название иконографического сюжета, в основе к-рого лежит евангельский рассказ о встрече Спасителя с самарянкой около колодца Иакова (Ин 4. 4). В раннехрист. искусстве это одна из самых распространенных композиций, имеющая сотериологическое значение. Изображение буквально следует тексту: представлены молодая женщина, достающая из колодца сосуд с водой, и стоящий по др. сторону колодца обращающийся к ней Иисус Христос. Наиболее ранние примеры - роспись в «Церковном доме» Дура-Европос (ок. 250; сохранилось только изображение самарянки), фрески катакомб Претекстата на Виа Латина, IV в., рельефы саркофагов, резная пластина кафедры Максимиана, VI в. (Архиепископский музей. Равенна). Начиная с VI в. композиция неск. меняется - Христос изображается сидящим у колодца, самарянка со вниманием слушает Его (мозаики ц. Сант-Аполлинаре Нуово, VI в., Равенна, миниатюра Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I. 56, 586 г., миниатюра из Cлов Григория Богослова (Назианзина) - Paris. gr. 510, 880-883 гг.). Сцена повторяется почти без изменений в миниатюрах лицевых Евангелий, росписях и иконах XII-XIV вв., причем усиливается акцент на учительном значении сцены (в росписи алтарного свода новгородской ц. Феодора Стратилата, 80-е гг. XIV в.).