Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КВАТАХЕВИ
32, С. 246-251 опубликовано: 16 февраля 2018г.


КВАТАХЕВИ

[Квабтахеви; груз. ჟვათახევი, от ჟვა - камень или от ჟვაბი - пещера и от ხევი - ущелье], муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в ущелье р. Кавтура, в 15-16 км на юго-восток от г. Каспи (историческая пров. Шида-Картли, Вост. Грузия).

История

Сведений об учреждении К. в исторических документах не сохранилось. На основании художественно-стилистического анализа архитектуры кафоликона время его возведения определяется периодом не позже XII-XIII вв. (Беридзе. 1948. С. 56; Он же. 1960. С. 1-3; Закарая. 1978. Т. 2. С. 41-75; Он же. 1990. С. 72-88; Комплекс Кватахеви. 1990. С. 199-202; Павлиашвили. 2005. Т. 4. С. 82-100). Очевидно, в это же время здесь был устроен мон-рь.

Мон-рь Кватахеви. Общий вид
Мон-рь Кватахеви. Общий вид

Мон-рь Кватахеви. Общий вид
К. упоминается в источниках с XIII в. На протяжении всего столетия мон-рь пользовался покровительством дома Сурамели. В грамоте царя Грузии Георгия IV Лаши (1213-1223) эристав Картли Сула, сын эристава эриставов Картли Рати Сурамели, просил пожертвовать К. картлийское с. Суелети (ныне Свенети, Горийский муниципалитет) (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 107-108). Между 1247 и 1250 гг. эристав Картли Григол Сурамели составил в К. «пред иконой Пресвятой Богородицы» для мон-ря Шиомгвиме иммунитетную (охранную) грамоту, в к-рой дал обет «одинаково защищать» крестьян Шиомгвиме и К. (Там же. С. 123, 128). В кон. XIII в. Какана, супруга Микаела Сурамели, выкупила права рода Сурамели на сбор налогов с жителей с. Носте (ныне в Каспском муниципалитете) и передала село в исключительное пользование К. В благодарность в день празднования Введения во храм Пресв. Богородицы в К. было установлено совершать полную агапу - поминовение Каканы и всех усопших и живых представителей дома Сурамели (Там же. С. 194-195).

В 1386 г. в результате нашествия монг. войск Тамерлана (в груз. источниках Демурланг) К. был разорен, кафоликон с находившимися там монашествующими, княжескими дочерьми и крестьянами был подожжен, люди сгорели заживо. Они были прославлены ГПЦ как Кватахевские мученики. По сведениям историков XVIII в., долгое время на полу и стенах церкви можно было видеть «сожженные лица их». В знак почтения перед мучениками паломники и прихожане, а также иноверцы вплоть до 1821 г. при входе в храм снимали или меняли обувь. Некий турецкий паша, резиденция которого находилась в Гори, охотился в окрестностях К. Когда ему рассказали историю разорения монголами К., он отправился в обитель и вошел туда, сняв обувь. Так же поступил и некий военачальник-перс из отряда Надир-шаха, собиравшего в Картли дань (1736-1747) (Тарасий Алекси-Месхишвили. 1864. С. 86; Бери Эгнаташвили. 1959. С. 326-329; Новая Картлис Цховреба: 2-я ред. 1959. С. 452-453; Вахушти Багратиони. 1973. С. 264-267; Иоселиани. 1973. С. 91-93).

Барабан кафоликона мон-ря Кватахеви
Барабан кафоликона мон-ря Кватахеви

Барабан кафоликона мон-ря Кватахеви
В 1442 г. при содействии царя Грузии Александра I (1412-1442) К. был обновлен, храм восстановлен; царь пожертвовал монастырю много сел, большую сумму денег и драгоценности, а также наложил запрет на отчуждение монастырского имущества. На имя царя Александра I была установлена агапа. В грамотах царя К. упоминается как мужской монастырь (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 251, 253-254). Дарственной грамотой Александра I (документ ошибочно датирован 1391) имения и крестьяне бездетно скончавшегося Габриела Иваниасдзе, в т. ч. кафоликон К., были пожалованы Амилбару Магаладзе (Там же. С. 191-192). Позднее имения дворян Магаладзе и Иваниасдзе были пожертвованы царями Грузии мцхетскому кафедральному собору Светицховели. В 1470 г. католикос-патриарх всей Грузии Давид V (1466-1479) утвердил права рода Магаладзе на поместья Иваниасдзе: дворец и церковь в Кавтисхеви, усыпальницу в К., виноградник в Метехи и т. д. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 213-215). Очевидно, с XV в. К. владели католикосы-патриархи Грузии.

Груз. цари и знать делали К. разнообразные пожертвования (деньги, виноградники, пахотные земли, крестьян), среди них были еп. Тбилисский и Манглисский Иоанн (1415-1430), Нанита Кипиани (1452), царь Грузии Георгий VIII (1460), Нино Качибадзе (1477), царица Гулшар (1488), глава царских писцов Иване Солагашвили (1519), кн. Мераб Цицишвили (1520), мон. Нина (в миру Нестан-Дареджан, супруга атабага и амирспасалара Кваркваре III Джакели, 1520), дворяне из рода Гаганидзе (1568), царь Картли Симеон I (1580) (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 222, 344-345; Какабадзе. 1913. Т. 2. С. 10-11, 21-24, 29-31, 46; Т. 3. С. 46-53). В 1550 г. царь Картли Луарсаб I (1527-1556) возобновил иммунитетную грамоту К. (Жордания. 1892. Т. 2. С. 390-391), его преемник Симеон I (1556-1569; 1578-1599/1600) передал мон-рю села Свенети, Ксовриси (ныне в Мцхетском муниципалитете) и Идлети (ныне в Каспском муниципалитете), освободив их от всех гос. повинностей (Иоселиани. 1973. С. 104-105; Аннотированный словарь. 1991. Т. 1. С. 364). Брат Луарсаба I царевич Рамаз (в монашестве Роман) в 1580 г. пожертвовал К. с. Телатубани (ныне Телатгори, Каспский муниципалитет) (Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 76-77). Для донаторов в К. были установлены агапы, которые осуществлял либо монастырь, либо лица, которым передавались угодья К. во временное пользование. Иногда этот обряд проходил при «открытых вратах» (კარგაღენული): угощали нищих и неимущих. Агапы составляли важную статью доходов мон-ря.

К. быстро стал одним из богатых и крупных духовных центров Вост. Грузии. О процветающем экономическом положении К. свидетельствует случай, связанный с царем Симеоном I: в 1599 г. мон-рь выделил для его освобождения из тур. плена 70 тыс. левов (Бакрадзе. 1873. С. 77; Макалатия. 1960. С. 32; Иоселиани. 1973. С. 95; Закарая. 1978. Т. 2. С. 42; Он же. 1990. С. 72; Комплекс Кватахеви. 1990. Т. 5. С. 199).

В 1-й пол. XVII в. К. вошел в новообразованное княжество Сатархно, принадлежавшее великому моурави Георгию Саакадзе (1580-1629) и его потомкам (Тархнишвили, Тархан-Моурави). Современниками Георгия были неск. настоятелей К.: Иоанн (Авалишвили), Иосиф (Насисдзе), Захарий, Агапит (Тархнишвили). В документе 1609 г. Иоанн (Авалишвили) упомянут как настоятель К., в 1612 г. был хиротонисан во епископа Алавердского (Жордания. Хроники. 1892. Т. 2. С. 439-440; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 239). Иоанн (Авалишвили) был известным каллиграфом и художником. Нек-рые исследователи (С. Какабадзе, С. Макалатия и др.) считают, что он - автор иллюминированного списка «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели (НЦРГ. Н 2074, 1600 г.), Л. Менабде это мнение не разделяет. Ок. 1609 г. Иоанн переписал для царицы вмц. Кетеван акафист Пресв. Богородице (ГМИГ. H 284.). При нем в К. были возведены две 2-этажные башни; в зап. стене нижнего этажа одной из них была выполнена асомтаврули строительная надпись, в к-рой упомянут Иоанн (не сохр.). Позднее в верхней части одной из башен была устроена б-ка (Какабадзе. 1924. С. 152-158; Макалатия. 1960. С. 31; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 239). Настоятель Иосиф (Насисдзе) венчал в К. царя Картли вмч. Луарсаба II (1606-1614) и сестру Георгия Саакадзе (имя неизв.) (Иосиф (Саакадзе), митр. 1939. С. 18); настоятель Захария принимал участие в примирении Георгия Саакадзе с князьями Джавахишвили (Такаишвили. Древности. 1909. Т. 2. С. 28-29). Великий моурави в настоятели мон-ря выдвинул своего внука мон. Агапита (Иоселиани. 1973. С. 94). Потомки Саакадзе и впосл. не раз занимали должность настоятеля мон-ря. Типикон и монастырский уклад К. были приняты в др. груз. мон-рях (Тарасий (Алекси-Месхишвили). 1864. С. 86). По сведениям груз. историков П. Иоселиани и Д. Бакрадзе, настоятель К. в дни праздников стоял впереди настоятеля мон-ря Шуамта. Во время погребения царя Картли-Кахети Георгия XII (1798-1800) настоятель К. шел после епископа Никозского и перед настоятелем монастыря Шуамта (Иоселиани. 1973. С. 94; Бакрадзе. 1873. С. 78).

Декор окна кафоликона мон-ря Кватахеви
Декор окна кафоликона мон-ря Кватахеви

Декор окна кафоликона мон-ря Кватахеви
В сер. XVII в. при содействии царя Картли Вахтанга V (1658-1675/76) и его супруги Мариам, дочери одишского кн. Манучара Дадиани, с запада к храму был пристроен притвор, на его зап. стене асомтаврули была высечена надпись (не сохр.), в к-рой кроме царя и Мариам был упомянут настоятель К. Николай (Чхеидзе) (Ксенофонтов. 1848. С. 168; Иоселиани. 1973. С. 94; Закарая. 1978. Т. 2. С. 43; Он же. 1990. С. 73). Мон-рю также покровительствовал царь Картли Георгий XI (1676-1688; 1703-1709).

В 1703 г. царь Картли Ираклий I (1688-1703) в присутствии католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Евдемона II (Диасамидзе) (1700-1705), картлийских тавадов (князей), епископов и настоятелей мон-рей разобрал документы, касавшиеся имущественных прав К., и подтвердил правомочность дарственных грамот мон-рю (Иоселиани. 1973. С. 100). Однако возникали новые земельные споры, к-рые перерастали в тяжбы: сохранились судебные постановления о незаконно захваченных землях в сел. Свелнети (19 нояб. 1700), о земельном споре между архим. Афанасием и Цриалашвили (24 авг. 1784), о споре между архим. Антонием и Такинашвили (2 апр. 1790), а также прошение настоятеля К. Иоанна с царской резолюцией (12 марта 1764) (Иоселиани. 1973. С. 106; ПГП. 1974. Т. 5. С. 333, 491-491; 1981. Т. 7. С. 74-75). Набеги лезгинских племен опустошали К. Мон-рь периодически вдовствовал. В документе 1770 г., составленном царским двором Картли и Кахети для российских резидентов, среди пострадавших ставропигиальных мон-рей Картли назван К., «разоренный архимандритский [мон-рь] Богородицы» (Мачарадзе. 1988. Т. 3. Ч. 1. С. 551). Светская власть всецело способствовала восстановлению монастырской жизни в К., возвращению мон-рю крестьян и земель. В кон. XVIII в. монастырские крестьяне были обязаны служить в ополчении и платить специальные денежные налоги, т. н. салеко (სალეკო, букв.- «лекские, для леков») на содержание лезгинских наемников (Такаишвили. Древности. Т. 3. 1910. С. 258-261).

В XVIII в. настоятели К. преимущественно имели сан архимандрита. Настоятель Христофор (Палавандишвили) именовался «Джврис мама» (ჯვრის მამა - отец Креста), т. е. управитель владений Крестового мон-ря в Иерусалиме. На окладе Четвероевангелия и Деяний апостолов, переписанных на Голгофе для К., сохранился принадлежавший ему колофон (Хуцишвили. 2007. С. 97-99).

В нач. XIX в. настоятелем К. стал архим. Досифей (Пицхелаури). Он восстановил кафоликон и др. строения, собрал паству, заботился об экономическом процветании обители (Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 238; Иоселиани. 1973. С. 95). При нем монахи нашли монастырскую б-ку и церковную утварь, спрятанные их предшественниками во время нашествия лезгин в одной из пещер. Большинство рукописей пострадало от сырости, спасти их не удалось (Иоселиани. 1973. С. 97). В 1809 г. архим. Досифей был хиротонисан во епископа Урбнисского, скончался в Тифлисе в 1830 г., похоронен в тифлисском Преображенском мон-ре (Там же. С. 95). После ухода архим. Досифея из К. обитель опустела, здесь подвизался иеромонах, который воспитывал и обучал Закону Божиему детей духовного сословия (Тарасий (Алекси-Месхишвили). 1864. С. 87).

В 1811 г. автокефалия ГПЦ была упразднена, для окормления Церкви в Грузии был сформирован Грузинский Экзархат РПЦ. К. вместе с другими мон-рями Картли вошел в Мцхетско-Карталинскую епархию, в 1818 г.- Карталино-Кахетинскую епархию Грузинского экзархата. Настоятелем К. был назначен архим. Афанасий (Алексишвили). 17 окт. 1814 г. он по определению Свят. Синода РПЦ был введен в число постоянных членов учрежденной Грузино-Имеретинской синодальной конторы (Ведение Святейшего Правительствующего Синода. 1873. С. 407). К., штатный первоклассный мон-рь, «достояние» Мцхетско-Карталинской епархии, упоминается в отношении обер-прокурора Грузино-Имеретинской синодальной конторы Е. Чиляева (Чиладзе), отправленном в Святейший Синод 28 окт. 1816 г. В документе указано, что к К. в это время был приписан мон-рь Шиомгвиме (Предложение статского советника Чиляева. 1874. С. 364). В 1820 г. К. пришел в упадок, монахи перешли в мон-рь Шиомгвиме, святыни и церковная утварь в 1821 г. были перевезены в Преображенский мон-рь в Тифлисе (Тарасий (Алекси-Месхишвили). 1864. С. 87; Кавказский календарь на 1852 г. Тифлис, 1851. С. 257). Согласно документу от 4 нояб. 1921 г., заботы о К. долгое время лежали на западногруз. мон-ре Гелати, к-рый ежегодно отпускал на обитель 1700 р. (Всеподданнейший доклад. 1874. С. 420).

Мон-рь Кватахеви. Общий вид. Фотография. Кон. XIX в.
Мон-рь Кватахеви. Общий вид. Фотография. Кон. XIX в.

Мон-рь Кватахеви. Общий вид. Фотография. Кон. XIX в.
Возрождение К. началось в 1849 г., когда «по желанию» кн. Иоане Тархан-Моурави и жителей Картли, «питающих особенное уважение к этой обители», мон-рь был восстановлен как необщежительный и возведен в 3-й класс. Князь выделил на содержание обители капитал, усадебную землю и лес (Зверинский. 1890. Т. 1. № 245). В 1854-1874 гг. настоятелем мон-ря был архим. Тарасий (Алекси-Месхишвили) (см. ст. Алекси-Месхишвили). В этот период кафоликон был обновлен, конусовидный купол, характерный для груз. архитектуры, заменен лукообразным, восстановлена облицовка стен, возведен притвор, построены трапезная, жилье для монахов, хозяйственные помещения, колокольня (1872) (Хаханашвили. 1898. С. 61; Беридзе. 1960. С. 3; Макалатия. 1960. С. 32; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 238-239; Закарая. 1978. Т. 2. С. 43; Он же. 1990. С. 73; Свод памятников. 1990. С. 200). К 1908 г. К. владел 4315 дес. земли, ежегодно получал из казны 825 р., здесь подвизались архимандрит, 2 монаха и послушник (Денисов. 1908. С. 855).

В кафоликоне и вокруг него сохранилось много могильных камней, наиболее примечательные находятся внутри храма. В правой части храма близ солеи помещена плита из белого мрамора, в надписи, выполненной хуцури, сообщается, что это могила женщины, умершей в 1695 г. По мнению Иоселиани, здесь похоронена царица Хорешан Микеладзе, супруга Георгия XI (Меликсет-Бег. 1925. С. 143-144; Иоселиани. 1973. С. 91; Закарая. 1978. С. 44; Он же. 1990. С. 73). Под плитой у юж. стены погребен кн. Иоане Тархан-Моурави († 14 дек. 1855) (Макалатия. 1960. С. 30). На вставленном в стену куске мрамора выбиты герб князя с изображением церкви (слева вверху), профиля человека (справа вверху) и меча с 4 крестами и медалью (снизу). Под плитой в сев.-вост. части храма могила настоятеля К. архим. Тарасия. В сев. стену вставлена мраморная мемориальная плита.

В советский период К. был закрыт. В 1924 г. Г. Бочоридзе перевез монастырские святыни и утварь в Тифлис (ныне мн. предметы хранятся в Музее искусств Национального музея Грузии). В 1970-1975 гг. под рук. В. Цинцадзе в К. были проведены реставрационные работы: восстановлены и укреплены облицовка стен, зап. притвор, лукообразное перекрытие купола заменено на конусообразное (Комплекс Кватахеви. 1990. С. 200). Богослужение было восстановлено в 1989 г. по благословению католикоса-патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили). В К. подвизаются 4 монаха, настоятель - иером. Дамиан (Хупения).

Настоятели К.

Герман (ок. 1460), в миру Георгий, отец Нестан-Дареджан, супруги самцхийского атабага Кваркваре III; Сильвестр (Силибистро) (Магаладзе) (ок. 1517); Филипп (Бараташвили) (1555-1574); Фома (ок. 1596); Иоанн (Авалишвили) (1600 или 1605-1612); Иосиф (Насидзе) (1612-1613); Захарий (1613-1620); Агапит (Тархнишвили) (с 1624); Николай (Чхеидзе) (60-70-е гг. XVIII в.); Христофор (Сагинашвили) (1683-1686); Бери (Саакадзе-Тархнишвили) (с 1686); Евфимий (Саакадзе) (1691-1700); Христофор (Палавандишвили) (1708-1720); Евфимий (ок. 1720); Иоанн (40-60-е гг. XVIII в.); Афанасий (80-е гг. XVIII в.); Антоний (Тархнишвили) (90-е гг. XVIII в.); Досифей (Пицхелаури) (нач. XIX в.- 1809); Афанасий (Алексишвили) (не позднее 1815 -до 1821, скончался в Москве); Тарасий (Алекси-Месхишвили) (1854-1874).

Архитектурный ансамбль К.

Внутри высокой каменной ограды монастыря (55,4×59,2 м) с 2 башнями находятся кафоликон и строения бытового и хозяйственного назначения. Кафоликон (20,7×13,5 м) представляет собой крестово-купольную церковь типа «вписанного креста»; купол опирается на восточные углы стен и 2 свободно стоящих зап. столба. Храм имеет 2 входа: с юга (смещен к западу) и с запада (смещен к северу). К зап. входу примыкает маленький арочный портик, пристроенный в 1658-1675 гг., к южному - придел, охватывающий зап. и средние части юж. фасада. План кафоликона сходен с планами груз. церквей XII-XIII вв., в первую очередь с планом кафоликона мон-ря Бетаниа.

Кафоликон мон-ря Кватахеви. XII–XIII вв.
Кафоликон мон-ря Кватахеви. XII–XIII вв.

Кафоликон мон-ря Кватахеви. XII–XIII вв.
Фасады выложены тесаными плитами желтоватого ракушечного известняка и богато декорированы орнаментальной резьбой. Вследствие повреждений и реставрации 1854 г. первоначальный декор храма частично утрачен, однако общий характер и система украшения фасадов прослеживаются.

В наружном облике здания выделяется купол со стройным барабаном. Он украшен декоративными арками, поставленными на пучки тонких полуколонок. Внутренние плоскости арок целиком заполняют наличники высоких окон, они покрыты орнаментами, составленными из растительных и геометрических мотивов, к-рые характерны для груз. архитектуры XII-XIII вв. Основное место занимают разнообразные плетения. Над арками проходит высокая полоса S-образного орнамента, под арками размещен профилированный пояс, отмечающий основание барабана.

Интерьер кафоликона мон-ря Кватахеви
Интерьер кафоликона мон-ря Кватахеви

Интерьер кафоликона мон-ря Кватахеви
Оформление вост. фасада в общих чертах следует распространенной в груз. архитектуре XI-XIII вв. схеме, восходящей к кафедралу мон-ря Самтависи (1030). Основные элементы декора скомпонованы по вертикали: на ступени цоколя основан базис, от к-рого поднимается двойной вал, обрамляющий 2 косо поставленных декоративных квадрата и над ними соединяющийся с широким прямоугольным наличником окна. Над окном валики образуют маленький шарик, на него опирается большой орнаментированный крест с удлиненной нижней частью. По сторонам центральной оси в толще стены вырезаны треугольные в плане ниши, арочные обрамления окон пастофориев сделаны в XIX в.

Сев. ворота мон-ря Кватахеви
Сев. ворота мон-ря Кватахеви

Сев. ворота мон-ря Кватахеви
Др. фасады украшены двойными окнами и рельефными изображениями крестов над окнами зап. и юж. фасадов. Над окнами сев. фасада помещен рельеф, созданный кругообразным геометрическим орнаментом. Над папертью юж. входа вырезан еще один крест (Закарая. 1978. Т. 2. С. 72-73).

В интерьере сохранена кладка стен грубо обработанным камнем. На пилястрах и арках использованы также тесаные квадры. Возможно, интерьер храма предполагалось расписать. В 1854 г. стены были побелены, в наст. время покрыты краской белого цвета. Вост. часть храма трехчастна, в ней расположены алтарная апсида, жертвенник и диаконник, не выявленные снаружи. В алтаре с глубокой вимой прорезаны 3 окна. По полукружию алтаря на уровне пола проходит выступ в одну ступень, над которым в центре сделана глубокая ниша. Каменный престол относится к позднему средневековью, хотя, очевидно, помещен на месте древнего. Пастофории сообщаются с вимой небольшими проходными арками (дверь диаконника прорезана в позднее время) и имеют по одному маленькому окну в вост. апсидах. С юж. стороны диаконника устроено дополнительное узкое окно. Над пастофориями оборудованы 2 комнаты: туда поднимались (очевидно, при помощи приставной лестницы) по тоннелю, прорезанному от пастофорий. Вероятно, их использовали как кладовые для церковной утвари.

Купол опирается на паруса. В высоком барабане прорезано 12 окон, в сев. и юж. стенах - по 2 окна и по круглому окну над ними, в зап. стене - 7 окон (4 из них круглые). Арки и своды кафоликона имеют слегка стрельчатую форму. К своду зап. рукава примыкает узкая подпружная арка, опирающаяся на профилированные кронштейны. По всей длине юж. стены идет ряд арок разного пролета, подвешенных на кронштейны (Закарая. 1978. Т. 2. С. 46, 47, 49; Он же. 1990. С. 74, 76).

Юж. придел церкви состоит из 3 частей. Средняя часть, снаружи возвышающаяся над боковыми и покрытая 2-скатной кровлей, имеет звездчатый свод. Она служит проходом к юж. двери церкви и к двери часовни, расположенной к востоку от нее. С запада к центральной части придела примыкает небольшое дополнительное пространство, стены придела сделаны в один накат.

Другие строения. Основной вход в К. расположен с южной стороны. Через сев. ворота можно выйти на задний монастырский двор и в лес. Большая часть построек комплекса сконцентрирована в юго-зап. части территории К. Кельи монахов выстроены вдоль зап. участка ограды. Пятиугольная в плане колокольня устроена к западу от храма на 2-ступенчатом возвышении и представляет собой сень под конусообразной крышей, поддерживаемой опирающимися на столбы полукруглыми арками. Трапезная (6,7×10,2 м), выстроенная из рваного камня, расположена в сев.-зап. углу комплекса, в ее зап. стене сохранились 2 большие печи. В ограде близ юж. ворот - 2-этажная башня, сложенная из рваного камня и не раз перестраивавшаяся (Комплекс Кватахеви. 1990. С. 201; Гуния. 2005. С. 108).

Святыни

Согласно церковному преданию, в основание кафоликона К. была вложена частица ризы Пресв. Богородицы. По сведениям Иоселиани, среди святынь, перевезенных в 1821 г. из К. в Преображенский мон-рь в Тифлисе, были мощи святых (черепа); считается, что они принадлежали св. ап. Фоме и мч. Евгению. В серебряном ковчежце с изображением Пресв. Богородицы хранились частицы бедренной кости вмч. Георгия и позвоночника вмч. Димитрия Солунского. Ковчежец был передан на хранение в приписанный к Преображенской обители мон-рь Шиомгвиме (Иоселиани. 1973. С. 96-99).

Кресты и иконы. Большая часть святынь К. хранится в ГМИГе. Среди перевезенных в 1924 г. в Тифлис ценностей Бочоридзе упоминал неск. крестов: деревянный крест (15×7 см) в киоте (26×14 см), украшенный 7 камнями и обручами; распятие из кости (33×15 см); деревянный киот со стеклянной поверхностью (30,24×25,5×4,5 см), в который помещены серебряный крест (9×7 см), деревянный крест (9×5 см), серебряный кулон с распятием (7×6,5 см), нательный крест (3×2 см), мощевик (5,5×5 см); а также серебряный потир, в 1813 г. пожертвованный монастырю служившим здесь прот. Иосифом и позже переданный в одну из церквей г. Гори.

Живописную икону Пресв. Богородицы с Младенцем (14×9 см) в позолоченном окладе царь Кахети Арчил II (1664-1675) брал с собой во время поездок в Россию (считается, что оклад появился именно в это время). В 1751 г. она была возвращена К., в 1821 г. перевезена в Тифлис и затем вновь в К., в 1924 г. передана в тифлисский Преображенский монастырь. По описанию Иоселиани, икона была украшена драгоценными камнями (большая часть не сохр.): 4 крупными камнями синего (1) и красного (3) цветов, 10 камнями бирюзы, 8 крупными и 95 мелкими жемчужинами. На окладе вычеканены сцены из земной жизни Спасителя и Богородицы. На оборотной стороне иконы был прикреплен серебряный крест с надписью, согласно к-рой в 1695 г. икона была обновлена и украшена драгоценностями «рукой» мастера Георгия на пожертвование супруги Георгия XI царицей Хорешан.

В списке Бочоридзе упомянуты также чеканная Тавкавтская икона вмч. Георгия (серебро, 27×14 см) в стеклянном киоте (41×36,5 см) с надписью, выполненной асомтаврули и содержащей молитвенное обращение Николоза Магаладзе вмч. Георгию (1616), и икона-медальон (6,5×4,75 см), на лицевой стороне которой изображена Божия Матерь с Младенцем, на обратной - святой (Хаханашвили. 1898. С. 61-62; Табл. 1; Меликсет-Бег. 1925. С. 143; Чубинашвили. 1959. С. 642. Табл. 192; Иоселиани. 1973. С. 95-96; Бочоридзе. 2011. С. 257, 288, 289).

Другие святыни. С 1865 г. в К. хранилась выполненная в 991-998 гг. рукопись «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника (Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 134-136). В списке Бочоридзе перечислены 3 медные доски (39,25×23, 25,75×20,5, 23,5×15 см) для печатания Свящ. Писания, драгоценности (браслеты и пояса), живописные картины («Кончина царицы Тамар» и др.) и литографии (портреты царя Ираклия II, католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I и др.) (Бочоридзе. 2011. С. 288, 289).

Ист.: Ксенофонтов Х. Описание Кавтисхевского мон-ря // Кавказский вестник. Тифлис, 1848. № 40-43; Тарасий (Алекси-Месхишвили), архим. Слово на погребение сиятельного кн. полковника Иоане Луарсабовича Тархан-Моурави, 5 мая 1856 г. // Цискари (Заря). Тифлис, 1858. № 11. С. 174-186 (на груз. яз.); он же. Мон-рь Кватахевский Успения Богородицы // Грузинский духовный вестник. Тифлис, 1864. № 9. С. 85-89 (на груз. яз.); он же. Гуджары мон-ря Кватахеви // Моамбе (Бюллетень). Тифлис, 1903. № 9. Ч. 2. С. 1-36 (на груз. яз.); Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1873. (ЗОЛКА; Вып. 1); Ведение Свят. Правительствующего Синода Правительствующему Сенату от 17 окт. 1814 г. // АКавАК. 1873. Т. 5. С. 407-410; Предложение статского советника Чиляева Грузино-Имеретинской синод. конторе от 28 окт. 1816 г., № 98 // Там же. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 364; Всеподданнейший доклад Свят. Синода от 4 нояб. 1921 г., № 18 // Там же. С. 418-421; Мы сообщаем: Груз. надписи церкви Кватахеви // Там же. 1877. № 172. С. 2 (на груз. яз.); Чичинадзе З. Б-ка Кватахеви // Там же. 1877. № 190. С. 3 (на груз. яз.); Чичинадзе З., Тарасий (Алекси-Месхишвили), архим. Сегодняшнее // Там же. 1882. № 152. С. 1-2; № 162. С. 2 (на груз. яз.); Новая история: О школе в Кватахеви // Иверия. Тифлис, 1888. № 156. 27 июля. С. 2; 1890. № 198. 18 сент. С. 2 (на груз. яз.); Джанашвили М. Вынос из Кватахеви архим. Кирионом и перенесение в Тифлисский церк. музей 96 рукописей // Иверия. Тифлис, 1898. № 179. 21 авг. С. 1 (на груз. яз.); Кирион (Садзаглишвили), архим. Надписи Квабтахеви // Цнобис пурцели (Новостной листок). Тифлис, 1898. № 612. 22 авг. С. 2 (на груз. яз.); Хаханашвили А. Экспедиции на Кавказ: 1892, 1893 и 1895 гг. М., 1898. (МАК; Вып. 7); Икона Богородицы мон-ря Кватахеви // Могзаури (Путник). Тифлис, 1901. № 8-9. С. 923 (на груз. яз.); Какабадзе С. Исторические док-ты. Тифлис, 1913. Т. 2, 3 (на груз. яз.); Меликсет-Бек Л. Из археол. путешествия в Кавтурское ущелье в 1923 г. Тифлис, 1925. Вып. 5 (на груз. яз.); Иосиф (Саакадзе), митр. Дидмоуравиани. Тбилиси, 1939 (на груз. яз.); Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба // КЦ. 1959. Т. 2. С. 328-329; Новая Картлис Цховреба: 2-я ред. // Там же. С. 452-453; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского // Там же. 1973. Т. 4. С. 264-267; Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Восхваление и повествование о подвигах и страданиях великих мучеников, к-рые по приказу безбожного Демурланга от воинов его были сожжены в церкви Богоматери мон-ря Квабтахеви // Он же. Мартирика. Тбилиси, 1980. С. 319-340, 508-510. (ПДГАЛ; Т. 6); Корпус груз. ист. док-тов / Сост.: Т. Енукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. (на груз. яз.); Мачарадзе В. Материалы по истории русско-груз. отношений во 2-й пол. XVIII в. Тбилиси, 1988. Т. 3. Ч. 1: Русско-тур. война 1768-1774 гг. и Грузия (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв. / Сост.: Д. Клдиашвили и др. Тбилиси, 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Мон-рь Кватахеви // Он же. Церкви, мон-ри и древности Картли / Сост.: З. Схиртладзе, Н. Читишвили и др. Тбилиси, 2011. С. 37-40. Табл. 11, 12, 13-1, 13-2 (на груз. яз.).
Лит.: Иоселиани П. Жизнь великого моурава Георгия Саакадзе, родоначальника князей Тархан-Моуравовых, с приложением описания Эртацминдского храма и Кватахевского мон-ря. Тифлис, 1848. С. 115-160; он же. Мон-рь Кватахеви // Он же. Великий моурави: Жизнь Георгия Саакадзе. Тбилиси, 1973. С. 89-112 (на груз. яз.); Какабадзе С. Художественная рукопись «Вепхисткаосани» («Витязь в тигровой шкуре»), выполненная ок. 1600 г. // Ист. вестник. Тифлис, 1924. Т. 2. С. 152-158 (на груз. яз.); Беридзе В. В. Архитектура Грузии, IV-XIX вв. М., 1948; он же. Кватахеви: XII-XIII вв. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство. Тбилиси, 1959; Макалатиа С. Ущелье Кавтуры. Тбилиси, 1960. С. 29-31 (на груз. яз.); Гомелаури И., Кениа Р. Каталог проектов, обмеров и рисунков акад. архитектуры Н. П. Северова // Ars Georgica. Сер. В. Тбилиси, 1964. Т. 6. С. 181-182; Закарая П. Груз. архитектура XI-XVIII вв. Тбилиси, 1990. С. 72-88. Табл. 24-29 (на груз. яз.); Комплекс Кватахеви // Свод памятников истории и культуры Грузии. Тбилиси, 1990. Т. 5. С. 199-202 (на груз. яз.); Гуния И. Мон-ри Грузии. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.); Павлиашвили Д. Тедзам-Кавтурское ущелье. Тбилиси, 2005. Т. 4 (на груз. яз.); Хуцишвили Н. Земельное владение Иерусалимского мон-ря Св. Креста в Грузии. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Реставрация Распятия мон-ря Кватахеви // Сапатриаркос уцкебани (Вестник Патриархии). Тбилиси, 2010. № 19. С. 5 (на груз. яз.); Дзигуа Н. Исследование биологических повреждений Кватахевского креста, причиненных микроорганизмами // Мацне (Вестник) / Нац. музей Грузии. Тбилиси, 2011. Вып. 3. С. 250-260 (на груз. яз.); Мосулишвили Х. Мон-рь Кватахеви // Он же. Структура груз. архит. памятников. Тбилиси, 2012. С. 120-122 (на груз. яз.).
Д. Хоштария, Г. Чеишвили, Н. Читишвили
Ключевые слова:
Монастыри Грузинской Православной Церкви Кватахеви, мужской монастырь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресвятой Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви
См.также:
АРМАЗИ мон-рь во имя Пресвятой Богородицы неподалеку от г. Мцхета (Грузия)
АРТОЗАНИ село с монастырем во имя святого Шио Мгвимского, Грузия, VII-VIII вв.
АХТАЛА крепость и монастырь в Армении
ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия