[груз. ზარზმის ფერისცვალების ხატი], чудотворный образ, почитался как животворящий. Первоначальная деревянная живописная икона (ок. 160×110 см; живопись утрачена), вероятно, происходила из мон-ря Парехи (Самцхе); чеканная икона (131,5×75 см) создана в 886 г. в монастыре Зарзма и является древнейшей из сохранившихся груз. чеканных икон. В XVI в. перенесена в мон-рь Шемокмеди, с 1924 г. находится в Национальном музее Грузии. З. и. упоминается в Житии прп. Серапиона Зарзмского, написанном Василием Зарзмским на рубеже IX и X вв. (НЦРГ. А 69, XVI в.- Раннефеод. лит-ра Грузии. Тбилиси, 1935. С. 147-184; ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 319-347),- редкий случай в истории раннего средневековья, когда о дошедшей до наст. времени иконе есть свидетельство совр. ей источника.
«Животворящую икону Преображения, помощь и надежду всех христиан», взяли с собой прп. Серапион и его спутники, когда ок. 861 г. отправились из мон-ря Парехи на поиски места для устройства новой обители. Прп. Серапион, не найдя «ровного и открытого места... приказал выровнять место между источником и холмом и выстроить палатку, чтобы в ней приютить себя и икону, пред которой они молились» (Василий Зарзмели. 1956. С. 80-81). В Житии указано, что З. и. стала главной святыней строящейся Зарзмы, мн. окрестные жители приходили поклониться ей. Когда строительство церкви было закончено, «в ней поставили животворящую икону Преображения» (Там же. С. 90). Перед кончиной тяжелобольной прп. Серапион «встал и, как бы юноша, дошел до святого алтаря, приложился к Святой Трапезе и животворящей иконе воплотившегося Христа... приказал причастить его... в девятом (часу.- К. М.) предал дух свой» (Там же. С. 97). При Павле, ставшем настоятелем Зарзмы после кончины настоятеля Михаила, З. и. была украшена чеканным окладом, полностью повторившим первоначальную живописную композицию, открытыми оставались лишь живописные лики. Павел «закончил постройку церкви и всячески ее украсил. В ней поставили икону Преображения и освятили ее в настоятельство этого Павла» (Там же. С. 100).
Точная датировка оклада установлена по одной из 2 двустрочных ктиторских надписей, выполненных асомтаврули и помещенных в нижней части иконы: «Во имя Бога окована икона эта в помощь Георгию, господам Парсману эристави, Иване, Тки… Мириану, Пери, Сула при настоятеле Павле. Хроникон 106 г. (886.- К. М.)».
З. и. дошла в сильно фрагментированном виде (утеряны части серебряной чеканной пластины). Под чеканной пластиной сохранились фрагменты левкаса, подтверждающие, что первоначальная икона была живописной. Основная реставрация (орнаментированные поля и нимб Христа, отдельные части чеканной пластины) была осуществлена в 10-20-х гг. XI в. эриставом Звиадом, о чем свидетельствует относящаяся ко времени поновления иконы 2-я надпись: «Во имя Бога я, эристав Звиад, сын блаженной памяти эристава Арабая, сподобился украсить благородную эту икону. Икона Преображения, помилуй душу мою в день сей». На иконе также видны следы реставрации XVI в.
В верхней части иконы изображена крупная фигура Христа на подножии в мандорле. Благословляющая десница согнута в локте, в шуйце он держит свиток. По сторонам от Него стоят в 3/4-ном повороте пророки Илия (справа) и Моисей (слева). В нижней части иконы симметрично расположены распростертые ниц фигуры апостолов Иакова и Иоанна Богослова. Фигура ап. Петра, помещенная в левой части З. и., почти полностью утрачена (сохр. фрагменты нимба и складок одеяния). Все фигуры имеют пояснительные рельефные надписи, исполненные асомтаврули. Структурная четкость расположения фигур, линейная выразительность и экспрессивность рисунка на гладком фоне служат монументально-декоративному решению композиции.