Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА
39, С. 194-196 опубликовано: 19 февраля 2020г.


КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА

(в монашестве Мария) († 1312, Тверь), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), 2-я жена вел. кн. Владимирского Ярослава (Афанасия) Ярославича, невестка блгв. вел. кн. Владимирского Александра Ярославича Невского, мать блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского и прп. Софии Тверской. Большинство историков, начиная с Н. М. Карамзина (Карамзин. ИГР. Т. 4. С. 58, 218), считают К. Ю. дочерью новгородского боярина, основываясь на летописном сообщении о женитьбе в нач. 1265 г. в Новгороде посаженного новгородцами на княжеский стол Владимирского вел. кн. Ярослава Ярославича: «...поя за ся Юрьеву дщерь Михайловичя» (ПСРЛ. Т. 18. С. 72; Т. 25. С. 145). Согласно позднейшей «Повести о тверском Отроче монастыре» (2-я пол. XVII в.), К. Ю. была дочерью пономаря из с. Едимонова под Тверью. Брак с К. Ю. был вторым для Ярослава Ярославича (имя 1-й жены, погибшей при взятии Переяславля Залесского монголами в 1252, неизв.).

Блгв. кнг. Ксения Юрьевна Тверская. Икона. 2012 г. Мастер Н. Колтова. (частное собрание)
Блгв. кнг. Ксения Юрьевна Тверская. Икона. 2012 г. Мастер Н. Колтова. (частное собрание)

Блгв. кнг. Ксения Юрьевна Тверская. Икона. 2012 г. Мастер Н. Колтова. (частное собрание)
К. Ю. покинула родной город, видимо в 1268 г., когда кн. Ярослав уехал из Новгорода, оставив там наместника, во Владимир. К тому времени в браке с кн. Ярославом К. Ю. родила 2 дочерей. В кон. 1271 г. на обратном пути из Орды Ярослав умер, его тело привезли в Тверь. К. Ю. и 1-й Тверской еп. Симеон похоронили князя в ц. святых Космы и Дамиана. Зимой 1271/72 г. К. Ю. родила в Твери сына Михаила (в одном из поздних списков Похвального слова блгв. кн. Михаилу Ярославичу стоит дата его рождения - 1 нояб. (ГИМ. Барс. № 807. Л. 29 об.)). Согласно пространной редакции Жития блгв. кн. Михаила Тверского (составлена ок. 1319-1320 игуменом тверского Отроча в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря Александром), К. Ю. принимала активное участие в воспитании сына: «Роди же ся от блаженыя воистину от преподобныа матери великие княини Оксиньи, егоже святаа та премудрая мати воспита в страсе Господни и научи святым книгам и всякой премудрости» (Кучкин. 1999. С. 130). После кончины Ярослава Ярославича тверским князем стал Святослав Ярославич (1271-1282/85), пасынок К. Ю. В 1282 г. К. Ю. выдала старшую дочь замуж за холмского и галицкого княжича Юрия Львовича, буд. князя галицко-волынского. Кн. Юрий приехал за невестой в Сев.-Вост. Русь («до Суждали») осенью 1282 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 884).

В 1285 г. на месте деревянной ц. во имя святых Космы и Дамиана в Твери 13-летний кн. Михаил Ярославич, его мать К. Ю. и еп. Симеон заложили новый каменный кафедральный Спасо-Преображенский собор (освящен еп. Симеоном в 1287). После кончины еп. Симеона в 1289 г. «княгини Оксинья Ярославля с сыном Михаилом с сыном своим, и с всеми бояры, и с ыгумены, и с попы, и крилошаны» выбрали на Тверскую кафедру игумена Богородицкого общежительного монастыря Андрея (сына литов. кн. Герденя) и отправили его в Киев на поставление (ПСРЛ. Т. 18. С. 82; Присёлков. 1950. С. 344-345).

В 1293 г. приняла постриг младшая сестра Михаила Ярославича прп. София. В ее Житии, составленном в 1305-1306 гг., говорится, что княжна приняла постриг в тверском муж. мон-ре арх. Михаила, «поне же убо таяшеся матери своеа великиа кнеини и всех домашних своих» (Кучкин. 2002. С. 138). Прп. София основала в Твери девичий монастырь во имя св. Афанасия Александрийского - небесного покровителя своего отца (Софийский или Софьин мон-рь). Возможно, не без участия К. Ю. была выбрана невеста для Михаила Ярославича: ею стала ростовская кнж. Анна Дмитриевна; венчание состоялось в Спасо-Преображенском соборе 8 нояб. 1294 г. Брак прекратил вражду между тверским правителем и ростовскими князьями.

В конце жизни К. Ю. приняла монашество, затем схиму. По предположению Г. С. Гадаловой, княгиня была пострижена в монашество вскоре после женитьбы кн. Михаила на кнж. Анне - 21 нояб. 1294 г., в праздник Введения во храм Пресв. Богородицы. По мнению исследовательницы, косвенно об этом свидетельствует построенный при еп. Андрее каменный Введенский придел в Спасо-Преображенском соборе, где К. Ю. была погребена (ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1129. Л. 142 об.; Д. 1554. Л. 241 об.). Однако есть указания на то, что княгиня приняла постриг позднее, незадолго до кончины. По Житию кн. Михаила Тверского, в 1304 г. митр. Максим просил московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича не добиваться у хана великого княжения Владимирского, при этом предстоятель ссылался на авторитет К. Ю. («аз имаюся тебе с кнеинею с матерью князя Михаила: чего въсхочешь из очины вашея, то ти дасть» - Кучкин. 1999. С. 131). Митрополит не упоминает о монашестве княгини. В Послании вел. кн. Михаилу К-польского патриарха Нифонта I, написанном в 1310/11 г. по поводу противостояния тверского княжеского дома, выдвинувшего своего претендента на митрополичий стол - игум. Геронтия, и митр. Киевского св. Петра, патриарх благословил в т. ч. «боголюбивую мать» князя, не называя ее монахиней (ПДРКП. № 16. Стб. 149). К. Ю. и Михаил изображены предстоящими Христу на миниатюре в тверском пергаменном списке «Хроники» Георгия Амартола кон. XIII - нач. XIV в. (РГБ ОР). Княгиня представлена в мирской одежде.

К. Ю. была погребена в усыпальнице тверских князей в Спасо-Преображенском соборе (ПСРЛ. Т. 18. С. 87).

Почитание

Местное почитание К. Ю. началось, вероятно, после ее кончины и утвердилось после гибели в 1318 г. кн. Михаила Ярославича. Память о матери и сыне изначально была взаимосвязанной. Митр. св. Петр учил молодого кн. Димитрия Михайловича Грозные Очи († 1326), внука К. Ю., ставшего тверским князем в 1318 г.: «Не даваитеся в бестрашие (Бога.- Авт.); стареи добре помьнять, како было пьри великом князи и при матери его; да ть въспоминають молодым» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 627). К. Ю. упоминается в Житии блгв. кн. Михаила Тверского, составленном современником князя. В летописных и нелетописных редакциях автор Жития только упоминает имя отца кн. Михаила и более подробно сообщает о матери (см. выше). Агиограф отмечает высокий авторитет вел. княгини, на мнение которой ссылался митр. Максим, пытаясь удержать московского кн. Юрия от княжеской междоусобицы.

В службе кн. Михаилу Тверскому К. Ю. посвящены песнопения в 1-м каноне (глас 8-й), созданном, по мнению В. А. Кучкина, в XIV или XV в. Песнь 3, 2-й тропарь: «От святою боку богомудрыя Аксинии, блажене, родился еси, с неюже тя блажим, страдалче прехвалне, спаси град свои, люди, поющая тя». Песнь 8, 3-й тропарь: «Ливаньскую гору наречем тя, богомудрая Аксиниа, или Фисоньскую реку, добреиши самфира, камениа честнаго, блаженнаго Михаила рождьши, имже просветися Руская страна, и молитася за нас к Господу» (РГБ. Ф. 304/1. № 619. Л. 28, 34 об.- 35). По мнению исследователей, данные тексты, видимо, заимствованы из канона равноап. кнг. Ольге (Конявская. 2007. С. 52. Примеч. 14).

В 1765 г. ректор Тверской ДС архим. Макарий (Петрович) написал новую редакцию Жития кн. Михаила Тверского (изд.: М., 1791 и 1798), в к-рой пересказал «Повесть об Отроче монастыре» и много внимания уделил К. Ю., назвав ее «утешение граду и всему отечеству покров и надежда». Имя блгв. кнг. К. Ю. упомянуто в акафисте кн. Михаилу Тверскому (1883), написанном тверским мещанином И. В. Долговым и отредактированном протоиереем тверского собора Григорием Первухиным. Архиеп. Димитрию (Самбикину) атрибутируется служба всем Тверским святым, среди которых названа К. Ю. Имя княгини включено в службу всем Тверским святым, созданную Калининским и Кашинским митр. Алексием (Коноплёвым) (1978-1988), и в службу всем российским святым. В нач. XXI в. тверской свящ. Георгий Белодуров написал тропарь и кондаки К. Ю.; московский автор А. С. Прутцкова создала Житие К. Ю., а также службу, акафист и молитву блгв. княгине (не опубл.).

Ист.: ПСРЛ. Т. 1, 2, 5; Т. 4. Ч. 1; Т. 10, 15; Т. 15. Вып. 1; Т. 18; Макарий (Петрович), архим. Житие и страдание св. блгв. кн. Михаила Ярославича, Тверского чудотворца. М., 1798; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. М., 2002 2 (по указ.); Тиганова Л. В. Повесть о Софье Ярославне Тверской // Зап. ОР ГБЛ. 1972. Вып. 33. С. 253-264; Кучкин В. А. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском // Средневек. Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 125-162; он же. Житие Софьи, сестры Михаила Ярославича Тверского // Религии мира: История и современность, 2002. М., 2002. С. 133-142.
Лит.: Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876. С. 81-83, 112-113; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 118-119; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 5. С. 170-174; он же. Тверской патерик. Каз., 1907. Тверь, 1991р. С. 20-21; Манухина Т. И. Св. блгв. кнг. Анна Кашинская. П., 1954; Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974; Семячко С. А. Повесть о Тверском Отроче мон-ре. СПб., 1994; Малыгин П. Д. Ярослав Ярославич и Тверь в летописных известиях // Великое прошлое: Тр. науч. конф., посвящ. 750-летию Тверского княжества и 725-летию Тверской епархии. Тверь, 1998. С. 38-48; Конявская Е. Л. Очерки по истории тверской лит-ры XIV-XV вв. М., 2007 (по указ.); Гадалова Г. С. Блгв. вел. кнг. Ксения Тверская. Тверь, 2011.
Г. С. Гадалова, Э. П. Р.

Иконография

Прижизненное или раннее посмертное изображение К. Ю. сделал мастер Прокопий на выходной миниатюре в тверском списке хроники Георгия Амартола (кон. XIII - нач. XIV в. или 1-я треть XIV в.; РГБ. МДА. Фунд. Ф. 173.I. № 100. Л. 17 об.). Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской и его мать (первоначально были написаны с нимбами) предстоят в молении восседающему на престоле Спасителю, на архитектурном фоне представлен, возможно, воздвигнутый ими в Тверском кремле Спасо-Преображенский собор (1285-1290). Прообразом этой донаторской композиции был фронтиспис византийского протографа или киевского перевода хроники. Одеяние К. Ю. близкое к монашескому, но на голове белый плат, что характерно для иконографии св. жен; на миниатюре надпись: « ».

Рождение сына Михаила. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30-1. Л. 33 об.)
Рождение сына Михаила. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30-1. Л. 33 об.)

Рождение сына Михаила. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30-1. Л. 33 об.)
Изображения К. Ю. встречаются на миниатюрах 1-го Остермановского тома Лицевого летописного свода, созданного в Москве в 70-х гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 33 об., 68, 147 об., 158, 231 и др.; в черно-белом варианте изданы В. И. Успенским в соавторстве с Л. Н. Целепи и С. П. Писаревым в 1903). На них запечатлены важные моменты из жизни К. Ю., ее семьи и из истории Тверского княжества: свадьба блгв. княгини и вел. кн. Ярослава Ярославича, рождение сына Михаила, строительство в Твери кафедрального Преображенского собора, избрание еп. Андрея на Тверскую кафедру, венчание и свадьба кн. Михаила и ростовской кнж. Анны Дмитриевны, рождение внуков, политические события, связанные с противостоянием Твери и Москвы, преставление блгв. княгини и др. Композиции созданы по традиц. иконографическим образцам; за исключением изображения кончины, К. Ю. представлена в великокняжеском наряде, на белый плат надета зубчатая корона, в сцене свадьбы - с ожерельем, или гривной, на плечах.

Образ святой неоднократно воспроизводился на иконах. На иконе в серебряной раме (посл. треть XVII в., ЦМиАР) блгв. кн. Михаил Тверской и К. Ю. написаны с моделью Тверского кремля в руках. Икона находилась в ризнице Преображенского собора в Твери, куда в 1702 г. ее вложил местный архиеп. Сергий. Образ восходит к известному типу донаторского, или ктиторского, портрета. Характерной особенностью является модель городской крепости в руках первых строителей Твери. Кремль, как предполагалось ранее, написан в соответствии с топографией XV в. (Попов. 1993. С. 276), но А. М. Салимов датирует изображенный комплекс построек сер. 70-х гг. XVII в.- временем создания иконы (Салимов А. М. Тверской Спасо-Преображенский собор: История и проблемы изучения. Тверь, 2008 2. С. 135-145, 209). Начало такой иконографической традиции, несомненно, связано с выходной миниатюрой хроники Георгия Амартола. На иконе К. Ю. изображена в одежде схимонахини. Вероятно, в таком же облачении ее писали и на других, не дошедших до нашего времени иконах и фресках.

По сведениям архиеп. Димитрия (Самбикина), одна из икон К. Ю. находилась в иконостасе Николо-Малицкого мон-ря (Тверский патерик. 1908. С. 20). Настенные росписи с образом блгв. княгини украшали храмы Твери: Преображенский собор, ц. свт. Николая «на площади», ц. Двенадцати апостолов в архиерейском доме и др. В ц. вмч. Димитрия Солунского в с. Едимонове хранилась «древняя» икона-пядница с образами блгв. княгинь К. Ю. и Анны Кашинской. Изображение К. Ю., выполненное в академической стилистике, было включено в программу стенописи придела блгв. кн. Александра Невского в московском храме Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. Л. П. Пигулевский; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 80; в кон. 90-х гг. XX в. роспись реконструирована, худож. А. А. Живаев).

Собор святых Покровского храма в Твери. Икона. 2004 г. Мастер Т. Я. Козлова
Собор святых Покровского храма в Твери. Икона. 2004 г. Мастер Т. Я. Козлова

Собор святых Покровского храма в Твери. Икона. 2004 г. Мастер Т. Я. Козлова
Иногда К. Ю. отождествляли с почитаемой кнг. Ксенией Ярославской (см. о ней: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 319-320; Голубинский. Канонизация святых. С. 333, 463-474). В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. под 24 янв. о внешности, по-видимому, К. Ю. сказано: «Подобна аки Варвара мученица» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 100 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 151). Неясно, какая именно блгв. кнг. Ксения изображена и на хромолитографии «Собор святых жен, просиявших в Русской земле» кон. XIX - нач. XX в. из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге (возможно, происходит из Леушинской обители; см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы // Леушино: Газ. 2004. № 8(85). 25 апр. С. 1-2).

В 90-х гг. XIX в.- 1902 г. по заказу Тверской ученой архивной комиссии на средства кашинского купца и краеведа И. Я. Кункина инокинями кашинского Сретенского мон-ря была создана икона «Собор Тверских святых» (находилась в Троицкой ц. Кашина; см.: Журнал 83-го заседания Тверской УАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине / Ред.: И. А. Виноградов. Тверь, б. г. С. 23-27; Тверской патерик. 1908. С. 3, 8). Разработка новой композиции осуществлялась под рук. архиеп. Димитрия (Самбикина). К. Ю. изображена на иконе в монашеском одеянии 2-й слева во 2-м ряду, за блгв. кнг. Анной Кашинской и блгв. кн. Михаилом Тверским.

Собор св. Ксений. Икона. 2003 г. (частное собрание)
Собор св. Ксений. Икона. 2003 г. (частное собрание)

Собор св. Ксений. Икона. 2003 г. (частное собрание)
На иконе «Собор Тверских чудотворцев» кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. (Тверской патерик. Тверь, 1991. С. 17) образ К. Ю. помещен в 1-м ряду рядом с образом сына. После канонизации в 1989 г. свт. Тихона, патриарха Московского и всея России, для ц. Св. Троицы («Белая Троица») в Твери по благословению еп. Тверского и Кашинского Виктора (Олейника) иконописцем А. Б. Запрудновым была написана икона с иным расположением фигур святых: в центре впереди стоит свт. Тихон, К. Ю.- 1-я слева во 2-м ряду. В 2007 г. иконописцем М. Г. Кондрашовой для тверского храма во имя блж. Ксении Петербургской была создана икона «Собор святых, в земле Тверской просиявших» (Тверской мирянин. 2008. № 1. С. 8). К. Ю.- в молении на фоне Тверского кремля, крайняя слева в 1-м ряду, рядом с сыном, блгв. кн. Михаилом Тверским.

В нач. XXI в. появились единоличные иконы К. Ю. и необычные композиции с ее образом. На золотофонной иконе работы тверского мастера Н. А. Колтовой (2012, частное собрание) блгв. княгиня написана фронтально по пояс в мантии и схиме, на голове - голубой островерхий куколь, в правой руке - свиток. В 2003 г. инок Валаамского подворья в Москве создал образ «Собор святых Ксений» (частное собрание): благословляющему Спасителю предстоят прмц. Ксения (Черлина-Браиловская), блж. Ксения Петербургская, прп. Ксения Миласская, К. Ю., мц. Ксения Радунь. К. Ю. представлена справа в позе, напоминающей изображение на миниатюре хроники Георгия Амартола, но с крестом в левой руке, ее куколь немного светлее мантии. В 2004 г. иконописец Т. Я. Козлова выполнила икону «Собор святых Покровского храма Твери». На фоне ц. Покрова Пресв. Богородицы слева стоят святые, в честь которых были освящены приделы храма,- святители Кирилл и Афанасий Александрийские, а также устроительница Афанасиевского мон-ря блгв. кнж. София Ярославна с сестрами обители. Справа - благоверные К. Ю. (в мантии и округлом схимническом куколе), кн. Михаил Тверской и кнг. Анна Кашинская.

Лит.: Успенский В., Писарев С. Св. блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской: (Выпись из лицевого Царственного летописца). СПб., 1903; Успенский В. И., Целепи Л. Н. Св. блгв. вел. кнг. Анна Кашинская: (Выпись из лицевого Царственного летописца). СПб., 1903; Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 3-5, 8, 20-21; Евсеева Л. М., Кочетков И. А., Сергеев В. Н. Живопись древней Твери. М., 1974. С. 12-13. № 4; Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. С. 10-11, 46, 275-276. № 180-181; он же. Миниатюры хроники Амартола и тверское искусство эпохи Михаила Ярославича // Михаил Тверской: Личность, эпоха, наследие: Мат-лы междунар. науч. конф. Тверь, 1997. С. 257-258; Лицевой летописный свод: Факсим. изд. рукописи XVI в. М., 2006. Кн. 6, 7; Гадалова Г. С. Блгв. вел. кнг. Ксения Тверская. Тверь, 2011. С. 145-152; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси: XI - нач. XVI в. М., 2012. С. 257-265.
Г. С. Гадалова, Н. А. Майорова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Почитание православных святых Собор Тверских святых (воскресенье после 29 июня) Благоверные князья и княгини Русской Православной Церкви Иконография святых благоверных князей и княгинь Ксения Юрьевна (в монашестве Мария) († 1312), благоверная княгиня Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
См.также:
ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
АННА КАШИНСКАЯ (ок. 1280-1368), св. блгв. кнг. (пам. 12 июня, 2 окт.)
БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля)
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ Храбрый (Донской) (1353 - 1410), кн. боровско-серпуховской
ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-399), вел. кн. Тверской (1365-1399, с перерывами), блгв. кн. (пам. 26 авг.; в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176)
МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271/72 - 1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)