[Лаосская Народно-Демократическая Республика; ЛНДР], гос-во в Юго-Вост. Азии. Расположено в центре п-ова Индокитай. Выхода к морю не имеет. На западе граничит с Таиландом. на севере - с Китаем и Мьянмой, на востоке - с Вьетнамом, на юге - с Камбоджей. Территория - 236,8 тыс. кв. км. Столица - Вьентьян (946 тыс. чел., 2014). Крупные города (тыс. чел., 2014): Саваннакхет (офиц. Кейсон-Фомвихан; ок. 120), Паксе (ок. 90), Луангпхабанг (ок. 50). Официальный язык - лаосский. Административно-территориальное деление: 16 провинций и столичный город центрального подчинения Вьентьян. Л.- член ООН (1955), Движения неприсоединения (1955), МВФ (1961), МБРР (1961), АСЕАН (1997), ВТО (2013). География. Значительную часть территории Л. составляют горные районы. Возвышенный, изрезанный речными долинами рельеф снижается к югу, где расположены плато и аллювиальные долины. Основная водная артерия - Меконг. Климат субэкваториальный муссонный. На его условия оказывают влияние сезонная смена ветров и особенности рельефа. Различаются жаркий влажный (май-окт.) и прохладный сухой (нояб.-апр.) сезоны. Средняя температура января от 15°C на севере (в горах бывают заморозки) до 23°C на юге. Летом температура воздуха повсеместно высокая (в июле 28-30°C). Годовое количество осадков от 1300-1700 мм на равнинах, до 3700 мм в горах. Неравномерность выпадения и распределения осадков, частые засухи и наводнения обусловливают зависимость земледелия от ирригации и мелиорации. Л. находится в зоне тропических муссонных лесов, в горных и нек-рых равнинных районах распространены вечнозеленые широколиственные муссонные леса. В ряде районов имеются сухие муссонные леса и саванны.
Л., по офиц. данным на 2014 г., составляло ок. 6,8 млн чел. (по оценочным данным на 2015 -6,9 млн чел.). Этнический состав: лао - 55%, кхмоу - 11, хмонг - 8, вьетнамцы и др.- 26%. Согласно оценочным данным на 2015 г., среднегодовой прирост населения составил 1,55%; рождаемость - 24,25 чел. на 1 тыс. жителей, смертность - 7,63 на 1 тыс. жителей; показатель фертильности - 2,82 ребенка на 1 женщину; детская смертность - 52,97 на 1 тыс. новорожденных; средняя продолжительность жизни - 63,88 года (мужчины - 61,88, женщины - 65,95). В возрастной структуре населения доля детей до 14 лет составляет 34,1%; лиц в возрасте от 15 до 64 лет - 62,1; лиц старше 64 лет - 3,8%. Средняя плотность населения - 28,73 чел. на кв. км. Городское население составляет 38,6%.
Л.- унитарное гос-во. Конституция принята 13-15 авг. 1991 г. (действует в редакции от 6 мая 2003). Форма правления - смешанная республика. Глава гос-ва - президент, избираемый 2/3 голосов депутатов парламента сроком на 5 лет. Президент назначает и освобождает от должности премьер-министра и членов правительства (с согласия Национального собрания). Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент (Национальное собрание). Состоит из 115 депутатов, избираемых всеобщим прямым тайным голосованием на 5 лет. Сессии Национального собрания созываются дважды в год. В период между сессиями парламента функции законодательного органа исполняет Постоянный комитет Национального собрания (возглавляет председатель, состоит из 7 членов, включая президента и вице-президента). Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром. Члены правительства назначаются президентом и утверждаются парламентом. Правительство подотчетно Национальному собранию. В Л. существует однопартийная политическая система. Правящая партия - Народно-революционная партия Лаоса.
По переписи 2005 г. и различным оценкам, 67% населения исповедуют буддизм. Ок. 2% - христиане (гл. обр. католики и протестанты), ок. 30% - приверженцы традиц. верований. Представители др. религий (ислам, даосизм и др.) немногочисленны.
Православие представлено в Л. в основном постоянно проживающими в стране иностранцами. Число местных жителей, принявших Православие, незначительно. Правосл. храмов нет, богослужения и требы совершаются в частных домах. Духовное окормление правосл. общины Л. осуществляет представитель РПЦ в Таиланде.
Действуют 4 апостолических викариата Римско-католич. Церкви: Вьентьян, Саваннакхет, Луангпхабанг и Паксе. По данным на 2014 г., численность католиков (в большинстве этнических вьетнамцев) составляет ок. 45 тыс. чел.
Крупнейшей протестант. орг-цией является Лаосская Евангелическая Церковь (76 общин, 16 тыс. чел.). Среди др. протестант. деноминаций в Л. действуют Плимутские братья (90 общин, свыше 13 тыс. чел.), адвентисты седьмого дня (АСД; 2 общины, ок. 300 чел.) и др. Точная численность последователей различных протестант. церквей неизвестна: по нек-рым оценкам, она составляет до 100 тыс. чел.
Ислам в Л. распространен в основном среди иностранцев, постоянно проживающих в стране, его исповедуют ок. 400 чел.
Буддизм тхеравады исповедует большинство населения Л., при этом значительная часть является буддистами лишь номинально, совершая традиц. обряды и придерживаясь нек-рых моральных принципов и обычаев буддизма. На территории Л. буддизм появился в I тыс. по Р. Х., стал господствующим религ. учением с сер. XIV в. Наибольшего подъема достиг в XVII в. К кон. XIX в. оказался в кризисе. Его возрождение началось с приходом франц. колонизаторов, считавших, что буддизм - залог мира и политической стабильности. К сер. XX в. он приобрел особое влияние в стране под покровительством короля. По 1-й Конституции Л. 1947 г. буддизм получил статус офиц. религии. С образованием ЛНДР фактически отделен от гос-ва, однако социализация буддийской общины (сангхи) усилилась, а ее роль в обществе возросла. В наст. время сангха, известная под названием Лаосская буддийская ассоциация (ЛБА), объединяет всех буддийских монахов страны; их численность составляет от 15 до 22 тыс. чел. ЛБА входит в состав Фронта национального строительства Лаоса (ФНСЛ), имеет своих представителей во всех отд-ниях и в ЦК ФНСЛ. Помимо культурно-религ. миссии сангха выполняет просветительскую, здравоохранительную и миротворческую функции. К нач. ХХI в. насчитывалось 86 буддийских школ, в т. ч. 63 начальные, 21 неполная средняя и 2 полные средние, в к-рых обучались ок. 7 тыс. монахов и послушников.
Новые религиозные движения представлены Бахаи религией, получившей в Л. офиц. регистрацию. Численность ее последователей составляет ок. 8,5 тыс. чел.
Анимизм распространен среди племен алак, брао, маконг и др.
В основе политики правящей партии и правительства ЛНДР в отношении религии лежат сформулированные на съезде Народно-революционной партии Лаоса в 1972 г. положения, такие как уважение свободы совести и вероисповедания; уважение прав верующих на отправление культа и прав священнослужителей заниматься культово-религ. деятельностью; неприкосновенность всех культовых сооружений; обязанность всех верующих и священнослужителей вносить вклад в дело служения нации и соблюдать законы народной власти. В действующей Конституции ЛНДР зафиксирована свобода совести, все граждане страны независимо от пола, социального статуса, образования, вероисповедания и этнической принадлежности равны перед законом (ст. 35), имеют право исповедовать или не исповедовать религ. учения (ст. 43). «Государство уважает и защищает любые законные действия буддистов и представителей остальных вероисповеданий, поощряет и привлекает участие буддийских монахов, послушников и служителей других вероисповеданий в проектах, которые благотворны для страны и для народа» (ст. 9). Конституция запрещает любые действия, ведущие к розни и расколу общества на религ. основе. Вопросы религии и деятельность религ. орг-ций курирует ФНСЛ, роль которого закреплена постановлением правительства от 5 июля 2002 г. № 92 «О контроле и защите религиозной деятельности в ЛНДР».
Данное постановление, принятое под давлением зап. стран и правозащитных орг-ций, легализует ряд ранее преследовавшихся видов религ. деятельности и обеспечивает защиту основных прав верующих, в т. ч. право на пропаганду религ. учений, на проведение молитвенных собраний, строительство религ. сооружений, а также на поддержание контактов и получение помощи от единоверцев из-за рубежа. Представители всех конфессий в свою очередь обязаны уважать конституцию и законы ЛНДР, а их объединения должны зарегистрироваться в ЦК ЛНДР.
Реальная практика правоприменения в сфере религии свидетельствует о случаях отхода от данных принципов. Органам власти на местах даны значительные полномочия, что при отсутствии контроля и низком уровне образования местных администраторов нередко приводит к злоупотреблениям и нарушениям законодательства. По-прежнему правом совершать религ. обряды пользуются лишь представители официально признанных и зарегистрированных религий: буддизма, католицизма, ислама, бахаизма и 2 протестант. деноминаций - евангелистов и адвентистов седьмого дня. Проповедники и верующие др. протестант. церквей и сект подвергаются преследованиям.
Следы обитания человека на территории Л. отмечаются со времен палеолита и подтверждают, что она входила в ареал хоабиньской и донгшонской культур. В неолитический период жители долины среднего Меконга переходят к рисоводству. Самые древние мегалитические памятники в стране, созданные ее австронезийскими первонасельниками, находятся в сев.-вост. провинциях Хуапхан и Сиангкхуанг. Примерно с VII в. до Р. Х. начинаются регулярные миграции на п-ов Индокитай тайских народов, к к-рым относятся и лао. Этот процесс продолжался до XIII в. по Р. Х., и его результатом стало т. н. вертикальное расселение этнических групп. Народности мен, мяо и яо, именующиеся лаосунг (лаосцы горных вершин), обосновались на высотах 1000-1500 м над уровнем моря; представители мон-кхмерской языковой семьи - лаотенг, или лаосцы горных склонов, обитают на средних высотах - 700-1000 м, лаолум (лаосцы долин), составляя более 2/3 совр. населения страны, занимают низинные местности.
С VIII в. по Р. Х. известно первое на территории совр. Л. гос. образование - королевство Вентан (др. название - Полу; иногда ассоциируют с кхмерским гос-вом Ченла, известным с VI в. по Р. Х.), к-рое позже вошло в состав Кхмерской империи (Камбуджадеша). В сер. VIII в. в среднем Меконге, в районе совр. г. Луангпхабанг, зафиксировано гос. образование Суа, которое, как и близлежащие территории, вплоть до XIV в. входило в зону военно-политического контроля сиамского гос-ва Сукхотхай. Ряд восточнолаосских княжеств той эпохи подвергались нападениям со стороны вьет. гос-ва Дайвьет.
В XIV в. старший сын правителя Суа принц Фангум (Фа Нгум) объединил под своей властью земли по обе стороны среднего течения Меконга в единое гос-во Лансанг, существовавшее с 1353 по 1707 г. на значительной территории совр. Л. и части Сев. Таиланда. Фангум (правил Лансангом в 1353 - ок. 1371) активно поддерживал проникновение буддизма тхеравады на подвластные ему земли из Кхмерской империи, где был обретен палладиум Л.- статуя Будды Пхабанг; приглашали монахов, распространяли тексты канона Трипитака. В XV в. в Лансанге не была достигнута необходимая для создания единого гос-ва степень централизации и господствующими оставались вассально-даннические отношения периферии с центром. Стабилизация и усиление центральной власти отмечены с нач. XVI в., когда при монархах Висунарате (ок. 1500-1520) и Потисарате (1520 - ок. 1548) стремительно вырос авторитет буддизма, были изданы указы о запрете поклонения индуистским божествам и духам анимистического пантеона. К середине века лаосцы овладели речными долинами в районе среднего течения Меконга, которые стали единым целым в хозяйственном и политическом отношениях. Окрепла социально-этническая общность этих районов и усилилось их культурно-идеологическое единство. В 1563 г. столица была перенесена во Вьентьян. Во 2-й пол. XVI в. Лансанг отразил вторжения войск из соседних стран. В нач. XVII в. наступило время затяжных междоусобных войн, к-рое при победившем в них кор. Сулиньявонгсе (1637 - ок. 1694) сменилось периодом наивысшего развития: был проведен ряд реформ, направленных на централизацию гос-ва и укрепление монархической власти, включая установление верховной собственности короля на землю; велась активная торговля с соседями (экспортировали золото, ткани, бензойную смолу, мед); развивалась культура. На период правления Сулиньявонгсы приходится установление первых контактов с европейцами и ознакомление местных жителей с христ. учением. В 1641 г. купец Нидерландской Ост-Индской компании Г. ван Вёйстхофф, пытаясь открыть новый торговый путь по р. Меконг, проник в гос-во Лансанг, где был благосклонно принят при королевском дворе во Вьентьяне. После смерти Сулиньявонгсы в результате борьбы за престол произошел раскол гос-ва Лансанг на 3 лаосских королевства (в 1707 - Луангпхабанг и Вьентьян, от последнего в 1713 отделилось гос-во Тямпасак), сохранявших до прихода франц. колонизаторов формальную независимость, но фактически находившихся в сфере влияния Сиама.
Расположенные в центре Индокитайского п-ова, на пересечении дорог из Юго-Вост. Азии в остальные регионы Азии, а также граничившие с Мьянмой (Бирмой), Китаем, Вьетнамом, Камбоджей и Таиландом, ослабленные и разобщенные лаосские гос-ва оказались втянутыми в сферу политических и экономических интересов не только соседних, но и заморских держав. В кон. XIX в. территория совр. Л. как удобный географический и стратегический район привлекла внимание Франции и в 1893 г. стала частью ее колониальных владений, а в 1898-1899 гг. протекторат Французский Лаос на особых правах вошел в состав Индокитайского союза, включавшего также Вьетнам и Камбоджу. В 1904 г. на королевский трон Л. был посажен принц Сисавангвонг (Сисаванг Вонг; 25 марта 1904 - 29 окт. 1959) из лояльной к французам луангпхабангской династии. Главой правительства стал сводный брат Сисавангвонга принц Пхетсалат (Пхетсарат Ратанавонгса), к-рый ведал, в частности, назначением всех лаосских управленческих кадров. Т. о., местная администрация страны в основном заполнялась представителями его клана. Франц. управление в колониальном Л. сохранялось в период японской оккупации в годы второй мировой войны и действовало до 1954 г. В 30-40-х гг. ХХ в. в Л. ускорился процесс формирования новых слоев общества - интеллигенции, мелкой буржуазии, бюрократии, а также наемных рабочих, занятых на шахтах, плантациях, строительстве дорог. Общенациональную борьбу с франц. колониализмом и национально-освободительное движение народов Вьетнама и Камбоджи возглавило руководство Компартии Индокитая (КПИК). После того как японцы в марте 1945 г. ликвидировали франц. колониальную администрацию, а вскоре и сами были изгнаны из Л., было создано Временное правительство, к-рое 12 окт. 1945 г. провозгласило независимость страны, дав ей название Патхет Лао (Страна Лао). Кор. Сисавангвонг, отказавшийся признать временную конституцию и Временное правительство, был низложен, но монархия официально сохранялась.
Весной 1946 г. началось вторичное завоевание Францией территории Л., что явилось прологом индокитайской войны 1946-1954 гг. Колонизаторам удалось подавить сопротивление местного населения, восстановить 23 апр. 1946 г. на престоле Сисавангвонга и заключить ряд соглашений с королевским правительством Л., согласно к-рым страна получила внутреннюю автономию в рамках Французского союза, конституцию и основы парламентского строя при наличии многопартийной системы. Временное правительство Патхет Лао эмигрировало в Таиланд (Сиам), оставив в лесных и горных районах партизанские группы орг-ции Лао Итсал, одним из руководителей к-рой был принц Суфанувонг (Супханувонг), младший единокровный брат Пхетсалата. Командиром 1-го отряда, ставшего прообразом Национально-освободительной армии Л., был Кейсон Фомвихан (13 дек. 1920 - 21 нояб. 1992). К сер. 1950 г. на востоке Л. появляются крупные районы на границе с Вьетнамом, подконтрольные национально-освободительным силам. Здесь формируются Фронт свободного Л. и правительство сопротивления, возглавляемые Суфанувонгом. К кон. 1953 г. Фронт свободного Л. взял под свой контроль значительную часть территории Сев. и Центр. Л. Не имея возможности остановить освободительное движение, правительство Франции 22 окт. 1953 г. признало Л. независимым государством. Военно-политическое поражение колониальной Франции стало окончательно очевидным после битвы при Дьенбьенфу (Сев. Вьетнам), закончившейся 7 мая 1954 г. капитуляцией франц. войск перед Вьетнамской народной армией. В результате Женевских соглашений 1954 г. было заключено перемирие, с территории Л. выведены как вьетнамские, так и франц. войска и установлено разграничение сил, но бывшие колонизаторы сохранили 2 военные базы и оставили в стране ок. 1,5 тыс. офицеров и унтер-офицеров для обучения королевской армии.
В первые годы независимости наблюдалось неустойчивое равновесие правящих сил - королевского правительства и Патхет Лао. После 1954 г. наметилась консолидация левого движения в Л. На базе лаосской секции КПИК оформляется Народная партия Лаоса (впосл. переименованная в Народно-революционную партию Лаоса (НРПЛ)); в 1956 г. под ее руководством был создан Нео Лао Хаксат - Патриотический фронт Лаоса (ПФЛ). В 1957 г. председатель ЦК ПФЛ принц Суфанувонг и его единокровный брат премьер-министр королевского правительства принц Суванна Фума (Суванна Пхума) подписали Совместное коммюнике и Заключительную декларацию, где было зафиксировано решение о создании правительства национального единства. Коалиционное правительство просуществовало лишь 3 года, и после переворота 1960 г. в стране произошел раскол на 3 политические силы (левые (ПФЛ), нейтралисты во главе с Суванной Фумой и правая группировка). Каждая из них контролировала определенную территорию и враждовала с остальными, продолжались боевые действия. Время от времени достигались перемирия, образовывались коалиционные правительства, либо свергаемые в ходе очередного путча, либо раскалывающиеся. В этот период состоялся ряд Женевских конференций с участием 14 гос-в, также велись переговоры в Париже и в Сиангкхуанге, на к-рых попытались добиться мирного урегулирования в Л., но создаваемые в стране коалиционные правительства были недолговечными, а открытое вмешательство США и войск сайгонского режима лишь усугубляли ситуацию. Резкое обострение военного противоборства произошло в 1969 г. В сражениях против войск Патхет Лао, особенно в зоне прохождения «тропы Хо Ши Мина», на стороне правительственных войск участвовали таиландские наемники и подразделения сайгонской армии, к-рые вели боевые действия при активной поддержке амер. авиации и артиллерии. В общей сложности за 1964-1971 гг. на подконтрольные ПФЛ районы Л. американцы сбросили ок. 3 млн тонн бомб. Тем не менее радикализирующийся ПФЛ добивался все новых успехов. В 1973 г., когда он контролировал основную часть страны, а под властью королевского правительства оставались лишь Вьентьян и прибрежная полоса Меконга, было достигнуто Вьентьянское соглашение, по к-рому прекращались любые военные действия, включая американские бомбардировки Л., был запрещен ввоз в страну иностранного военного снаряжения и ввод персонала, нейтрализованы Вьентьян и Луангпхабанг. Были сформированы Временное правительство национального единства (ВПНЕ) во главе с Суванной Фумой и Национальный политический коалиционный совет (НПКС), председателем к-рого стал Суфанувонг. Началась работа по формированию местных органов власти и подготовка выборов в парламент. В окт.-нояб. 1975 г., уже после победы Вьетнама во 2-й индокитайской войне (кон. 50-х XX в.- 1975), когда страну покинул амер. военный персонал и были распущены проамер. «войска специального назначения», прошли всеобщие выборы, где победили представители ПФЛ. Из подполья вышла НРПЛ и провела Национальный конгресс народных представителей, в котором участвовали 264 делегата. 2 дек. 1975 г. конгресс упразднил монархию и провозгласил ЛНДР. Была принята отставка ВПНЕ и НПКС и образовано Верховное народное собрание (ВНС) в составе 44 депутатов. Президентом ЛНДР и председателем ВНС стал Суфанувонг, премьер-министром нового правительства был назначен генсек НРПЛ Кейсон Фомвихан. Бывш. глава правительства Суванна Фума получил почетный, но не влияющий на принятие политических решений пост советника премьер-министра. Были утверждены гос. герб, флаг и гимн ЛНДР, принята Декларация с изложением основных целей и задач нового лаосского гос-ва.
После установления республиканского строя начался период восстановления народного хозяйства, перестройки действующих архаичных социальных институтов и отношений, особенно в аграрной и национальной сферах, вовлечения широких слоев населения в общегос. деятельность. К осени 1976 г. были прекращены вооруженные выступления и преодолены последствия организованной Таиландом экономической блокады ЛНДР. Создавались органы новой власти, реконструировалась система юстиции и финансов. Была принята программа социалистического переустройства общества, связанная с развитием государственного и кооперативного секторов. Была проведена национализация природных ресурсов, энергетического и дорожного хозяйства, значительной части промышленных и торговых предприятий, банковского сектора; установлен строгий государственный контроль; начался переход к массовому кооперированию крестьян. В ходе реализации этой программы проявилось стремление властей к неоправданно быстрым форсированным темпам преобразований, к введению принудительных форм объединения крестьян, запретов и ограничений на различные формы частного предпринимательства. Низкие закупочные цены на рис, обременительный сельскохозяйственный налог и принудительные изъятия у крестьян части урожая привели к возникновению в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. острого социально-экономического и политического кризиса, который проявился в виде резкого спада производства в промышленности и в сельском хозяйстве, в массовом сопротивлении крестьян политике коллективизации и в росте эмиграции и числа беженцев. В 1982 г. состоялся III съезд НРПЛ, на к-ром был провозглашен отказ от политики директивного форсирования темпов социально-экономических преобразований, переход к комплексу поэтапных мер, рассчитанных на вывод страны из состояния отсталости, и положено начало качественно новой политике гос-ва, направленной на стимулирование и активизацию экономической деятельности всех слоев населения. Большинство прежних кооперативных хозяйств были распущены, стали создаваться новые формы объединения крестьян в сфере промысловой и снабженческой кооперации, в т. ч. и путем предоставления им кредитной и экономической помощи; была модернизирована структура хозяйственно-управленческого аппарата. Благодаря принятым мерам наметился рост промышленного производства, улучшилось товарное снабжение городов, снизилась эмиграция и безработица.
В февр. 1979 г. состоялся II съезд ПФЛ, где он был переименован в ФНСЛ. В его состав вошли патриотически настроенные профсоюзы, молодежная и женская орг-ции, представители буддийской общины; были поставлены задачи мобилизации крестьянства на путь кооперирования, воспитания молодежи в соответствии с идеологическими установками НРПЛ, обеспечения равноправия женщин, укрепления национального единства всех народностей и этнических групп. В сент. 1987 г. состоялся II съезд ФНСЛ. Были внесены изменения в его устав, состав ЦК ФНСЛ был расширен и обновлен более чем наполовину. Была обозначена роль Фронта как координатора деятельности всех массовых орг-ций страны, проводника курса партии и правительства среди всех слоев населения республики. Особое внимание стали уделять межнациональным отношениям. Во 2-й пол. 80-х гг. XX в. наметился переход к радикальным рыночным реформам, включающим либерализацию экономики и формирование рыночной модели развития. Была создана либеральная законодательная система, и в 1994 г. пакетом важнейших законодательных актов были введены либеральные формы управления хозяйством, социальных и земельных отношений, гражданских прав, внешнеторговых связей, взимания налогов, создания и функционирования коммерческих банков и проч. Все эти изменения привели к заметному улучшению экономики страны, росту национального благосостояния, улучшению платежного баланса и уменьшению зависимости от иностранной помощи. В 1997 г. Л. вступил в АСЕАН, что также способствовало дальнейшим позитивным сдвигам в экономическом и социальном развитии. К кон. ХХ в. экономический рост стабилизировался на уровне 7-8% в год, в 10 раз снизился индекс роста потребительских цен, вдвое (со 135 до 270 долл. США) вырос среднегодовой доход на душу населения.
В стране сохраняется политическая и социальная стабильность при наличии однопартийной системы и коммунистической идеологии. Регулярно проходят съезды НРПЛ и ФНСЛ, на к-рых подтверждается приверженность социалистическому пути развития. Обеспечена мирная преемственность в передаче власти. Первых лидеров ЛНДР сменили в 1992 г. Кхамтай Сипхандон (род. 8 фев. 1924) как генсек НРПЛ (1992-2006) и Нухак Пхумсаван (9 апр. 1910 - 9 сент. 2008) как президент страны (1992-1998). В 1998 г. Кхамтай Сипхандон, сохраняя должность генсека НРПЛ, стал одновременно президентом страны, а с 2006 г. посты генерального секретаря НРПЛ и Президента ЛНДР занимает Тюммали Сайнясон (род. 6 марта 1936). Новый импульс экономическим преобразованиям придал состоявшийся в марте 2006 г. VIII съезд НРПЛ, к-рый обобщил результаты 20-летнего социалистического развития страны и подтвердил курс на формирование народно-демократического режима. Были подтверждены 6 базовых принципов: защита социалистической идеологии; утверждение ведущей роли НРПЛ как единственной политической партии; поддержка принципа демократического централизма; утверждение народно-демократической диктатуры; неприятие политического плюрализма; полный отказ от многопартийной системы.
Первые свидетельства проникновения христианства на территорию совр. Л. относятся к сер. XVII в. В 1642 г. пьемонтский миссионер-иезуит Джованни Мария Лериа, как и незадолго до него голл. купец Г. ван Вёйстхофф, плывя из Камбоджи по р. Меконг, достиг юж. территорий гос-ва Лансанг, где провел 5 лет без видимых результатов обращения местного населения в христианство. Лериа покинул страну в дек. 1647 г., отправившись сухопутным путем в Дайвьет (ныне Вьетнам). Отчет о его путешествии, впервые опубликованный в 1663 г. на итальянском языке, а через 3 года - на французском, стал первым в Европе сравнительно подробным письменным свидетельством о существовании государства Лансанг. При всем интересе к буддизму Лериа обвинил буддийских монахов в том, что они препятствовали свободно вести проповедь и упорствовали в нежелании принять христианскую истину. Первый апостолический викарий Сиама (ныне Таиланд) Луи Лано (1669 или 1673-1696) обратил в христианство расположенную в этой стране лаосскую деревню. Вдохновленный успехом, он составил миссиологический документ «Инструкции для миссионеров в Лаосе» и направил туда неск. проповедников. Однако Сиамская революция 1688 г. прервала прозелитическую деятельность в Л., о к-рой вплоть до сер. XIX в. практически ничего не известно. В 1858 г. апостолический викарий Римской курии в Камбодже Жан Клод Миш (1850-1864; в 1864-1869 администратор) поручил 2 членам Парижского общества заграничных миссий проповедовать в Л. Затем миссионерская деятельность велась под рук. апостолического викария Вост. Сиама Жана Луи Вея (1875-1909), к-рый также направил в Л. неск. членов Парижского об-ва заграничных миссий. Однако до вхождения лаосских гос-в во франц. колониальную империю в 1893 г. католич. проповедь приносила лишь незначительные результаты. По инициативе Ж. Л. Вея 4 мая 1899 г. папским декретом образован Лаосский апостолический викариат, охвативший Л. и Вост. Сиам, где насчитывалось ок. 8 тыс. католиков и 2 тыс. катехуменов (оглашенных). Ввиду большого авторитета буддизма и традиц. верований, а также тяжелых природно-климатических условий для проповедников обращения были немногочисленны, в основном среди равнинных лао, проживавших в долине р. Меконг и в определенных пограничных с соседними странами провинциях. Среди городского населения католиками были преимущественно вьетнамцы. Лишь в 1929 г. католич. миссионерам удалось проникнуть вглубь страны - в сев. районы Л., вокруг священного г. Луангпхабанг.
С 50-х гг. XX в. в связи с неудовлетворительными результатами проповеди среди лао католич. миссия все больше обращается к горным этническим меньшинствам, представители к-рых в 1970 г. составляли 21% от общего числа католиков в Л., а их катехумены - вплоть до 80% от общего числа новообращенных в стране. Иностранцы составляли значительную часть католич. населения Л.: вьетнамцы - 15%, китайцы - 1,2, французы - 1, амер. филиппинцы - 0,2%. Всего католиков в 1970 г. насчитывалось ок. 41,48 тыс. чел. В 1963 г. представитель народа лао был впервые посвящен в католич. священники, в 1974 г. др. коренной лаосец впервые возведен в сан епископа (вспомогательного епископа Вьентьяна).
К 1975 г. в Л. действовали 4 существующих и поныне апостолических викариата: Вьентьян (1938), Саваннакхет (основан в 1950 как апостолическая префектура в г. Тхакхэк; с 1958 апостолический викариат в г. Тхакхэк; в 1963 переименован в викариат в г. Саваннакхет), Луангпхабанг (1963), Паксе (1967). Первый из перечисленных был самый большой по количеству верующих, они составляли половину всех католиков страны. При коммунистическом режиме иностранные миссионеры были вынуждены покинуть страну, а христиане стали подвергаться преследованию. Особенно жестокие гонения на католич. общины были в викариате Луангпхабанг, к-рый с 1975 г. ввиду офиц. запрета на постоянное пребывание здесь викария управляется апостолическим администратором из г. Вьентьян. Церковное имущество викариата было конфисковано, из 3 существовавших здесь церквей одна была разрушена, другая преобразована в полицейский участок, а 3-я используется как жилое помещение. В наст. время апостолическому администратору разрешено посещать только 2 из 6 сев. провинций Л.
Первым протестантом-проповедником, посетившим Л., был пресвитерианец Дэниел Макгилврей (1828-1911), к-рый из сиамского г. Чиангмай совершил несколько поездок в Л. между 1872 и 1898 гг. В 1902 г. анабаптист. орг-ция «Швейцарские братья» начала под рук. Габриэля Контесса (14 июня 1878 - 8 июня 1908) миссионерскую работу в юж. районах Л. Они полностью перевели Библию на лаосский язык (впервые опубл. в 1932). В Сев. Л. протестантская миссия начала работу в 1929 г., когда в Луангпхабанг прибыл член Христианского и миссионерского альянса Дж. Э. Рофф (1 февр. 1905 - 14 сент. 2000). Он проповедовал в Л. вплоть до изгнания иностранных миссионеров в 1975 г.; за это время он перевел НЗ на лаосский язык, снабдил его перекрестными ссылками, глоссарием и словарем незнакомых и труднопереводимых терминов (опубл. в 1973). После второй мировой войны усилия протестант. проповедников активизировались; в 1957 г. при участии Христианского и миссионерского альянса и других протестант. миссий организована крупнейшая ныне в Л. протестантская орг-ция - Лаосская евангелическая церковь (ЛЕЦ), к-рая с 1967 г. стала членом Христианской конференции Азии. Появление в 1957 г. др. значимой протестант. деноминации в Л.- АСД - связано с деятельностью Р. Холла. К 1961 г. он и его последователи организовали церковь с 44 прихожанами, преимущественно из числа представителей народа мяо. К 1974 г. существовало 2 общины АСД с 87 членами.
С 1975 г. протестант. орг-ции понесли серьезный урон в связи с запретом иностранной миссионерской деятельности и гонениями на христиан. Мн. протестанты Л. принадлежали (и принадлежат) к этническим меньшинствам (кхмоу, хмонг, мяо, яо и проч.) и были обращены в результате деятельности иностранных миссионеров, в т. ч. из США, что вызывало дополнительные подозрения у офиц. властей страны. Протестанты активно проповедовали и занимались социальной работой среди многочленных беженцев как в самом Л., так и за его пределами.
С сер. 80-х гг. XX в. власти Л. стали снова признавать христианство как религиозное учение, условия для прозелитической и общественной деятельности христ. Церквей улучшились. Католиков насчитывалось ок. 30 тыс. чел., протестантов - ок. 15 тыс. чел. В 2000-х гг. укрепилось положение католич. общины в апостолическом викариате Луангпхабанг: в 2003 г. им было разрешено приобрести в городе землю для строительства резиденции епископа, а в 2005 г. в Банпонгванге впервые с 1975 г. был освящен новый католич. храм. Протестанты, в т. ч. АСД, интегрируются в общество через проведение социальных программ, включая организацию классов по изучению англ. языка. В 2000 г. был опубликован новый перевод Библии на лаосский язык, понятный для носителей всех его диалектов; в 2002 г. по инициативе орг-ции «Объединенные библейские общества» и ЛЕЦ специальный комитет из 7 экспертов перепроверил и подготовил перевод Библии в новой редакции, вышедший в свет в 2011 г.
Согласно офиц. переписи 2005 г., в Л. общее количество христиан составляло 84 750 чел. (примерно поровну протестантов и католиков). Тем не менее данные цифры считаются заниженными, т. к. мн. жители Л. скрывают свои истинные религиозные убеждения. По данным ФНСЛ, в наст. время количество жителей Л., исповедующих различные христ. конфессии, составляет порядка 150 тыс. чел.
Несмотря на проведенные в 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. реформы, в т. ч. по защите прав верующих, притеснения христиан со стороны гос-ва и общества полностью не прекратились. Были зарегистрированы случаи, когда власти лишали исповедующих христианство крестьян урожая, несколько протестантских пасторов были арестованы. Применение суровых мер против христиан усилилось с апр. 2011 г., когда представители народности хмонг, часть к-рой исповедует протестантизм, провели акцию протеста, жестко подавленную властями. Отмечались случаи разгона молитвенных собраний христиан, конфискации религ. лит-ры, ограничения прав верующих на образование.
Возникают конфликты между представителями автохтонных религий и нетрадиц. для данной местности конфессий, причем к последним относятся с предубеждением не только власти, но и местное население. Имеют место случаи принуждения представителей христ. конфессий участвовать в традиц. церемониях буддистского и анимистского характера, а отказ интерпретируется как попытка «внесения раскола в общество». Зафиксированы и др. многочисленные случаи нарушения прав верующих.
Начало офиц. присутствию РПЦ в Л. было положено в 2001 г., когда по результатам 1-го офиц. архипастырского визита в Таиланд митр. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева; ныне Патриарх Московский и всея Руси) было образовано Представительство РПЦ в Таиланде, руководителем к-рого был назначен игум. Олег (Черепанин; ныне архимандрит) с благословением духовно окормлять правосл. паству также в Л. и Камбодже (направлен в 1999, официально назначен в 2001).
В сент. 2011 г. группа прихожан правосл. храма в г. Паттая (Пхаттхая; в Таиланде) во главе с лаосским студентом С.-Петербургской ДС Тонгхамом (Антонием) Пхиаксаявонгом побывала в Л. для проведения ряда миссионерских встреч в дальних деревнях. Для местных жителей были произнесены проповеди на лаосском языке, исполнены некоторые правосл. богослужебные песнопения, прозвучал рассказ об иконопочитании. В окт. 2013 г. архим. Олег провел встречу с руководством ФНСЛ по поводу гос. регистрации РПЦ в Л., приобретения в церковную собственность участка земли и строительства правосл. храма во Вьентьяне. Однако офиц. власти Л. занимают очень жесткую позицию по вопросу допуска в страну новых деноминаций, и прогресс в переговорах по поводу регистрации РПЦ в наст. время отсутствует.