Евпра́ксия (в миру Евфросиния (?); † ранее 18.05.1243, Медвежья Голова (Оденпе, ныне Отепя, Эстония)), прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича. Наиболее раннее сообщение о супруге кн. Ярослава Владимировича содержится в НПЛ старшего и младшего изводов в статье, посвященной мартовскому 6751 (1243) г.: 18 мая «явися знаменье в Пльскове у святого Иоана в манастыри от иконы святого Спаса над гробомь княгыниномь Ярославлее Володимирича, юже уби свои пасынок в Медвежи Голове: иде мюро от иконы по 12 днии, наиде 4 вощаници яко в стькляницю; и привезоша в Новъгород две на благословение, а в Пльскове оставиша две собе» (НПЛ. С. 79, 297). В летописном сообщении супруга кн. Ярослава не названа по имени, не говорится, что она была инокиней. Между тем Е. впосл. почиталась как основательница и настоятельница мон-ря в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в Завеличье, где произошло чудо мироточения от иконы над ее гробницей. Однако, как показало исследование сохранившегося монастырского собора, он был построен в нач. 40-х гг. XII в. (см.: Комеч А. И. Каменная летопись Пскова XII - нач. XVI в. М., 1993. С. 56-64).
В агиографической лит-ре XIX - нач. XX в. Е. называли теткой блгв. кн. Довмонта (Тимофея) и дочерью полоцкого кн. Рогволода Борисовича, что неверно. В «Повести о Довмонте» рассказывается, что псковский князь «отечьство свое повоева, и княгиню Ерденевую полони, тетку свою Евпраксию, и дети ея» (Псковские летописи. 1955. Вып. 2. С. 16; Охотникова В. Л. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. СПб., 2007. С. 421). Однако вокняжение Довмонта в Пскове имело место в 1266 г., гораздо позже кончины Е. Вероятно, местному преданию, связывавшему Е. родственными узами с кн. Довмонтом, святая обязана своим «именем» - Евпраксия, к-рое встречается с XVII в., но древнерус. источникам неизвестно. Мнение о полоцком княжеском происхождении «инокини Евпраксии» восходит, по-видимому, к «Хронике» М. Стрыйковского, генеалогические изыскания к-рого оспорил Н. М. Карамзин (см.: Карамзин. ИГР. Т. 4. С. 213. Примеч. 103). Оно является также неверным, поскольку последнее сообщение о кн. Рогволоде Борисовиче относится к 1171 г., и даже если Е. родилась неск. позже этой даты, вряд ли она могла стать женой кн. Ярослава, родившегося в нач. XIII в.
В псковских синодиках содержится поминание «великой княгини Ефросинии иноки» (Помянник великих князей, княгинь, митрополитов и архиепископов новгородских (Стефановский синодик) / Публ.: Л. В. Столярова // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 2001. С. 212), но в ней следует видеть жену владимирского и новгородского кн. Ярослава Всеволодовича, к-рая в 1244 г. приняла монашеский постриг с именем Евфросиния и вскоре скончалась в новгородском Юрьевом мон-ре (НПЛ. С. 79; в Степенной книге жена Ярослава Всеволодовича кнг. Феодосия, в иночестве Евфросиния, названа святой (ПСРЛ. Т. 21. С. 279; ср. С. 287)). По-видимому, в Пскове 2 княгини были отождествлены. Этим может объясняться появление 2-го имени у Е., также неизвестного древнерус. источникам,- Евфросиния, впосл. оно стало считаться ее мирским именем.
Летопись сообщает о том, что супруга кн. Ярослава Владимировича была убита пасынком в Медвежьей Голове. В агиографической лит-ре о Е. писали как о пострадавшей от «немецкого папизма», мстившего за неудачи в Сев.-Зап. Руси в 1240-1242 гг. (архиеп. Филарет (Гумилевский), архиеп. Димитрий (Самбикин)). Вероятно, к митр. Евгению (Болховитинову) восходит произвольно реконструированная картина событий, приведших к гибели княгини: Е., будучи схимонахиней, была приглашена Ярославом в Оденпе и там умерщвлена его сыном от жены-немки (Евгений (Болховитинов). История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 75; см. также: Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. С. 70-71 и др.).
По предположению В. И. Матузовой и Е. Л. Назаровой, упомянутая в летописи гробница, у к-рой совершилось истечение св. мира, принадлежала 2-й жене Ярослава Владимировича, происходившей «скорее всего, из знатного боярского рода», а 1-й женой князя «была немка из Ливонии». Ярослав Владимирович с кон. 20-х гг. XIII в. пытался, опираясь на враждебную Новгороду партию псковских бояр и военную помощь ливонских рыцарей, утвердиться в Пскове, где прежде княжил его отец Владимир Мстиславич, умерший в 1227 г. В 1233 г. кн. Ярослав вместе с «немци» напал на Изборск. Вероятно, где-то ранее этой даты был заключен 1-й брак, сын от к-рого жил в Ливонии. Во время нападения князь попал в плен и оказался в тюрьме в Переяславле. Возможно, его освобождение из плена было связано с заключением 2-го брака. Сын Ярослава от 1-го брака (вероятно, известный по ливонской «Рифмованной хронике» Герпольт-Ярополк) мог убить свою мачеху потому, что она ожидала ребенка, и «княжич (не без влияния ливонских родственников) решил таким образом избавиться от возможного наследника на псковский стол». Убийство скорее всего произошло во время осады Пскова в 1240 г., когда «обретение Ярославом Владимировичем псковского княжения (а, следовательно, и передача его по наследству) казалось делом решенным». В походе с кн. Ярославом участвовали «медвежане», так что княгиня вполне могла находиться в Медвежьей Голове, а ее останки могли быть перенесены в мон-рь во время, когда «немцы» владели Псковом. Известие об убийстве жены «могло явиться столь сильным потрясением для князя Ярослава Владимировича, что повлияло на его намерение княжить в Пскове, опираясь на союз с Ливонией» (Матузова, Назарова. С. 321),- в 1245 г. кн. Ярослав Владимирович стал уже соратником новгородского кн. св. Александра Ярославича Невского в борьбе с Литовским великим княжеством (по всей видимости, был служилым князем, получившим Торжок).
Мощи Е. почивали в монастырском соборе в честь Рождества св. Иоанна Предтечи под спудом (как и останки др. псковских княгинь). В XIX в. при гробнице Е. хранился настоятельский посох из черного дерева, по преданию принадлежавший святой. В соборе находилась и икона Спасителя, мироточившая в 1243 г., на приделанных к ней досках были изображены предстоящие Христу Е. и блгв. кнг. Мария Димитриевна († 1316/17), супруга св. кн. Довмонта. На др. иконе, также находившейся в соборе, Е. была изображена предстоящей св. Иоанну Предтече и ап. Андрею Первозванному. Пересказ летописного сообщения о мироточении имелся на медном подсвечнике и на камне, вделанном в стену придела (снесен при реставрации собора). В XIX в. после молебна и панихиды Е. исцелился крестьянин пригородной дер. Шабаны. Память святой местно чтилась 16 окт. Имп. Мария Александровна в 1859 г. пожертвовала к гробнице Е. ковер.
Иоанновский мон-рь был закрыт в 20-х гг. XХ в., храм возобновлен в 1993 г. как приходский. Гробницы в советские годы были уничтожены, погребения разграблены. Ныне на восстановленной гробнице Е. находится парчовая вышитая икона совр. работы с изображением святой и вышитым текстом тропаря, кондака и молитвы. Канонизация Е. подтверждена включением ее имени в Собор Псковских святых, празднование которому установлено в 1987 г. по инициативе Псковского и Порховского митр. Иоанна (Разумова), и Собор Белорусских святых, установленный в 1984 г. по инициативе митр. Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева).
К этому времени в соборе над гробницей Е. еще находилась древняя чудотворная святыня мон-ря - образ Иисуса Христа на престоле в окружении святых (вариант «Седмицы»), прославленный мироточением. На 2 приделанных к иконе Спасителя досках были представлены Е. и блгв. кнг. Мария, супруга блгв. кн. Довмонта Псковского, в молении в рост, а в нижнем регистре - св. Нифонт, мученицы Анисия и Иулиания (Там же. С. 24; Дмитриев. 1913. С. 28, 40 (фотография)). Под иконой была надпись о «починке» образа в 1723 г. Тогда же по указу вдовствующей царицы Прасковьи Феодоровны и по благословению архиеп. Псковского Феофана (Прокоповича) был устроен новый иконостас. Когда точно были приписаны к чудотворному образу Спасителя избранные святые, неизвестно, возможно в период работ над убранством храма в 1723 г. М. В. Толстой заметил, что «молящиеся княгини изображены также древним письмом», но на «двух приделанных досках» (Толстой. 1861. С. 71).
На сев. стене храма в 1874 г. находилась небольшая икона (81/2×63/4 вершков) - «пядница» с изображением Е. в молении между св. Иоанном Предтечей и ап. Андреем Первозванным (Панов. 1874. С. 21). Необычная иконография иконы - над Е. «отроча Иисус на дискосе, а выше - Господь Саваоф и Св. Дух» - не нашла подтверждения у др. авторов. В 1913 г. образ указан «на гробнице преподобной» и без к.-л. подробностей в описании (Дмитриев. 1913. С. 28); дважды кратко упомянута икона у Толстого (Толстой. 1861. С. 71; 1887. С. 265).
В наст. время эта икона находится в собрании ПИАМ (инв. № 1724, размер 37×30 см; изображение скрыто под записью); в музейных документах образ датируется XVII в. Е. показана вполоборота вправо, коленопреклоненной, смотрящей вверх, между св. Иоанном Предтечей и ап. Андреем Первозванным, держащими над нею дискос с Младенцем Христом и свиток, вверху в облаках Господь Саваоф и Св. Дух в виде голубя. Е. облачена в монашеское одеяние (розовая ряса, коричневая мантия, синий параман), на голове куколь, руки раскрыты ладонями перед грудью, в левой - светлые четки. Икона могла быть написана не ранее XVIII в., когда в соборе был устроен придел ап. Андрея Первозванного и его образ начал вводиться в иконографические программы.
Изображение Е. встречается в сер. XIX в. в стенописи масляными красками над монастырскими св. воротами в составе святых (ап. Андрея, евангелиста Матфея и прп. Марфы), предстоящих композиции Рождества св. Иоанна Предтечи (Панов. 1874. С. 6); в нач. XX в. в ряду святых на изображении (не уточняется - иконописном или стенном) под Смоленской иконой Божией Матери «по левую сторону царских врат» (наряду с блгв. князьями Довмонтом и Всеволодом, Александром Невским, прп. Параскевой, блгв. кнг. Марией и равноап. кнг. Ольгой) (Дмитриев. 1913. С. 24). Образ Е. вводился в сюжеты с изображением рус. блгв. князей, напр., на иконе «Все святые Российские великие князья, княгини и княжны рода царского» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) - под 4 мая, в княжеском одеянии, вместе с прп. Евфросинией Полоцкой.
В составе Соборов русских святых образ Е. в княжеских одеждах включен в группу подвижников XIII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), а также в аналогичную по составу стенопись «Шествие Русских святых к небесам» 1898 г. работы П. Тергина на лестнице Преображенского собора Валаамского мон-ря. В академической монументальной живописи образ Е. присутствовал среди новгородских и псковских блгв. князей и княгинь в росписи 70-х гг. XIX в. худож. Л. П. Пигулевского на зап. стене в приделе блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 80).
На тонолитографии 1873 г., выполненной в мастерской А. Ильина (Панов. 1874. Вкл.), Е. представлена в рост, в куколе и схиме с крупными Голгофскими крестами, со сложенными в молении перед грудью руками, держащими 4-конечный крест; изображение заключено в орнаментальную рамку. Предположительно иллюстрация восходит к рисунку 1863 г. псковского иконописца И. Д. Новикова. По свидетельству А. Панова (Там же. С. 31-32. Примеч.), художнику приснилось, что он находится в соборе и к нему из алтаря через юж. и сев. врата вышли 2 схимонахини в мантиях и крещатых епитрахилях. На следующий день он «нарисовал несколько экземпляров явившихся ему благоверных княгинь» и один из рисунков подарил автору книги. Согласно преданию, известному среди сестер обители, святая в подобном образе - «как схимница, в священнической епитрахили» - являлась неоднократно монастырскому служителю Алексею Васильеву в 1838-1863 гг. (Панов. С. 32-33. Примеч.). Вероятно, эти предания нашли отражение в сложении определенного иконографического извода в кон. XIX в.
В совр. церковном искусстве разработаны новые варианты иконографии Е.- в произведениях иконописи и стенописи псковского собора в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, выполненных в 1993-2001 гг. иконописцами мастерской под рук. бывш. настоятеля собора свящ. Андрея Давыдова. Прямоличная ростовая икона Е. находится слева от царских врат храма, святая представлена в монашеских одеждах - темно-вишневой мантии, светлой рясе и синем куколе и парамане, в поднятой деснице - 8-конечный крест, в покровенной киноварным платом левой руке - Иоанно-Предтеченский собор. Над гробницей Е. написана фреска с изображением святой в княжеских одеждах, подносящей храм восседающему на престоле Иисусу Христу. В храме имеется хоругвь с иконописным образом Е. в круге - фронтальное поясное изображение в монашеских одеждах, с крестом в правой руке и храмом в левой. На совр. иконе «Собор Псковских святых», напр., в кафедральном Троицком соборе Пскова фигура Е. помещена в левой части композиции, с четками или с крестом и макетом собора в руках.