(† 657), свт. (пам. зап. 13 нояб.), архиеп. г. Толет (ныне Толедо, Испания), поэт и писатель. Основным источником сведений о Е. является соч. архиеп. Толетского свт. Ильдефонса († 667) «О знаменитых мужах» (De viris illustribus), согласно к-рому Е. был секулярным клириком при дворцовой церкви в Толете. Возможно, Е. играл значительную роль при вестгот. королевском дворе (Ильдефонс называет его «великим клириком»). Вероятно, он также руководил епископской школой. Впосл. из любви к монашеской жизни Е. оставил Толет и переселился в Цезаравгусту (ныне Сарагоса), где поступил в монастырь Восемнадцати мучеников. Святой сблизился с бывш. настоятелем мон-ря еп. Цезаравгусты Иоанном и его братом архидиак. Браулионом (см. Браулио). После вступления на кафедру свт. Браулион возвел Е. в сан архидиакона, сделав его своим доверенным лицом. Е., сопровождавший епископа на V и VI Соборы в Толете (636 и 638), стал известен при королевском дворе. После смерти Толетского архиеп. Евгения II (май 646) кор. Хиндасвинт пожелал, чтобы его преемником стал архидиакон из Цезаравгусты. Свт. Ильдефонс подчеркивал, что избрание и рукоположение Е. состоялись по воле короля (vuilentia principis) и вопреки желанию Е., а также вызвали протест свт. Браулиона, к-рый видел его своим преемником в Цезаравгусте. Святитель направил королю письмо с просьбой не забирать Е., называл архидиакона своим утешением и «частью своей души». Ссылаясь на преклонный возраст, Браулион убеждал Хиндасвинта не оставлять его без помощника (Braulio. Ep. 31). В ответном послании король отказался изменить свое решение, напомнив, что Е. изначально был клириком в Толете, а не в Цезаравгусте.
Как первенствующий епископ Вестготского королевства Е. принял участие в общеиспан. Соборах духовенства и светской знати в Толете - VII (646), VIII (653), IX (655) и X (656), на 2 последних святитель председательствовал. На VII Толетском Соборе было решено, что епископы Карфагенской пров. (т. е. митрополии Толета) должны ежегодно посещать Толет для обсуждения текущих проблем Церкви и гос-ва. Т. о., при Е. в Испанской Церкви возникло подобие временного синода по образцу К-поля.
Е. приобрел большую известность как поэт. Его крупнейшее произведение - переработка поэмы африкан. поэта V в. Драконтия «Хвала Богу» (De laude Dei). Вероятно, в вестгот. Испании была известна только 1-я кн. поэмы, к-рая имела хождение под заглавием «Шестоднев» (Hexameron), или «О сотворении мира» (De creatione mundi) (см.: Isid. Hisp. De vir. illustr. 37). По просьбе кор. Хиндасвинта Е. исправил ошибки, возникшие во время переписывания текста, а также составил новую редакцию поэмы, убрав, добавив от себя и перефразировав мн. стихи (640 стихов из 755). Он убрал предисловие Драконтия и начал произведение с описания сотворения мира. Вместо предисловия Е. добавил составленный им краткий «Шестоднев», написанный под влиянием Драконтия, но являющийся самостоятельным произведением. В него включено описание 7-го дня творения, к-рое отсутствовало у Драконтия. В редакции Е. поэма имеет 2 предисловия: прозаическое, в форме послания к Хиндасвинту, и поэтическое, в к-ром Е. оправдывается за то, что предпринял переработку чужого труда. «Хвала Богу» в редакции Е. пользовалась широкой известностью в эпоху Каролингского возрождения, сохранилась в ряде рукописей IX в. (оригинальный текст в виде цитат содержится лишь в 2 флорилегиях IX-X вв.). Е. переработал и поэму Драконтия «Оправдание» (Satisfactio), не только отредактировав ее, но и изменив суть произведения, к-рое было задумано как оправдание перед кор. вандалов Гунтамундом. В интерпретации Е. поэма превратилась в молитвенное обращение к Богу. Святитель был одним из представителей круга вестгот. писателей VI-VII вв. (святители Леандр и Исидор Гиспальские, Ильдефонс и Юлиан Толетские), творения к-рых имеют общие черты и могут считаться произведениями одной школы.
Е. приписывается также ок. 120 мелких поэтических произведений, объединенных, по свидетельству свт. Ильдефонса, в книгу. Вероятно, авторство нек-рых стихотворений принадлежит менее известным вестгот. поэтам, современникам Е. Так, небольшое стихотворение о базилике св. Викентия в Цезаравгусте (Eugenius. Carm. 8) скорее всего написано еп. Цезаравгусты Иоанном II (619-631), братом свт. Браулиона. Сохранился также ряд стихов и гимнов, к-рые были составлены позднее и ложно приписаны Е. Наиболее известен из них гимн в честь сщмч. Дионисия Ареопагита, о котором упоминает Гилдуин в Житии св. Дионисия (ActaSS. Oct. T. 4. Col. 729-733). В кон. IX в. автором этого гимна считался свт. Евгений I, легендарный основатель Толетской кафедры.
Свт. Ильдефонс среди произведений Е. упоминает некую прозаическую книгу, а также трактат о Троице, написанный для христиан Ливии и Востока (возможно, первая на лат. Западе попытка полемики с исламом (сочинения не сохр.)). Из его эпистолярного наследия до наст. времени дошло 3 послания: к кор. Хиндасвинту (предисловие к «Шестодневу» Драконтия), к свт. Браулиону (об отношении к таинствам, совершенным пресвитером, каноничность рукоположения к-рого вызывает сомнения) и к Протасию, еп. Тарраконы (ныне Таррагона). В последнем послании святой сообщал о своей деятельности, направленной на реформу богослужения, и о составленном им проприи мессы в честь св. Ипполита. Сохранилось также 2 послания, адресованные Е.: ответное послание свт. Браулиона, в к-ром тот рекомендовал святому привезенные из Рима творения свт. Григория I Великого, и послание Тагона, еп. Цезаравгусты.
С именем Е. связана реформа вестгот. богослужения, которая имела целью сближение испан. литургической практики с римской. Проприй мессы в честь св. Ипполита вошел в «Orationale Visigoticum» (CPL, N 2016). Известно 5 гимнов, составленных Е.: «На очищение Марии» (Sacer puritatum dies), «О святых Адриане и Наталии» (Hierusalem gloriosa), «О св. Ипполите» (Assunt, o populi), «О св. Леокадии» (Sanctissimae Leucadiae), «На освящение базилики» (Ecce te Christe). Принадлежность Е. гимна «Христе, Владыка всяческих» (Christe, cunctorum Dominator) вызывает сомнение, так же как и его испан. происхождение (Wilmart A. Precum Libelli quattor Aevi Karolini. R., 1940. P. 120).
Сущность проведенной Е. реформы церковного пения (melodiae cognitione correxit - Hildef. Tolet. De vir. illustr. 14) неясна, поскольку сохранившиеся 3 нотированных кодекса мосарабской литургии (X в.) не расшифрованы (Gonsález. 1979. P. 744, 746).
Согласно свт. Ильдефонсу, Е. был погребен в базилике св. Леокадии. Память святого впервые появляется в Мартирологе Узуарда (сер. IX в.) под 13 нояб. (PL. 124. Col. 689). Составитель Мартиролога различал его и Евгения I, легендарного еп. Толета, память к-рого как мученика в Паризийском окр. помещена под 15 нояб. После того как частицы мощей Евгения I были помещены в толедской ц. св. Леокадии (1156), произошло полное смешение почитания 2 святых. Базилика, в к-рой был похоронен Е., впосл. пришла в упадок и частично разрушилась. В наст. время на ее месте находится монашеская обитель (ermita) Кристо де ла Вега на окраине Толедо (гробницы архиепископов не сохр.). Кард. Цезарь Бароний внес память Е. в Римский Мартиролог, основываясь на свидетельстве Узуарда. Почитание Е. было восстановлено в Испании в 1613 г.