[осет. Хозита Майрам, Зруджи Майрам], один из наиболее древних христ. храмов на территории РФ. Расположен в Алагирском р-не Республики Сев. Осетия - Алания, в высокогорном Зругском ущелье, рядом с нежилым сел. Хозитикау, недалеко от с. Нар. Труднодоступное Зругское ущелье было частью исторической обл. Туалгом (груз. Двалети), по к-рой проходил важный транскавк. торговый и стратегический путь. Область населена осетинами, ассимилировавшими местные кавк. племена. На протяжении средневековья территория окормлялась Никозской епархией Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Культура Грузии влияла на население этого края. О З. х. сохранились упоминания в источниках XIX в.
З. х. построен из травертина, осадочного туфа местного происхождения («ширими»), в традиц. технике бутовой кладки. Постройка представляет собой однонефную базилику (зальный храм) с полуциркульной апсидой, вписанной в общий прямоугольник плана; ее нерасчлененный объем был перекрыт двускатной кровлей. Декор скромен: наличники и архивольты над окнами и входом, на юж. стене блок с плетеным орнаментом. Единое внутреннее пространство храма делилось подпружными арками и 3-ступенчатыми пилястрами на 2 компартимента-травеи и неск. меньшую по ширине апсиду. Наос был перекрыт коробовым сводом, апсида - конхой; они освещаются высоко расположенными окнами. В основании конхи и в зап. отрезке свода наоса было заложено 4 крупных сосуда-голосника (сохр. южный в алтаре). Алтарная часть имеет повышение, на к-ром была установлена преграда. По сторонам апсиды расположены 2-ярусные пастофории, соединяющиеся проходами с алтарным пространством. Нижние пастофории освещаются выходящими на восточный фасад окнами; внутри под ними расположены консоли-престолы. В верхние, не имеющие окон помещения попадали по приставной лестнице. Единственный вход в храм традиционно для этого региона сделан с юга. До недавнего времени в храме сохранялись деревянные, обитые железными листами двери. К 2009 г. сооружение сильно разрушено: сохранились юж. стена и алтарная часть. Травертиновые блоки из кладки храма использованы при строительстве ограды. Памятник сильно пострадал во время наводнения в июне 2002 г.
По датировке В. Долидзе, сооружение построено в нач. XI в. (Долидзе. 1954), но, вероятно, храм мог быть возведен и неск. позже. Входит в группу зальных храмов, сооруженных у перевалов, ведущих из Грузии на Сев. Кавказ (напр., Датунский храм в Дагестане, Тхаба-Ерды, Алби-Ерды и Таргимский храм в Ингушетии). В Двалети помимо З. х. существовало еще неск. подобных построек - в Тли, Наре, В. Зарамаге, Кесатикау и др., заказчиками к-рых были представители местных богатых родов. Эти храмы, возведенные груз. строителями, имеют много аналогий в груз. зодчестве кон. X-XI в. (Эхвеви (Чала), Арбо, Дисеви и Ванати, Земо-Карабулахи, Сатхе, Жабеши).
Алтарная преграда (2-я пол. XII-XIII в.; Хворостова. 1990) имела один проход и по 2 плиты по сторонам; архитрав поддерживало 6 колонок. Основа преграды сложена из травертиновых блоков, покрытых слоем гипса, на к-рый нанесена резьба. Колонки собраны из отдельных гипсовых деталей и скреплены деревянной арматурой. Архитрав не сохранился, возможно, он был деревянным. Преграда примыкала к настенному покрытию, где сохранились пазы от архитрава. Техника резьбы по гипсу, примененная при сооружении преграды, встречается по всему Востоку; мотивы резьбы зругской преграды характерны для груз. культуры.
Стены были покрыты фресками, от к-рых в основном сохранился подготовительный рисунок: в апсиде - фрагменты святительского и апостольского чинов, на юж. стене читаются «Распятие», «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Встреча Марии и Елисаветы», отдельные фигуры святых, над входом - «Чудо св. Евстафия Плакиды». Снаружи в тимпане над входом был образ Спасителя или Богородицы с Младенцем (практически утрачен). Изображение мученицы (видимо, св. Варвары), находившееся на юж. пилястре, перенесено в музей во Владикавказе (СОГОМИАЛ). Расположение сцен подчинено распространенной в Грузии схеме, традиц. для визант. провинции. На подбор сюжетов повлияло, возможно, посвящение храма Богородице; региональные особенности проявились в выборе фигуры всадника св. Евстафия, широко почитавшегося на востоке византийского мира. Роспись датируется 2-й пол. XII в. (Вольская. 1954) и принадлежит к кругу фресковых комплексов XII - нач. XIII в. (Бетаниа, Вардзиа, Кинцвиси, Тимотесубани и др.).
Очевидно, что З. х. строился как главный христианский центр Зругского ущелья. По традиции вокруг сооружения совершались погребения. В более позднее время, как и в большинстве подобных памятников Сев. Кавказа, в почитании З. х. стали преобладать местные полуязыческие культы, вход внутрь постройки был запрещен, все ритуалы устраивались снаружи. К этому периоду относятся найденные археологами многочисленные вотивные предметы (бубенчики, бляшки, бусы, свинцовые пули, наконечники стрел и т. д.), а также черепа жертвенных животных, сложенные на ограде храма. О христ. этапе напоминает лишь название «Майрам», видимо отражающее первоначальное посвящение храма Богородице. Во 2-й пол. XIX в. юго-западнее руин древнего храма Обществом восстановления правосл. христианства на Сев. Кавказе был построен новый храм Успения Пресв. Богородицы (освящен в 1860). Это зальный храм со «вписанной» апсидой и с деревянным перекрытием; стены сложены из необработанного камня и практически не имеют декора. Подобные храмы есть во мн. осет. селениях, имевших свои приходы (напр., Цми, Нар, Галиат). Храм XIX в. ныне заброшен, древняя же постройка является местом паломничества, к-рое почитается осетинами до сих пор. Празднование «Хозита Майрам» приходится на Успение, но, по всей видимости, это не связано с изначальным посвящением, а является престольным праздником храма XIX в. Скопление могильных памятников к юго-западу от храмов относится к ХIX-XX вв.