[груз. ლუარსაბ], мч. (пам. 21 июня; ранее в Грузинской Православной Церкви - 1 марта, 20 марта, 20 и 21 июня), царь Картли (1606-1616), сын царя Картли Георгия X (1600-1606).
Сведения о Л. сохранились в исторических хрониках XVIII в., включенных в свод груз. летописей «Картлис Цховреба»: в «Новой Картлис Цховреба», созданной Бери Эгнаташвили, и в «Истории царства Грузинского» царевича Вахушти Багратиони. Также о Л. и о событиях того времени на Кавказе писал арм. историк XVII в. Аракел Даврижеци.
В 1-й пол. XVIII в. мученический подвиг Л. описал католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили) (НЦРГ. А 160; Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили). 1946. С. 407-415; Он же. 1989. С. 136-201). Католикос-патриарх сравнивает Л. с архиеп. К-польским свт. Павлом I Исповедником, удушенным по приказу рим. императора-арианина Констанция в кон. 351 г. Повествование о мученичестве царя предваряет типичный для жанра прославляющий правосл. веру энкомий автора об актуальности для Грузии создаваемого Мартиролога. Также, следуя традиции груз. агиографии, Виссарион приводит библейскую генеалогию Л., восходящую к прор. Давиду, подчеркивает нравственное бессилие иноверных мучителей Л., стилистически и лексически коррелирует текст с образцами древнегруз. Мартирологов. Мученичество Л. имеет ценность как исторический источник: в нем отражены сведения, отсутствующие в др. произведениях того времени. Автор вышел за рамки агиографического жанра, охватив в сочинении жизнеописание Л. и др. пострадавших за веру мучеников в разных странах. Жизнеописание Л. также составил католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони) (1714-1716, 1724-1727). Оно сохранилось в сб. «Мзаметквелеба» (Риторика // ПДГАЛ. 1980. Т. 6. С. 35-66).
Л. вступил на престол в 14-летнем возрасте; в том же году в Кахети стал царем Теймураз I, сын царицы вмц. Кетеван. В этот период Грузия была ареной борьбы между Ираном и Османской империей, после опустошительных набегов турок страна, полностью разоренная, признала себя вассалом Ирана. Л. и Теймураз I получили разрешение на царство находившегося в это время в Грузии персидского шаха Аббаса I. Также Л. был вынужден согласиться на брак с ним своей сестры Тинатин; 2-ю сестру, Хорешан, выдали замуж за Теймураза I.
После того как шах Аббас I покинул Грузию, Османская империя возобновила антигруз. кампанию: воевавший против персов султан Османской империи Мурад IV послал в Картли большое войско. Л. находился в это время в г. Цхинвали и, получив донесение о том, что турки переправляются через Триалетский хребет, приказал перекрыть дороги в Тбилиси, а сам уехал в летнюю резиденцию в с. Цхирети. Тур. войска за короткое время прошли в Вост. Грузию, сожгли Манглиси и с. Квелта и направились в Цхирети. Не зная дороги, они взяли в плен священника из Квелты сщмч. Феодора Квелтели (по «Картлис Цховреба»; в сочинении католикоса-патриарха Виссариона его имя Симеон) и приказали ему быть проводником. Святой повел их др. дорогой и был замучен. За это время грузины успели собрать небольшое войско и под командованием тбилисского моурави Георгия Саакадзе и кн. З. Цицишвили разбили передовые отряды турок у Схертисчала, затем полностью разгромили тур. войско у с. Ташискари. Л. в благодарность за помощь Саакадзе грузинскому престолу женился на его сестре; знатные феодалы обвинили Саакадзе в измене царю и добились развода (Бери Эгнаташвили. 1959. С. 389).
Иран не скрывал намерений полностью захватить Картли и Кахети, и знавшие об этом Л. и Теймураз I в 1612 г. ответили отказом на приглашение шаха Аббаса I явиться в Мазандаран на царскую охоту. Оскорбленный Аббас I в 1613 г. предпринял новый поход на Грузию. Теймураз I направил навстречу шаху свою мать, царицу вмц. Кетеван, и 2 сыновей «с немереными дарами и просил защиты и мира стране своей» (Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили). 2006. С. 152). Шах оскопил царевичей, а вмц. Кетеван подверг мучительной смерти в Ширазе. Л. и Теймураз I укрылись в Зап. Грузии, у царя Имерети Георгия III (1604-1639). Аббас I развернул лагерь у г. Гори и потребовал выдачи молодых царей. Георгий III направил к шаху католикоса-патриарха Зап. Грузии (Абхазского) Малахию II (Гуриели) и кн. Левана Абашидзе с предложением перемирия с Л. и Теймуразом I (Бери Эгнаташвили. 1959. С. 393). Шах предпринял ряд маневров: заявил, что прощает Л. как свойственника и что если тот возвратится в Картли, оставит его на престоле; убедил свою жену Тинатин написать письмо брату с просьбой о мире; отправил обоим царям провокационные письма с целью натравить их друг на друга.
Л. понимал, каким бедствием для страны может обернуться их дальнейшее упорство: «Ведомо мне, что он (Аббас I.- Авт.) лживо настаивает на всем этом и желает вероломно пленить меня. Но ежели не повиниться и в безопасности защитить только себя, какая в том польза, и погибнет страна моя и разорятся церкви. Смерть мне лучше такой жизни». Несмотря на уговоры царей и вельмож, Л. «добровольно отдал голову свою, дабы спасти страну свою с миром» (Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили). 2006. С. 153-154). Он отправился в Гори, затем вместе с Аббасом I поехал в Тбилиси, откуда шах, объявив о многодневной охоте, перевез Л. в Карабах (Бери Эгнаташвили. 1959. С. 395). В Гиляне Аббас I потребовал от Л. принять ислам и получил категорический отказ. После вторичного отказа Л. был заключен в крепости Гулаб-Кале. В июне 1622 г. он был задушен, его тело было погребено на территории крепости. За несколько недель до кончины Л. встречался с сопровождавшими его людьми, в т. ч. с епископом и со священниками, и принял причастие (Там же. С. 398).