Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АЛЬФА И ОМЕГА
2, С. 83-86 опубликовано: 1 октября 2008г.


АЛЬФА И ОМЕГА

[A и W ], первая и последняя буквы греч. алфавита.

Господь Иисус Христос. Изображение в катакомбе св. Коммодиллы. Кон. IV --- нач. V вв.
Господь Иисус Христос. Изображение в катакомбе св. Коммодиллы. Кон. IV --- нач. V вв.

Господь Иисус Христос. Изображение в катакомбе св. Коммодиллы. Кон. IV --- нач. V вв.
Выражение «А. и О.» трижды встречается в Откровении св. Иоанна Богослова: дважды как самоназвание Бога Отца (Откр 1. 8; 21. 6) и один раз как самообозначение Иисуса Христа (22. 13). «В 8 ст. говорится о Боге Отце как первопричине Божественного ведения, который, по 1 ст., дал откровение Иисусу Христу для сообщения верующим» (Николай Орлов, свящ. Апокалипсис святого Иоанна Богослова. СПб., 1999. С. 45). По др. толкованию, в 3 указанных местах Апокалипсиса А. и О. именуется Иисус Христос - сторонники этого взгляда принимают толкование архиеп. Андрея Кесарийского († ок. 565): «Словами Алфа и Омега означается Христос как Бог, содержащий все, безначальный и бесконечный - Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу...» (Слово 1. 1); «Начало и конец есть Христос как первый по Божеству и последний по человечеству и как простирающий свое промышление от первой бесплотной твари до последних людей» (Слово 22. 66).

Альфа и омега. Изображение на погребальной плите Сиберия. IVв. (Латеранский музей. Ватикан)
Альфа и омега. Изображение на погребальной плите Сиберия. IVв. (Латеранский музей. Ватикан)

Альфа и омега. Изображение на погребальной плите Сиберия. IVв. (Латеранский музей. Ватикан)

Смысл этого имени Божия, к-рое использовано в Апокалипсисе и у ранних христ. писателей (Пруденций, Тертуллиан), очевиден из «описательных» имен, сопровождающих наименование А. и О.: «Который есть и был и грядет» (Откр 1. 8), «Начало и Конец» (1. 8; 21. 6; 22. 13), «Первый и Последний» (1. 10; 22. 13), «Вседержитель» (1. 8). Сопоставление первой и последней букв алфавита объединяет Божественный акт творения и эсхатологическое новое творение. Бог положил начало этому миру и приведет его к конечному завершению. А. и О., следов.,- Бог-Творец всего. Весь космос имеет начало и завершение в Боге. Не только начало и конец мира, но и вся его история пребывает под действием промышления Божия.

В Апокалипсисе А. и О. содержит идею всеобъемлющего господства и вечности Бога. «Первым и Последним» называет Себя Господь в Книге пророка Исаии (Ис 41. 4; 44. 6; 48. 12). Здесь это выражение является усиленной формулой единобожия. В Апокалипсисе также отдается предпочтение сходному смыслу формулы А. и О., ибо она к тому же связывалась с именем Божиим. Имя Божие (священный тетраграмматон) иногда вокализовалось как Yaho и транслитерировалось греч. буквами ΙΑΩ. В контексте иудейского богословия появление первой и последней буквы в имени Божием подтверждало, что само имя содержит в себе мысль о превечности Бога.

Изречение «Я есмь Альфа и Омега», приводимое в Апокалипсисе, отцы и учители Церкви толкуют применительно к Логосу и Иисусу Христу. В «Строматах» Климент Александрийский сравнивает Логос с кругом, в к-ром Его силы как бы «свиваются», а Его начало и Его конец (A и W ) сливаются, не оставляя между собой «ни расстояния, ни интервала» (PG. 9. col. 1365). В «Педагоге» он размышляет о духовной пище, называемой ап. Павлом «молоком», замечая, что «под образом молока иносказательно говорится о Логосе» как «об альфе и омеге, о начале и о конце», потому что Ипостасное Слово питает верных и в их земной жизни, и в жизни вечной (PG. 8. col. 292). Тертуллиан усматривает в Иисусе Христе, в Котором все сущее сходится и объединяется, вечное движение из альфы в омегу и из омеги в альфу (PL. 2. Сol. 985). Имя А. и О. применительно к Иисусу Христу Ориген объясняет двояким способом. Христос как Бог есть «Альфа», т. к. Он - Начало всего, а как человек есть «Омега», поскольку Сын Божий воплотился, когда «пришла полнота времени» (Гал 4. 4). Одновременно Он как Слово, чрез Которое «все... на́чало быть» (Ин 1. 3), является началом (A ) в Адаме, к-рого Он создал, и концом (W ) в Своем Втором пришествии в мир (PG. 14. col. 80-84). По замечанию блж. Иеронима, «Иисус, пришедший в конце времен, вернул (revolvit) A к W и соединил конец с началом» (PL. 23. col. 248).

Альфа и омега. Аворий Самагерского ларца. Ок. 430 г. (Археологический музей. Венеция). Фрагмент
Альфа и омега. Аворий Самагерского ларца. Ок. 430 г. (Археологический музей. Венеция). Фрагмент

Альфа и омега. Аворий Самагерского ларца. Ок. 430 г. (Археологический музей. Венеция). Фрагмент

Использование первой и последней букв алфавита, как и их эквивалентов «первый и последний», «начало и конец», для обозначения чего-либо абсолютного или целого восходит к древней традиции. В греч. философии эта формула передавала вечность высшего начала. Афинянин в «Законах» Платона свидетельствует: «Бог, согласно древнему сказанию, держит начало, конец и середину всего сущего» (IV 716a). Ее восприняли и эллинизированные иудейские писатели (Иосиф Флавий, Филон Александрийский). В раввинистической лит-ре первая и последняя буквы алфавита указывали на некую полноту между ними. Так, напр., об Аврааме утверждалось, что он до дарования Закона уже соблюдал Закон от «алефа» до «тава» (первая и последняя буквы евр. алфавита), т. е. Авраам был послушен всему Закону. Слово (евр.   - истина), входящее в самооткровение Бога перед Моисеем (Исх 34. 6), начинается с буквы «алеф» и кончается буквой «тав». Раввинистический комментарий называет «печатью сущности Бога». Согласно иудейскому преданию, Божие благословение Израилю в Лев 26. 3-10 полно и неизменно потому, что оно начинается буквой «алеф» и кончается «тав».

Лит.: Marie-Michel O. M. Christus Alpha et Omega, seu de Christi universali regno. Lille, 1898; Bauckham R. The Theology of the Book of Revelation. Camb., 1933. P. 25-28; Kittel G. Alpha, Omega // TDNT. 1964. Vol. 1.
Архим. Ианнуарий (Ивлиев), М. С. Иванов

Употребление в христ. богослужении

Выражение «А. и О.» распространено в литургических текстах испано-мосарабского обряда: молитва Post Nomina на мессе воскресенья перед Богоявлением начинается словами: «Christe qui es alpha et ω: initium et finis» (лат.- Христе, Ты - Альфа и Омега, начало и конец - Lodi. P. 1162); оно встречается во многих молитвах мосарабского Бревиария (PL. 86. Col. 176, 182). Распространенность этого выражения в текстах испано-мосарабского обряда может быть связана с тем, что это - один из немногих древних обрядов, где Апокалипсис включен в систему лекционарных чтений. В литургических рукописях кельт. обряда сохранился причастен: «Alpha et Omega ipse,/ Christus Dominus,/ venit venturus/ iudicare homines» (лат.- Альфа и Омега, Христос Господь, грядет Грядущий судить людей - Lodi. P. 1102). Употребление выражения «А. и О.» в песнопении, сопровождающем Причащение, возможно, связано с тем, что в рисунок печатей просфор в древности могли вноситься буквы Α и Ω (см. Galavaris. Р. 75). Галаварис полагает, что появление в чине проскомидии визант. обряда Богородичной и девятичинной просфор идет от более древнего обычая вырезания букв Α и Ω из агничной просфоры (по мнению ученого, часть, вырезавшаяся по контурам буквы Α, соответствует части, изымаемой из Богородичной просфоры - Galavaris. Р. 100-101). Выражение «А. и О.» использовал в своих литургических сочинениях свт. Петр (Могила), напр., в молитве на основание храма, являющейся, по наблюдению свящ. В. Прилуцкого, переработкой аналогичной молитвы лат. Ритуала (Прилуцкий. С. 10-12), говорится:           (Требник Петра Могилы. Ч. 2. Л. 61). В послереформенном (см. Novus ordo) богослужении рим. обряда наблюдается интерес к выражению «A. и О.»: в католич. храмах часто встречаются изображения монограммы Α и Ω на предметах церковной утвари; чин благословения пасхальной свечи включает в себя акт начертания на ней букв Α и Ω; в чине открывания дверей Латеранской базилики в юбилейный 2000 год (см. «Annus sanctus») содержится гимн «Christus heri et hodie, finis et principium, Christus Alpha et Omega, Ipsi gloria in saecula!» (лат.- Христос вчера и днесь, конец и начало, Христос Альфа и Омега, Ему слава во веки!).

Лит.: Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII в. К., 1912. М., 2000р; Cabrol F. Α et Ω // DACL. Vol. 1. Col. 24-25; Galavaris G. Bread and the Liturgy: The Symbolism of Early Christian and Byzantine Bread Stamps. Madison, 1970; Lodi. Enchiridion; The Opening of the Holy Door of the Great Jubilee of the Year 2000 // http://www.vatican.va/news_services/liturgy/documents/ns_lin_doc_14121999_ porta-santa_en.html [Электр. ресурс].
М. С. Желтов

Изображение букв Α и Ω

стало одним из самых важных и древних символов христ. иконографии. Изначально встречается в основном в эпиграфике как самостоятельная композиция или в составе молитвенных, благопожелательных и апотропеических (см. Апотропей) текстов. Древнейший пример - плита надгробия в катакомбах Каллиста в Риме (1-я пол. III в.), где символ повторен дважды: как отдельно стоящий и под ветвями креста с петлеобразной верхней ветвью, изображающей букву R (существует небольшое количество изображений Α и Ω вне христ. контекста, напр. в «магическом квадрате» из Помпей (до 192)). В доконстантиновский период символ известен в основном по памятникам лапидарной эпиграфики в Аттике, М. Азии и Римской Африке (в Цезарее Мавританской изображение Α и Ω в обрамлении венка включено в посвятительную надпись 258-304). В IV-V вв. эти изображения заполняют буквально все разделы эпиграфики и проникают во все географические области, где распространялось христианство: от Англии, Германии и Испании до стран Магриба, Нубии и Ближ. Востока. Среди ранних примеров - монета Констанция II (337-361) с изображением на реверсе Α и Ω по сторонам креста-хризмона и круговой надписью: «Salus Augusti Nostri»; Самагерский ларец из слоновой кости, ок. 430 г. (Археологический музей. Венеция) и др. Вполне сформировавшиеся изображения Α и Ω включены в рельефы крестов уже самых ранних саркофагов Равенны с христ. композициями (ок. 420) и широко воспроизводятся на них в V-VII вв., иногда повторяясь на одном памятнике неск. раз. Символ встречается также на порталах и стенах церквей, домов, городских воротах, литургической утвари, ларцах для реликвий, светильниках, монетах, измерительных приспособлениях, печатях, кольцах и т. д. В ср. века изображения станут особенно многочисленны в обиходе католич. Церкви. Широта распространения символа объяснима не только восприятием его семантической глубины, сопричастности ко Христу, но также тесной иконографической связью с изображением креста и верой в способность символа ограждать от зла. Уже в первых композициях обнаруживается тенденция сочетать 2 символа - Α, Ω - и крест как в сложных монограммических версиях, так и в простейших, вплоть до тау-образных. Известны композиции, где трижды повторенный крест перемежается буквами († Α † Ω † ), но чаще Α и Ω фланкируют изображение креста или связаны с его боковыми ветвями (как бы подвешены к ним, иногда с помощью дополнительных маленьких крестиков). Разнообразие этих сочетаний, порожденное фантазией христ. художников, неисчерпаемо: буквы могут быть вынесены за пределы венка, в к-рый заключается хризма, или помещены в его окружность; располагаться справа налево или слева направо (особенно в репродукциях - на монетах, буллах, всевозможных штампах, приводящих к зеркальному отражению композиции, но, возможно, и в связи с вост. традицией чтения справа налево); соединяться с верхней ветвью креста и с др. буквами (напр., на монетах франк. королей VII в.) и т. д.

Палеографический состав изображений произволен и соответствует общему развитию написания букв, однако Α стремились изображать как заглавную, в то время как Ω часто бывает строчной, что может быть «палеографическим отражением» греч. текста Апокалипсиса. В областях, позволявших более детальную разработку сюжета, буквам придавалась дополнительная смысловая нагрузка, и они приобретали вид инициалов, пиктограммы, напр., в кодексе VII в. (Vat. 316) Α и Ω изображены соответственно в виде двух рыб и якоря, подвешенных на цепях к ветвям креста.

В собственно иконных изображениях Α и Ω являются устойчивыми символическими атрибутами Иисуса Христа и помещаются возле Его фигуры, непосредственно в нимбе или рядом с ним (погрудное изображение Иисуса Христа с начертаниями Α и Ω по правую и левую стороны нимба в катакомбах св. Коммодиллы в Риме, кон. IV- нач. V в.). Изображение Α и Ω вошло также в сцены земной жизни Иисуса Христа.

В наст. время единственной попыткой дать детальную сводку по эпиграфике А. и О. в раннехрист. и раннесредневек. период остается статья А. Леклерка в «Словаре христианской археологии и литургики» (см. таблицу). Состав приводимых в ней фактов сегодня не может считаться полным, но основные наблюдения сохраняют силу. См. также Крест, иконография; Иисус Христос, иконография, монограммы.

Лит.: Leclerсq A., Cabrol F. Α et Ω // DACL. Vol. 1. Col. 1-25; Kaufmann C. M. Handbuch der Altchristlichen Epigraphik. Freiburg i. Br., 1917. S. 41; HWDA; Lohmeyer E. // RAC. 1950. Bd. 1. S. 1-4; Wessel Kl. Christusmonogramm // RBK. Bd. 1. S. 1047-1050; Kollwitz J., Herdejurgen H. Die Ravennatischen Sarkophage. B., 1979.
Л. А. Беляев
Ключевые слова:
Богослужение Римской Католической Церкви Богослужение византийское - см. Византийское богослужение Иисус Христос, иконография Символика христианская Эпиграфика Христология Искусствознание. Основные понятия Альфа и Омега, первая и последняя буквы греческого алфавита, символика
См.также:
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа
ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих
АЛКОНОСТ морская птица, символизирующая Божий Промысел и Божие милосердие
АЛЛИЛУИАРИЙ изменяемая часть Божественной литургии, песнопение, предваряющее чтение Евангелия
АНАФОРА центральная, евхаристическая молитва Божественной литургии, богослужебный термин
БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения
ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа
ВЕЛИКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА первые 3 дня Страстной cедмицы, начало непосредственной подготовки к празднику Пасхи
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ четверг Страстной седмицы
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Вознесение Иисуса Христа на небо - одно из главных событий Священной истории
ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой
ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа
ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение
ААРОНОВО БЛАГОСЛОВЕНИЕ троекратное священническое благословение из библейской книги Чисел
АВГАРЯ ПЛАТ - см. Спас Нерукотворный
АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека