Жибе́р Эрнест Иванович (25.12. 1823, Париж - 4.02.1909, С.-Петербург), архит., общественный деятель. Сын католика, профессора Парижского ун-та. Когда Ж. было 10 лет, семья переехала в С.-Петербург. В 1842 г. он поступил в имп. АХ, занимался в классе К. П. Брюллова; с 1846 г. неклассный художник, в 1849 г. был удостоен 1-й золотой медали за «Проект биржи» и получил звание художника 1-й степени. С 1850 г. состоял старшим помощником архит. Р. И. Кузьмина, перестраивавшего дворец и возводившего собор ап. Павла в Гатчине. 13 сент. 1850 г. удостоен звания академика архитектуры (за проект одного из зданий Медико-хирургической академии), в 1859 г.- профессора архитектуры, в 1897 г.- почетного члена имп. АХ. Особое внимание Ж. уделял гос. службе: с 1852 г. состоял в Департаменте рассмотрения проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий, с 1865 г.- в Техническо-строительном комитете при МВД (в 1887-1901 его председатель). Ж. был одним из разработчиков инструкции о порядке составления и утверждения планов городов (1870), сохранявшей силу до 1917 г. В 1860-1887 гг. архитектор по ведомству придворной Его Имп. Величества конторы (с 1882 - Главного дворцового управления). Одновременно с 1879 г. был главным архитектором при IV отд-нии Собственной канцелярии (с 1880 - Собственной канцелярии по учреждениям имп. Марии Феодоровны). С 1873 г. он исполнял обязанности архитектора Техническо-инспекторского комитета (с 1884 - Технический отдел департамента) шоссейных и водяных сообщений. Ж. являлся членом, затем почетным членом Ученого комитета Мин-ва народного просвещения, выполнял работы для Мин-в юстиции и финансов.
В 1858-1903 гг. Ж. преподавал в Строительном уч-ще. С 1882 г., после его преобразования в Ин-т гражданских инженеров, проф. Ж. вошел в число членов совета учебного заведения, с 1899 г. почетный член Об-ва гражданских инженеров, с 1900 г. заслуженный профессор. 8 февр. 1897 г. удостоен звания почетного члена имп. АХ. Ж. занимался вопросами профессиональных объединений рус. зодчих. Был одним из учредителей, затем председателем (1893-1903) и почетным членом С.-Петербургского имп. об-ва архитекторов, председателем I съезда рус. зодчих (1892). «Мастер кропотливой, напряженной и незаметной для большинства» техническо-адм. работы, занятый общественной и преподавательской деятельностью, Ж., несмотря на длительный период творческой деятельности, оставил немного построек, которые вошли в «золотой фонд» рус. архитектуры периода историзма, притом что они отличаются функциональным и стилевым разнообразием. Большинство проектов Ж. выполнено в визант., романском и рус. стилях. Возможно, что подобные предпочтения сформировались под влиянием его наставника - Р. И. Кузьмина, автора значимых сооружений как в рус. (соборы ап. Павла в Гатчине, св. Александра Невского в Париже), так и в визант. (греч. ц. вмч. Димитрия Солунского в С.-Петербурге) стиле.
Работу в области церковной архитектуры Ж. начал с создания проектов перестройки комплекса сооружений оборонной башни 2-й пол. XVI в. в г. Староконстантинове (совр. Хмельницкая обл., Украина, 1852) под церковь с колокольней, а также проект церкви в Новгородской губ. (1852-1853). Первая крупная работа - церковь в рус. стиле в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в С.-Петербурге была построена в 1855-1856 гг. (разрушена, вероятно, в 1930) по заказу и на средства А. К. Карамзиной в качестве усыпальницы ее мужа А. Н. Карамзина, погибшего в сражении с турками. Церковь-усыпальница имела план в виде «лат. креста»: к увенчанному приземистым шатром основному объему с мощными боковыми ризалитами примыкали граненая алтарная апсида и удлиненная трапезная, пристроенная по просьбе игум. Феофании (Готовцевой) для того, чтобы в ней могли отпевать и др. погребаемых на монастырском кладбище. Высокий сомкнутый свод шатра, прорезанный окнами-слухами, придавал выразительность открытому бесстолпному пространству интерьера. Вероятно, по проекту Ж. (1852-1853) была построена ц. во имя свт. Николая (1855-1857) в имении сенатора А. Ф. Веймарна Ястребино (совр. Волосовский р-н Ленинградской обл.). Архитектура храма с его массивным основным объемом, который венчала луковичная глава на барабане, трапезной и притвором с шатровой колокольней соответствует одному из наиболее распространенных образцовых проектов К. А. Тона (церковь в имении Д. Н. Синявина). Скорее всего Ж. был архитектором 5-главой с шатровой колокольней Покровской ц. в Самаре, выстроенной в русско-визант. стиле (проект 1857, окончена в 1861, в наст. время кафедральный собор) с богато декорированным резным иконостасом. По образцу Покровской ц. в Самаре была впосл. сооружена ц. во имя св. прор. Илии (1886-1889, не сохр.) В том же духе в 1864 г. Ж. (совместно с архитектором В. Г. Шаламовым) переработал и завершил неоконченный проект К. К. Рахау по возведению кафедрального Преображенского собора для Житомира (5-шатровый 3-нефный собор с 4-ярусной колокольней). Ж. приписывается университетская часовня в Томске, «над святым ключом» (1885). Наряду с Д. И. Гриммом Ж. выступил наиболее активным апологетом византийского стиля, формы к-рого разрабатывались под его рук. в Ин-те гражданских инженеров. Самой значительной постройкой Ж. стал Воскресенский (Христа Спасителя) собор в Самаре (1869-1894, разрушен в нач. 30-х гг. XX в.).
После учреждения Самарской епархии и получения городом губ. статуса (1850-1851) необходимо было возвести монументальный кафедральный собор. В 1853 г. было решено начать строительство, однако помешала нехватка средств. Спасение имп. Александра II от покушения на его жизнь 4 апр. 1866 г. подвигло местные власти ходатайствовать о сооружении храма. Первоначально предполагалось построить собор по образцу Александро-Невского собора в Вятке (ныне Киров, архит. А. Л. Витберг), но горожан не устроил размер храма, а новый вариант в С.-Петербурге признали неудовлетворительным с художественной стороны; проект храма Ж. на 2,5 тыс. чел. был утвержден Государем в 1869 г. 25 мая того же года (в годовщину покушения на императора в Париже в 1867) еп. Самарский и Ставропольский Герасим (Добросердов) заложил храм. Имп. Александр II лично участвовал в освящении места под постройку (1866) и закладке камня в стену храма (1871). Строительством руководили Е. Н. Шихобалов (до 1888), затем А. Н. Шихобалов, с 1890 г.- А. А. Щербачёв; Ж. приезжал на стройку в 1885 и 1889 гг. К 1886 г. была возведена колокольня, в 1887 г. водружен крест на главный купол. В 1888 г. Ж. составил 2 варианта плана внутренней отделки, один из к-рых «в чисто византийском стиле» (без лепных украшений, фактически - в рус. стиле XVII в.) был утвержден Самарской думой. Нижний храм был освящен во имя свт. Алексия, митр. Московского, покровителя Самары 7 янв. 1892 г., к годовщине кончины еп. Серафима (Протопопова), погребенного в крипте. 28-30 авг. 1894 г. состоялось освящение еп. Гурием (Буртасовским) 3 верхних престолов в честь Воскресения Христова, во имя св. Александра Невского и святых, память к-рых отмечается 4 апр.
Как и в образцовом проекте сельской церкви для Подольской губ. (1869), кафедральный собор в Самаре приобрел черты визант., рус. и романские, что явилось новшеством для того времени. Основной объем храма был октагональным, с двускатными завершениями фасадов в романском стиле. В центре возвышался высокий «византийский» барабан с рус. шлемовидным куполом, меньшие барабаны были поставлены над скругленными в плане компартиментами между рукавами креста. 5-ярусная колокольня (79 м), значительно превосходившая храм по высоте, примыкала непосредственно к основному объему; отсутствие традиционной трапезной придавало облику собора необходимую цельность. Постройка представляла собой сочетание 4-столпного храма и характерного для визант. архитектуры октагона: купол покоился на 8 опорах, образованных «расчленением» каждого из 4 пилонов высокими узкими арками. Основной объем в половину его высоты окружала крытая галерея-гульбище (Ж. был одним из первых рус. зодчих XIX в., вновь применивших подобный прием в церковном строительстве), которую венчали 7 малых главок, усиливавших впечатление ступенчатого характера силуэта. К рус. элементам декора можно отнести щипцы, колонки с муфтами, заимствования из народного деревянного зодчества в отделке карнизов, к «романо-византийским» - сдвоенные и строенные полуциркульные окна, аркатурно-колончатые пояса, ползучие арочки.
Возможно, не без участия Ж., черты визант. стиля приобрел в процессе строительства Казанский собор в Иркутске: Ж. консультировал архит. барона Г. В. Розена, занимавшегося доработкой первоначального проекта в 1885-1887 гг.
Ж. был автором целого ряда светских построек. При участии К. Я. Маевского он составил проект и фактически руководил возведением комплекса 9 зданий Экспедиции заготовления гос. бумаг Мин-ва финансов в столице. Производственные, служебные корпуса и казармы для рабочих (набережная р. Фонтанки, 144, Рижский пр., 5-7; 1857-1863) декорированы в стилистике Ренессанса и романской архитектуры. В 1865-1867 гг. для цесаревича он перестроил интерьеры в вост. крыле Аничкова дворца, заново отделал в «романо-византийском» стиле дворцовую Александро-Невскую ц. (перестроена, интерьеры утрачены). В 1874-1875 гг. Ж. составил проект павильона в Шлиссельбурге (не сохр.). В 1875-1877 гг. по проекту Ж. был построен приют М. М. Молчанова для беднейших детей с ц. сщмч. Мефодия Патарского (Суворовский проспект, 32, не сохр.). В 1881-1882 гг. по его проекту построен комплекс зданий Химической лаборатории в С.-Петербурге (Измайловский проспект, 27), в 1898-1901 гг.- комплекс зданий приюта-лечебницы Е. А. Евреиновой для хронически больных детей (Новороссийская ул., 1 - Б. Сампсониевский проспект, 107).
Современники характеризовали Ж. как всегда бодрого, готового помочь, доступного, корректного и приветливого человека, отличавшегося «щепетильной аккуратностью, деловитостью, честным служением и редкой работоспособностью». Ж. был удостоен высших наград империи, включая орден св. Александра Невского с бриллиантами (1896), имел чин тайного советника.
Ж. похоронили 7 февр. 1909 г. рядом с супругой в С.-Петербурге на Смоленском лютеран. кладбище; могила сохранилась.