Поликарп Миронович (ок. 1876, с. Ольховец Елецкого у. Орловской губ. (ныне Лебедянского р-на Липецкой обл.) - 10.04.1952, Ленинград), издатель духовно-музыкальных сочинений. Биографических сведений о К. сохранилось немного. С детских лет пел в сельском церковном хоре. Подростком отправился в С.-Петербург, надеясь приобрести к.-л. специальность. Летом 1907 г. опыт певчего помог ему поступить в С.-Петербургский митрополичий хор в партию басов (регент И. Я. Тёрнов). К. занялся изучением хранившихся в б-ке хора рукописных партитур, партий и сборников церковной музыки - от произведений композиторов 2-й пол. XVIII в. до сочинений М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова. К. также заинтересовали местные напевы и мелодии, отражавшие певч. традиции разных регионов России. К. собирал материал в нотных б-ках мон-рей, соборов и церквей. Интерес К. к наследию прошлого определил содержание изданных им сборников.
В 1911 г. вышла 1-я серия сборников К. в 4 выпусках, имевшая заголовок «Духовно-музыкальная хрестоматия». В 1912-1918 гг. была издана 2-я серия в 28 выпусках с названием «Сборник духовно-музыкальных песнопений разных авторов». К. составлял сборники, а в качестве редакторов и аранжировщиков приглашал опытных с.-петербургских духовных композиторов и регентов. Редактором 1-й серии был М. А. Лагунов, помощник регента С.-Петербургского митрополичьего хора, в работе над 2-й серией принимали участие Е. С. Азеев, Н. Д. Лебедев, прот. сщмч. Георгий Извеков, С. В. Панченко, В. А. Фатеев (см. в ст. Фатеевы), И. Г. Ельцов, А. Е. Туренков. Партитуры гравировались и печатались акционерным об-вом «Самообразование» в нотопечатне «Энергия», большая часть выпусков была переиздана. Сборники были адресованы смешанным, 3- или 4-голосным муж., жен. или детским хорам. Певч. материал распределялся по литургическому принципу и в зависимости от состава хора. Основу сборников составили сочинения авторов XVIII-XIX вв., к ним были добавлены обиходные местные напевы и отдельные произведения совр. композиторов (в т. ч. редакторов).
В сборниках К. представлены сочинения композиторов XVIII - 1-й пол. XIX в. (Б. Галуппи, Дж. Сарти, А. Сапиенцы, М. С. Березовского, А. Л. Веделя, С. А. Дегтярёва, Д. С. Бортнянского, С. И. Давыдова, прот. Петра Турчанинова, архим. Феофана (Александрова), иером. Виктора (Высоцкого), А. А. Алябьева, М. И. Глинки, Ф. Ф. Макарова, С. Г. Грибовича, А. П. Есаулова, свящ. Василия Старорусского и др.), забытых авторов 1-й пол. XIX в. (И. Т. Васильева, Лазаревича, Захарова, Быханова (возможно, Е. В.), Никитина, Яковлева, А. Велиумова, Должинского, Лаврова и др.), а также композиторов сер.- 2-й пол. XIX в. (А. Ф. Львова, Г. Я. Ломакина, прот. Михаила Виноградова, А. И. Рожнова, И. С. Дворецкого, Н. М. Потулова, Балакирева, Римского-Корсакова и др.). Только 4 сборника составлены из сочинений современных К. авторов (Н. М. Ромаскевича, свящ. Григория Баньковского, И. В. Семёнова, К. М. Куралесина, И. И. Тульчиева, А. А. Егорова, П. И. Гребенщикова, Г. К. Пахиопуло, П. Сунгурова, свящ. Михаила Ерхана, Н. Я. Венедиктова, А. В. Александрова, П. Г. Чеснокова и др.).
Благодаря невысокой цене, грамотным, хорошо отредактированным сочинениям, пригодным для исполнения малыми составами, сборники К. получили широкое распространение и пользовались популярностью.
Помимо сборников К. издал несколько сочинений композиторов Азеева, Чеснокова (Часы Св. Пасхи, 1917), Егорова (Часы Св. Пасхи, 1917), М. Д. Васильева, прот. Георгия Извекова (Торжественный канон Рождеству Христову, 1916, пасхальный концерт «Снизшел еси», 1917, и др.), Гребенщикова, Балакирева и Лагунова, а также собственное (Парастас).
В 1924 или 1925 г. К. начал выпускать у себя на дому духовно-муз. сочинения современных авторов и заниматься куплей и продажей нот. Партитуры, полученные от композиторов, он переписывал от руки и множил гектографическим способом на простой бумаге. Т. о. были напечатаны духовно-муз. сочинения Чеснокова, А. В. Никольского, Александрова, Г. И. Рютова, В. Г. Самсоненко, Венедиктова, Егорова, Н. Н. Толстякова, С. А. Богословского, А. В. Рождественского и др. В наст. время в различных нотных собраниях и коллекциях можно встретить литографированные издания 20-х гг. XX в., на к-рых стоит штамп: «Ленинград. 24-е почтовое отделение, П. М. Киреев». К кон. 20-х гг. XX в. под давлением властей К. был вынужден прекратить распространение духовно-муз. лит-ры. По воспоминаниям его внучатого племянника протодиак. Александра Киреева, в кон. 30-х или в нач. 40-х гг. XX в. К. был осужден по 58-й статье УК РСФСР (контрреволюционная деятельность), впосл. освобожден.
К. внес значительный вклад в дело сохранения муз. сочинений, составляющих певч. обиход России 2-й пол. XVIII - 1-й четв. XX в.
Репринтные и наборные переиздания «Сборников духовно-музыкальных песнопений разных авторов» К. были выпущены Тверским отд-нием Российского фонда культуры (№ 2; Тверь, 1992), Российским музыкальным изд-вом (№ 5; М., 1996) и изд-вом «Живоносный Источник» (№ 1-7, 9-26; М., 1997-2011).