Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЗРЗЕ
20, С. 397-399 опубликовано: 7 марта 2014г.


ЗРЗЕ

Свт. Григорий Богослов. Роспись притвора ц. Преображения Господня. 1368/69 г.
Свт. Григорий Богослов. Роспись притвора ц. Преображения Господня. 1368/69 г.

Свт. Григорий Богослов. Роспись притвора ц. Преображения Господня. 1368/69 г.
муж. мон-рь в честь Преображения Господня Преспанско-Пелагонийской епархии, кафедра еп. Иераклейского Климента, секретаря Св. архиерейского собора не признанной Поместными Православными Церквами Македонской Православной Церкви. Находится близ с. Зрзе, в 25 км к северо-западу от г. Прилеп (Республика Македония).

Однонефную ц. в честь Преображения Господня построил во время правления серб. кор. Стефана IV Душана (1331-1355) мон. Герман, его имя упомянуто в надписи (после 1400) над юж. входом в храм. Мон. Герман мог быть выходцем из Рашки и происходил из знатной семьи, к-рой З. принадлежал до кон. XIV в. Позже с запада к храму был пристроен притвор, где был похоронен ктитор Хайко (мон. Харитон), вероятно сын Германа. В 1368/69 г. притвор был расписан по заказу вдовы Хайко Феодоры и их сыновей Прибила и Приезды. По-видимому, это мирские имена будущих художников Пелагонийского митр. Иоанна и иером. Макария, к-рые были приближенными серб. кор. Марко Мрнявчевича (1371-1395; см. ст. Мрнявчевичи). После гибели кор. Марко и смерти митр. Иоанна иером. Макарий передал З. на попечение кмета (старосты) Константина и его сыновей Якова, Калояна и Димитрия. В нач. XVI в. мон-рь находился в запустении, затем был возобновлен. В 1538 г. чума унесла жизни 7 монахов, к 1544-1545 гг. в некогда многонаселенном З. осталось 6 монахов. В 1616 г. иером. Виссарион по заказу Стояна Петкова из с. Крапа написал Минею на февр. для нужд обители. Известны имена 2 игуменов З.- Дамаскин (1625; Стоjановић. Записи. Књ. 6. № 10128) и Петроний (1636; Там же. Књ. 4. № 6761). В это время к ц. Преображения была пристроена ц. святых апостолов Петра и Павла. Согласно преданию, на месте новой церкви албанцы убили пастуха, и поэтому она стала называться «пастушья». В 1791 г. З. захватили турки и осуществляли с его территории набеги с целью грабежа местного населения. В XIX в. к зап. стене ц. св. апостолов Петра и Павла была пристроена колокольня. В 1853 г. с целью исследования рукописей обитель посетил этнограф Стефан Веркович, а в 1899 г.- проф. Лазар Дума. После второй мировой войны русские монахини во главе со схиигум. Ириной возобновили мон-рь, восстановили пострадавшее от национализации хозяйство и создали б-ку рус. эмигрантской лит-ры. З. был жен. мон-рем до 1997 г.

Образ трехликого Христа. Роспись над алтарем ц. Преображения Господня. 1535-1545 г. Мастер Онуфрий
Образ трехликого Христа. Роспись над алтарем ц. Преображения Господня. 1535-1545 г. Мастер Онуфрий

Образ трехликого Христа. Роспись над алтарем ц. Преображения Господня. 1535-1545 г. Мастер Онуфрий

В 1963-1964 гг. близ З. был обнаружен памятник раннехрист. пластики, медный крест V-VI вв. Начавшиеся в 2008 г. на территории З. археологические раскопки показали, что монастырский комплекс некогда занимал площадь 7 тыс. кв. м. Тогда же под ц. Преображения Господня были обнаружены расписанный пещерный храм XII в. и 30 вырубленных в скале испосниц.

Первоначальная роспись ц. Преображения не сохранилась. В наст. время в живописи собора выделяется 2 слоя. Фрески 1-го слоя (1368/69), частично сохранившиеся в притворе, необычны по иконографии. На зап. стене вопреки традиции помещены обычно располагаемые в алтаре композиции «Гостеприимство Авраама», «Причащение апостолов» и сюжеты нижнего регистра «Ангел, дающий устав прп. Пахомию» и «Причащение прп. Марии Египетской». На сев. и юж. стенах помещены ветхозаветные сюжеты («Встреча Иакова с Иосифом», «Жертвоприношение Авраама») и сцены Страстного цикла (в т. ч. редкая и никогда ранее не включавшаяся в него композиция «Недреманное Око»). В нижнем регистре стен, отделенном от этих композиций рядом с поясными изображениями святых,- фигуры преподобных в рост. Уникально изображение святителей Василия Великого и Григория Богослова в одеяниях преподобных, редко встречающийся образ - мч. Варвара. Очевидно, к этому же слою живописи принадлежит композиция «Преображение Господне» в арке на внешней стене над входом в храм. Фрески выполнены в стиле «монашеской» живописи Македонии сер.- 2-й пол. XIV в. и отличаются подчеркнутой выразительностью и сосредоточенностью образов (Джурич. 2000. С. 246, 254). В XVII в. фрески были записаны, в 1962-1963 гг. проведены их расчистка и реставрация.

В 1535-1545 гг. основная часть храма была повторно расписана мастером Онуфрием. В нижнем регистре изображены вмч. Феодор Тирон и мч. Феодор Стратилат, в верхнем - сцены «Рождество», «Сретение» и др. из жизни Спасителя. Над алтарем находится редкий по иконографии образ 3-ликого Христа, перекликающийся с выполненными в традиции палеологовского искусства образами Христа Софии из ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1295), из ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Хиландаре (1318-1320), из ц. Преображения Господня в Зарзме (сер. XIV в.). В экзонартексе сохранились росписи 1-й пол. XVII в.: «Страшный Суд», «Житийный цикл свт. Николая Чудотворца» и «Христос Ангел Великого Совета».

В 1393/94 г. митр. Иоанн написал для иконостаса З. образ Христа Жизнодавца (ныне в Музее Македонии, Скопье), на к-ром Спаситель изображен монументально: Его фигура отличается «внутренним напором форм, напряженным и сияющим объемом, насыщенным глубоким колоритом» (Там же. С. 257). Икона близка к созданным митр. Иоанном фрескам ц. св. ап. Андрея Первозванного, расположенной недалеко от Скопье (1388-1389). Стиль иконы определяется местной традицией и использованием ее автором столичных приемов иконописания (Там же. С. 255-257). В 1421/22 г. иером. Макарий написал для того же иконостаса образ Пресв. Богородицы Пелагонитиссы (впосл. чудотворный; ныне в Музее Македонии), имевший прототип XIII в. Вместе с помощниками Макарий написал также 15-фигурный Деисус. Художник меньшего дарования, чем его брат, он в своем творчестве (помимо указанных икон ему принадлежат фрески ц. Богоматери в мон-ре Любостиня (между 1402 и 1405)) стремился к точному повторению манеры последнего (Там же. С. 259, 287).

Лит.: Снегаров И. История на Охридската архиепископия-патриаршия. София, 1932. Т. 2: От падането и под турците до нейното унищожение, 1392-1767. С. 444-445; Радоjчић С. Маjстори старог српског сликарства. Београд, 1955. С. 42, 44;
Ђурић В. Радионица митр. Jована зографа // Зограф. Београд, 1969. № 3. С. 18-34; он же [Джурич В.]. Визант. фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 252-260; Миљковић-Пепек П. О сликарима митр. Jовану и jером. Макариjу // Моравска школа и њена доба: Научни скуп у Ресави, 1968. Београд, 1972. С. 239-247; Расоколска-Николовска З. Манастирот Зрзе со црквите Преображение и св. Никола. Прилеп, 1981; Корнаков Д. Македонски манастири. Скопje, 1995. С. 235-243; Поп-Атанасов Ѓ., Велев И., Jакимовска-Тошиќ М. Скрипторски центри во средновек. Македониjа. Скопjе, 1997. С. 81-83.
Л. К. Масиель Санчес, В. С. Путятин
Рубрики:
Ключевые слова:
Македонская Православная Церковь (офиц. назв.-Македонская Православная Церковь, Охридская архиепископия) Зрзе, муж. мон-рь в честь Преображения Господня Преспанско-Пелагонийской епархии Македонской Православной Церкви
См.также:
БОШАВСКИЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ см. Македонская Православная Церковь
ВОДОЧА муж. мон-рь во имя св. Леонтия, действующий (Республика Македония)
ДЕБАРСКИЙ МОНАСТЫРЬ см. Бигорский муж. мон-рь во имя Иоанна Предтечи
ДОСИФЕЙ (Стойковский Димитрий; 1906 - 1981), архиеп. Охридский и Македонский