Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГАРЕДЖИ
10, С. 419-423 опубликовано: 3 ноября 2010г.


ГАРЕДЖИ

[Давидгареджи; груз. დავით გარეჯი], комплекс пещерных мон-рей, протянувшийся на 25 км на склонах хребта Гареджи, в 60 км к юго-востоку от Тбилиси; до XX в. один из крупнейших на Кавказе религиозно-культурных центров.

Пустынь была основана в сер. VI в. прп. Давидом Гареджийским, одним из 13 сир. отцов, пришедших в Грузию во главе с прп. Иоанном Зедазнийским по благословению прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца. Прибыв в Грузию, прп. Давид недолго обретался в природной пещере в отроге горы вблизи Тбилиси (позднее на этом месте был построен мон-рь, известный как Мамадавити (მამადავითი - отец Давид), или Мтацминда (მთაწმინდა - Св. гора); ныне в центре Тбилиси). Но окончательным местом, пригодным, на взгляд монаха-аскета, для подвига и учреждения уклада жизни по сирийско-палестинскому иноческому уставу, стала «Гареджийская пустыня».

Аскетический характер подвижничества прп. Давида и его учеников, преподобных Додо и Лукиана Гареджийских, позволяет говорить о незначительном строительстве на раннем этапе истории Г. Поскольку монастырская жизнь в лавре св. Давида и в мон-рях Натлисмцемели (ნათლისმცემელი - [Иоанна] Крестителя) и Додос Рка (დოდოს რჟა - рог Додо) не прерывалась, эти комплексы неоднократно перестраивались и обновлялись. Из наиболее древних, относящихся к VI-VIII вв. памятников монастырского комплекса сохранились кельи и могилы преподобных Давида и Лукиана в лавре (VI в.), усыпальница прп. Додо в его мон-ре (VI в.), келья и стела в Натлисмцемели (VI-VII вв.), усыпальницы и остатки церкви в Цамебули (წამებული - мученик, VI-VII вв.), усыпальницы в Бертубани (ბერთუბანი - местность монахов, VI и X вв.), неск. малых комплексов, наиболее значительными из к-рых являются Тетри Удабно (თეთრი უდაბნო - белая пустыня, с сохранившимися в пещерной церкви росписями VI-VIII вв.) и Берта Мта (ბერთა მთა - гора монахов, где селились отшельники-пещерники, не позднее IX в.). В суровых климатических условиях полупустыни в большинстве мон-рей уже в ранний период сформировались системы водоснабжения с высеченными в скале желобами и резервуарами, нек-рые (напр., в лавре) действуют и в наст. время.

Монастырь Тетри Удабно
Монастырь Тетри Удабно

Монастырь Тетри Удабно
Согласно преданию, после паломничества св. Давида в Иерусалим основанная им пустынь была наделена «третью иерусалимской благодати» (троекратное посещение Г. приравнивалось к паломничеству в Иерусалим), поэтому в Г. прибывали богомольцы со всего христ. Востока. Особенно почитались могилы преподобных Давида и Лукиана в лавре и св. Додо в Додос Рка. В лавре хранился принесенный св. Давидом из Иерусалима Камень Благодати (в наст. время в Патриархии Грузии). Священным до наст. времени считается источник в лавре, образовавшийся во впадине у подножия горного отрога, из к-рого по каплям сочится целебная вода. В Г. много эпиграфических памятников, в т. ч. с надписями, выполненными богомольцами на разных языках, и граффити (в мон-рях на пути к лавре).

Новый этап в истории Г. (с сер. IX в.) связан с деятельностью прп. Илариона Грузина. Традиции пустынничества и аскетизма были заменены новыми принципами организации монастырского уклада. Вернувшийся в Г. после 7 лет пребывания в Св. земле и в Иорданской пустыне прп. Иларион расширил церковь VI в. в честь Преображения Господня в лавре, обновил и украсил могилу прп. Давида, способствовал утверждению его почитания. Монастырский комплекс разросся, пополнилось церковное имущество, увеличилось число монахов, на востоке и западе от мон-ря были основаны обители, в мест. Акура близ Телави построен жен. мон-рь.

К этому периоду относятся высеченные в скале, в верхней части юж. крыла лавры, помещения, включающие малую церковь и трапезную, к-рые, по преданию, являлись обителью прп. Илариона.

С царствования Баграта IV (1027-1072) Г. находился под покровительством правителей единого Грузинского царства, однако нашествия турок-сельджуков («великая туретчина», ок. 1080) затормозили развитие комплекса. В царствование Давида IV Строителя (1089-1125), после присоединения к Грузинскому царству Эрети и Кахети (1104) и победы над турками, Г. окончательно перешел в царское владение, о чем свидетельствуют письменные источники и целая галерея фресковых изображений груз. правителей в росписях главной церкви мон-ря Натлисмцемели, посл. 10-летие XII в. (Баграт IV, Давид IV, Димитрий I, Георгий III, царица Тамара, Давид Сослани и отрок Георгий Лаши); главного храма Бертубани, нач. XIII в. (царица Тамара, Георгий Лаши); главной церкви Колагири, кон. XII в. (многочисленный ряд представителей высшего духовенства и светской власти с обширными надписями); ц. Благовещения в мон-ре Удабно, кон. XIII в. (Димитрий II Самопожертвователь, еп. Иоанн).

Монастырь Саберееби
Монастырь Саберееби

Монастырь Саберееби
На рубеже XII-XIII вв. Г. становится важнейшим духовным и культурно-просветительским центром. В этот период уже было 12 мон-рей, что нашло отражение в названии комплекса «Двунадесятница Гареджийская». Впосл. в комплекс вошли и др. окрестные мон-ри и скиты; по результатам последних исследований их число превышает 20 (лавра, Натлисмцемели, Удабно, Бертубани, Тетри Удабно, Мравалцкаро (მრავალწყარო - множество источников), Шави Сенакеби (შავი სენაკები - черные кельи), Берта Мта, Цамебули, Чичхитури, Додос Рка, Веран Гареджа (ვერან გარეჯა - опустошенная Гареджа), Саберееби (საბერეები - там, где есть монахи), 4 комплекса Беребис Сери (ბერების სერი - холм монахов), Пирукугмари I и II, Патара Квабеби (პატარა კვაბები - малые пещеры), Диди Квабеби (დიდი კვაბები - большие пещеры), Колагири, Саторге, Коцахура и др.). В различных мон-рях многогорья (Натлисмцемели, Додос Рка, Удабно, Бертубани, Колагири) были построены крупные храмы, небольшие часовни, здания жилого и подсобного назначений, связанные между собой системами коридоров, переходов (тоннелей) и лестниц и создававшие единый ансамбль. Интерьеры церквей и трапезных были украшены фресками. Законченный вид приняли гидротехнические сооружения. Археологические материалы XII-XIII вв. подтверждают наличие в мон-рях высокоразвитого керамического производства и кузнечного дела.

Нашествие монголов под предводительством Берке-хана в 1265 г. привело к разорению и опустошению мон-рей многогорья и их окрестностей. В 1-й пол. XIV в., в царствование Георгия V Блистательного (1314-1346), Гареджийское многогорье все еще представляло собой сильное в политическом и экономическом отношении объединение. Архимандриты Г. принимали участие в ведении царского совета и в управлении церковными делами страны. В кон. XIV в. неоднократные нашествия Тамерлана нарушали монастырскую жизнь. В 1424 г. Александр I Великий передал мон-ри Г. Грузинской Патриархии (Мцхетскому патриаршему престолу). После распада страны на отдельные царства и княжества забота о Г. перешла к царям Кахети. К этому периоду относится предпринятое царем кахов Александром II (1574-1605) строительство в верхнем дворике лавры высокой башни, представлявшей собой один из наиболее интересных образцов груз. зодчества. В 1616 г. войско персид. шаха Аббаса I разорило мон-ри и истребило братию. Позднее мощи св. мучеников (см. ст. Гареджийские преподобномученики) были перенесены в усыпальницу мон-ря Удабно, известную под названием Моцамети (მოწამეთა - мучеников).

Важную роль в восстановлении разоренных персами мон-рей сыграли Теймураз I (1606-1648) и Арчил II (1664-1675). В кон. XVII - 1-й трети XVIII в. нек-рые мон-ри Г. пережили новый расцвет, связанный с именем настоятеля лавры - Онуфрия (Мачутадзе) (1690-1732), к-рый за строительную деятельность в лавре, мон-рях Натлисмцемели и Бертубани был признан «вторым строителем» Г. Очевидно, в период его настоятельства и при материальной помощи Ираклия I (1688-1703) лавра приняла окончательный вид: были построены церкви свт. Николая, Успения Пресв. Богородицы и мч. Марины; расширена, обновлена и украшена иконостасом и росписями ц. св. Иоанна Богослова (XII-XIII вв.); завершено строительство высокой ограды с башенками по углам и украшенных рельефами и надписями главных ворот (1695), обновлена или возведена заново основная часть сохранившихся до наших дней церквей, келий и подсобных помещений на расположенных ярусами двориках. В мон-рях Натлисмцемели и Додос Рка были построены более просторные трапезные, обновлены и снабжены новыми иконостасами монастырские храмы, сооружены кельи.

Гареджийский монастырский комплекс неоднократно подвергался нападениям (в основном, лакцев) в XVII-XIX вв. Мон-ри подвергались грабежам и разорению, священнослужителей брали в плен, мучили, убивали. Среди мучеников, имевших отношение к мон-рю, известны Козман († 1630), Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел (1696-1700), Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил (Микаэл) и Симеон (Свимеон) († 1851), Гавриил Мцире († 1802). С небольшими перерывами монастырское служение продолжалось в неск. мон-рях: лавре, Натлисмцемели и Додос Рка. Главной задачей стало строительство и обновление единой системы сторожевых и сигнальных башен.

Один из этапов монастырской жизни Г. связан с именами последних груз. царей - Ираклия II (1762-1798) и его сына Георгия XII (1798-1800), об особом отношении к-рого к Г. свидетельствуют его келья в лавре и восстановленная им ц. Успения Пресв. Богородицы.

В 1811 г., после присоединения Грузии к России, была упразднена автокефалия Грузинской Церкви; монастырские владения и церковное имущество перешли в ведение гос. казначейства. В 1816 г. настоятель Г. Иларион обновил притвор в ц. Преображения в лавре. Судя по сохранившимся надгробным камням в лавре и Натлисмцемели, здесь погребали как местных иноков, так и светских лиц. В лавре были захоронены и отцы, принявшие мученическую смерть во время набега лезгин в 1851 г. Этот период отмечен увеличением интереса рус. богомольцев и любителей древностей к мон-рям Г. (Г. Гордеев, А. Муравьёв).

В 20-х гг. XX в., после установления в Грузии советской власти, в действовавших мон-рях Г. (лавре и Натлисмцемели) жизнь замерла окончательно; в соответствии с новым адм. делением граница между Грузией и Азербайджаном пролегла через мон-ри Удабно и Чичхитури, а Бертубани отошел Азербайджану. С кон. 40-х гг. XX в. на территории комплекса был размещен военный полигон, в результате чего пострадали или были полностью разрушены высеченные в скале церкви, молельни, уникальные фрески и памятники эпиграфики. В 90-х гг. XX в. в лавре св. Давида и Натлисмцемели было возобновлено монастырское служение.

Литературная школа

вероятно, возникла в Г. на начальном этапе существования мон-ря, время окончательного ее формирования приходится на XVII-XVIII вв., когда Г. стал одним из ведущих центров груз. церковной письменности. Лит. творчество в мон-ре развивалось в неск. направлениях, среди к-рых - агиография, гимнография, догматико-полемическая лит-ра, обработка рукописей и создание б-к.

В различное время в Г. творили Димитрий I (1125-1156) и Александр II (1574-1605), Онуфрий Гареджийский (XVII в.), Сулхан-Саба Орбелиани (1658-1725), Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили, 1724-1737/38 или 1735), Николоз Черкезишвили (?), Габриэл Сачинашвили (кон. XVII - нач. XVIII в.), Григол Додоркели (кон. XVII - нач. XVIII в.), патриарх Антоний I (1744-1755, 1764-1788), еп. Тимофей (Габашвили, 1764), сщмч. Гавриил (Мцире, 1802), митр. Иона (Гедеванишвили, 1734-1821) и др.

Собрание б-к Г. считалось одним из самых ранних и самых богатых монастырских коллекций рукописей и книг в Грузии. Об этом свидетельствует список книг из хранилища Натлисмцемели, включенный в одну из рукописей Новой груз. коллекции горы Синай (N/Sin-50). В нем перечислены рукописи, пожертвованные Г. с кон. VI до нач. X в. Многочисленные рукописи и документы собрания Г. хранятся ныне в фондах древлехранилищ различных стран (большинство в Ин-те рукописей им. К. С. Кекелидзе АН Грузии).

Архитектура

Г. состоял из мон-рей общежительного типа (лавра св. Давида, Натлисмцемели, Додос Рка, Удабно, Бертубани, Колагири, Мравалцкаро, Пирукугмари); отшельнических обителей, рассчитанных на неск. монахов (Тетри Удабно, Шави Сенакеби, Берта Мта, Чичхитури, Веран Гареджа, Патара Квабеби, Коцахура и др.); комплексов, включавших только церкви и трапезную (Цамебули, Саберееби); известны случаи сосуществования мон-ря и поселения (Диди Квабеби).

Роспись апсиды собора Бертубани. Рубеж XII–XIII вв.
Роспись апсиды собора Бертубани. Рубеж XII–XIII вв.

Роспись апсиды собора Бертубани. Рубеж XII–XIII вв.
На начальном этапе истории монастырского объединения облик пещер-молелен соответствовал принципам сурового аскетического уклада. Они, как правило, малы по размерам, а по форме схожи с природными пещерами (кельи святых Давида и Лукиана в лавре, усыпальницы в Бертубани и Цамебули). Вероятно, с IX в., в условиях постепенного изменения принципов монастырского уклада, основой комплекса становится планировка с церковью и трапезной в центре, вокруг к-рых расположены кельи и подсобные сооружения. Жилые помещения объединяются с мемориальными и хозяйственными постройками. Наибольшее распространение получила церковь с дополнительными службами, напр. расширенная и обновленная Иларионом Грузином ц. Преображения в лавре. В IX-X вв. в различных мон-рях во множестве возводились крестово-купольные храмы (Мравалцкаро, Цамебули, Додос Рка, Саберееби, Диди Квабеби, Патара Квабеби, Коцахура), среди к-рых встречались уникальные образцы (Мравалцкаро). В высеченных в скале церквах (так же как и в др. помещениях) наблюдалось стремление к правильным архитектурным формам. Наряду с подчеркиванием нек-рых конструктивных форм появились арки, полуколонны, тромпы, украшенные базисами и капителями пилястры и т. п.; церкви и усыпальницы украшались росписью.

Тайная вечеря. Роспись трапезной мон-ря Тетри Удабно. VII-VIII вв.
Тайная вечеря. Роспись трапезной мон-ря Тетри Удабно. VII-VIII вв.

Тайная вечеря. Роспись трапезной мон-ря Тетри Удабно. VII-VIII вв.
К XII-XIII вв., в период расцвета монастырского комплекса, после перехода Г. во владение царского двора, наметилось резкое изменение принципов строительства: размеры храмов увеличиваются, разнообразны их формы и декор (ц. св. Иоанна Богослова в лавре, соборы Натлисмцемели, Додос Рка, Бертубани). Кельи Г. стали благоустраиваться, наряду с этим сохранились и более аскетичные, нежели в др. крупных монастырских центрах Востока. Возникли обширные, благоустроенные трапезные с молельными нишами. Келья настоятеля отличалась более близким расположением к церкви или трапезной (рядом или выше), иногда она украшалась настенной росписью (Бертубани). Обязательной частью мон-ря стали хозяйственные помещения: амбары, хлебопекарни (тоне), кузницы, гончарни, стойла.

С XVII-XVIII вв. в мон-рях Г., где продолжалось служение (лавра, Натлисмцемели и Додос Рка), наметились продиктованные временем изменения: были созданы оборонительные системы с оградами и башнями для защиты от участившихся набегов (в периоды правления Вахтанга VI (1703-1714, 1716-1724) был разработан проект строительства и переделки оборонительных сооружений в лавре), построены новые церкви и трапезные. В строительстве келий проявились различные подходы: часть их сохраняла простоту и аскетизм форм, другая - приобрела черты светского жилого помещения, с просторным ложем, резными и расписными декоративными деталями, отражающими вост. влияние, многочисленными нишами, колоннами, полуколоннами (ряд келий в зап. части Натлисмцемели). Одним из последних образцов такого рода помещений является келья Георгия XII в верхнем дворике лавры.

Росписи

Древнейшие росписи Г. датируются предположительно VII-VIII вв. (Тетри Удабно). Начиная с этого времени, особенно со 2-й пол. IX до нач. XIV в., многочисленные фресковые ансамбли Г. позволяют проследить этапы формирования и развития местной школы монументальной живописи. Она отличается от совр. ей росписей др. регионов Грузии самобытной иконографической традицией и оригинальными художественными особенностями.

Росписи в пещерах Г. выполнены в основном местными красками характерного теплого колорита: золотисто-желтой, темно-красной, зеленой, голубой и белой. Наряду с композициями евангельского цикла здесь встречаются изображения преподобных отцов - аскетов и столпников, прп. Давида с житийным циклом разного времени, сыгравших важную роль в формировании иконографии груз. святых. В росписях трапезных встречаются сюжетные композиции «Гостеприимство Авраама», «Тайная вечеря», «Чудо умножения хлебов». Фрески отличаются непосредственностью художественного видения, характерной для монастырского искусства, в частности Каппадокии.

Живописная школа Г. представлена росписями в мон-рях: Тетри Удабно; Саберееби (4 церкви с росписями IX-X вв.); Мравалцкаро (сер. IX в.); Додос Рка (купольная церковь, рубеж IX-X вв.); Цамебули (малая церковь, X в.); Удабно (1-й слой росписи с житийным циклом прп. Давида в диаконнике собора (X в.), собор (1-я пол. XI в.), усыпальница Моцамети (XII в.), ц. Благовещения (90-е гг. XIII в.), ц. Вознесения (кон. XIII - нач. XIV в.)); Натлисмцемели, Бертубани, Колагири (везде - соборы, рубеж XII-XIII вв.).

Ист.: მველი ჟართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები. V-X სს. / რედ. ილ. აბულამე. თბილისი, 1963. Т. 1; ცხორება წმიდისა ღმერთშემოსილისა მამისა ჩუენისა დავით გარესჯელისა მეუდაბნოესი. მვ. ჟართ. აგიოგრაფიული ლიტ-ის მეგლები. თბილისი, 1971. Т. 3; მველი ჟართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები, მეტაფრასული რედაჟციები, XI-XIII სს. / რედ. ილ. აბულამე. თბილისი, 1973. Т. 3; Martin-Hisard B. La Pérégrination du moine géorgien Hilarion au Ixe siècle // Bedi Kartlisa. 1981. Т. 39. P. 101-138; ღირსი გაბრიელ მცირე, ღვთივსულიერნი თხრობანი სულთა ღვთისმოყვარეთა ფრიად სარგებელნი. გარეჯელ მამათა ცხოვრება/გამოსაცემად მოამზადა ზ. სხირტლამემ. თბილისი, 2002; სხირტლამე ზ. საბერეების ფრესკული წარწერები. თბილისი, 1985; გარეჯის ეპიგრაფიკული მეგლები // (გარეჯის საგანმური, II) / გამოსაცემად მოამზადეს დ. კლდიაშვილმა და ზ. სხირტლამემ. თბილისი, 1999. Т. 1.
Лит.: ალეჟსი-მესხიშვილი . მოკლე აღწერა საჟართუელოს მონასტერთა, საჟართველოს სასულიერო მახარებელი, 1864, № 8, 9; მღვდელ-მონაზონი კალისტრატე, წმინდა დავით გარესჯელის უდაბნო. თბილისი, 1884; ეპისკოპოსი კირიონი. ამბავი დავით გარესჯის საკვირველთმომჟმედის ჟვისა ტფილისი, 1899; Чубинашвили Г. К. Пещерные мон-ри Давид-Гареджи. Тбилиси, 1948; მენაბდე ლ. მველი ჟრთული მწერლობის კერები. თბილისი, 1962; t. 1; ჟავთარია . დავით გარეჯის ლიტერატურული სკოლა, თბილისი, 1965; ლომინამე . ჟართული ფეოდალური ურთიერთობის ისტორიიდან, სენიორიები, I. თბილისი, 1966; დოლაჟიმე . ილარიონ ჟართველის ცხოვრების მველი რედაჟციები. თბილისი, 1974; Abramishvili G. The Painting of Bertubani Martyrium: L'arte Georgiana dal IX al XIV sec. // Atti del 3 simp. intern. sull'arte Georgiana. Bari; Lecce, 1986. Vol. 1. P. 199-203; გაფრინდაშვილი . გარეჯი. თბილისი, 1987; Прп. Давид Гареджели и его святая Лавра / Сост. О. Шведов. М., 1996; ისტორიულ პირთა პორტრეტები გარეჯის მრავალმთის ჟოლაგირის მონასტერში. თბილისი, 2000; Newly discovered early paintings in the Gareja desert // ed. A. Eastmond. Eastern Approaches to Byzantium // Aldershot, 2001. P. 149-167; Desert Monasticism: Gareja and the Christian East. Tbilisi, 2001; წმ. დავით გარეჯელის ცხოვრების ციკლი უდაბნოს მონასტრის მთავარი ეკლესიის სადიაკვნეს მოხატულობაში: ახალი მონაცემები და დაკვირვებები / საჟართველოს სიმველენი. თბილისი, 2002. № 2. С. 28-49.
Д. Клдиашвили, З. Схиртладзе
Ключевые слова:
Монастыри Грузинской Православной Церкви Давид и Лукиан Гареджийские, основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Грузия) Грузинская Православная Церковь. Духовное просвещение Гареджи, комплекс пещерных монастырей в Грузии Настенная роспись (Грузия)
См.также:
ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия
ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ))
ИШХАНИ муж. мон-рь и кафедра Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви
ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии
ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем)
ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви
ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)
ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви
ДИРБИ жен. мон-рь (2002) Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви
ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви
ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви
КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви