[греч. Ξένος Κορώνης] (кон. XIII - сер. XIV в.), мон., протопсалт, визант. мелург периода распространения калофонического пения. Возможно, его имя (означающее «чужеземец») и прозвище указывают на происхождение из г. Корони (п-ов Пелопоннес). В самой ранней певч. рукописи, в к-рой упоминается его имя, Аколуфии Athen. Bibl. Nat. 2458 (Fol. 62, 190v, 201v, 1336 г.), и в Пападики Ath. Cutl. 399 (Fol. 7, 79v, cер. XIV в.) К. К. назван лампадарием. Однако чаще всего он обозначается как «протопсалт Святой Софии», или «протопсалт Великой Церкви», или «протопсалт честнóго царского клира», из чего можно заключить, что бóльшую часть жизни мелург провел в К-поле. Наряду с прп. Иоанном Кукузелем К. К. считается учеником протопсалта Иоанна Глики, о чем можно судить по ремарке и иллюстрации с подписями в Пападики 2-й пол. XIV в. Ath. Cutl. 457 («начало с Богом Святым великой вечерни… содержит же древние и новые аллагмы различных авторов, знаменитого протопсалта Глики и его последователей и учеников кир Ксена, протопсалта Корони, и Пападопула кир Иоанна и маистора Кукузеля» - fol. 1). Мануил Хрисаф считал, что К. К. был немного моложе Иоанна Кукузеля (Χρυσάφης. 1938. Σ. 38-39). По наблюдению Н. Морана, крест на головном уборе (скиадионе) К. К., изображенный на миниатюре в рукописи Ath. Cutl. 457, может указывать на титул «крестоносца» (σταυροφόρος), являвшийся принадлежностью некоторых должностей Великой церкви. Уточнить время деятельности К. К. можно, исходя из факта написания им мелоса для «умилительного» тропаря-пятнадцатисложника, сочиненного патриархом Исидором I Вухиром (17 мая 1347 - после февр. 1350) (Athen. Bibl. Nat. 2604. Fol. 263, 1463 г.; см.: Στάθης. 1977. Σ. 93-93, 225-226).
Вероятно, в конце жизни К. К. принял монашеский постриг с именем Ксенофонт, что следует из ремарки рукописи Sinait. gr. 1311: «сочинение кир Ксена Корониса и лампадария, во святой и ангельской схиме переименованного в Ксенофонта…» (Fol. 2v, 2-я пол. XIV в.). Указания на его монашеское имя присутствуют также в ряде рукописей XVIII в. (Ath. Laur. Μ 93. Fol. 266v, 1728 г.,- здесь он упом. как «протопсалт Святой Софии, впоследствии же в ангельской схиме Ксенофонт»; Athen. Bibl. Nat. 897. Fol. 54v, 50-70-е гг. XVIII в.).
Известно, что у К. К. были брат мон. Агафон Коронис (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 119; РНБ. Греч. № 711. Л. 21, XVIII в., и др.), также мелург (см. его сочинения в ркп. Athen. Bibl. Nat. 2458) и, возможно, писец 2 датированных немузыкальных рукописей - Vat. gr. 22 (1337 г.) и Ath. Iver. 374 (1345 г.) (Conomos. 1985. P. 78), и сын Мануил, мелург (см. примеч. в ркп. кон. XV в. Athen. Bibl. Nat. 899 (Fol. 16)) и протопсалт (см. указание в ркп. кон. XV в. Sinait gr. 1527 (Fol. 281v)).
В рукописях встречаются высокие оценки творчества К. К. Напр., его последователь лампадарий Иоанн Клада (2-я пол. XIV - нач. XV в.) написал хвалебные стихи на «метод кратим» К. К., в к-рых отметил его искусность (Ath. Xeropot. 307. Fol. 25-28, 1767-1770 гг.). Встречаются также такие характеристики этого мелурга, как «удивительный» (Ath. Dionys. 570. Fol. 151, кон. XV в.), «сладкий» (Ath. Pantel. 925. Fol. 235, кон. XVII - нач. XVIII в.), «учитель учителей» (Ibid. 901. Fol. 94v, 1734 г.). В т. н. каталоге мелургов в рукописи Ath. Xeropot. 318 (нач. XIX в.) он назван «искуснейшим и упоительным» (δεινότατος κα ἡδύτατος - fol. 140-143v).
К. К. создал многочисленные сочинения в различных жанрах: аллилуиарии на разные гласы, стихи полиелея, аниксандарии, причастны, стихиры (в т. ч. матимы), херувимские песни, кратимы, которые распространялись в рукописной традиции 2-й пол. XIV-XIX в. (Ath. Laur. Μ 1262, 1377 г.; Μ 1163, XIV в.; Sinait. gr. 1276, XIV в.; Ath. Chil. 318, XIV в.; Athen. Bibl. Nat. 2456, XIV-XV вв.; Ath. Iver. 973, нач. XV в.; 985, 1425 г.; 993, сер. XVII в.; 991, 1670 г.; Ath. Cutl. 456, 1443 г.; 446, 1757 г.; РНБ. Греч. № 126, 1-я пол. XV в.; № 130, нач. XVII в.; Ath. Konstamon. 86, 1-я пол. XV в.; БАН. РАИК. № 154, 1430 г.; № 30, посл. четв. XVI в.; Lesb. Leim. 289, 1-я пол. XVI в.; 459, ок. 1700 г.; 8, кон. XVIII в.; Ath. Doch. 379, 1-я пол. XVII в.; 337, 1764 г.; 349, 1804 г.; Ath. Paul. 16, нач. XVIII в.; 128, сер. XVIII в.; Ath. Xeropot. 317, нач. XIX в., и др.). Рукопись Athen. Bibl. Nat. 2406 (1453 г.) можно назвать «собранием сочинений» К. К., поскольку здесь его творчество представлено в наиболее полном виде.
Известны «экзегезисы» отдельных сочинений К. К., выполненные Петром Пелопоннесским, напр. «Δύναμις» Трисвятого на 2-й глас (Athen. M. et O. Merlier 6. Fol. 127v - 129v, 1790-1800 гг.; CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 3. Fol. 274v - 276v, 1811 г.). Многие из его сочинений в 1-й трети XIX в. были переведены в нотацию Нового метода хартофилаксом Хурмузием (автографы: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 703-706, 710, 733).
Сохранились дидактические сочинения К. К.: методы ихим, кратим, «ненанизмат» и «теретизмат», метрофонии и Стихираря (Ath. Dionys. 570. Fol. 91; РНБ. Греч. № 132. Л. 16-20, 34 об., 37, посл. треть XVIII в.; Lesb. Leim. 459. Fol. 8v - 11, 18v - 20v, 21-25v, ок. 1700 г.; 8. Fol. 18v - 19v, 23-24v, 24v - 26v, кон. XVIII в.; и др.)