[груз. ჟეთევანი] (1575-1624), вмц. (пам. 13 сент.), груз. царица, супруга царя Кахети Давида I (1601-1602), мать царя Кахети Теймураза I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632).
Сведения о жизни, деятельности и мученической кончине К. довольно обширны. Они содержатся в груз. агиографических памятниках, летописях и в европ. источниках.
Наиболее ранние сведения о К. оставили современники царицы, европ. дипломаты, миссионеры и путешественники XVII в., свидетели ее жизни и мученической кончины в Иране, а также сообщавшие рассказы очевидцев. Несмотря на то что в нек-рых источниках есть неточности, документы представляют собой ценные сведения о последних годах жизни К. и о ее почитании. В 1625 г. португ. монах-августинец Амброзиу душ Анжуш находился с миссией в Иране, навещал К. в плену и присутствовал при ее кончине. Он написал соч. «Подлинные сведения о мученической кончине царицы Кетеван в главном городе Персидского царства Ширазе по приказу шаха Аббаса 22 сентября 1624 года» (Ms. 731, 1625 г. // Biblioteca Nacional de Portugal (Lisboa). Fol. 428-438; Ms. Ind. 50v 34, 1627 г. // Biblioteca da Ajuda (Lisboa); Амброзиу душ Анжуш. 1987. С. 26-47; Idem. 1998. Fol. 365-382). Каждая страница документа была пронумерована и нотариально заверена в епископской канцелярии Гоа. В том же году о мученичестве К. узнал монах-доминиканец Грегорио Орсини, передавший сведения итал. дипломату Пьетро делла Валле, 2-я супруга к-рого, Тинатин Циба, была грузинкой и к-рый в 1627 г. написал о подвиге К. в отчете папе Римскому Урбану VIII «Информация о Грузии»: «Дошла там до меня весть о том, как помянутая царица Кетеван 22 сентября 1624 года в том городе Ширазе, где столько лет держали ее, ради того, что не отступилась она от веры Христовой, под конец по приказу царя персидского мужественно окончила жизнь в жесточайших муках, как великая мученица» (Пьетро делла Валле. Информация о Грузии // Жордания, Гамезардашвили. 1994. Т. 1. С. 367). 16 мая 1626 г. греч. иером. Григорий, «поверенный Антиохии», приехал из Грузии в Трапезунд (Трабзон) и написал «Письмо о мученичестве матери грузинского царя Теймураза Кетеван и об исключительном коварстве иезуитов», адресованное «весьма святому и многоученому монаху Софронию». Оно было переведено на англ. язык и опубликовано в Оксфорде (Gregorios, ierom. 1633; Кенчошвили. 1961. С. 161-168). О мученичестве К. также писали ученый мон. дон Микеле Моско в письме «Сведения о Теймуразе и Грузии» (1628), адресованном папе Урбану VIII (Табагуа. 1986. Т. 2. С. 249-250), франц. историк Клод Маленгр в сб. «Трагические истории нашего времени» (Claude Malingre. Histories tragiques de notre temps. P., 1635; Авалишвили. 1938. С. 15-16), итал. миссионер Кристофоро де Кастелли, путешествовавший по Грузии во 2-й четв. XVII в. (Кристофоро де Кастелли. 1977. С. 214), нем. иезуит Иоганн Бисселиус в соч. «Примечательные падения» (Ioannes Bisselius. 1663. Bd. 4. Pars 2. Р. 1062-1063; Начкебия. 1993. С. 246-258), француз Жан Батист Шарден в кн. «Путешествие Шардена», вышедшей в Лондоне в 1686 г. (Шарден. 1975. С. 306-307). В 1669 г. в Амстердаме было издано сочинение армянского историка XVII в. Аракела Даврижеци «Книга историй» (Аракел Даврижеци. 1669; Он же. 1973; Он же. 1974). Одна из глав произведения целиком посвящена мученичеству К., к-рое историк описал с неподдельным сочувствием. Имени К. в сочинении нет, Аракел называет ее «Дидопала» (от დიდუფალა, уменьшительное от დედოფალი - царица), в одном месте - Мариам (Цулая. 2006. С. 107-108). Даврижеци был современником и, возможно, участником описываемых им событий: в его книге содержатся отсутствующие в др. источниках сведения.
Между 1703 и 1713 гг. насельник монастыря Додос-Рка (св. Додо) в пуст. Гареджи мон. Григорий Додоркели (Вахвахишвили) составил метафрастическое соч. «Житие и страдание святой славной великомученицы царицы Кетеван, замученной персидским царем Шах-Аббасом неверным» (НЦРГ. A 130, 1713 г.; A 170; S 3269; 1720 г. Л. 171-177; Рухадзе. 1949. С. 248-267; Григорий (Вахвахишвили). 1989). Сведения об авторе довольно скудные: он был сыном «Вахваха, главного сокольничего… был человек ученый, в монашестве совершенный, сочинил гимны о некоторых грузинских святых красноречивые, и он же описал житие святой царицы Кетеван и ее мучения от безбожного Шах-Аббаса, и он подвижничал в монастыре Додо пощением и молитвами» (Иоанн Батонишвили. 1948. Т. 2. С. 181). Мон. Григорий был представителем гареджийской лит. школы (см. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь), которая занимала в жизни позднефеодальной Грузии одно из ведущих мест. Произведение написано архаическим для того времени языком и строго выдержано в грузинском агиографическом каноне, оно богато исторически верными фактами о жизни К., точно передает политическую обстановку того времени в Грузии и Иране. Оно стало источником для грузинских летописей XVIII в.: т. н. «Парижской хроники» (Парижская хроника. 1991), «Новой Картлис Цховреба» Бери Эгнаташвили (Бери Эгнаташвили. 1959), «Истории царства Грузинского» Вахушти Багратиони (Вахушти Багратиони. 1973).
В гимнографическом труде «Аколотиа» (აკოლოთია - церковная служба) мон. Григорий также воспел героизм К. (Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 343). К 1-й пол. XVIII в. относится служба К., написанная анонимным автором (Кавтария. 1977. С. 157-158, 164-171). Кондак и ямбы, посвященные К., сочинил еп. Руисский Николай (Орбелиани) (1715-1726) (Там же. С. 346-347; Антоний I (Багратиони). 1980. С. 33).
В 1769 г. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788) составил агиографический сб. «Мартирика», куда включил Жития и Мученичества 29 груз. святых, в т. ч. метафрастическое соч. «Хвала и повествование о подвигах и мучениях святой великомученицы царицы Кетеван» (НЦРГ. Q 78; S 1272 - Антоний I (Багратиони). 1980. С. 12-33). Синаксарные редакции Мученичества К. дошли в 3 вариантах (агиографический сб.: НЦРГ. А 130, 1713 г. Л. 114-127 - ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 429-432; литургический сб.: НЦРГ. А 425, 1718 г.- Там же. С. 432-433; НЦРГ. S 1464, 1760 г.- Там же. 1980. Т. 6. С. 448-450).
Стойкость в вере груз. царицы вдохновила европ. и груз. авторов на создание мн. лит. произведений. В 1628 г. сын К. царь Теймураз I создал агиографическую поэму «Мученичество царицы Кетеван» (НЦРГ. S 403, S 1511, S 2694; Теймураз I Багратиони. 1934. С. 126-137). В жанровом отношении сочинение Теймураза I стало новшеством для груз. лит-ры XVII в.- это первое груз. художественное произведение, посвященное исторической тематике. Поэму отличают точность и документальность, в тексте прослеживаются параллели со сведениями, содержащимися в исторических источниках (в частности, в реляциях душ Анжуша) (Начкебия. Святая Кетеван. 1998. С. 23). В 1647 г. немецкий драматург Андреас Грифиус написал трагедию «Катерина Грузинская, или Стойкое сопротивление» (Catharina von Georgien oder Bewehrte Beständigkeit), в основу к-рой легли сведения о пленении и мученичестве К. и факты из истории Грузии (Gryphius A. 1657; Он же. 1975. С. 61-214). О К. в исторической поэме «Прения (Спор) Теймураза и Руставели» писал царь Кахети Арчил II (1664-1675) (НЦРГ. S 42; ИВ РАН СПб. ОР. M 19; Арчил II Багратиони. 1999. С. 210-362; Начкебия. Святая Кетеван. 1998. С. 27). В 1701 г. в Скалицкой гимназии (на территории совр. Словакии) была поставлена пьеса неизвестного скалицкого иезуита «Катерина, грузинская королева, украшенная собственной кровью, представленная на сцене» (Caterina, královná gurziánská. 1981; Начкебия. 1992. С. 68-72).
В 1-й трети XVIII в. в подражание произведению Теймураза I поэму о К. написал иером. Косма (Козман) († 1735), подвизавшийся в одном из монастырей пуст. Гареджи и одно время занимавший должность мцигнобартухуцеси (главного визиря) царя Кахети (Иоанн Батонишвили. 1948. Т. 2. С. 182). В нач. XIX в. груз. царевич Димитрий Георгиевич Багратиони создал эпическую поэму «Мученичество святой царицы Кетеван», посвященную дочери царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798), царевне Кетеван, к-рая участвовала в груз. антироссийском движении. Произведение практически без изменений повторяет сюжет поэмы царя Теймураза I, однако оно длиннее, богаче метафорами, тропами и др. поэтическими украшениями (Багратиони. 1819). В 1883 г. груз. писатель А. Казбеги написал романтическо-патриотическую пьесу «Мученичество царицы Кетеван» (Казбеги. 1883), премьера которой состоялась на сцене Тифлисского театра груз. дворянства в 1889 г. Пьеса была популярна и выдержала неск. постановок в XX в. К. посвящали произведения деятели XX в.: оперу (1959) написал груз. композитор Н. И. Гудиашвили, романы - К. Иремадзе (Кетеван // Лит. медальоны. Тбилиси, 1946. С. 9-30), Г. Л. Карбелашвили (Пламенем испепеленные сердца. М., 1981), Л. Антелава (Царица: Ист. драма. Тбилиси, 2008), стихотворения - Г. Леонидзе, А. Каландадзе, М. Кахидзе, К. Шенгелия и др.
К. была дочерью владетельного картлийского кн. Ашотана Мухранбатони, представителя мухранской ветви царского дома Багратиони (имя матери неизв.). Детство и юные годы К. «украшались» изучением Свящ. Писания: благочестивые родители наставляли ее в добродетели и нравственной христ. жизни; «взрослея телесно, она возрастала и духовно: целомудрие, скромность, мудрость и благоразумие украшали ее прекрасный лик» (Антоний I (Багратиони). 1980. С. 16). В 1589 г. К. стала супругой сына царя Кахети Александра II (1574-1601, 1602-1605) царевича Давида I, у них родились сыновья Теймураз (впосл. царь Кахети Теймураз I) и Вахтанг и дочь Елена (Белокуров. 1889. Вып. 1. С. 492; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 434).
Деятельность К. приходится на 1-ю четв. XVII в., один из наиболее тяжелых периодов в истории Грузии. Согласно Амасийскому договору (1555), Грузия была поделена на сферы влияния Османской империи (зап. часть) и Ирана (вост. часть). Груз. цари неоднократно пытались освободиться от протектората этих стран и избежать угрозы исламизации, Грузия стремилась наладить отношения с единоверной Россией и с христианской Европой. Заинтересованность была обоюдной: Россия нуждалась в союзнике в Закавказье, способном противостоять Османской империи и Ирану (Джамбурия. 1964. С. 18), Европа, в частности Римско-католич. Церковь, старалась расширить границы своего влияния. По Стамбульскому мирному договору 1590 г. Иран признал владычество осман в Закавказье, но затем, уладив внутренние дела, персид. шах Аббас I начал готовиться к походу против Османской империи и завоеванию Вост. Грузии.
В 1601 г. Давид I, воспользовавшись болезнью отца, потребовал царские инсигнии и взошел на престол. Сохранились дарственные грамоты мон-рю Ниноцминда, подписанные Давидом I и К., о пожертвовании крестьян с. Патардзеули и с. Твали (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 432; Ист. док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 479). Сторонники его брата, царевича Георгия, устроили заговор, были разоблачены, нек-рых казнили. Александр II и Давид I проводили пророссийскую политику: в 1602 г. они и наследник престола царевич Теймураз «крест целовали» (т. е. приняли присягу верности) российскому царю Борису Феодоровичу Годунову (Белокуров. 1889. Вып. 1. С. 362). Когда царь Александр II выздоровел, Давид I принудил его к постригу, и отец предал сына анафеме. Через год царь Давид I умер. Трон занял Александр II, но фактическим правителем Кахети стал Георгий. Овдовевшая К. боялась мести деверя и отослала малолетнего сына Теймураза к Аббасу I (по др. версии, это сделал Александр II по требованию шаха), где, согласно установленной Ираном традиции, воспитывались многие груз. царевичи (напр., принявший ислам и преданный шаху сын Александра II Константин I, царь Кахети в 1605). Теймураз вырос при персид. дворе, однако мусульманства не принял.
В 1602 г. шах Аббас I объявил войну Османской империи. В военных действиях против турок участвовали и грузины. Так, Ереван в 1603 г. освобождали со своим войском в т. ч. и Александр II и царь Картли Георгий X (1600-1606). Несмотря на это, к Александру II из-за его связей с Россией Аббас I относился недоверчиво. В 1605 г. Аббас I отправил Константина на родину с заданием убить своего отца и брата и завладеть кахетинским престолом. Константин исполнил поручение шаха в разгар пира, который он устроил в честь своего возвращения (Джамбурия. 1973. С. 246-251). Преданный Аббасу I Константин стремился превратить Кахети в часть Ирана (Искандер Мунши. 1969. С. 47-50; Вахушти Багратиони. 1973. С. 581-582). Кроме того, опираясь на мусульм. обычай, согласно которому он должен был взять в жены вдову брата, Константин потребовал от К., чтобы она вышла за него замуж. Возмущенная царица отказалась: она созвала дарбази (совет) кахетинских дворян, недовольных правлением Константина I, и просила не допустить беззакония, напомнив, что нечестивый отце- и братоубийца был намерен истребить весь царствующий дом Кахети. Дворяне поклялись ей в верности: «Кроме тебя, никогда никому другому не подчинимся». Было собрано войско. К., «облачившись в мужескую отвагу», ободрила рать, возложила надежду на Св. крест и обратилась к воинам: «Будьте стойкими и сильными и не смотрите на их многочисленность, ибо Господь сотрет с лица земли гордых, а покорным даст силу над ними» (Григорий (Вахвахишвили). 1989. С. 14). Во время восстания Константин был убит (1606), персид. войско обращено в бегство. Аббас I, недовольный поворотом событий, потребовал, чтобы к нему прислали груз. войско - якобы на помощь при осаде Шемахи. Груз. вельможи поняли, что т. о. шах хочет заманить их в ловушку, и предложили К. послать к шаху делегатов. По сведениям С. А. Белокурова, изучавшего документацию московских посольств в Грузии и Иране, К. решила направить к Аббасу I 300 знатных женщин, облаченных в доспехи, и передала шаху, что в ее стране от бесконечных войн с ним «перевелись все мужчины». Шах оценил остроумие царицы и отпустил женщин с подарками домой (Белокуров. 1889. Вып. 1. С. 388-389). К. попросила шаха вернуть ей сына, чтобы сделать его царем Кахети, намекнув, что в противном случае она «не станет подвластна воле» шаха «и отдаст страну» османам (Григорий (Вахвахишвили). 1989. С. 17; Антоний I (Багратиони). 1980. С. 22). В 1606 г. Теймураз I, которому на тот момент исполнилось 15-16 лет, взошел на престол Кахети, фактически страной долгое время правила К. Уладив гос. дела, она решила «освободиться от мирских забот» и посвятить жизнь Богу и Церкви: она жертвовала Церкви царские украшения, строила храмы, помогала бедным, занималась благотворительностью. В Кахети на нек-рое время воцарилось спокойствие (Григорий (Вахвахишвили). 1989. С. 18). В 1609 г. по заказу К. в мон-ре Кватахеви был переписан акафист Пресв. Богородице (ГМИГ. H 284), в конце каждой страницы была помещена приписка: «Иисусе Христе, возвеличь в обеих жизнях царицу цариц и патронессу Кетеван» (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 438).
Недовольный условиями Стамбульского турецко-персидского договора 1612 г., Аббас I решил покончить с «гюрджистанским вопросом»: он планировал завоевать Вост. Грузию, упразднить царства Картли и Кахети, сделав все восточногрузинские территории частью Ирана, депортировать грузин и заселить их территории туркманскими племенами (Сванидзе. 1971. С. 255). Шах пригласил Теймураза I в Мазандаран на охоту, но царь, опасаясь за свою жизнь, не поехал. Персидский историк Искандер Мунши писал, что разгневанный шах решил наказать Теймураза I и «со священной войной двинулся на Грузию» (Искандер Мунши. 1969. С. 80-81).
Осенью 1613 г., воспользовавшись ослаблением Османской империи, шах Аббас I подошел к границам Грузии и потребовал от Теймураза I гарантов поддержки в предстоящей войне с османами - царевичей-заложников. Теймураз I по настоянию вельмож решил послать к шаху К., «человека умнейшего», как о ней отзывались современники, и своего младшего сына Александра, т. к. кахетинцы надеялись, что К. сможет умилостивить шаха и спасти страну. К. сочла это решение неудачным, она сказала Теймуразу I: «Тебе известно, сколько раз я избавляла от беды Кахети и не щадила себя для страны. Бесполезно ехать к шаху, ибо никакие мои просьбы и мольбы не смогут удержать его от опустошения всей нашей страны» (Григорий (Вахвахишвили). 1989. С. 21; Пьетро делла Валле. Информация о Грузии // Жордания, Гамезардашвили. 1994. Т. 1. С. 360). Однако Теймураз I, двор и народ настаивали, царица покорилась их воле и в марте 1614 г. отправилась с внуком и богатыми дарами в Гянджу. Шах принял ее с почестями и потребовал ко двору старшего сына Теймураза I, царевича Левана. К. тайно предупредила царя, чтобы он не отсылал наследника, однако Теймураз I вновь поддался давлению кахетинских князей и народа, просивших не позволять уничтожить Кахети «из-за одного отрока» (Вахушти Багратиони. 1973. С. 586). Затем шах таким же образом пытался выманить Теймураза I, но царь отказался ехать. В 1614 г. Аббас I велел взять К. и царевичей под стражу, царицу разлучили с внуками и отправили в Шираз, где более 10 лет К. провела в заточении. В том же году шах разорил Кахети. В 1615 г. Теймураз I и царь Картли мч. Луарсаб II (1606-1616) заключили союз против Ирана, в Кахети началось антиперсидское восстание, в мае того же года турецкие войска двинулись к границам Ирана. Персы были изгнаны из Вост. Грузии, однако в 1616 г. Аббас I разорил Кахети: страна потеряла большую часть населения (более 100 тыс. чел. были убиты на поле боя, ок. 200 тыс. пленными уведены в Иран), города были сожжены, сельское хозяйство полностью уничтожено (Искандер Мунши. 1969. С. 84-94, 96-111; Вахушти Багратиони. 1973. С. 585-589; Джамбурия. Нашествие шаха Аббаса. 1973. С. 272-273; Аракел Даврижеци. 1974. С. 25-28, 34-35; Малик Шах-Хусайн Систани. 1988. С. 46).
Теймураз I искал союзников для борьбы против Ирана. Он отправил несколько посольств в Россию (1615, 1618, 1623), которая положительно восприняла восстановление отношений и вела переговоры с персидской стороной, пытаясь убедить Аббаса I, чтобы он «на Иверскую землю не наступал и не воевал и Теймураза мать, царицу его, ему отдал» (Из наказа, данного отправленным в Иран русским посланникам В. Коровину и О. Кувшинову, как вести переговоры с шахом по груз. вопросу, 1621 г. не позже мая 29 // Тивадзе. 1973. С. 151). В 1618 г. Теймураз I принимал участие в турецко-персидской войне, во главе отряда вторгся в Иран, пытаясь освободить К., но османы не смогли воспользоваться преимуществом и заключили перемирие. В 1620 г., разгневанный сопротивлением грузинского царя, Аббас I велел оскопить царевичей: старший, Александр, сошел с ума, Леван скончался (Григорий (Вахвахишвили). 1989. С. 22; Табагуа. 1986. Т. 2. С. 106).
В Европе при участии Германии, Речи Посполитой, Венгрии, Италии, Испании и Франции был разработан проект антитурецкой коалиции, инициаторы военного похода на Восток возлагали большие надежды на христиан, находившихся под мусульманским игом (Гиоргадзе Б. Введение // Пьетро Авитабиле. 1977. С. 4-5). Итал. дипломат и путешественник Пьетро делла Валле, побывавший в Ширазе, в 1627 г. в Риме писал о возможности распространения в Грузии католицизма (Пьетро делла Валле. Информация о Грузии // Жордания, Гамезардашвили. 1994. Т. 1. С. 372-375). Шах Аббас I ожидал помощи в борьбе против осман и возлагал надежды на Запад; он обещал папе Римскому «посоветовать всем своим христианским подданым»: армянам, грузинам и др.- стать последователями католической Церкви (Фальсафи Насрулиа. 1978. С. 63). Шах поддерживал католические миссии в Иране и в Вост. Грузии, но преследовал Православие.
Португ. миссионеры, проповедовавшие в Ширазе, пошли на сближение с К., надеясь с ее помощью приступить к миссионерской деятельности в Грузии. Монах-доминиканец Амброзиу душ Анжуш навещал К., беседовал с ней и оставил много сведений о последних годах жизни царицы. Так, душ Анжуш и арм. историк Аракел Даврижеци писали, что К., находясь в заточении в Ширазе, строго постилась, изнуряла себя бдением, редко покидала жилище, спала на жесткой постели, делилась с бедными всем, что у нее было. По сведениям агиографа, она поклялась, что в случае возвращения на родину примет монашество (Григорий (Вахвахишвили). 1989. С. 24). Ее поддерживал правосл. священник. Сохранилось стихотворение «Фистикаури», написанное К. в плену (Асатиани. 1936. С. 29-35). На службе у шаха находилось много пленных грузин, матери и жены к-рых оставались христианками. К. ходила в гарем шаха, где они жили, и укрепляла их в вере. Когда Аббас I спросил, почему грузины не принимают ислам, они ответили ему: «Когда мы говорим своим матерям, чтоб они приняли мусульманство, те отвечают: «Мать Теймураза - христианка, почему же мы должны принять мусульманство?»» (Авалишвили. 1938. С. 55; Амброзиу душ Анжуш. 1987. С. 26-34; Аракел Даврижеци. 1974. С. 41-42). Шах решил вынудить К. отречься от Христа. Он обещал сделать К. царицей Ирана (по европ. источникам - «обращаться, как с царицей»), предлагал сокровища. Соотечественники просили К. принять ислам для видимости, однако она осталась тверда в своей вере. Тогда Аббас I приказал подвергнуть К. публичным мучениям: святую пытали раскаленными клещами, вырывая куски тела и прижигая раны раскаленными прутьями, протыкали тело раскаленными гвоздями, опрокидывали на голову раскаленный железный котел. 12 сент. (в зап. источниках - 22 сент.) 1624 г. К. приняла мученическую кончину (Теймураз I Багратиони. 1934. С. 134; Антоний I (Багратиони). 1980. С. 32-33; Гюльбенкян. 1987. С. 59; Григорий (Вахвахишвили). 1989. С. 25-29; Пьетро делла Валле. Информация о Грузии // Жордания, Гамезардашвили. 1994. Т. 1. С. 367). Один из сопровождавших царицу священников также был замучен, а другой, Никифор, при виде орудий пыток отрекся от Христа (по другой версии, скрылся вместе с челядью до пыток) (Аракел Даврижеци. 1974. С. 42-43; Теймураз I Багратиони. 1934. С. 133). По мнению душ Анжуша, эти события спровоцировало появление при дворе шаха Аббаса I очередного московского посольства, требовавшего освобождения К. Шах убедил московского посла, что К. умерла своей смертью, и вопрос о ее освобождении был снят (Амброзиу душ Анжуш. 1987. С. 39-40; Flannery. 2013. Р. 207).
Душ Анжуш писал, что «неверные» положили мощи К. в мешок и закопали в поле. По свидетельству живших в Ширазе грузин, над захоронением святой на протяжении ночи видели яркое сияние. 4 янв. 1625 г. душ Анжуш и его сподвижники обрели мощи К., которые источали нежный приятный запах. Монахи тайно доставили их в свой монастырь в Ширазе и поместили в ящик. Описывая мощи, душ Анжуш указал, что практически все кости (за исключением правой руки и левой ноги) были оголены. Затем раку переправили в обитель августинцев в Исфахани (Иран) (Амброзиу душ Анжуш. 1987. С. 41-42).
Мученический подвиг К. произвел сильное впечатление на грузин. 25 марта 1625 г. произошло одно из самых значительных событий в грузинской истории: грузинские войска с именем К. на устах разгромили на Марткопском поле 30-тысячное войско Аббаса I и за несколько дней полностью освободили от персов Картли и Кахети (Бери Эгнаташвили. 1959. С. 406-407; Вахушти Багратиони. 1973. С. 430-431). Современник событий Ибрахим-эфенди Печеви († сер. XVII в.) писал, что в течение 40 лет у шаха не было такого «великого поражения» (Ибрахим Печеви. 1964. С. 85). Душ Анжуш отмечал, что «Господь желал посредством грузин освободить христиан от такого лютого и безбожного шаха» и наложил на него кару «из-за мученической кончины царицы» (Амброзиу душ Анжуш. 1987. С. 45-46). Теймураз I также связывал победу в Марткопской битве с подвигом К. Он писал, что «на седьмом месяце от мученичества (Кетеван.- Авт.) случилось великое чудо: в марте, после одиннадцатилетнего горького ига, была освобождена Грузия, и осталась страна христианской, уделом Господа нашего и Животворящего Столпа» (Теймураз I Багратиони. 1934. С. 135).
Практически сразу после обретения останков К. августинцами мощи были разделены и вывезены в разные страны. В марте 1626 г. августинцы Исфахана были высланы в Шираз, приор Мануэл да Мадре ди Деуш вывез мощи К. и после освобождения из-под ареста в 1627 г. перевез нетленную правую руку и плечевую кость в обитель августинцев Носа-Сеньора-да-Граса в Гоа (Индия), где от них получил исцеление тяжелобольной монах-августинец (Амброзиу душ Анжуш. 1987. С. 44). Часть мощей (кость руки) он собирался передать итальянскому дипломату Пьетро делла Валле, с которым ди Деуш должен был встретиться в Гоа. Однако встреча не состоялась, и кость руки попала в обитель августинцев Носа-Сеньора-да-Граса в Гоа (Гюльбенкян. 1987. С. 10). У исследователей есть предположение (информация не подтверждена), что в одном из монастырей Намюра (Бельгия) в 1914 г. оказался именно этот фрагмент мощей (груз. газ. «Сахалхо пурцели» (Народный листок) опубликовала фотографию Намюрской крепости с припиской о том, что К. «захоронена в Намюрском мон-ре») (Табагуа. 1986. Т. 2. С. 131-132). В мае 1628 г. душ Анжуш отвез в Гоа части черепа и нижнюю челюсть К. Осенью 1628 г. умер приор Мануэл и августинцы решили оставить привезенные им мощи в Гоа. В февр. 1631 г. португ. мон. Антонью ди Сан Висенти повез нижнюю челюсть К. в Рим. 28 марта 1631 г. по ходатайству мон. Антонью передал мощи делла Валле вместо тех, что вез ди Деуш (Гюльбенкян. 1987. С. 10-11).
Полагая, что успеху миссии в Грузии в значительной мере могло бы способствовать признание К. мученицей Римско-католической Церкви, августинцы решили добиться от Римской курии канонизации К. (Гюльбенкян. 1987. С. 11; Жордания, Гамезардашвили. 1994. С. 37). Душ Анжуш отправился из Исфахана в Гоа, чтобы лично рассказать о кончине К. августинцу, архиеп. Себаштьяну ди Сан Педру. Они попросили доминиканца Грегорио Орсини сообщить эти сведения в Рим. Несмотря на дипломатические усилия августинцев (через Орсини, делла Валле, франц. капуцианов и др.), Конгрегация пропаганды веры, поскольку уже было принято решение послать с миссией в Грузию театинцев, проигнорировала сообщения августинцев и отказалась рассматривать вопрос о канонизации К. (авг. 1629). В качестве основной причины было указано отсутствие данных о том, что царица присоединилась к католич. Церкви: недавно взошедший на престол папа Урбан VIII проводил политику унификации процесса канонизации святых, одно из требований к кандидату было соблюдение «доктринальной чистоты» (Начкебия. 1998. С. 29-31).
Двусмысленность некоторых высказываний душ Анжуша об отношении К. к католич. вере создала ложное представление о том, что перед смертью царица приняла католичество. В 1640 г. душ Анжуш прибыл в Рим. Он подтвердил, что присоединения К. к католич. вере не было, но заявил, что она достойна канонизации, т. к. приняла смерть ради Христа. После смерти душ Анжуша (1642) вопрос о канонизации К. больше не поднимался (Lives and Legends of Georgian Saints. 1956. С. 172; Гюльбенкян. 1987. С. 22; Flannery. 2013. P. 222-223). Несмотря на то что отношение Папского престола к почитанию неканонизированных подвижников при Урбане VIII ужесточилось (было запрещено без особого разрешения почитать реликвии, связанные с ними, и издавать их жизнеописания), в своих печатных изданиях XVII-XVIII вв. августинцы писали о К. как о святой и мученице. Так, в «Хронологии португальского монашества» августинца Антонью да Пурификасана К. именовалась «ученицей и сестрой» монахов ордена августинцев, ее память указана 22 сент. (António da Purificaçäo. 1642. P. 94). В зале капитула мон-ря Носа-Сеньора-да-Граса в Лиссабоне были изготовлены изразцовые панно на сюжеты жизни и мученичества К.
Особую роль К. в истории Грузии отмечали еще ее современники. К. была канонизирована почти сразу после смерти, при католикосе-патриархе Вост. Грузии Захарии (Джорджадзе; 1623-1632), причислившем ее к лику святых как великомученицу. До нач. XVIII в. Грузинская Православная Церковь праздновала день памяти К. 1 марта, о чем сообщает католикос-патриарх Антоний I, почерпнувший эти сведения из Аколотии (НЦРГ. A 386. Л. 399 об.), принадлежавшей его матери Елисабед (Елене) (правнучка К.) (ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 297). В 1758 г. прот. Алексий Месхишвили завершил работу над груз. месяцесловом, к-рый он привел в соответствие с российским типиконом. Прот. Алексий внес в него дни памяти груз. святых согласно т. н. доантониевской системе (т. е. принятой в Грузинской Церкви до предстоятельства католикоса-патриарха Антония I), в результате чего празднование памяти К. пришлось на 13 сент. (Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 362-363). Одна из первых церквей во имя К. была построена царем Арчилом II (1664-1675) в царской резиденции в г. Телави (Рчеулишвили. 1994. С. 198-199).
В мае 1628 г. душ Анжуш и двое августинцев доставили череп К. в Грузию. Монахи надеялись, что Теймураз I разрешит им основать миссию в Грузии. Они рассказали царю о гибели К. (Амброзиу душ Анжуш. 1987. С. 44). По сведениям мон. Григория Додоркели, миссионеры передали Теймуразу I череп и правую ногу святой (Григорий (Вахвахишвили). 1989. С. 31). Согласно данным католикоса-патриарха Антония I, «латинские монахи» преподнесли Теймуразу I почти половину мощей, в т. ч. и череп святой (Антоний I (Багратиони). 1980. С. 34). Грузинский историк И. Табагуа писал, что 11 мая 1628 г. душ Анжуш и монах-августинец в летней резиденции Теймураза I в Гори передали царю череп и кость левой ноги К. (Табагуа. 1986. Т. 2. С. 134). По рассказу Даврижеци, французские священники отправили часть мощей К. во Францию, где святую почитали с большим благоговением. Др. часть была отправлена царю Теймуразу I. Историк писал, что тот радовался мученической кончине матери и говорил, что теперь благодаря ее заступничеству Господь защитит «наше царство» (Аракел Даврижеци. 1974. С. 43). Царь поместил мощи матери в алтаре Алавердского собора (Антоний I (Багратиони). 1980. С. 34; Григорий (Вахвахишвили). 1989. С. 32). В благодарность он подарил августинцам резиденцию в Гори (сведения об этом сохр. в письме Теймураза I папе Урбану VIII, янв. 1629), что считается началом основания миссии августинцев в Грузии. В 1637-1640 гг. при дворе Теймураза I находилось российское посольство. Послы оставили сведения о мощах К.: «В том ларце голова да рука матери его. И послам голову и руку показывал; и на голове ничего нет, только кость суха, а рука знатно, что была правая, сжалась, и тело на ладони и на перстах есть» (Отчеты российского посольства к Теймуразу I за 1637-1640 гг. // Мат-лы по истории... 1937. С. 276).
По сведениям Вахушти Багратиони, в 1723 г., во время нашествия на Вост. Грузию турок и лезгин, правнук К. царевич Теймураз (царь Кахети (1733-1744) и Картли (1744-1762) Теймураз II) пытался вывезти мн. святыни, в т. ч. и мощи К.; во время переправы через реку Арагви «лошадь, нагруженная святынями, споткнулась... и унесла река те святые мощи, были утеряны и святые мощи царицы Кетеван» (Вахушти Багратиони. 1973. С. 621). Однако в более поздних источниках вновь упоминаются мощи К. Так, в описи имущества царя Картли-Кахети Ираклия II, составленной 11 янв. 1798 г., указан ковчежец с мощами К. (Мат-лы по эконом. истории Грузии. 1955. Т. 3. С. 278). «Часть мощей святыя мученицы царицы Кетеваны» с требованием возвратить их ей упоминает в своем письме к управляющему Грузией ген.-лейтенанту барону К. Ф. Кноррингу вдова Ираклия II царица Дареджан. По ее словам, мощи в числе др. ценностей хранились после кончины Ираклия II у нее, но взошедший на престол Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800) «силою их у меня отнял» (Отзыв царицы Дарии ген.-лейтенанту Кноррингу от 24 апр. 1802 года // АКавАК. 1866. Т. 1. С. 206).
В 2003 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Троице-Сергиевой лавре была написана икона К., в к-рую была вложена частица мощей святой из Троице-Сергиевой лавры. В 2004 г. икона была подарена Католикосу-Патриарху всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили).
В 2006 г., во время раскопок обители августинцев Носа-Сеньора-да-Граса в Гоа под рук. инд. археолога Н. Тахера, были обнаружены фрагменты мощей К. Они были возвращены в Грузию. Анализ ДНК и др. исследования подтвердили принадлежность мощей К. В церкви во имя К. в Авчале (Тбилиси) в аналойной иконе К. покоятся части мощей святой, хранится фрагмент каменной раки, в которой мощи находились в обители августинцев Носа-Сеньора-да-Граса в Гоа, а также Иверская икона Божией Матери, принадлежавшая К. и бывшая с ней во время пленения в Ширазе.
В 1656 г. Теймураз I послал частицу мощей К. российскому царю Алексею Михайловичу, сопроводив дар письмом: «Да послал я тебе часть мощей матери моей от ноги великого перста, что мучил ее шах Аббас, тому 40 лет сентября в 13 день» (Выписка о приезде в Москву груз. посла Дмитрия Езекиилева // Пайчадзе. 1965. С. 456-457). Некоторые исследователи идентифицируют эти фрагменты мощей как те, что хранятся в серебряном ковчежце (фрагмент ноги), обрамленном золотом и украшенном 15 изображениями и драгоценными камнями в музее Сергиева Посада (Гиоргадзе. 1990. С. 54-55). В 1870 г. из С.-Петербурга в Мцхету была передана дароносица с мощами К. На крышке ковчежца помещена икона К. (Там же. С. 54).
Груз. историк Ф. Жордания описал выносной крест, хранившийся в кафоликоне мон-ря Урбниси, к-рый, очевидно, содержал одно из наиболее ранних изображений К. Во 2-й пол. XVII в. еп. Дионисий (Ларадзе) привез крест в Урбниси из Эрушети, в 1716 г. еп. Руисский Николай (Орбелишвили) обновил его рельефными изображениями св. Нины, К., преподобных Иоанна Зедазнийского, Давида Гареджийского и Шио Мгвимского (Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 59-60). Крест утрачен, очевидно, в нач. 20-х гг. XX в., во время установления в Грузии советской власти.
К тому же периоду относится одно из изображений К., выполненное в технике эмали по золоту. Панагия с этой миниатюрой помещена в ковчежец-мощевик, содержащий разновременные ювелирные изделия груз. работы, который в 1842 г. Е. Д. Цицианова (правнучка царя Картли Вахтанга VI (1703-1724)) преподнесла в дар Троице-Сергиевой лавре (ныне в СПГИАХМЗ). Ковчежец сделан из кипарисовой доски (32x24,5 см), с выемками для размещения крестов, панагий, мощей и других реликвий, находится в драгоценной оправе. В центре хранится серебряный крест-энколпион (XIV в.), выше - золотой крест (XVI в.), ниже - нательный деревянный крест в золотой оправе (XVI в.), по сторонам - 2 панагии со сканью и эмалью, мощи (в драгоценной оправе) расположены по краям в особых узких ковчежцах. Ковчежец был помещен в оклад в виде тонкой пластины из серебра с окошками для реликвий, защищавший его содержимое. Золотая панагия 8-лепестковой формы с изображением К. имеет большую историко-художественную ценность. Царица-мученица представлена анфас, в полный рост, в национальном костюме, в венце и с нимбом. В правой руке у нее тонкий 8-конечный крест, левой - она придерживает снизу ларец для мощей. Золотое поле заполнено 45 рубинами в ячейках. На нимбе письмом мхедрули выгравированы грузинские буквы под титлами ჟნ დი (ჟეთევან დედოფალი - Кетеван царица). На обороте панагии между зелеными камнями помещены эмалевые вставки с изображением орудий пыток (котел, гвозди, клещи). Внутри панагии выгравированная надпись сообщает, что икона К. украшена царевичем Вахтангом (впосл. царь Картли Вахтанг VI), а внутри находятся части черепа и руки К. (Белоброва. 1992. С. 50-51).
Сцена с изображением мученичества К. представлена на панно-триптихе (длина 9 м) в зале обители Носа-Сеньора-да-Граса в Лиссабоне. После 1-й четв. XVIII в. августинские монахи поместили это панно вместе с другими сценами из истории августинских миссий кон. XVI-XVII в. и мученической кончины членов их ордена. Панно выложены плиткой бело-синего цвета (Гюльбенкян. 1987. С. 23).
Изображение К. есть в составе груз. агиографического сборника (НЦРГ. Н 2077, 1736 г. Л. 231), к-рый до 1922 г. находился в б-ке МГАМИД (вывезен в Тифлис). На миниатюре представлены великомученики Константин и Давид Аргветские и великомученицы Шушаник и К. (фигуры каждой пары обращены друг к другу) (Белоброва. 1992. С. 50).