Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«ЖИВАЯ ЖИЗНЬ»
19, С. 166 опубликовано: 25 сентября 2013г.


«ЖИВАЯ ЖИЗНЬ»

религиозно-философский ж., выходивший в Москве с 27 нояб. 1907 по 30 янв. 1908 г. раз в 2 недели. Вышло 4 номера. Редактировал и финансировал издание В. А. Рукович.

Журнал был основан В. Ф. Эрном и В. П. Свенцицким (впосл. прот.), главными идеологами и активными участниками «Христианского братства борьбы». В 1905-1907 гг. они неоднократно пытались издавать периодику и массовую лит-ру. Однако из-за радикальных идей, к-рые они пропагандировали (отделение гос-ва от Церкви и школы от Церкви, созыв Учредительного собрания, проведение забастовок и создание профсоюзов, а также выступления против частной собственности и т. п.), их журналы (в т. ч. «Век»), газеты и популярные брошюры из «Религиозно-общественной библиотеки» запрещались цензурой и конфисковывались. «Ж. ж.» стала очередным проектом «Христианского братства борьбы». Эрн и Свенцицкий рассматривали журнал как «орган критического сознания современности», открытый для самых разных мнений, к-рый пробудил бы в обществе «живую жизнь». Издатели выступали за активное участие каждого правосл. человека в политической жизни страны. В редакционной статье, опубликованной в 1-м номере «Ж. ж.», Эрн и Свенцицкий заявляли: «Настоящий момент требует не только религиозной практики, но и религиозно-умозрительного углубления» (1907. № 1). Они намеревались объединить в журнале различных представителей русской религиозно-философской мысли. С «Ж. ж.» сотрудничали С. А. Алексеев (Аскольдов), Н. А. Бердяев, И. П. Брихничёв, А. С. Глинка (Волжский) и др. Предполагалось участие свящ. К. М. Аггеева, Андрея Белого, З. Н. Гиппиус, А. В. Карташёва, Е. Н. Трубецкого, Д. В. Философова, П. А. Флоренского (впосл. свящ.) и др.

«Ж. ж.» была разделена на 2 отдела. В 1-м печатались статьи, освещающие общественно-политические и религ. проблемы, во 2-м - отзывы на книги, журналы и газеты. Эрн посвящал свои публикации совр. религиозным вопросам, в т. ч. связанным со старообрядчеством, социализмом. В программной ст. «Христианство и мир» (1907. № 1. С. 15-46) он, полемизируя с Д. С. Мережковским, опровергал распространенную идею о существовании непреодолимой пропасти между христианством и миром, земной жизнью, телесностью. Свенцицкий писал об общественном и религиозном значении произведений Л. Н. Толстого и Вл. С. Соловьёва. В ст. «Положительное значение Льва Толстого» (1908. № 2. С. 3-11) он называл ошибкой писателя критику христ. учения, но оправдывал его выступление против совр. ему состояния Церкви. В. В. Розанов издал небольшую статью «О русских «богоискателях»» (1908. № 1. С. 5-8). В журнале публиковались статьи Мережковского «О воскресении» (1907. № 1. С. 3-8), А. В. Ельчанинова (впосл. свящ.) «Каноны и церковная организация» (Там же. С. 9-14), В. В. Зеньковского (впосл. прот.) «О христианском общении» (1907. № 2. С. 3-10), В. А. Никольского о средневек. рус. ересях (Там же. С. 88-107), С. Кудрявцева «Идея диаконского служения в ее историческом освещении» (1908. № 1. С. 26-36), свящ. прав. Алексия Мечёва «О таинствах» (1908. № 2. С. 31-42). Издание привлекало внимание читателей к проблемам созыва церковного Собора и реорганизации жизни Правосл. Российской Церкви, к деятельности религиозно-философских об-в С.-Петербурга и Москвы и др. В 1908 г. появилась рубрика «Религиозно-общественная хроника», в к-рой, в частности, говорилось об иоаннитах (почитателях прот. прав. Иоанна Кронштадтского) (1908. № 2. С. 52-53).

Распространением «Ж. ж.» занимался московский книжный магазин «Братство». Несмотря на большие скидки, предоставляемые при подписке сельским священникам, учителям и студентам, журнал продавался плохо. Переговоры о финансировании с известной меценаткой М. К. Морозовой в кон. нояб.- нач. дек. 1907 г. не увенчались успехом. После 4-го номера журнал прекратил существование из-за отсутствия средств.

Лит.: Колеров М. А. Издания «Христианского братства борьбы»: (1906-1908) // Новое лит. обозр. 1993. № 5. С. 299-308; он же. Не мир, но меч: Рус. религиозно-филос. печать от «Проблем идеализма» до «Вех»: 1902-1909. СПб., 1996; История рус. лит-ры, XX в.: Серебряный век / Под ред. Ж. Нива и др. М., 1995; Взыскующие Града: Хроника частной жизни рус. религ. философов в письмах и дневниках / Сост., вступ. ст.: В. И. Кейдан. М., 1997; Андреев. Христианская периодика. № 219; Кандыбина Е. Л. Универсалия «Живая жизнь» в худож. сознании эпохи рубежа XIX-XX вв. // Язык, коммуникация и соц. среда: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 2001. Вып. 1.
В. Л. Семигин
Ключевые слова:
Периодические издания Журналы религиозно-философские «Живая жизнь», религиозно-философский журнал, выходивший в Москве с 27 нояб. 1907 по 30 янв. 1908 г.
См.также:
«ВЕСТНИК РУССКОГО ХРИСТИАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ» выходит с 1 дек. 1925 г.
«ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ» журнал Московского психологического общества
«ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» ж. о религии, философии, о науке и об искусстве, орган Болгарской Православной Церкви (БПЦ)
«ANALECTA BOLLANDIANA» ежегод. периодическое издание об-ва иезуитов-болландистов в Брюсселе (Бельгия)
ANNUARIO PONTIFICIO офиц. справоч. ежегодное издание Римской курии
«АНТИРЕЛИГИОЗНИК» ежемесячн. атеистич. журнал Центр. совета Союза воинст. безбожников СССР, 1926-1941 гг.