Николай Михайлович (9.10.1898, Москва - 25.08.1980, Оксфорд, Великобритания), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения. Род. в семье врача и общественного деятеля М. С. Зёрнова. Окончил гимназию Поливанова с золотой медалью. В 1917 г. поступил на медицинский фак-т Московского ун-та. В 1921 г. покинул Россию. В 1925 г. окончил Богословский фак-т Белградского ун-та, где учился вместе с буд. свт. Иоанном (Максимовичем), архим. Киприаном (Керном), протопр. Николаем Афанасьевым, еп. Григорием (Граббе) и др. На Карловацком Соборе 1921 г. поддержал еп. Вениамина (Федченкова; впосл. митрополит) в полемике с митр. Антонием (Храповицким). З. был одним из организаторов и участников студенческого кружка, в который также входили митрополиты Вениамин и Антоний, еп. Жичский, свт. Николай (Велимирович), прот. Василий Зеньковский, С. С. Безобразов (впосл. еп. Кассиан). З. принял активное участие в создании Русского студенческого христианского движения (РСХД), был его секретарем (1925-1930), редактором «Вестника РСХД» (с 1925 по 1929). В 1930-1932 гг. обучался в аспирантуре Оксфордского ун-та. Принимал участие в создании Православного Богословского ин-та прп. Сергия Радонежского в Париже. С 1934 по 1947 г. был секретарем Албания святого и преподобного Сергия содружества. В 1947-1966 гг. преподавал в Оксфорде основы восточноправосл. культуры. З.- д-р философии (1932), богословия (1966), принципал колледжа Маланкарской Церкви в Юж. Индии (1953-1954). В 1960-1961 гг. дважды посетил СССР. В 1965 г. совершил миссионерскую поездку на острова Тихого океана и в Австралию. Профессор богословия в амер. ун-тах Айовы, Дру, Дьюка. Член Королевского об-ва лит-ры в Лондоне. В рамках Содружества св. Албания и прп. Сергия совместно с супругой, М. В. Зёрновой (урожд. Лавровой), руководил работой открытых ими домов св. Василия Великого в Лондоне и святых Григория Нисского и Макрины в Оксфорде. Сестра З., София (1899-1972), организовала правосл. детский дом в Монжероне (близ Парижа), др. сестра, Мария (в замужестве Кульман, 1902-1965), основала в Лондоне Пушкинский клуб и была его директором.
Большой популярностью пользовалась кн. «Русское религиозное возрождение начала XX века» (1963), написанная З. на англ. языке. Нелегально попавшая в СССР, она была переведена на рус. язык и вышла в самиздате. Затем перевод, оказавшийся на Западе, был заново отредактирован автором и переиздавался (1974, 1991). По собственному признанию, З. принадлежал к поколению рус. мыслителей, к-рым пришлось «воплощать идеи русского религиозного возрождения начала XX века в конкретные формы церковно-общественной деятельности». В юности большое влияние на духовное становление З. оказали идеи Вл. С. Соловьёва, особенно его понимание Боговоплощения, истолкование ВЗ и учение о смысле любви.
З. полагал, что, хотя Церковь, как и Сам Спаситель, «не дает бесспорного доказательства своей Истины» и, т. о., не насилует волю и разум человека, «беспристрастное изучение истории Церкви все же дает ответ на вопрос, был или не был Иисус Назарянин Богом, родившимся на земле для спасения человечества» (Вселенская Церковь и русское Православие. 1952). Поэтому история Православия, в особенности русского, стала основной сферой научных интересов З. Он полагал, что, несмотря на то что «отношение русских к религии было менее философичным, чем у византийцев, и менее институциализированным, чем у латинян», им удалось «осуществить новое и глубокое проникновение в христианскую правду» и раскрыть ту сторону церковной жизни, к-рой «пренебрегли другие духовные традиции» (см.: Русские и их Церковь. 1978). Наиболее значительными выразителями рус. религиозности были, с его т. зр., князья св. Владимир и Владимир Мономах, благоверные князья Борис и Глеб, прп. Сергий и др. З. подчеркивал роль Церкви в становлении рус. культуры, как материальной, так и духовной.
Особое внимание он уделял изучению русской духовности и религ. жизни XIX - XX вв. З. считал, что в XIX в. особые черты рус. Православия наиболее ярко проявились, с одной стороны, в движении старчества, связанного с именами свт. Тихона Задонского, прп. Паисия (Величковского), прп. Серафима, оптинских старцев, с другой - в идеях русских мыслителей А. С. Хомякова, Ф. М. Достоевского, Соловьёва, стремившихся преодолеть расхождение Церкви и образованного общества, заложить основание новой христ. культуры. По мнению З., в их творчестве «выразилось основное убеждение русского религиозного мышления - признание потенциальной святости материи, единства и священности сего творения и призвание человека соучаствовать в его конечном преображении» (Русское религиозное возрождение. 1991. С. 290). Воссоединенная Церковь становится как бы «инструментом» Св. Духа в достижении этой цели.
На основе такого видения возникло движение рус. религ. возрождения нач. XX в., значение которого заключалось, по мнению З., в преодолении раскола между интеллигенцией и Церковью, религией и культурой, «европейски образованными русскими и основной массой народа» (Там же. С. 326), в достижении «глубокого понимания богоборческой психологии современного человека» (Закатные годы. 1981. С. 22). З. полагал, что эти «идеи могут явиться решающей силой в освобождении людей, соблазненных ленинизмом» и раскрыть «перед ними истинную природу Церкви и те оздоровляющие силы, которые она предлагает верующим» (Там же. С. 23). Вслед за деятелями религ. возрождения старших поколений З. ставил вопрос о религ. значении и причинах рус. революции и о смысле исторической судьбы русской эмиграции, продолжившей традиции религиозного возрождения и распространившей влияние Православия и русской культуры по всему миру.
Как теоретик и практик экуменического движения З. противопоставлял римско-католической (основанной на авторитете папы и строгой организации) и англиканской (сформированной на идее равенства Церквей и исповеданий и догматической неопределенности) правосл. Церковь, к-рая «видит в единодушии наилучшее свидетельство Богодухновенности принятых решений». Он считал, что в обеих зап. моделях Церкви кроется изъян: они обе «предопределяют действие Святого Духа», придают решающее значение церковной организации в деле сохранения правоверия и единства. В отличие от них Православие преодолевает конфликт между единством и свободой в согласии, соединенном с иерархичностью и почитанием Свящ. Предания, в понимании Церкви не как орг-ции, но как организма.
Работы З. по истории рус. духовности, пользующиеся большой популярностью на Западе, не утратили научного и воспитательного значения, автобиографическая проза семьи Зёрновых является важным источником по истории рус. эмигрантской культуры. В 1993 г. личная б-ка З. была передана его вдовой в дар Всероссийской гос. б-ке иностранной лит-ры.