Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРИСК, МАРТИН И НИКОЛАЙ
58, С. 233-234 опубликовано: 2 ноября 2024г. 


Содержание

ПРИСК, МАРТИН И НИКОЛАЙ

[Греч. Πρίσκος, Μαρτῖνος καί Νικόλαος], мученики (пам. 21 сент.; пам. греч. 7 дек., 21 сент., 22 сент.). Наиболее ранняя версия сказания о П., М. и Н. представлена в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) под 22 сент. (SynCP. Col. 70). Святые были осуждены язычниками за то, что исповедали Распятого (т. е. Христа) истинным Богом. Их строгали по ребрам и закололи мечом . Затем П., М. и Н. отрубили головы. Точная дата и место их кончины не указаны. память мучеников (без сказания) омечена в то же Синаксаре под 7 дек. (SynCP. Col. 285). И декабрьский и сентябрьский синаксисы в честь святых совершались в построенном имп. Юстинианом I храме во Влахернах. Согласно Прокопию Кесарийскому, храм был освящен во имя святых П. и Н., о М. историк умалчивает (Procop. De aedif. 1, 6, 4), однако Синаксарь сообщает о праздновании всем 3 мученикам. Вероятно, в храме покоились также их мощи.

Традиция почитания П., М. и Н. создает нек-рые затруднения. Под 7 дек. в стишных синаксарях приводятся посвященные им двустишия (см.: Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 263), в к-рых кончина святых описана совершенно иначе, нежели в Синаксаре К-польской ц.: П. был уморен голодом, М. зарублен секирами, а Н. сожжен. Эти двустишия приводятся под 7 дек. и в славяно-рус. стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 4. С. 28). Без сказания память П., М. и Н. указывается под той же датой и в ВМЧ свт. Макария (см.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 230-231 [1-я паг.]).

В иерусалимском списке Типикона Великой ц. (Hieros. S. Crucis. 40, X в.; Mateos. Typicon. T. 1. P. 42) совместная память П., М. и Н. указана под 22 сент. Со временем общее сентябрьское празднование в честь 3 мучеников вышло из употребления. Тем не менее под этой датой продолжали указывать памяти отдельных святых из этой дружины: напр., в греч. рукописном Синаксаре XII в. (Mess. gr. 103) - М. и Н.; в рукописи XII-XIII вв. (Ambr. B. 104) - только Н.; в Патмосском списке Типикона Великой ц. (Patm. 266; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 8) - П. и Н. Также в рукописном Синаксаре XII в. (Paris. gr. 1592) память П. и Н. значилась под 25 сент. В греч. стишных синаксарях под 22 сент. отдельно указана память М., усеченного мечом (см.: Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 187). Только память М. под этим днем отмечена и в ВМЧ свт. Макария (см.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 50 [1-я паг.]). В болг. переводном с греч. языка стишном Прологе XIV в. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 1. С. 79) эта память объединена (видимо, в результате ошибки) с памятью мц. Друзиллы.

Очевидно, с достаточно раннего периода существовала традиция почитания П. без дружины. Празднование в его честь совершалось 21 сент. Под этой датой в Синаксаре Mess. gr. 103 приводится краткое сказание, в целом воспроизводящее общее повествование об этих святых. П. смело учил христ. вере и призывал всех христиан не страшиться мученической смерти, обратил к Христу и крестил мн. язычников. По обвинению в оскорблении языческих богов и пренебрежении правительственными приказами, а также за проповедь Распятого Бога П. был схвачен правителем и предан жестоким пыткам. Его били, а затем подвесили, пронзили рeбра и прокололи тело мечом. Казнили П. через усекновение главы. Ряд греч. рукописных источников XI-XIV вв. (напр., Vat. gr. 1613, Paris. gr. 1589, 1582) также помещает эту память под той же датой. Синаксарное чтение о П. вошло под 21 сент. и в состав слав. нестишного Пролога, переведенного с греч. языка в кон. XI или нач. XII в. (изд.: Славяно-русский пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 112). Воспроизведено оно и в ВМЧ свт. Макария (см.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 49-50 [1-я паг.]). В славянской и русской версиях «Книги житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского, память П. с кратким сказанием помещена также под 21 сент. (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Т. 1. Л. 106 об.- 107). Свт. Димитрий (Савич (Туптало)) сообщает, что мученик проповедовал и пострадал во Фригии, но др. источниками это не подтверждается.

Однако вопреки сказанию об усечении П. мечом в греч. стишных синаксарях в его честь приводится двустишие (см.: Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 183), согласно которому мученик принял смерть от огня. Это же двустишие приведено и в болг. стишном Прологе XIV в. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 1. С. 78). Кроме того, в греч. рукописи Patm. 266 под 16 сент. указана память Приска, «анфипата Европы из Халкидона», но тождество его с П. сомнительно (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 401).

В лат. традиции литургического почитания П. не было до внесения его памяти кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (80-е гг. XVI в.) под 20 сент. (MartRom. P. 407). Совр. редакция Римского Мартиролога память П. не содержит.

В совр. месяцеслове РПЦ сохранилась память только П. под 21 сент., причем святой именуется мучеником Кесарийским (Палестинским), хотя источники умалчивают о его связи с Кесарией Палестинской. В церквах греч. традиции присутствуют и это празднование, и отдельная память М. под 22 сент., но сохранена также общая память 3 мучеников под 7 дек.

Ист.: ЖСв. Сент. С. 401.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 290-191, 378; Janin R. Prisco, Martino e Nicola // BiblSS. P. 1124-1125; Idem. Églises et monastères. P. 408.
П. А. Пашков, А. Грюнерт

Иконография

В греч. руководстве для изографов - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - имя Приск приведено в разд. «Святые мученики и внешний вид их» под № 106 (всего 136 описаний): «Приск, старец с редкою бородою» (Ерминия ДФ. С. 167). Изображения П. (без дружины) единичны. На миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 57, 1-я четв. XI в.) представлена сцена усекновения главы святого: П. показан средовеком с темными вьющимися волосами и короткой бородой, без верхней одежды и препоясания, в одной тунике, он опускается на землю, склоняя голову перед воином, к-рый извлекает из ножен меч; казнь совершается на фоне горок, вдали стоит храм-киворий, увенчанный крестом. В известных минейных циклах с сохранившимися изображениями на сент., образ П., одного или с дружиной, отсутствует.

В рус. иконописных подлинниках имя Приск появляется в списках сводной редакции XVIII в., напр . в происходящем из Палеха списке подлинника, принадлежавшем Г. Д. Филимонову. В соответствии со структурой рус. месяцеслова под 21 сент. содержится упоминание «мучеников Евсевия и Приска», но без дополнительных сведениях об этих святых (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 156). Принцип объединения имен по типу святости - оба мученики - был заимствован акад. В. Д. Фартусовым. В руководстве для иконописцев (1910) автор постарался дать описание святых в соответствии с их Житиями. О П. сказано, что он «римского типа», средних лет, «в мученических одеждах», и предложено писать ему «хартию по житию» с текстом: «Во Фригии исповеда имя Христово, и многих от Еллин ко Христу приведе. Пострада за свидетельство Иисус Христово» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 21).

Лит.: LCI. Bd. 8. Sp. 225.
Э. В. Ш.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Иконография мучеников и мучениц Святые Греческих Православных Церквей Мученики Греческих Православных Церквей Приск, Мартин и Николай, мученики (пам. 21 сент.; пам. греч. 7 дек., 21 сент., 22 сент.)
См.также:
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
ВАСИЛИЙ († ок. 362), мч. Анкирский (пам. 1 янв., греч. 2 янв.)
ВЕНИАМИН († 424), диак. мч. Персидский, (пам. 13 окт., 31 марта, пам. греч. 5 сент., 10 июня)
МАКСИМ, ФЕОДОТ, ИСИХИЙ И АСКЛИПИОДОТА († нач. IV в.), мученики Фракийские (пам. 19 февр., 15 сент.; пам. греч. 15 сент., 19 февр.)
ОНИСИФОР И ПОРФИРИЙ (III-IVвв. (?)), мученики (пам. 9 нояб.; пам. греч. 9 нояб., 16 июля)
ПАПА (кон. III - нач. IV в.), мч. Ларандский (Селевкийский) (пам. 16 марта, пам. греч. 16 марта, 14 сент.)
ПРОВ, ТАРАХ И АНДРОНИК († ок. 304), мученики Аназарвские (пам. 12 окт.; пам. греч. 12 окт.; пам. зап. 11 окт.)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНТИОХ († нач. IV в. ), врач, мч. Севастийский (пам. 16 июля, греч.15 июля)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
АНТОНИНА (нач. IV в.), мц. Никейская (пам. 1 марта, 13 июня, греч. 12 июня)