[греч. ̓Αλέξανδρος - отражающий мужей] (ок. 250 - апр. 326 или 328), свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.), архиеп. (Патриарх) Александрийский (на кафедре с 312). А. был одним из наиболее заметных членов александрийского клира в правление Петра Александрийского (300-311), после кончины к-рого на кафедру был избран свт. Ахилл, проживший после этого всего неск. месяцев. В то время в Александрии стало весьма заметно влияние пресв. Ария и его партии, сказавшееся при выборах следующего архиепископа. Согласно Филосторгию, А. был избран при поддержке Ария, но блж. Феодорит утверждает, что ересиарх выставил др. кандидата. И А., и Арий были образованными богословами и диалектиками: архиепископ стоял на позициях ново-александрийского богословия (см. Александрийская школа), Арий же был близок традициям Антиохийской школы. Поначалу А. пытался воздействовать уговорами и отвратить Ария от богословских новшеств, но безуспешно. К 319 г. произошел решительный разрыв: Арий и его сторонники открыто выступили против архиепископа. В ответ А. назначил диспуты по спорным вопросам, к-рые ни к чему не привели, и ок. 320/21 г. в Александрии состоялся Собор с участием ок. 100 епископов Египта, Ливии и Пентаполя. Соборным постановлением Арий был осужден, лишен сана и вместе со своими сторонниками (2 епископа, 6 пресвитеров и 6 диаконов) выслан из города. Вскоре Арий покинул Египет и нашел прибежище у Евсевия Никомидийского. Вослед ему А. разослал восточным епископам десятки писем с предупреждениями об опасности распространения ереси.
Во время войны Константина I Великого с Лицинием (323-324) Арий вернулся в Египет, где продолжал беспокоить архиепископа и смущать народ. По просьбе А. папа Сильвестр направил в Александрию еп. Кордубского Осию, к-рый привез с собой послание Константина с увещаниями прекратить вражду. На Соборе в Александрии (324) Осия помогал А. в устроении дел Патриархата и отлучил некоего Колуфа, незаконно присвоившего себе право епископского рукоположения. Однако искоренить арианство тогда не удалось.
В 325 г. имп. Константин созвал в Никее Всел. I Собор, самое деятельное участие в к-ром приняли А. и сопровождавший его в сане диакона свт. Афанасий Великий. Их стараниями на Соборе был утвержден правосл. Символ веры и осуждено учение Ария. Так же по настоянию А. был принят окончательный порядок празднования Пасхи. На заседаниях Собора А. сидел рядом с императором, в соборных актах его имя стоит сразу после подписей папских легатов. 6-е соборное правило подтверждало юрисдикцию Александрийской Церкви над Египтом, Ливией и Пентаполем. Вернулся А. с грамотой, в к-рой отцы Собора признавали его заслуги. Арианская партия во главе с Евсевием Никомидийским тщетно убеждала А. оправдать Ария; не помогло ересиарху и заступничество императора. Созомен (Церк. ист. II 17) сообщает, что перед смертью А. назначил своим преемником свт. Афанасия.
Из обширной переписки А. сохранилось только неск. посланий, 2 из к-рых приведены у Сократа и Феодорита. В них он выступает как активный сторонник единосущия Бога Сына и Бога Отца. Ему приписываются также фрагменты проповедей, сохранившихся в копт. и сир. переводах.
А. изображается как святитель в архиерейском облачении (фелонь, омофор): на фреске IX в. в ц. Санта-Мария-Эгизиака - А. бородат, в левой руке Евангелие, правой благословляет; в виме ц. св. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- представлен с недлинной седой бородой, разделенной на две пряди, в руках Евангелие. Святитель изображается среди отцов I Всел. Собора. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., описывая композицию Никейского Собора, отмечает, что А. должен быть представлен рядом с восседающим на троне имп. Константином Великим и др. святителями (Ч. 3. § 20).