Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОДРАТ
36, С. 219-220 опубликовано: 24 мая 2019г.


КОДРАТ

(III в.), мч. Никомидийский (пам. 10 марта; пам. греч. 7, 9, 10 мая). Сохранилось анонимное Мученичество К. на греч. языке (BHG, N 359), изданное Г. ван Хоффом (Hoff G., van. St. Qodrati seu Quadrati martyris Acta integra // AnBoll. 1882. Vol. 1. P. 447-469). В тексте содержится много цитат из Псалтири и Евангелий; наличие большого числа топонимов свидетельствует о том, что автор был хорошо знаком с местностью, о к-рой идет речь, а также о близости времени создания текста и описываемых событий.

Согласно Мученичеству, во время гонения на христиан в правление рим. императоров Деция (249-251) и Валериана (253-260) К. жил в Никомидии (ныне Измит, Турция), был богатым человеком благородного происхождения и красивой внешности. Он исповедовал христианство и имел дар проповеди. В тюрьму Никомидии свозили арестованных христиан из близлежащих областей. Узнав, что имп. Деций направляется в эту область, мн. христиане уходили в труднодоступные места, чтобы избежать мучений. Но нек-рые, в их числе был и К., желая пострадать за Христа, остались в городе. К. подкупал темничную стражу и оказывал узникам-единоверцам необходимую помощь, облегчая их страдания. Он также призывал их к мужеству и стойкости.

По приказу имп. Деция суд над христианами был поручен проконсулу Переннию (Перинию). Тот приказал привести арестованных и потребовал, чтобы каждый из них назвал свое полное имя и место, где он родился. К., к-рый не был арестован, тоже пришел на суд и встал рядом с единоверцами; заметив их смятение и страх перед предстоящими мучениями, громко заявил, что имя этим людям - христиане, а их отечество - Небо. Проконсул подверг его жесткому допросу, но К. смело обличил ничтожество языческих богов и отказался принести им жертву. С него сорвали одежду и избили. Он отказывался назвать свое имя, повторяя, что он христианин; проконсул обратился за разъяснениями к местным жителям, которые рассказали, что К. принадлежит к очень знатному роду и весьма богат. Тогда проконсул извинился перед К. и ласково, со слезами стал просить его отречься от своей веры. Слушая дерзкие ответы мученика, подручные проконсула испугались оказаться виноватыми в глазах императора за то, что допустили оскорбления в адрес языческих богов, и убедили проконсула действовать сурово. Святого долго били: уставшие палачи сменялись 5 раз. Затем его отнесли в темницу, под израненную спину положили гвозди, а на грудь - тяжелый камень. В таком положении К. провел неск. дней.

Проконсул отправился в Никею, где намеревался принудить к жертвоприношению языческим богам и арестантов из Никомидии. С удивлением он заметил, что впереди узников шел К., чудесным образом исцелившийся. Проконсул вновь принялся увещевать его и приказал привести христиан, отрекшихся от веры, в качестве примера, как нужно выполнять требования властей. Они смотрели на истязания К., попытавшегося опрокинуть идолов, а он обратился к ним с призывом опомниться и раскаяться в отступничестве. Увидев его твердость и мужество, отступники раскаялись. Палачи, истязавшие К., упали замертво. Место, где находились христиане, осиял свет, и им было видение ангелов, а место, где находился проконсул, окутала тьма, и он испугался, что погибнет весь город. Придя в себя, проконсул велел отвести раскаявшихся христиан в темницу, а на следующий день приказал выслать каждого в родной город и там сжечь, что и было сделано.

Из Никеи Перенний отправился в Апамею. По приказу императора он должен был в каждом городе принуждать христиан к языческим жертвоприношениям. Проконсул взял с собой и К., у к-рого после пыток почти не осталось плоти на костях. Он посадил святого в мешок со змеями, но К. остался невредим. В Кесарии К. вновь подвергли публичному избиению. Услышав молитвы мученика во время пыток, в толпе собравшихся кто-то воскликнул: «Аминь!» Поняв, что здесь находятся христиане, проконсул велел схватить Саторина (Саторнила, Сатурнина) и Руфина, которые исповедали христ. веру и после пыток были обезглавлены. Из Апамеи проконсул двинулся в Аполлонию, где вновь подверг К. изощренным пыткам: на его раны лили уксус и растирали их жесткими веревками; в Геллеспонте, у р. Риндак, их встретили военачальник области и большое количество христиан, до к-рых дошла молва о подвиге К. Проконсул приказал разжечь костер, поставить над огнем железное ложе и положить на него мученика. К. лег на раскаленное ложе. Проведя в огне продолжительное время, он встал и прошел к месту казни, где был обезглавлен.

К. пострадал 10 марта, в тот же день, что и Кодрат, мч. Коринфский, с дружиной, во время гонения имп. Деция.

В К-поле память К., мч. Никомидийского, совершалась близ Ксирокирка (Ξηρόκιρκος, Ξηρόκερκος),- вероятно, там находился храм во имя Кодрата. Некоторые обстоятельства Мученичества (приход Деция в Кесарию, множество заключенных христиан в Никомидии) совпадают со сказанием о Кодрате, ап. от 70, еп. Магнесийском, и скорее всего этот текст был заимствован из Мученичества К.

Почитание К. распространилось за пределы Византии; оно отмечено в Палестино-груз. календаре (X в.) (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 161, 210, 229). Память К., мч. Никомидийского, указана также под 7, 9 и 12 июня в нек-рых визант. и рус. агиографических сборниках: под 7 июня - в визант. служебных Минеях (с синаксарными житиями после 6-й песни канона), под 9 июня - в Синаксаре К-польской ц., в Петровом Синаксаре, в славяно-рус. нестишных Прологах, под 12 июня - в месяцесловах греч. Евангелий и в рус. служебной Минее (РНБ. Соф. № 206, XII в.).

В ВМЧ помещено полное Мученичество К. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 14), в Acta Sanctorum - краткое синаксарное сказание, в основных деталях совпадающее с Мученичеством. (Иконографию см. в ст. Кодрат, мч. Коринфский.)

Ист.: ActaSS. Mai. Vol. 2. P. 362-363; SynCP. Col. 664, 670-672; PG. 117. Col. 445 [Минологий Василия II]; MartRom. P. 205; ЖСв. Март. С. 206-223.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 101, 213-214; Janin R. Églises et monastères. P. 282; Sauget J.-M. Quadrato, Saturnino e Rufino // BiblSS. Vol. 10. Col. 1271-1272; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 254-255; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 45-47.
О. Н. А.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Иконография мучеников и мучениц Святые Греческих Православных Церквей Мученики Греческих Православных Церквей Кодрат, мученик Никомидийский (пам. 10 марта; пам. греч. 7, 9, 10 мая)
См.также:
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
ВАСИЛИЙ († ок. 362), мч. Анкирский (пам. 1 янв., греч. 2 янв.)
ВЕНИАМИН († 424), диак. мч. Персидский, (пам. 13 окт., 31 марта, пам. греч. 5 сент., 10 июня)
МАКСИМ, ФЕОДОТ, ИСИХИЙ И АСКЛИПИОДОТА († нач. IV в.), мученики Фракийские (пам. 19 февр., 15 сент.; пам. греч. 15 сент., 19 февр.)
ОНИСИФОР И ПОРФИРИЙ (III-IVвв. (?)), мученики (пам. 9 нояб.; пам. греч. 9 нояб., 16 июля)
ПАПА (кон. III - нач. IV в.), мч. Ларандский (Селевкийский) (пам. 16 марта, пам. греч. 16 марта, 14 сент.)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНТИОХ († нач. IV в. ), врач, мч. Севастийский (пам. 16 июля, греч.15 июля)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)