[груз. ევსთატი მცხეთელი], мч. (пам. 29 июля) († 589). «Мученичество и страстотерпничество святого Евстате Мцхетели» - 2-е после «Мученичества святой Шушаник» Иакова Цуртавели груз. агиографическое произведение, сохранившееся до наст. времени. Написано во 2-й пол. VI в. анонимным современником Е. М., возможно очевидцем событий. Г. В. Цулая полагает, что текст создан в одном из внутренних мон-рей Грузии. Самая ранняя рукопись датируется XI в. (НЦРГ. Н 341), остальные 8 относятся к XVIII в. Во 2-й пол. XVIII в. груз. агиограф, католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони), создал метафрастическую редакцию Мученичества Е. М. (НЦРГ. S 1272, 1768-1769 гг.; Q 78, 1769 г.). Существует пересказ на рус. язык М.-Г. Сабинина, а также переводы на нем. (А. фон Гарнак) и рус. (Г. В. Цулая) языки.
Мученичество Е. М. считается одним из наиболее ярких примеров груз. оригинальной агиографии, отличительной чертой к-рой является тема противостояния грузин-христиан экспансии маздеизмского сасанидского Ирана. Лит. уровень текста и содержание предсмертной речи Е. М. (апология христианства) позволяют судить о хорошем знании автором канонической и богословской лит-ры своего времени, а также мировоззрения и быта соседнего с грузинами нехрист. населения. Агиограф мог опираться на «Апологию» св. Аристида (II в.), на Диатессарон раннехрист. апологета Татиана (II в.), на «Дидахе». Язык текста Мученичества Е. М. архаичен, но несложен, возможно текст предназначался для чтения в храме.
Мученичество Е. М. является ценным источником по истории раннесредневек. Грузии, т. к. оно дает представление об этнокультурной ситуации, возникшей в ранний период распространения христианства на границе Вост. Закавказья и Передней Азии. Образ Е. М. не выходит за рамки агиографического клише, но автор точно воспроизводит бытовые детали и этнические противоречия, существовавшие на этой территории.
До крещения Е. М., перс по происхождению, сын маздеизмского «жреца-мага» из г. Гандзак (Гянджа), носил имя Гвиробандак (Бгробандав, от персид.- раб, принадлежащий гуру). В 10-й год правления в Персии Хосрова Ануширвана (531-579) Е. М. в возрасте 30 лет переехал в столицу подвластной Сасанидам Картли (Вост. Грузия) - Мцхету и занимался там сапожным ремеслом. Еще на родине заинтересовавшись христ. верой, он стал тайно посещать церковь в Мцхете, о чем агиографу поведал диак. Самуил. Е. М. крестился у католикоса Картли Самуила IV (582-591) и женился на христианке. По сведениям арм. историка Себеоса (VII в.), магам, относившимся к низшей сословной иерархии в отличие от состоятельных слоев персид. населения запрещалось переходить в др. веру. Е. М. подвергся гонениям со стороны соплеменников (Себеос. 1979. С. 66, 124). Однажды он отказался участвовать в одном из праздников, который отмечали жившие в Мцхете персы, и «башмачники и чувячники» донесли на него Устаму, начальнику мцхетской крепости. Узнав, что Е. М. и 7 др. персов открыто исповедуют Христа, Устам отправил их в Тбилиси на суд марзпана, наместника персид. шаха в Грузии. 6 чел., сопровождавших Е. М., носили иран. имена: Гушнак, Бахдиад, Борзо, Панагушнасп, Перозак, Зармил,- по одной версии, в тот период на Востоке смена языческого имени при крещении не была строго обязательной, др. версия объясняла этот факт тем, что в Вост. Закавказье проживали некрещеные приверженцы христианства. Эта т. зр. представляется более убедительной, поскольку марзпан отпустил этих людей, сопровождавших Е. М. (4 из них отреклись от Христа). Помилован был и 7-й, Стефан, к-рый, видимо, был христианином во 2-м или 3-м поколении и за к-рого ходатайствовали зороастрийцы. Е. М. был брошен в темницу и приговорен к смертной казни. Однако вскоре марзпан был вынужден уехать в Иран, и спустя 6 месяцев по ходатайству католикоса Самуила IV и картлийских вельмож перед марзпаном Арвандом Гушнаспом Е. М. был освобожден. Мученичество Е. М. приводит сведения о судьбе тех, кто первыми отреклись от Христа: Бахдиад стал бесноватым и умер в муках, Панагушнасп «закончил жизнь свою в убожестве, не имея хлеба на пропитание и не зная, чем бы прикрыть плоть свою».
Через 3 года в Тбилиси прибыл новый марзпан Вежан Бузмир и приказал привести Е. М. и Стефана; за последнего вновь заступились «главари-сирийцы», а Е. М. предстал перед судом и исповедал Христа. Ночью его обезглавили, тело вынесли за пределы города. Христиане под рук. Стефана тайком похоронили мощи под престолом патриаршего кафедрального собора Светицховели.