(в монашестве Мария) († 1312, Тверь), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), 2-я жена вел. кн. Владимирского Ярослава (Афанасия) Ярославича, невестка блгв. вел. кн. Владимирского Александра Ярославича Невского, мать блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского и прп. Софии Тверской. Большинство историков, начиная с Н. М. Карамзина (Карамзин. ИГР. Т. 4. С. 58, 218), считают К. Ю. дочерью новгородского боярина, основываясь на летописном сообщении о женитьбе в нач. 1265 г. в Новгороде посаженного новгородцами на княжеский стол Владимирского вел. кн. Ярослава Ярославича: «...поя за ся Юрьеву дщерь Михайловичя» (ПСРЛ. Т. 18. С. 72; Т. 25. С. 145). Согласно позднейшей «Повести о тверском Отроче монастыре» (2-я пол. XVII в.), К. Ю. была дочерью пономаря из с. Едимонова под Тверью. Брак с К. Ю. был вторым для Ярослава Ярославича (имя 1-й жены, погибшей при взятии Переяславля Залесского монголами в 1252, неизв.).
К. Ю. покинула родной город, видимо в 1268 г., когда кн. Ярослав уехал из Новгорода, оставив там наместника, во Владимир. К тому времени в браке с кн. Ярославом К. Ю. родила 2 дочерей. В кон. 1271 г. на обратном пути из Орды Ярослав умер, его тело привезли в Тверь. К. Ю. и 1-й Тверской еп. Симеон похоронили князя в ц. святых Космы и Дамиана. Зимой 1271/72 г. К. Ю. родила в Твери сына Михаила (в одном из поздних списков Похвального слова блгв. кн. Михаилу Ярославичу стоит дата его рождения - 1 нояб. (ГИМ. Барс. № 807. Л. 29 об.)). Согласно пространной редакции Жития блгв. кн. Михаила Тверского (составлена ок. 1319-1320 игуменом тверского Отроча в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря Александром), К. Ю. принимала активное участие в воспитании сына: «Роди же ся от блаженыя воистину от преподобныа матери великие княини Оксиньи, егоже святаа та премудрая мати воспита в страсе Господни и научи святым книгам и всякой премудрости» (Кучкин. 1999. С. 130). После кончины Ярослава Ярославича тверским князем стал Святослав Ярославич (1271-1282/85), пасынок К. Ю. В 1282 г. К. Ю. выдала старшую дочь замуж за холмского и галицкого княжича Юрия Львовича, буд. князя галицко-волынского. Кн. Юрий приехал за невестой в Сев.-Вост. Русь («до Суждали») осенью 1282 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 884).
В 1285 г. на месте деревянной ц. во имя святых Космы и Дамиана в Твери 13-летний кн. Михаил Ярославич, его мать К. Ю. и еп. Симеон заложили новый каменный кафедральный Спасо-Преображенский собор (освящен еп. Симеоном в 1287). После кончины еп. Симеона в 1289 г. «княгини Оксинья Ярославля с сыном Михаилом с сыном своим, и с всеми бояры, и с ыгумены, и с попы, и крилошаны» выбрали на Тверскую кафедру игумена Богородицкого общежительного монастыря Андрея (сына литов. кн. Герденя) и отправили его в Киев на поставление (ПСРЛ. Т. 18. С. 82; Присёлков. 1950. С. 344-345).
В 1293 г. приняла постриг младшая сестра Михаила Ярославича прп. София. В ее Житии, составленном в 1305-1306 гг., говорится, что княжна приняла постриг в тверском муж. мон-ре арх. Михаила, «поне же убо таяшеся матери своеа великиа кнеини и всех домашних своих» (Кучкин. 2002. С. 138). Прп. София основала в Твери девичий монастырь во имя св. Афанасия Александрийского - небесного покровителя своего отца (Софийский или Софьин мон-рь). Возможно, не без участия К. Ю. была выбрана невеста для Михаила Ярославича: ею стала ростовская кнж. Анна Дмитриевна; венчание состоялось в Спасо-Преображенском соборе 8 нояб. 1294 г. Брак прекратил вражду между тверским правителем и ростовскими князьями.
В конце жизни К. Ю. приняла монашество, затем схиму. По предположению Г. С. Гадаловой, княгиня была пострижена в монашество вскоре после женитьбы кн. Михаила на кнж. Анне - 21 нояб. 1294 г., в праздник Введения во храм Пресв. Богородицы. По мнению исследовательницы, косвенно об этом свидетельствует построенный при еп. Андрее каменный Введенский придел в Спасо-Преображенском соборе, где К. Ю. была погребена (ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1129. Л. 142 об.; Д. 1554. Л. 241 об.). Однако есть указания на то, что княгиня приняла постриг позднее, незадолго до кончины. По Житию кн. Михаила Тверского, в 1304 г. митр. Максим просил московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича не добиваться у хана великого княжения Владимирского, при этом предстоятель ссылался на авторитет К. Ю. («аз имаюся тебе с кнеинею с матерью князя Михаила: чего въсхочешь из очины вашея, то ти дасть» - Кучкин. 1999. С. 131). Митрополит не упоминает о монашестве княгини. В Послании вел. кн. Михаилу К-польского патриарха Нифонта I, написанном в 1310/11 г. по поводу противостояния тверского княжеского дома, выдвинувшего своего претендента на митрополичий стол - игум. Геронтия, и митр. Киевского св. Петра, патриарх благословил в т. ч. «боголюбивую мать» князя, не называя ее монахиней (ПДРКП. № 16. Стб. 149). К. Ю. и Михаил изображены предстоящими Христу на миниатюре в тверском пергаменном списке «Хроники» Георгия Амартола кон. XIII - нач. XIV в. (РГБ ОР). Княгиня представлена в мирской одежде.
К. Ю. была погребена в усыпальнице тверских князей в Спасо-Преображенском соборе (ПСРЛ. Т. 18. С. 87).
Местное почитание К. Ю. началось, вероятно, после ее кончины и утвердилось после гибели в 1318 г. кн. Михаила Ярославича. Память о матери и сыне изначально была взаимосвязанной. Митр. св. Петр учил молодого кн. Димитрия Михайловича Грозные Очи († 1326), внука К. Ю., ставшего тверским князем в 1318 г.: «Не даваитеся в бестрашие (Бога.- Авт.); стареи добре помьнять, како было пьри великом князи и при матери его; да ть въспоминають молодым» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 627). К. Ю. упоминается в Житии блгв. кн. Михаила Тверского, составленном современником князя. В летописных и нелетописных редакциях автор Жития только упоминает имя отца кн. Михаила и более подробно сообщает о матери (см. выше). Агиограф отмечает высокий авторитет вел. княгини, на мнение которой ссылался митр. Максим, пытаясь удержать московского кн. Юрия от княжеской междоусобицы.
В службе кн. Михаилу Тверскому К. Ю. посвящены песнопения в 1-м каноне (глас 8-й), созданном, по мнению В. А. Кучкина, в XIV или XV в. Песнь 3, 2-й тропарь: «От святою боку богомудрыя Аксинии, блажене, родился еси, с неюже тя блажим, страдалче прехвалне, спаси град свои, люди, поющая тя». Песнь 8, 3-й тропарь: «Ливаньскую гору наречем тя, богомудрая Аксиниа, или Фисоньскую реку, добреиши самфира, камениа честнаго, блаженнаго Михаила рождьши, имже просветися Руская страна, и молитася за нас к Господу» (РГБ. Ф. 304/1. № 619. Л. 28, 34 об.- 35). По мнению исследователей, данные тексты, видимо, заимствованы из канона равноап. кнг. Ольге (Конявская. 2007. С. 52. Примеч. 14).
В 1765 г. ректор Тверской ДС архим. Макарий (Петрович) написал новую редакцию Жития кн. Михаила Тверского (изд.: М., 1791 и 1798), в к-рой пересказал «Повесть об Отроче монастыре» и много внимания уделил К. Ю., назвав ее «утешение граду и всему отечеству покров и надежда». Имя блгв. кнг. К. Ю. упомянуто в акафисте кн. Михаилу Тверскому (1883), написанном тверским мещанином И. В. Долговым и отредактированном протоиереем тверского собора Григорием Первухиным. Архиеп. Димитрию (Самбикину) атрибутируется служба всем Тверским святым, среди которых названа К. Ю. Имя княгини включено в службу всем Тверским святым, созданную Калининским и Кашинским митр. Алексием (Коноплёвым) (1978-1988), и в службу всем российским святым. В нач. XXI в. тверской свящ. Георгий Белодуров написал тропарь и кондаки К. Ю.; московский автор А. С. Прутцкова создала Житие К. Ю., а также службу, акафист и молитву блгв. княгине (не опубл.).
Прижизненное или раннее посмертное изображение К. Ю. сделал мастер Прокопий на выходной миниатюре в тверском списке хроники Георгия Амартола (кон. XIII - нач. XIV в. или 1-я треть XIV в.; РГБ. МДА. Фунд. Ф. 173.I. № 100. Л. 17 об.). Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской и его мать (первоначально были написаны с нимбами) предстоят в молении восседающему на престоле Спасителю, на архитектурном фоне представлен, возможно, воздвигнутый ими в Тверском кремле Спасо-Преображенский собор (1285-1290). Прообразом этой донаторской композиции был фронтиспис византийского протографа или киевского перевода хроники. Одеяние К. Ю. близкое к монашескому, но на голове белый плат, что характерно для иконографии св. жен; на миниатюре надпись: « ».
Образ святой неоднократно воспроизводился на иконах. На иконе в серебряной раме (посл. треть XVII в., ЦМиАР) блгв. кн. Михаил Тверской и К. Ю. написаны с моделью Тверского кремля в руках. Икона находилась в ризнице Преображенского собора в Твери, куда в 1702 г. ее вложил местный архиеп. Сергий. Образ восходит к известному типу донаторского, или ктиторского, портрета. Характерной особенностью является модель городской крепости в руках первых строителей Твери. Кремль, как предполагалось ранее, написан в соответствии с топографией XV в. (Попов. 1993. С. 276), но А. М. Салимов датирует изображенный комплекс построек сер. 70-х гг. XVII в.- временем создания иконы (Салимов А. М. Тверской Спасо-Преображенский собор: История и проблемы изучения. Тверь, 2008 2. С. 135-145, 209). Начало такой иконографической традиции, несомненно, связано с выходной миниатюрой хроники Георгия Амартола. На иконе К. Ю. изображена в одежде схимонахини. Вероятно, в таком же облачении ее писали и на других, не дошедших до нашего времени иконах и фресках.
По сведениям архиеп. Димитрия (Самбикина), одна из икон К. Ю. находилась в иконостасе Николо-Малицкого мон-ря (Тверский патерик. 1908. С. 20). Настенные росписи с образом блгв. княгини украшали храмы Твери: Преображенский собор, ц. свт. Николая «на площади», ц. Двенадцати апостолов в архиерейском доме и др. В ц. вмч. Димитрия Солунского в с. Едимонове хранилась «древняя» икона-пядница с образами блгв. княгинь К. Ю. и Анны Кашинской. Изображение К. Ю., выполненное в академической стилистике, было включено в программу стенописи придела блгв. кн. Александра Невского в московском храме Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. Л. П. Пигулевский; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 80; в кон. 90-х гг. XX в. роспись реконструирована, худож. А. А. Живаев).
Иногда К. Ю. отождествляли с почитаемой кнг. Ксенией Ярославской (см. о ней: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 319-320; Голубинский. Канонизация святых. С. 333, 463-474). В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. под 24 янв. о внешности, по-видимому, К. Ю. сказано: «Подобна аки Варвара мученица» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 100 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 151). Неясно, какая именно блгв. кнг. Ксения изображена и на хромолитографии «Собор святых жен, просиявших в Русской земле» кон. XIX - нач. XX в. из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге (возможно, происходит из Леушинской обители; см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы // Леушино: Газ. 2004. № 8(85). 25 апр. С. 1-2).
В 90-х гг. XIX в.- 1902 г. по заказу Тверской ученой архивной комиссии на средства кашинского купца и краеведа И. Я. Кункина инокинями кашинского Сретенского мон-ря была создана икона «Собор Тверских святых» (находилась в Троицкой ц. Кашина; см.: Журнал 83-го заседания Тверской УАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине / Ред.: И. А. Виноградов. Тверь, б. г. С. 23-27; Тверской патерик. 1908. С. 3, 8). Разработка новой композиции осуществлялась под рук. архиеп. Димитрия (Самбикина). К. Ю. изображена на иконе в монашеском одеянии 2-й слева во 2-м ряду, за блгв. кнг. Анной Кашинской и блгв. кн. Михаилом Тверским.
На иконе «Собор Тверских чудотворцев» кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. (Тверской патерик. Тверь, 1991. С. 17) образ К. Ю. помещен в 1-м ряду рядом с образом сына. После канонизации в 1989 г. свт. Тихона, патриарха Московского и всея России, для ц. Св. Троицы («Белая Троица») в Твери по благословению еп. Тверского и Кашинского Виктора (Олейника) иконописцем А. Б. Запрудновым была написана икона с иным расположением фигур святых: в центре впереди стоит свт. Тихон, К. Ю.- 1-я слева во 2-м ряду. В 2007 г. иконописцем М. Г. Кондрашовой для тверского храма во имя блж. Ксении Петербургской была создана икона «Собор святых, в земле Тверской просиявших» (Тверской мирянин. 2008. № 1. С. 8). К. Ю.- в молении на фоне Тверского кремля, крайняя слева в 1-м ряду, рядом с сыном, блгв. кн. Михаилом Тверским.
В нач. XXI в. появились единоличные иконы К. Ю. и необычные композиции с ее образом. На золотофонной иконе работы тверского мастера Н. А. Колтовой (2012, частное собрание) блгв. княгиня написана фронтально по пояс в мантии и схиме, на голове - голубой островерхий куколь, в правой руке - свиток. В 2003 г. инок Валаамского подворья в Москве создал образ «Собор святых Ксений» (частное собрание): благословляющему Спасителю предстоят прмц. Ксения (Черлина-Браиловская), блж. Ксения Петербургская, прп. Ксения Миласская, К. Ю., мц. Ксения Радунь. К. Ю. представлена справа в позе, напоминающей изображение на миниатюре хроники Георгия Амартола, но с крестом в левой руке, ее куколь немного светлее мантии. В 2004 г. иконописец Т. Я. Козлова выполнила икону «Собор святых Покровского храма Твери». На фоне ц. Покрова Пресв. Богородицы слева стоят святые, в честь которых были освящены приделы храма,- святители Кирилл и Афанасий Александрийские, а также устроительница Афанасиевского мон-ря блгв. кнж. София Ярославна с сестрами обители. Справа - благоверные К. Ю. (в мантии и округлом схимническом куколе), кн. Михаил Тверской и кнг. Анна Кашинская.