Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИТРИА
28, С. 355-356 опубликовано: 6 сентября 2016г.


ИТРИА

Мон-рь Успения Пресв. Богородицы в с. Итриа. Кон. XVI в.
Мон-рь Успения Пресв. Богородицы в с. Итриа. Кон. XVI в.

Мон-рь Успения Пресв. Богородицы в с. Итриа. Кон. XVI в.
[груз. იტრია], жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви. Основан во 2-й пол. XVI в. Находится в Шида-Картли (Внутренней Картли), в ущелье р. Сурамула, в юго-зап. части одноименного села близ пос. Сурами (Хашурский р-н). Основан католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Дорофеем III (1589-1595), который еще до вступления на Патриарший престол приобрел «за большую плату» у царя Картли Георгия IX (1525-1527) расположенное вблизи Сурами с. Итриа вместе с крестьянами и «на развалинах» ц. в честь Успения Пресв. Богородицы воздвиг «монастырь прекрасный, имени Сиони (Успения Пресв. Богородицы.- Авт.), большой и благородный... для себя и дома своего построил для упокоения, для вотчины и для владения» (Древности Грузии. 1910. Т. 3. С. 126; ПГП. 1970. Т. 3. С. 352-357). Церковь неск. раз возобновлялась, была разрушена иран. войсками шаха Тамаза (30-50-е гг. XVI в.). В жалованной грамоте (гуджаре) (1589-1600) католикоса-патриарха Дорофея III, выданной И., говорится, что плененный персами в 1569 г. в битве у Парцхиси царь Картли Симеон I, вернувшись в 1578 г. из неволи, пожертвовал «немного ценностей» на обновление И. Во время продолжавшихся иран. нашествий церковь и село были вновь разорены, католикос-патриарх Дорофей III восстановил И. на собственные средства и пожертвовал мон-рю много земель с крестьянами и церковную утварь; он отмечал особенную помощь царя Кахети Левана (1518/20-1574) и его сыновей (ЦГИАГ. Ф. 1448. Ед. хр. 5008). По ходатайству католикоса-патриарха царь Картли Георгий X (1600-1605), будучи еще царевичем, подарил И. значительное число земельных наделов с крестьянами (ПГП. 1970. Т. 3. С. 355). В XVII в. мон-рь щедро одаривали груз. цари и феодалы: в 1645 г. царь Картли Ростом и царица Мариам передали И. во владение с. Чумателети; в 1666 г. некий Бежан Чхеидзе украсил икону Успения Пресв. Богородицы и пожертвовал И. крестьян; в 1700 г. супруга царя Картли Ираклия I (1688-1703) царица Анна закрепила за И. право владения 2 мостами через р. Сурамула (Древности Грузии. 1910. Т. 3. С. 131-133).

Груз. историк Вахушти Багратиони описывает состояние И. в сер. XVIII в.: «Выше него (Сурами.- Авт.) есть монастырь Итриа, Пресвятой Богоматери, бескупольный, большой, ныне оставленный на произвол судьбы» (Вахути Багратиони. 1973. С. 377). В 1819 г. И. посетил грузинский путешественник Г. Авалишвили, указавший, что значительная часть монастырского комплекса повреждена; сохранившееся здание церкви, выполненной с высоким мастерством, «говорит о былой красоте» (Авалишвили. 1967. С. 13). В 1889 г. И. изучал груз. историк прав. Евфимий Такаишвили; в соч. «Три исторические хроники» он подробно описал бездействующий мон-рь (Такаишвили. 1890. С. 21).

В советские годы по церковным праздникам и иногда по воскресеньям в церкви совершалась литургия. В 1969 г. Об-во охраны памятников культуры Грузии под рук. проф. И. Цицишвили провело в И. научно-реставрационные работы. 25 дек. 1997 г. с благословения архиеп. Руисско-Урбнисского Иова (Акиашвили) в И. был восстановлен жен. мон-рь, настоятельницей назначена игум. Пелагия (Тварадзе). В 2000 г. выстроили 2-этажное здание, где разместились кельи монахинь, гостиная, трапезная и др. И. владеет неск. окрестными земельными участками, на к-рых выращивают томаты, картофель, фасоль и зелень; в мон-ре имеются скотный и птичий дворы. Монахини занимаются рукоделием (эти изделия передают в детские дома), пекут просфоры для нужд епархии. В марте 2011 г. здесь подвизались 2 схимонахини, 5 монахинь и послушница, в мон-ре воспитывается девочка-сирота.

Архитектурный ансамбль

Кафоликон И. в честь Успения Пресв. Богородицы (XVI в.) представляет собой 3-нефную базилику (19,95×13,3 кв. м) и выстроен из тесаных квадров песчаника и кирпича. Церковь стоит на цоколе. Средний, более высокий неф перекрыт двускатной кровлей. Портал зап. фасада обрамлен широкой аркой, средний неф с 2 сторон выделен лопатками. Вост. фасад по центру украшен рельефно оформленным крестом, ниже располагается орнаментированное окно; в боковых нефах 2 углубленные арки с тайниками на верхнем уровне и окнами на нижнем. В интерьере церкви 2 столпа, в сечении образующие квадрат, с капителями; средний неф перекрыт полукруглым сводом, опирающимся на 3 арки.

По сведениям прав. Евфимия Такаишвили, в 1-й пол. XIX в., во время обновления храма, стены полностью расчистили, при этом были уничтожены ценные исторические надписи. В кон. 90-х гг. XX в. в церкви провели ремонтные и восстановительные работы, очищены и оштукатурены стены, обновлено покрытие кровли, двор выложен гранитными плитами. В 1998-2000 гг. Д. Хидашели и М. Чакветадзе осуществили роспись храма. В 2001 г. в юж. нефе был устроен придел во имя Жен-мироносиц.

Колокольня И. была построена в 1656 г. по заказу Бежана Чхеидзе и настоятеля церкви о. Николая. Строение расположено в 20 м от церкви и представляет собой 3-ярусную, сужающуюся кверху башню (6,25×4,95 кв. м), сложенную из грубо тесанных квадров песчаника. В кон. XIX в. колокольня была отреставрирована, с юж. стороны была пристроена маленькая беседка.

Ограда (40×25 кв. м, высота до 2 м) сооружена также в 1656 г. из квадр известняка; в нач. XIX в. вход на территорию мон-ря был перенесен на юго-вост. сторону, в юж. часть ограды встроена башня. Кельи и др. постройки примыкают к ограде.

Ист.: Brosset M. F. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgia et dans l'Arménie, exécuté en 1847-1878. St.-Pb., 1851. Vol. 3. Р. 106; Такаишвили Е. Три исторические хроники. Тифлис, 1890. С. 21 (на груз. яз.); Древности Грузии / Сост.: Е. Такаишвили. Тифлис, 1910. Т. 3. С. 126, 132-133 (на груз. яз.); Авалишвили Г. Путешествие из Тбилиси в Иерусалим / Исслед., словарь, указ.: Е. Метревели. Тбилиси, 1967. С. 13 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского // КЦ. 1973. Т. 4. С. 377.
Лит.: Габашвили Ц. Порталы в груз. архитектуре. Тбилиси, 1955. С. 74; Беридзе В. Древнегрузинская архитектура. Тбилиси, 1974. С. 15-18 (на груз. яз.); Описание ист. и культурных пам-ков Грузии. Тбилиси, 1990. Т. 5. С. 434-436 (на груз. яз.); Рчеулишвили Л. Очерки истории искусства Грузии. Тбилиси, 1994. С. 434-436 (на груз. яз.); Качарава Э. Доротеоз III // Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 101-102 (на груз. яз.); Гуниа И. Монастыри Грузии. Тбилиси, 2005. С. 127-128 (на груз. яз.); Лацибидзе Т. Итриа: Древнейшие селения Хашурского р-на и их история. Хашури, 2010 (на груз. яз.).
И. Гуния
Ключевые слова:
Монастыри Грузинской Православной Церкви Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Грузия) Итриа, женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви
См.также:
ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия
ГАРЕДЖИ комплекс пещерных мон-рей в Грузии
ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии
ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви
ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)
ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви