юань-ши тянь-цзунь) и Небесным владыкой чудесной драгоценности (Лин-бао тянь-цзунь) стал почитаться как божество из «Триады чистых» (сань цин).
В средние века Л.-ц. приписывалось авторство значительного числа канонических текстов Даосского канона («Дао цзан»). В эпоху Тан (618-907) почитание Л.-ц. приобрело особый размах: он был объявлен предком императоров правящей династии по фамилии Ли, по всему Китаю возводились святилища, где совершали жертвоприношения в его честь, ему присваивали различные титулы и звания.