(до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых). Идентификация В. и А. с известными историческими лицами возможна лишь предположительно; достоверно известно, что в XVII - 1-й пол. XVIII в. они местно почитались в Ржеве.
Начиная по крайней мере с 30-х гг. XIV в., возможно и несколько ранее, Ржева находилась под властью Литовского великого княжества; о сидевших здесь в это время князьях имеются отрывочные сведения, и Владимиры среди них неизвестны. С 80-х гг. XIV в. область принадлежала Московскому княжеству, в 1389 г. на короткое время она вошла в удел боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго († 1410), однако к моменту своей кончины он Ржевой уже не владел.
Среди ржевских князей долитов. периода, происходивших из смоленской ветви древнерус. княжеского семейства (потомков блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича), действительно находим одного Владимира, к-рый был, судя по всему, 1-м ржевским князем, родоначальником ржевской линии смоленских князей. Это Владимир Мстиславич, 2-й сын торопецкого блгв. кн. Мстислава (Георгия) Ростиславича Храброго (1178-1180), умершего на новгородском столе. Св. кн. Владимира Ржевского с кн. Владимиром Мстиславичем отождествляли Е. Е. Голубинский и архиеп. Димитрий (Самбикин).
В летописях Владимир Мстиславич впервые упоминается в 1180 г., когда умирающий отец поручил его братьям Рюрику и Давыду Ростиславичам (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 609). В Крещении князь, возможно, имел имя Флор или Лавр (если верна предположительная атрибуция В. Л. Яниным буллы с изображением св. Феодора на одной стороне и святых Флора и Лавра на другой как печати Владимира Мстиславича). В 1208 г., будучи князем псковским, Владимир Мстиславич участвовал в отражении литов. набега на Новгород. В 1209 г. был посажен своим старшим братом - новгородским кн. Мстиславом (Феодором) Мстиславичем Удатным в Вел. Луках, сохранив за собой Псков.
Попытка наладить мирные отношения с Ливонским орденом путем брака дочери с Дитрихом Буксгевденом, братом католич. Рижского еп. Альберта I, стоила Владимиру псковского стола - в 1211 г. он был изгнан псковичами и до 1215 г. (с коротким перерывом) был в качестве вассала Альберта «судьей Идумеи» - области к северо-востоку от Риги. Вернувшись в 1215 г. в Псков, он участвовал в 1216 г. на стороне брата Мстислава и ростовского кн. св. Константина Всеволодовича в ряде сражений (в частности, ходил походом к Ржеве, разорил В. Поволжье), а также в битве на Липице против младших братьев кн. Константина Всеволодовича - блгв. вел. кн. владимирского Георгия (Юрия) и блгв. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовичей. В 1217 г., после ухода Мстислава Мстиславича из Новгорода на юг, в Галич, произошел, видимо, раздел Торопецкой вотчины Мстиславичей, в ходе к-рого Владимир получил ее вост. часть с Ржевой, а его брат Давыд - западную с центром в Торопце. Кроме Ржевской вотчины Владимир Мстиславич держал еще в Новгородской земле Нов. Торг, судя по тому, что зимой 1225/26 г. он отражал набег литовцев на торопецкие земли во главе отряда новоторжцев. На этом летописные известия о Владимире Мстиславиче прекращаются, вероятно, вскоре он умер.
Из этих данных трудно получить четкое представление о его политике. Складывается, однако, впечатление, что Владимир Мстиславич был сторонником ограничения влияния владимиро-суздальских князей на северо-западе Руси, проводя в качестве псковского князя линию на самостоятельность от Новгорода путем союза с Ригой, к-рая позже привела к тому, что Ярослав, сын Владимира Мстиславича, после смерти отца принимал активное участие в захвате ливонцами Пскова (1240), к-рый он рассматривал как свою отчину.
Со 2-й пол. XVI в. Ржева (Ржев) начинает именоваться Ржевой Володимеровой в отличие от расположенной северо-западнее Ржевы Пустой (напр., в Бельском летописце - памятнике 30-х гг. XVII в. западнорус. происхождения). Возможно, к этому времени относится начало местного почитания В. и А.
Мощи В. и А. в XVII - 1-й пол. XVIII в. почивали под спудом в Успенском соборе в Ржеве, над ними была устроена деревянная резная позолоченная гробница и сень с иконостасом, возведенная в 1716 г. на средства Л. И. Челищева. На гробнице находилась икона с изображением В. и А.- вклад ржевского воеводы стольника С. Ф. Обернибесова.
В связи с розыском о церковных нестроениях в Ржеве (входившей в сер. XVIII в. в Тверскую епархию), к-рый был предпринят по указу имп. Анны Иоанновны, Тверской и Кашинский архиеп. Митрофан (Слотвинский) в 1745 г. провел расследование о праздновании памяти В. и А. О результатах расследования архиерей писал: «А с которого году, и с чего, и кем то воспоминание и празнество начато, и под тою ли гробницею оный князь и княгиня погребены, и чудеса и исцеления от них кому какие были ль, о том при следствии онаго собора протопоп и протчия священнослужители показали, что не знают, и никакой летописи и записок не явилось». При вскрытии гробницы В. и А. на глубине ок. 4, 5 м обнаружился покрытый каменной и дубовой досками сруб, в к-ром находились 2 дубовых гроба. Однако, как сказано в материалах следствия, «никаких мощей не сыскано», а только «кости гнилые... истленные». Архиерей запретил церковное празднование В. и А., гробницу разобрали.
По-видимому, почитание В. и А. сохранялось в Ржеве, несмотря на деканонизацию. Известен список службы В. и А. 50-60-х гг. XIX в. (ГИМ. Барс. № 1269, написан на бумаге 70-х гг. XVIII в.), текст копирует службу благоверным кн. Петру и кнг. Февронии Муромским (имена изменены). В. и А. почитались также в старообрядческой среде. В нач. XX в. по В. и А. в Ржеве еще служились панихиды, однако архиеп. Димитрий (Самбикин) включил их имена в «Алфавитный указатель местночтимых святых Тверского края». Церковное празднование В. и А. возобновлено после включения их в Собор Тверских святых, празднование к-рому было установлено в 1979 г. по инициативе Калининского и Кашинского архиеп. Алексия (Коноплёва).
Описание облика святых в иконописных подлинниках не представлено. Однако прориси и сведения о несохранившихся иконах, немногочисленные сохранившиеся образы дают представление о сложившейся в XVII в. иконографии В. и А. Как правило, их изображали вместе, предстоящими в молении Спасителю (в облаках). Фигуры показаны в 3/4 развороте, обе руки сложены в молитвенном жесте (напр., на прориси с иконы XVII в., ГРМ. ПМ-4209) или со свитком в одной руке (напр., на прориси с иконы XVII в., ГРМ. ПМ-2423). У князя поверх нижнего платья ферязь, подбитая мехом, он простоволос, вьющиеся волосы спускаются на плечи, борода недлинная. Одежды А. традиционны для изображений св. жен: голова покрыта платом, поверх платья плащ. Этой иконографии соответствует икона из собрания Тверского музея (не сохр.), известная по описанию и прориси, со следующей характеристикой головного убора А.: «Голова покрыта белым платком, обернутым вокруг шеи» (Жизневский. С. 67. Кат. 86. Рис. 3 - прорись с иконы). О распространенности данного извода свидетельствуют известия об иконах в ржевских часовнях: при храме в честь Рождества Христова (Опись Ржевской градской приходской Христорождественской ц., 1849 г.- ГА Тверской обл. Ф. 160. Оп. 1. Т. 64. Д. 19011. Л. 41) и при единоверческом кладбище (Жизневский. Табл. IV), в Твери на соборной колокольне и в ц. во имя Двенадцати апостолов (позднее хранилась в Тверском музее, утрачена в числе др. икон в период оккупации нем.-фашистскими войсками в 1941-1943) и др.
В Ржевском уездном казначействе находилась икона Спасителя XVI в., к-рая, согласно преданию, «до нашествия Литвы была надвратною иконою при Спасо-Преображенской церкви; оттуда была взята в воеводскую канцелярию, а после упразднения оной поступила в казначейство». На ней В. и. А. изображены припадающими к стопам Спасителя в числе др. святых (Там же. С. 67. Прилож.: рис. с иконы).
Парным (на одной доске) было и изображение на надгробном образе святых (известно по описанию и прориси - Там же. С. 64-67. Табл. II): В. и А. представлены в рост прямолично со сложенными на груди руками, глаза закрыты, в длинных княжеских одеяниях, украшенных узором, драгоценными камнями и жемчугом. На голове св. Агриппины белый узорчатый плат, концы к-рого спускаются на плечи. Голова св. Владимира непокрыта, у него небольшая борода, волосы распущены по плечам. После 1745 г. надгробную икону из Успенского собора в Ржеве архим. Жёлтикова мон-ря Варлаам перевез в Тверь, где она находилась в кладовой под колокольней Спасо-Преображенского собора. Оттуда с разрешения архиеп. Тверского и Кашинского Филофея (Успенского) (1857-1876) ее перенесли на хранение в Тверской музей (в наст. время местонахождение неизвестно).
Единоличное изображение князя находилось в деревянной часовне Преображенской ц. г. Ржева (Опись Ржевской градской приходской Христорождественской ц., 1849 г.- ГА Тверской обл. Ф. 160. Оп. 1. Т. 64. Д. 19009. Л. 41).
Как небесные покровители заказчиков (?) образы В. и А. могли быть представлены на иконах в числе др. святых, напр. на иконе «Не рыдай Мене, Мати (со святыми на полях)» из с. Змеёва Лихославльского р-на Тверской обл. (1-я пол. XIX в., ТОКГ), на иконе в окладе «Святые блгв. кн. Михаил и свт. Арсений Тверские, блгв. кн. Владимир и кнг. Агриппина Ржевские» (XIX в., ТГОМ; оклад в ТОКГ).