Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИМИТРИЙ
15, С. 74-77 опубликовано: 3 мая 2012г.


ДИМИТРИЙ

Димитрий (Вознесенский), еп. Хайларский. Фотография. Кон. 30-х гг. ХХ в.
Димитрий (Вознесенский), еп. Хайларский. Фотография. Кон. 30-х гг. ХХ в.

Димитрий (Вознесенский), еп. Хайларский. Фотография. Кон. 30-х гг. ХХ в.
(Вознесенский Николай Федорович, 7.05.1871, Калужская губ.- 31.01.1947, Ленинград), архиеп. Хайларский, церковный писатель, богослов, педагог. Отец митр. Филарета (Вознесенского). Род. в многодетной мещанской семье, рано осиротел, детство прошло в бедности. По окончании в 1893 г. Московской ДС поступил в МДА. Выпущен из академии в 1897 г. В кон. того же года представил кандидатское сочинение «Происхождение и первоначальная оценка беспоповщины», за к-рое 3 февр. 1898 г. ему было присвоено звание канд. богословия.

23 июля 1898 г. определен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения рус. раскола и местных сект в Курскую ДС, устраивал со старообрядцами диспуты и собеседования, на которые приглашал учеников. Одновременно преподавал рус. историю в Курской жен. гимназии. С авг. 1898 по авг. 1902 г. противораскольничий миссионер по Курскому и Обоянскому уездам. 15 окт. 1902 г. назначен зав. общежитием своекоштных воспитанников при Курской ДС. Коллежский асессор (1903). С 1 сент. 1903 г. уволен от духовно-училищной службы согласно прошению. С этого же времени в течение 2 лет преподавал рус. язык и историю в Сумском кадетском корпусе. В дек. 1903 г. был командирован в С.-Петербург на I Съезд преподавателей военных учебных заведений, где выступил с докладом «О значении теории словесности и ее месте в курсе кадетских корпусов».

26 июня 1905 г. Харьковским архиеп. Арсением (Брянцевым) рукоположен во иерея к Иоанно-Усекновенской кладбищенской ц. в Харькове. 27 марта 1906 г. перемещен к Стратилатовской ц. при харьковской Александровской больнице. Преподавал Закон Божий в 1-м харьковском реальном уч-ще (с 1905), частном уч-ще Буракова и частной гимназии Давиденко (с 1906), 2-м харьковском реальном уч-ще (с 1907). Обобщил опыт своих духовно-педагогических трудов в брошюре «Как преобразовать наши духовные училища и семинарии?: (Со стороны учебных курсов)», опубликованной в 1906 г.

18 авг. 1909 г. переведен в Благовещенск на должность кафедрального протоиерея при градо-Благовещенском соборе. Одновременно с осени того же года законоучитель Благовещенской мужской гимназии, председатель Совета Благовещенского православного братства Пресв. Богородицы (основано в 1886 еп. Гурием (Буртасовским)), епархиальный цензор проповедей. Также состоял наблюдателем за преподаванием Закона Божия в низших школах Мин-ва народного просвещения, председателем Благовещенского общества трезвости (с 1910), редактором «Благовещенских ЕВ» (февр. 1911 - янв. 1912), делопроизводителем Благовещенского отдела Имп. Православного Палестинского об-ва и председателем Епархиального комитета по устройству быта беженцев (с 1915). В февр. 1910 г. организовал в Благовещенске чтения по вопросам веры и христ. жизни, открывшиеся его лекцией «Разбор трагедии Л. Андреева «Анатэма» с положительно-христианской точки зрения». Лекции сопровождались исполнением духовных песнопений, большим знатоком которых он был. В 1915 г. опубликовал «Лекции по методике Закона Божия».

В 1920 г. выехал с семьей в Харбин и 1 июня был назначен 2-м священником кафедрального собора во имя свт. Николая. В 1923 г. определен настоятелем харбинской ц. в честь иконы Пресв. Богородицы «Иверская». При Иверской ц. были организованы Музыкальные курсы (с окт. 1927, с 1929 открыты церковнопевч. курсы) и Богословские курсы (с февр. 1928). В эмиграции особенно ярко проявилось преподавательское дарование и организаторские способности прот. Н. Вознесенского, к-рый был бессменным зав. Богословскими курсами, где преподавал Свящ. Писание НЗ и правосл. богослужение. Он также преподавал Закон Божий в Коммерческом уч-ще КВЖД (до нач. 1925), редактировал в Харбине нравственно-церковный ж. «Вера и жизнь» (1925-1926), продолжал работу над учебными пособиями по истории христ. церкви, православно-христ. учению и богослужению, в частности опубликовал 2 изданиями учебник «История русской церкви». С 1931 г. некоторое время был председателем епархиального «Попечительства о бедных духовного звания».

24 сент. 1933 г. пострижен в монашество с именем Димитрий, 25 сент. возведен в сан архимандрита. 3 июня 1934 г. в кафедральном Свято-Николаевском соборе г. Харбина состоялась хиротония Д. во епископа Хайларского. Чин наречения и хиротонии совершали архиепископы Харбинский и Маньчжурский Мелетий (Заборовский) и Камчатский и Петропавловский Нестор (Анисимов), еп. Китайский и Пекинский Виктор (Святин). Д. был назначен викарием Харбинской епархии с оставлением настоятелем Иверской ц. ввиду временной невозможности пребывания в г. Хайларе. К тому времени Иверский храм превратился в важнейший центр благотворительной и образовательно-культурной деятельности в Харбине. Организованные при храме учреждения - бесплатная «Серафимовская столовая» для бедных (с 1934) и 4 приюта при ней - стали крупнейшей и наиболее успешной рус. благотворительной инициативой в Маньчжурии, за руководство к-рой Д. был награжден маньчжурским императором серебряной медалью.

Д. был автором многих работ религиозно-нравственного содержания, учебников для духовных школ, не оставлял и педагогическую деятельность: состоял членом Комиссии для достижения единства программ по Закону Божию (с мая 1931), преподавал в должности профессора Свящ. Писание НЗ, гомилетику и историю проповедничества с теорией выразительного чтения на богословском фак-те Ин-та св. Владимира (открыт в 1934 в результате преобразования работавших с 1928 Харбинских пастырско-богословских курсов, в нач. 1938 переименован в Свято-Владимирский богословский ин-т). С 1938 г. председатель попечительского совета Харбинской ДС.

Состоял членом Академического Совета, почетным членом, почетным председателем братства Иоанна Богослова при богословском фак-те. Был постоянным автором ж. «Хлеб Небесный», выходившего в Харбине с 1926 г., редактировал газеты-однодневки «Нужда и помощь» (Харбин, 1934, 1936). В своей церковно-педагогической работе Д. полагал основой успешного учительства следующие главные свойства - элементарность, конкретность и наглядность преподавания.

10-летие Харбинских музыкальных курсов. 5-й справа сидит еп. Димитрий (Вознесенский). Фотография. 17 дек. 1937 г.
10-летие Харбинских музыкальных курсов. 5-й справа сидит еп. Димитрий (Вознесенский). Фотография. 17 дек. 1937 г.

10-летие Харбинских музыкальных курсов. 5-й справа сидит еп. Димитрий (Вознесенский). Фотография. 17 дек. 1937 г.

Д. выступил одним из инициаторов создания «Братства святой Руси», учрежденного в Белграде в 1933 г. под председательством первоиерарха Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) митр. Антония (Храповицкого). В сент. 1934 г. Д. подписал постановление архиерейского Собора РПЦЗ в Сремски-Карловци, отвергающее указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя РПЦ митр. Сергия (Страгородского, в 1943-1944 Патриарх Московский и всея Руси) о запрещении в священнослужении архиереев Зарубежной Церкви. Д. резко и непрестанно осуждал церковно-общественную деятельность митр. Сергия и руководителя Западноевропейского экзархата русских православных приходов митр. Евлогия (Георгиевского), считая ее губительной для Русской Церкви. По мнению Д., основанием возникшего в церковной эмиграции разделения было не столкновение честолюбий митрополитов Евлогия и Антония, а вопрос о том, «быть ли в Зарубежной Русской Церкви строю соборному, иль - единоличному, а с тем вместе - объединенному или разобщенному». В окт.-нояб. 1935 г. Д. исполнял обязанности секретаря на состоявшемся в Сремски-Карловци по инициативе и под председательством Сербского Патриарха Варнавы (Росича) совещании по вопросу об установлении мира и единства в рус. церковной диаспоре, на котором выступил против попыток митр. Евлогия ограничить самостоятельность Германской епархии, управляемой Берлинским еп. Тихоном (Лященко). Согласно неосуществленному плану реорганизации зарубежного церковного управления, предполагалось одну из 4 создаваемых зарубежных епархий - Китайскую и Дальневосточную - передать под управление Д. Тогда же он был награжден сербским орденом св. Саввы 2-й степени.

В февр. 1936 г. Архиерейским Синодом РПЦЗ был направлен в Индию для согласования вопроса о возможном соединении с Русской Церковью христиан восточно-сир. обряда (см. Маланкарская Церковь) в раджанате Траванкор (ныне на территории шт. Керала). По пути Д. провел около месяца в Русской Духовной миссии в Иерусалиме, возглавлявшейся его близким другом архиеп. Анастасием (Грибановским), и в разъездах по Св. земле. В Индии Д. посетил мн. населенные пункты Траванкора, где рассказывал об истории и совр. состоянии Русской Церкви. 9 марта 1936 г. в резиденции католикоса в г. Коттаям состоялось собеседование Д. с главными представителями Маланкарской Церкви по вопросу об условиях объединения.

7 февр. 1937 г., в день открытия в Москве «Мирового конгресса безбожников и свободомыслящих», выступил в Харбине на митинге против гонений на религию в Советской России. Стал почетным членом основанной под председательством митр. Мелетия (Заборовского) Православной комиссии по международной борьбе с безбожием. Выпустил проект обращения к народам мира с призывом к борьбе с безбожием и проведением в Токио соответствующего международного конгресса. Временно управлял Харбинской епархией в июне-нояб. 1938 г., во время поездки митр. Мелетия на Всезарубежный церковный Собор в Сремски-Карловци. В июле того же года возглавлял в Харбине Владимирские торжества по случаю 950-летия Крещения Руси. С началом второй мировой войны на Д. фактически легло все управление Харбинской епархией, ставшее непосильным для престарелого митр. Мелетия.

В 1943 г. от жителей занятой япон. армией Маньчжурии, в т. ч. от рус. эмигрантов, потребовали выражения почитания легендарной прародительницы япон. имп. рода богини Аматэрасу Оомиками, с заступничеством к-рой в Японии связывали надежды на победу в войне. Возникшая ситуация обсуждалась на епархиальных собраниях Харбинской епархии с участием митр. Мелетия и его викариев - Д. и Цицикарского еп. Ювеналия (Килина). Доклад Д. о недопустимости для правосл. христиан участия в ритуальном поклонении языческому божеству решено было считать офиц. позицией священноначалия епархии, к-рую довели до сведения япон. властей.

После того как участники съезда российской эмиграции Маньчжурии совершили в Харбине поклонение храму, посвященному богине Аматэрасу, а нек-рые представители духовенства определенно высказались в пользу возможности помещения в правосл. храмах статуи языческой богини, Д. вместе с митр. Мелетием и еп. Ювеналием выступили 12 февр. 1944 г. с «Архипастырским посланием православному духовенству и мирянам Харбинской епархии», запрещающим правосл. духовенству и мирянам участвовать в языческих поклонениях, поскольку это противоречит основным положениям правосл. веры. 2 мая того же года состоялось совещание 3 архиереев, подписавших послание. В выработанных ими тезисах вновь подтверждалось безусловное запрещение для любого верующего христианина поклонения храмам, посвященным Аматэрасу. Архиереи отвергли требование япон. властей о дезавуировании своего послания. В то же время они выразили готовность соблюдать осторожность в оценках деятельности властей, но только при отсутствии принуждения православных к поклонению Аматэрасу. В том же 1944 г. епископским совещанием Харбинской епархии Д. был возведен в сан архиепископа.

В авг. 1945 г. Маньчжурия была занята советскими войсками. В октябрьском номере «ЖМП» того же года было опубликовано датированное 26 июля послание митр. Мелетия, Д. и еп. Ювеналия к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) с просьбой принять их под свое окормление (сохранилось письменное свидетельство митр. Мелетия, что это послание было единолично составлено архиеп. Нестором (Анисимовым) и отправлено в Москву без ведома вышеназванных иерархов). 26 окт., во время поездки в Харбинскую епархию делегации Московской Патриархии во главе с Ростовским и Таганрогским еп. Елевферием (Воронцовым), Д. вместе с митр. Мелетием, еп. Ювеналием, а также архиеп. Нестором подписал в Харбине акт о воссоединении с РПЦ. Однако Д. продолжал поминать за богослужением первоиерарха РПЦЗ митр. Анастасия (Грибановского) после Патриарха Алексия. Д. возражал против стремления митр. Нестора взять на себя управление Харбинской епархией. С осени 1945 г. вся епархиальная церковно-общественная жизнь протекала в условиях открытого противостояния Д. и Камчатского митр. Нестора, формально не имевшего отношения к Харбинской епархии. Однако определением Свящ. Синода от 27 дек. 1945 г. временное управление образованного Восточноазиатского митрополичьего окр. (впосл. Восточноазиатский экзархат РПЦ) перешло к митр. Нестору.

29 сент. 1946 г. ввиду постигшей Д. тяжелой болезни, требовавшей незамедлительного лечения, он выехал в Москву. После успешной операции на горле его здоровье заметно улучшилось. Д. направил на имя Сталина привезенные с собой списки схваченных сотрудниками НКВД рус. жителей зоны КВЖД, настаивая на их немедленном освобождении. По-видимому, это обращение послужило поводом к устранению Д. от церковной деятельности. Он был определен на покой в Псково-Печерский муж. мон-рь, хотя определенно выразил Ленинградскому и Новгородскому митр. Григорию (Чукову) свое намерение добиваться назначения на кафедру. Проездом в Псково-Печерский мон-рь останавливался в Ленинграде, посетил Ленинградскую ДА. Сильно простудился при переезде от железнодорожной станции до мон-ря, что вызвало обострение давнего хронического заболевания. 29 янв. 1947 г. был срочно доставлен самолетом в Ленинград, где скончался в больнице. Чин отпевания в кафедральном Николо-Богоявленском соборе Ленинграда совершали митр. Григорий (Чуков) и еп. Ювеналий (Килин). Похороны состоялись 2 февр. на Георгиевском Большеохтинском кладбище в Ленинграде. Д. был погребен справа от кладбищенского храма.

Соч.: Как преобразовать наши духовные училища и семинарии: (Со стороны учеб. курсов). Х., 1906; Христ. благотворительность в условиях нашего времени // ВиР. 1909. № 13/14. С. 161-215; Разбор трагедии Л. Андреева «Анатэма» с положительно-христ. точки зрения. Благовещенск, 1910; Лекции по методике Закона Божия // Благовещенские ЕВ. 1915. № 1. С. 4-19; № 3. С. 59-69; № 4. С. 91-98; № 5. С. 137-144; № 6. С. 181-186; № 8. С. 211-220; № 9. С. 245-259; № 11. С. 297-305; № 12. С. 327-333; № 13. С. 350-357; № 14. С. 376-384; № 15. 405-421; № 17. С. 457-464; № 18. С. 487-499; № 19. С. 517-532; № 20. С. 549-560; № 21. С. 573-587; № 22. С. 601-616; № 24. С. 657-667; История Рус. Церкви. Харбин, 1921, 19352; Христианское мировоззрение. Шанхай, 1921; Краткие сведения из истории христ. Церкви. Харбин, 1921, 19272; История правосл. христ. Церкви: От основания Церкви до разделения Церквей в 1054. Харбин, 1922; 19362; Христианская жизнь: Учеб. курс по правосл.-христ. нравоучению. Харбин, 1924; О судьбе человека // Вера и жизнь. 1925. № 6/7. С. 30-39; Плюсы и минусы Харбинской правосл.-церк. жизни // Там же. 1925. № 4. С. 64-77; № 6/7. С. 79-88; Христианская жизнь: Учеб. Харбин, 1925, 19272; Православно-христ. богослужение: Учеб. Харбин, 1926; Катехизис: (Учеб.). Харбин, 1930; Краткий молитвенник для учащихся рус. правосл. школы. Харбин, 1931; Воскресение или суббота?: (Ответ адвентистам). Харбин, [1932]; Краткий правосл. христ. катехизис. Харбин, 1931; Приснопамятный прот. о. Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский. Харбин, 1933; Слово при наречении в епископа // Хлеб небесный. 1934. № 7. С. 14-19. Грехи Парижской прессы в вопросе о смуте в Заграничной Рус. Церкви // Там же. № 9. С. 22-23; Апокалипсис в перспективе XX в. Харбин, 1935; Детский молитвослов. Харбин, 1935; Детский молитвослов, с простейшими разъяснениями текстов молитв. Харбин, 1935; Св. Земля // Хлеб небесный. 1936. № 4. С. 8-10; № 5. С. 8-10; Св. Земля // Китайский благовестник. 1936. Окт. С. 10-12; Нояб. С. 8-14; Патриарх-миротворец // Русское Зарубежье Святейшему Патриарху Варнаве, по случаю 25-летия епископского служения. Новый Сад, 1936. С. 25-31; Православная рус. проповедь: (Лекции по гомилетике). Харбин, 1937; Отчет о поездке к сирийским христианам Индии // Хлеб Небесный. 1937. № 1. Прил. С. 1-8; № 2. Прил. С. 1-4; Дружный отпор насильникам нашей религии: Слово на всерелиг. собрании 7 февр. // Там же. № 3. С. 16-17; Домашний молитвослов (для усердствующих). Харбин, 1937, 19432; Сокращенный правосл. катехизис. Харбин, 1938. Омск, 1991р; Жизнь студенческая в МДА за мое время (1893-1897 гг.) // Хлеб Небесный. 1939. № 1. С. 4-7; Новогодние думы // Там же. С. 19-21; Псалтирь: (Что такое представляет собой она для верующего человека) // Там же. 1939. № 2. С. 15-18; Долг и мерность (к 50-летнему юбилею высокопреосв. архиеп. Мелетия) // Там же. № 10. С. 10-12; Мысли правосл. богослова по поводу книги прот. И. Шадрина «Отчего произошел раскол Рус. Церкви» (Харбин, 1937) // Там же. 1941. № 9/10. С. 47-50; Псалтирь Протолкованная. Харбин, 1941. Т. 1; Думы о наших днях и днях последних (с ночи на Пасху) // Хлеб небесный. 1942. № 6. С. 4-14; Требник. Молитвослов для усердствующих. М., 1999.
Арх.: ГА Харьковской обл. Ф. 40. Оп. 110. Д. 1827. Л. 242 об.- 245; РГВИА. Ф. 784. Оп. 1. Д. 1. ГИА Дал. Востока. Ф. 757. Оп. 2. Д. 172. Л. 1-8 об.
Лит.: Журналы заседаний Совета МДА за 1898 г. Серг. П., 1899. С. 9-15; Наречение и хиротония во епископа о. архим. Димитрия // Хлеб Небесный. 1934. № 6. С. 30; Возлюбленной во Христе рус. правосл. пастве в рассеянии сущей: [Обращение митрополитов Антония, Евлогия, Феофила, Анастасия и еп. Димитрия, принятое 6/19 нояб. 1935 г. по итогам архиерейского Совещания] // Протоколы Совещания под председательством Свят. Патриарха Варнавы по вопросу об установлении мира и единства в РПЦЗ. Новый Сад, [1936]. Прил.: Протоколы № 1-4; Гурьев В., прот. В. Богословский факультет Ин-та Св. Владимира // Там же. 1939. № 11. С. 55; он же. 10-летие Братства им. св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова // Там же. 1944. № 9/10. С. 46; Андроник (Елпидинский), архим. Из годового отчета правосл. миссионера в Индии за 1938 г. // Там же. 1939. № 3. С. 40-42; № 4. С. 33-37; он же. Восемнадцать лет в Индии. Буэнос-Айрес, 1959; Обзор состояния Харбинской епархии на 1 окт. 1939 г. // Там же. 1939. № 10. С. 83; Иверский Е. В Иверском приходе // Там же. 1939. № 11. С. 71-76; Димитрий, еп. Хайларский // Церк. жизнь. 1940. № 8. С. 121-122; Сумароков Е. Н. Харбинская епархия в прошлом и настоящем // Хлеб Небесный. 1942. № 6; он же. 20-летие Харбинской епархии. Харбин, 1942; Обращение преосвящ. Мелетия, митр. Харбинского и Маньчжурского, Димитрия, архиеп. Хайларского, и Ювеналия, еп. Цицикарского [к Свят. Патриарху Алексию I] // ЖМП. 1945. № 10. С. 5-6; Алексий I (Симанский), Патриарх Московский и всея Руси. Ответ митр. Мелетию, архиеп. Димитрию, еп. Ювеналию // Там же. С. 6; Разумовский Г., свящ. Патриаршая делегация в Харбине // Там же. № 12. С. 14-17; Тарасов П., прот. Кончина и погребение архиеп. Димитрия // Там же. 1947. № 2. С. 4-6; Поликарп [Горбунов], архим. Воспоминания о приснопамятном Владыке Мелетии // ПрПуть. 1963. С. 49-51; Сидоренко В. Русский Харбин: Впечатления и восп. // Рус. мысль. П., 1972. № 2885. 9 марта; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 35-36; Санников В. Под знаком восходящего солнца в Маньчжурии. Сидней, 1990. С. 105-107; Филарет (Вознесенский), игум. Конспект по нравственному богословию: (По книге прот. Н. Вознесенского «Христианская жизнь»). М.; Куйбышев, 1990. Уфа, 19912; он же. Краткое догматически-нравственное учение для христиан: [По книге прот. Н. Вознесенского «Христианская жизнь»]. М., 1996; Нафанаил (Львов), архиеп. Беседы о Свящ. Писании и о вере и Церкви. Н.-Й., 1992. Т. 3. С. 81; Дьяков А. И. О пережитом в Маньчжурии за веру и отечество. Серг. П., 2000; Bakich O. M. Harbin Russian Imprints: Bibliography as History, 1898-1961: Materials for a Definitive Bibliography. N. Y., 2002. P. 340-341, 344-345; Клементьев А. К. Архиеп. Хайларский Димитрий (Вознесенский): Кр. обзор его церк.-обществ. и науч.-пед. трудов в России и в эмиграции // На сопках Маньчжурии. Новосиб., 2006. № 126. С. 1-4; Богданова Т. А., Клементьев А. К. Путь Хайларского святителя // Пр. Путь. 2006. С. 7-90; Гинце М. М. Мои восп. о правосл. священнослужителях в Маньчжурии в 1930-х - 50-х гг. 2006. Ркп., частн. собр.
А. К. Клементьев
Ключевые слова:
Богословы русские Русское зарубежье Педагоги русские Церковные писатели русские Архиепископы Русской Православной Церкви Заграницей (1921/23 -2007) Димитрий (Вознесенский Николай Федорович, 1871 - 1947), архиеп. Хайларский, церковный писатель, богослов, педагог
См.также:
АМВРОСИЙ (Погодин Алексей Александрович; 1925–2004), архим. Православной Церкви в Америке, богослов, церк. писатель
АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977), русский религиозный писатель, публицист, культуролог
БАРСОВ Николай Иванович (1839-1903), богослов, церковный историк
БЕЛЯЕВ Николай Яковлевич (1843-1984), правосл. богослов, проф. КазДА
БОБРИНСКИЙ Борис Алексеевич (род. в 1925 г.), протопресв., богослов
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (1871- 1944), прот., экономист, философ, богослов
ВАСИЛИЙ (Родзянко Владимир Михайлович; 1915-1999), еп. Сан-Францисский и Запада
ВЕРХОВСКОЙ Сергей Сергеевич (1907 - 1986), богослов
ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель
ВЛАДИМИРСКИЙ Фёдор Стратоникович (1875 -?), правосл. богослов и церковный писатель
ЗЁРНОВ Николай Михайлович (1898 - 1980), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения
ИЛЬИН Владимир Николаевич (1890/91 - 1974), философ, богослов, лит. и муз. критик, композитор