Пантелеймон Крестович [араб. Бандали ибн Салиба аль-Джаузи] (20.07.1870, Иерусалим - 20.01. 1942, Баку), историк, исламовед, миссионер. Род. в семье правосл. арабов, в детстве остался сиротой. Окончил гимназию Православного миссионерского общества в Назарете, переехал в Россию. В 1889-1892 гг. учился в Вифанской ДС, в 1892 г. поступил в МДА, в 1895 г. переведен в КазДА, к-рую окончил в 1896 г. со степенью кандидата богословия. Ж. остался в академии практикантом на кафедре араб. языка и обличения мухаммеданства до 1916 г., одновременно с 11 окт. 1899 до 1913 г. преподавал франц. язык. 6 мая 1899 г. утвержден в степени магистра богословия за продолжавшее канд. работу соч. «Мутазилиты: Догматико-историческое исследование в области ислама» (Каз., 1899). При обсуждении диссертации автора обвиняли в объективистском подходе, отсутствии критики ислама, нек-рые профессора академии выступили против присуждения магист. степени. 16 дек. 1899 г. Ж. принял присягу и стал российским подданным. За время службы в КазДА был командирован в Египет в 1897 и 1909-1910 гг. Одновременно в 1901-1903 гг. был преподавателем Казанских миссионерских курсов, с 1 окт. 1912 по февр. 1917 г.- цензором Казанского временного комитета по делам печати (цензурировал мусульм. книги и периодические издания), с 1 нояб. 1913 г.- штатным преподавателем французского языка в КазДС, в 1914-1917 гг.- военным цензором.
В 1911 г. баллотировался на должность профессора кафедры арабского языка и обличения мухаммеданства, но проф. М. А. Машанов выступил против, обвинив Ж. в светском характере его научных интересов и нежелании заниматься противомусульм. полемикой; избрание не состоялось. Неудачно окончилась и попытка Ж. возглавить кафедру татар. языка и этнографии поволжских инородцев. На заседаниях совета КазДА его критиковали за активное участие в общественной жизни христиан Ближ. Востока, вмешательство в «борьбу партий» Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей. В результате Ж. уже в 1912 г. пытался уйти из академии, в июле был назначен инспектором народных уч-щ Екатеринославской губ., но отказался от назначения. Покинул КазДА в 1916 г. 20 апр. того же года, продолжая службу в семинарии, стал приват-доцентом юридического фак-та Казанского ун-та, читал курс мусульм. права. К нач. 1917 г. имел чин статского советника. Был награжден орденами св. Станислава 3-й степени, св. Анны 3-й степени, св. Владимира 4-й степени.
После закрытия КазДС в кон. 1917 г. Ж. продолжал работать в светских вузах Казани. В 1917-1919 гг. преподавал арабский язык и мусульмановедение в Казанском северо-восточном археологическом и этнографическом ин-те, в 1919-1920 гг. был профессором фак-та общественных наук Казанского ун-та. В 1920 г. приглашен в новооткрытый Азербайджанский ун-т, где до 1937 г. был профессором кафедры арабского языка и лит-ры. Одновременно в 1922-1926 гг. был деканом Восточного фак-та ун-та. 10 июля 1921 г. утвержден в ученой степени доктора араб. языка и словесности. В 1938-1942 гг. был научным сотрудником Ин-та истории Азербайджанского филиала АН СССР. Работая в Баку, Ж. продолжил изучение ранней истории ислама в Закавказье периода араб. господства, перевел на рус. язык и опубликовал ряд араб. сочинений о Закавказье.
Араб. язык был для Ж. родным, в Палестине он овладел греч., рус., франц. языками, в Казани изучил татарский, в Баку - азербайджанский. Кроме того, владел нем., англ. языками, ивритом, латынью, фарси, хинди. В 1901-1902 гг. издал учебник русского языка для арабов, а в 1903 г.- полный русско-араб. словарь в 2 частях, также предназначенный для арабов, за что получил одобрительный отзыв обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева. Изучал Коран, анализировал его содержание и язык, библейские, евр. элементы в тексте. Ж. был специалистом по мусульм. праву, истории христианства у арабов, Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей. В работе «Из истории Иерусалимской Церкви» (Каз., 1910) писал о конфликте между православными арабами и греч. церковными иерархами, о неравноправном положении арабов Палестины по сравнению с положением греков, влияние к-рых в регионе до XVI в. практически отсутствовало. Арабы не могли занимать высшие ступени церковной иерархии, наравне с греками получать образование. В конфликте, который достиг апогея в нач. XX в., Ж. отстаивал права арабов и приветствовал уступки в их пользу, на к-рые пошла К-польская Церковь. Ж. не терял связи с родиной, в 1892-1910 гг. опубликовал много статей в церковных (не только православных) и светских научно-популярных и публицистических арабских журналах «Аль-Хилаль», «Аль-Муктатаф», «Маркан-Нажах», «Аль-Ихрам» и др. Ему также принадлежит неопубликованная работа «Мидия и мидяне» (ркп. хранится в ф. 112 архива СПбФИВ РАН).